В основе клиент центрированной терапии лежит принцип. Клиент центрированная терапия.

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Карл Роджерс практиковал психодинамическую терапию в 30-х гг. Но скоро он начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импонировало ему быть беспристрастным экспертом, который "понимает" пациента. Он убедился в том, что менее формальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую "недирективную терапию", то есть он позволял своим пациетам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход сейчас называют, как "Клиент центрированная терапия Роджерса", чтобы подчеркнуть роль клиента.

Безусловное позитивное рассмотрение, например, когда оно понимается как уважение к другому, уважение к инаковости, к определенности, позволяет признать его как подтверждение другого как другого, поддерживающего диалог со мной. Принимая ту же мысль, эмпатические отношения перестают подвергаться критике за ее романтику, ее ценят как открытие партнерства двойного клиент-терапевта, предполагая понимание и эффективное принятие другого, в то время как другое.

Многие пути были распущены. Многие тропы еще предстоит открыть. Роджерс был обсужден, повторно изобретен, многими его последователями, которые, стремясь расширить свои поля понимания, тщательно изучают различные возможности. Это желание познавать новые горизонты, исследованные без предубеждения, с разумом, открытым для нового и другого. Осторожно, однако, чтобы мы не заблудились в конструкции, в которой текстура сломана, сломана, сломана во франкенштейновские части, для полного отсутствия парадигматической последовательности и практики.

Учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, что человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. Реальность, окружающий мир существуют для Рождерса только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке.

Самость, для Роджерса - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. "Самость - это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования". Идеальная самость - это представление о себе, как об идеале. Истиная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта.

Роджерс не вернулся к построению феноменологической теории. Такое движение - более современная особенность, сделанная исследователями, которые обратились к изучению феноменологической философии. Таким образом, стремление привлечь Роджерса ближе к Гуссерлю, Хайдеггеру и Мерло Понти, например, сегодня вызывает большую озабоченность, чем предполагал Роджерс.

Работа Роджерса жива и, как таковая, в процессе. Возможно, на этой пост-рогерской фазе, по соглашению Сегреры, построено что-то новое, которое приобретает имена и собственное существование. Мы все еще говорим об ориентированном на человека подходе? Феноменологическая редукция, применяемая Роджерсом: путь к реальности субъекта. р. 1.

Клиент центрированная терапия Роджерса, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости - прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Социальные отношения. Основное в учении Рождерса - это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.

Институт психологии, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу. Клиническое действие и экзистенциальная феноменологическая перспектива. Диссертация: неопубликованные мастера, Католический университет Пернамбуку, Ресифи. Магистерская диссертация, аспирантура по клинической и социальной психологии, Федеральный университет Пара, Белен.

Отражение теоретической последовательности гуманистических психотерапий. Журнал психологии, 5, 69. Сан-Паулу: редактор Каренхо. Магистерская диссертация в клинической психологии, Университет Папонисии Католика Сан-Паулу, Сан-Паулу. Сан-Паулу: Ассоциированные авторы.

Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:
1) постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;
2) выражение чувств - речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;
3) неприятие специфических ролей - Роджерс учит супружескую пару "жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;
4) способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.

Корреляции между Карлом Роджерсом и Мартином Бубером. Феноменологические исследования и эйдетическая психология: элементы методологического понимания. Нидерланