«ЯМЗ-534
» - это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ - ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные - «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода. Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе.
Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика - такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.
Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» - российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.
Электронный блок управления и программное обеспечение к нему - были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.
Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.
В арсенале Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».
Фотография двигателя «ЯМЗ-534»
Возможности, двигателя «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.
Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».
Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ - электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.
Обзор модификаций дизеля «ЯМЗ-534»
«ЯМЗ-5340»
- базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн - Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
«ЯМЗ-53402»
- разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».
«ЯМЗ-5341»
- этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
«ЯМЗ-5342»
- применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
«ЯМЗ-5344-10»
- вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
«ЯМЗ-53442»
- специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
«ЯМЗ-534/CNG»
- самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе - самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.
Инновации дизеля «ЯМЗ-534»
Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности.
Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ - электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя.
«ЯМЗ-534» технические характеристики дизеля
Индекс двигателя | «ЯМЗ-534» |
Производитель | ЯМЗ - ОАО «Автодизель» |
Требования экологичности | EURO-4 |
Габариты двигателя | |
Длина | 972 мм. |
Ширина | 712 мм. |
Высота | 836 мм. |
Вес в незаправленном состоянии | 480 кг. |
Тип | дизельный |
Система питания | непосредственный впрыск CR |
Количество/расположение цилиндров | 4 / "L" |
Диаметр цилинров | 105 мм. |
Ход поршня | 128 мм. |
Рабочий объём | 4430 см 3 |
Максимальная мощность | 136 л.с. при 2300 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 735 Нм (75 кг/с.м) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте | 1300-1600 об/мин. |
Степень сжатия | 17,5 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Высота оси коленчатового вала | 300 мм. |
Тип привода ГРМ | зубчатый ремень |
Масса двигателя | 109,7 кг. |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением |
Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.
Дизельный двигатель ЯМЗ 534 — это современный четырехцилиндровый рядный агрегат с турбонадувом, выпускаемый Ярославским моторным заводом. Разработан он в тесной кооперации с компанией AVL (Австрия). По экологическим нормам двигатель полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕВРО-4.
1.1 Дизельный двигатель ЯМЗ 534
Ярославский завод применил в этом 4 цилиндровом двигателе, как и в других моделях семейства 530-х принципиально новую систему подачи топлива. Непосредственный впрыск топлива происходит в индивидуальных секциях под высоким давлением.
Секции расположены в блоке цилиндров. Привод производится распредвалом двигателя. Секции ТНВД имеют механический регулятор. Регулировка подачи топлива дублируется электромагнитом с микропроцессорным блоком управления. Турбинный компрессор снабжен перепускным газовым клапаном. Мотор работает с воздухонаддувочными охладителями.
Двигатель имеет вмонтированный масляный радиатор и комплектуется 1 или 2 кВт генератором. В задней и передней части двигателя устанавливаются гидравлические шестеренчатоприводные насосы (отключаемые или неотключаемые). В мотор встроен и компрессор пневматических тормозов производительностью до 200 л/мин.
Впускной коллектор оснащен воздушной заслонкой аварийной остановки двигателя с ручным и электрическим приводом. Конструкция картера и маховика выполняется в нескольких вариациях адаптированных под установку коробок передач российского и зарубежного производства.
Двигатель дизель ЯМЗ 534 имеет следующие технические характеристики:
- тип двигателя — дизельный, четырехтактный, турбонаддувный, с жидкостным и воздухонаддувным охлаждением;
- количество цилиндров – 4;
- рабочий объем, л – 4;
- масса двигателя, кг – 420;
- габаритные размеры, мм – длина-972, ширина-712, высота-836, высота оси коленвала – 300;
- диаметр и ход поршня, мм – 102/122;
- мощность при частоте оборотов 2400 в минуту, кВт/л с – 117/160;
- mах крутящий момент при частоте вращения 1100—1300 об/мин, Нм/кгс м – 588/60;
- расход масла, % к расходу топлива – 0,3;
- min удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л с ч) – 201 (148);
- рабочий ресурс, тысяч км – 700;
- периодичность ТО – 1 раз на 20 000 км;
- уровень внутреннего шума в кабине, дБ – 75.
Для всех моделей двигателя применяется топливный фильтр тонкой очистки Евро 4 WDK 962/1собственного производства с максимальным ресурсом, унифицирован с фильтрами других производителей.
2 Принцип работы газового двигателя ЯМЗ 534 СNG
СNG – compressed natural gas,обозначает сжиженный природный газ.
Перспективный двигатель ЯМЗ 534 СNG, работающий на газе разработан совместно с канадской компанией Westport, мировым лидером в проектировании газовых систем для транспортных средств. Агрегат запущен в серийное производство в начале 2016 года. Унификация газового агрегата с базовым дизельным вариантом 530 модели составляет 90 %. Несмотря на это двигатели имеют существенные различия. Прежде всего, у них принципиально разные системы запуска.
Газ через запорный клапан поступает в фильтр высокого давления. Из него он попадает в газовый редуктор, который оснащен датчиком давления. В редукторе давление газа понижается с 200 атмосфер до 6. Дальше газ следует в фильтр низкого давления и оттуда попадает в рампу, имеющую датчики температуры и давления. Из рампы газ через форсунку следует в камеру сгорания, где встречается с воздухом, образуя газо-воздушная смесь. Воздух попадает туда, проходя путь через дроссель, впускной нагреватель и также как газ сквозь рамповые датчики давления и температуры.
Поджигание газо-воздушной смеси в камере сгорания происходит посредством свечи при степени сжатия 12,5 атмосфер. Свеча установлена непосредственно в коробке с клапанами. Для замены свечи, в отличие от дизельного агрегата, требуется снятие клапанной крышки.
2.1 Особенности комплектации моторов ЯМЗ 534 СNG
Экономической целесообразностью, при создании нового газового двигателя, продиктовано применение отдельных деталей, производимых ведущими мировыми компаниями. В комплектации газового агрегата ЯМЗ 534 СNG используются следующие компоненты таких производителей:
Газовый мотор создан без потери мощности, в сравнении с дизельными сородичами. Этот важный параметр сохранен.
2.2 Технические характеристики газового агрегата ЯМЗ 534 СNG
Этот газовый мотор обладает такими техническими параметрами:
- мощность, кВт/л с – 140/190;
- частота вращения, об/мин – 2300;
- maх крутящий момент, Нм/кгс. м – 750/80;
- частота при max крутящем моменте, об/мин – 1200—1600;
- min удельный расход топлива, г/кВт ч(г/л с ч) – 197 (145);
- масса, кг – 480;
- габаритные размеры, мм – длина-890, ширина-720, высота-960;
- моторесурс, тысяч км – 700.
Данный мотор, работающий на газе, имеет свой линейный ряд. Все двигатели этой линейки широко востребованы и устанавливаются на автобусы среднего класса и среднетоннажные автомобили.
Периодичность технического обслуживания зависит от условий эксплуатации. Для транспортных средств, эксплуатируемых в городе пробег до ТО № 1рекомендован 15 000 км, для междугородного транспорта 25000 км. Последующая периодичность такова:
- городской транспорт – 30 000 км;
- междугородный транспорт – 50 000 км.
Цена газового мотора дороже дизельного на 30 %. В свою очередь, экономия на топливе составляет от 40 до 50%, в зависимости от условий эксплуатации.
На все двигатели, выпускаемые Ярославским моторным заводом, распространяется гарантия – 2 года или 100 тыс. км пробега.
2.3 Производство дизельных двигателей ЯМЗ-530 стандарта «Евро 5» (видео)
ЯМЗ-534 – это семейство устройств с рядным расположением цилиндров, разработанное на основании дизельного двигателя ЯМЗ-530. Данные агрегаты являются инновационной разработкой компании AVL List. Высокие технические характеристики ЯМЗ-534 достигаются специалистами предприятия ОАО «Автодизель». Они отвечают экологическому стандарту Евро-4 и пользуются спросом на рынке.
Технические параметры
Технические характеристики ЯМЗ-534 описаны в следующей таблице:
Тип силового агрегата | Дизельный |
Присутствие турбонаддува | + |
Высота оси в коленчатом вале | 30 см |
Количество цилиндров | 4 шт. |
Максимальный крутящий момент | 735 Нм |
Тип охлаждения | Жидкостное, воздух-воздух |
Расположение цилиндров | Рядное, вертикальное |
Частота вращения | 2300-2600 оборотов за минуту |
Диаметр цилиндров | 105 мм |
Степень сжатия | 17,5 |
Рабочий объем цилиндров | 4,43 л |
Ход поршня | 128 мм |
Геометрические параметры | 820х720х900 мм |
Мощность моторов ЯМЗ-534 | 100-158 кВт |
Модификации мотора
Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 мощностью 100-158 кВт имеет огромное количество модификаций, что объясняется его универсальностью и надежностью. В их перечень относят:
- Считается базовой модификацией, которая применяется для большинства грузовых машин, тягачей, автопоездов, самосвалов;
- Разработан преимущественно для автомобилей УРАЛ и для автопоездов, работающих на их базе;
- Используется для различной техники МАЗ разного функционального назначения;
- 5341/10. Применяется для автобусов ПАЗ-320412, полная масса которых не превышает 11 т;
- Данный силовой агрегат, модификация ЯМЗ-534, применяется для многих автобусов ПАЗ с грузоподъемностью до 11 т;
- Популярная модель, идеально подходящая для автобусов марки ПАЗ-32053;
- 5344-10. Востребованная модификация для грузовых автомобилей ГАЗ, имеющих среднюю тоннажность;
- Используется для среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ, отличающихся повышенной проходимостью;
- 534/CNG. Является самой новой моделью, выпущенной в производство несколько лет назад, которая только внедряется на рынок.
Сфера применения указанных силовых агрегатов
ЯМЗ-534, разработанный с использованием дизельных двигателей ЯМЗ-530 средней мощности, отличается универсальностью. Поэтому он нашел широкую сферу применения в составе различной специализированной техники. Этот двигатель эффективно выполняет поставленные функции при его установке на машины грузоподъемностью до 12 т. Часто их используют в составе автопоездов, имеющих массу до 21 тонны.
Силовой агрегат ЯМЗ-534 может применяться для автомобильного транспорта с четырьмя или шестью колесами, где два или четыре из них являются ведущими. При создании данного двигателя планировалось, что он будет устанавливаться на следующую специализированную технику:
- грузовой транспорт МАЗ;
- автомобили ГАЗ;
- Урал (предпочтительней модели нового образца);
- автобусы ПАЗ, имеющие небольшую или среднюю вместительность.
Особенности эксплуатации мотора
Эксплуатация двигателя ЯМЗ-534 с мощностью до 158 кВт будет максимально эффективной. Это достигается наличием универсальной топливной системы аккумуляторного типа. Она дополнительно оборудуется блоком управления, который подает точное количество топлива в систему, в зависимости от потребностей автотранспорта. Это позволяет снизить расход горючего при максимальной мощности и повысить коэффициент полезного действия.
Экологичность ЯМЗ-534 достигается наличием системы рециркуляции отработанных газообразных веществ. В составе конструкции двигателя присутствует специальный нейтрализатор, который для удобства эксплуатации снабжен сменным фильтром.
Даже при работе мотора ЯМЗ-534 на максимальных мощностях его прогнозируемый ресурс работы без капитального ремонта составляет 0,7-1 млн км. При этом производитель двигателя рекомендует каждые 30 тыс. км производить техническое обслуживание агрегата.
Сегодня, параллельно с несколькими модификациями классической V-образной серия ЯМЗ-236/238 Ярославский моторный завод выпускает и рядные моторы семейства 530. Об одном из них – ЯМЗ 534, а также о машинах, на которых он используется уже, а также о перспективных вариациях и пойдет речь дальше.Устройство двигателя
Изначально в Ярославле планировали создать сразу три линейки рядных дизелей. Но после стендовых испытаний (разработки велись в два этапа, и результат первого был не слишком удачным) решили остановиться на двух. Ими стали средние дизель-моторы с продольным расположением 4-ех, а также 6-ти цилиндров в один ряд. Немалая доля заслуг в успешности проекта принадлежит австрийским специалистам компании AVL, которые участвовали в проектировании.
Если же говорить о практической части, то это абсолютная «вина» головного предприятия «Автодизеля» - чтобы новые двигатели были действительно современными, под их производство специально построили отдельную линию. Причем большинство оборудования было заказано за рубежом, а готовый конвейер на 90 процентов автоматизирован. С учетом отставания отечественных изготовителей топливной и электронной аппаратуры часть агрегатов тоже берется «за бугром»:
- топливные насосы высокого давления у Bosch;
- коробки передач идут ZF (моторы делают в «чистом» виде, без КПП);
- электронная начинка сразу от нескольких немецких компаний;
- отливки для блока цилиндров и ГБЦ от тех же немцев – Fritz Winter.
Тем не менее, данный дизель может целиком считаться русским, так как он не адаптирован к нашим реалиям, но уже при проектировке создавался именно с учетом эксплуатации в России и ближнем зарубежье. В то же время, его «выезд» за больший кордон тоже дело решенное – даже в минимальной компоновке он отвечает стандартам экологических норм Евро-4, а использование новационных катализаторов и систем очистки выхлопа позволяет надеяться и на более высокие показатели.
Собственно сам ЯМЗ-534-й, это 4-ех цилиндровик с турбонаддувом, в базовой версии с номинальной мощностью 136 «лошадок», работающий на дизтопливе, и имеющий массу меньше 500 кг. Рассчитан движок на 700 000 километров пробега, при этом заводская гарантия предусматривает двухгодичную эксплуатацию или маршрут длиной сотню тысяч км. Периодичность ТО тоже радует – первое запланировано через 500 рабочих часов (15 тысяч пробега), а дальнейшие через 1000 часов или 30 000 км. Кроме сниженного веса агрегат может похвастаться и хорошими показателями шумности – даже с нагрузкой, в кабине она не превышает порога в 75 дБ.
Максимум крутящего момента дизель-мотор способен выдать уже на низких оборотах (1200 об/мин и 422 Н.м соответственно). В конструкции установки предусмотрена возможность оснащения круиз-контролем. Использована аккумуляторная система топливоподачи Коммон рейл (ECRS). Расход горючего на сотню при постоянной скорости 80 км/час 18.8 литров. При этом максимум скорости на тех машинах, где уже используются модификации – 97 км/час.
Где применяется
Производство началось в 2011-ом, и тогда его ставили на малые и средние автобусы Павловского завода, если конкретно, то на обновленные ПАЗ-3205 и на его чуть большего «собрата» ПАЗ-3204. В феврале 2013 им было найдено более подходящее применение – возрожденные в результате проб с комплектацией ГАЗ-33098, а также модификация-вездеход ГАЗ-33088, более известный как «Садко». То есть, в разных исполнениях может быть оптимальным вариантом и для коммерческих (гражданских) машин, и для относительно легких армейских вездеходов. Стоит уточнить, что продажа машин с таким оснащением началась еще раньше, но именно начало 2013 стало стартом штатно-массового выпуска.
В менее масштабных объемах ставят на среднетоннажные МАЗы и Уралы – у этих автопроизводителей в большем почете «старший брат», шестицилиндровик ЯМЗ-536 и его вариации. Только минчане за 2013-2014 годы продали порядка 7000 машин с ЯМЗэшными рядными "шестерками".
Но и у «четверки» перспективы на сотрудничество с этими, и уже названными ранее, концернами вполне себе радужные:
- ЯМЗ-5340 уже успел себя хорошо зарекомендовать на бортовиках, и самосвалах МАЗ с полной массой до 12 тонн, и седельниках этого же завода, рассчитанных на работу в составе 21-тонных автопоездов
- Усиленный ЯМЗ-53402 и его версии ставят на полноприводные Урал-432065 и гусеничные снегоболотоходы ЗЗГТ
- ЯМЗ-5342 хорош на ПАЗ-4234 и ПАЗ-3237
Напоследок необходимо обязательно упомянуть еще об одном «симбиозе» ЯМЗ-ГАЗ, планы на который у «Автодизеля», и вообще «Группы ГАЗ» самые серьезные. Мы говорим о ЯМЗ 534 CNG – газовой модификации базовой модели, и о «площадке» под его установку автомобиле «ГАЗон NEXT». По сути, эти дизель-авто пятого поколения должны заменить 3309-е, хотя пока и выпускаются параллельно. На них изначально ставили ЯМЗ-53441, а в этом году на выставке была представлена и газовая версия, мотор для коей был разработан ярославцами совместно с канадской фирмой «Вестпорт» (Wstport). До серийно-массового изготовления дело пока не дошло, но все заинтересованные стороны считают решение этого вопроса делом нескольких месяцев.
В любом случае, есть повод поверить в долгосрочность перспектив семейства, а значит, заранее озаботится поиском поставщика качественных расходных материалов и запчастей к ним. Естественно, лучше оригинала ничего быть не может, но вполне может быть не хуже. К тому же, у комплектных подразделений ЯМЗ не всегда находиться время и возможности сотрудничать с розничными и мелкооптовыми клиентами.
У нашего торгового дома «СпецМаш» найдется все – и запчасти, качественно не уступающие штатным (проверено МАДИ и НАМИ, подтверждено и сертифицировано РосТест), и возможность реализации их оптом и в розницу. Посмотреть ассортимент можно в каталоге интернет-магазина, заказы принимаются на сайте, по телефону и «электронке», организовываем доставку по Москве, области и в регионы.
Двигатели ЯМЗ можно назвать надежными и долговечными. Одним из вариантов такого мотора является двигатель ЯМЗ-534. Его рабочий ресурс составляет приблизительно 700 тысяч км. Однако, при воздействии различных негативных факторов, он может выйти из строя гораздо раньше.
Для восстановления и ремонта в таких случаях могут потребоваться многочисленные элементы и составляющие. Каталог запчастей для двигателя ЯМЗ - 534 нашей компании включает в себя большое число наименований всех необходимых запчастей для моторов (более 150 различных запчастей).
У нас можно найти такие детали, как:
- Блок цилиндров и ГБЦ;
- Бендикс стартера;
- Распределительный вал;
- Гайки, болты и другие элементы крепежа;
- Фильтры, вкладыши, прокладки и многое другое.
Все запчасти, которые входят в наш каталог, выпускаются проверенными производителями. Они имеют долгий срок эксплуатации, отличаются надежностью. Детали предназначены именно для данной модели двигателя, поэтому их установка проходит быстро и без затруднений.
Использование только подходящих запчастей обеспечивает хорошую работоспособность мотора. В то время, как установка не соответствующих деталей, может привести к образованию новых более серьезных неисправностей.
Подобрать запчасти
Подобрать запчасти для двигателя марки ЯМЗ-534 в нашем каталоге можно самостоятельно, благодаря простой навигации каталога. Или же можно воспользоваться помощью наших специалистов. Для связи с которыми достаточно заказать обратный звонок. При необходимости будет оказана консультационная помощь.
Стоимость компонентов - достаточно доступная. В каталоге можно выполнять их сортировку по цене, если это необходимо. Также, можно воспользоваться фильтром товаров для наибольшего удобства. Это позволяет сразу просматривать те запчасти, которые есть в наличии в данный момент.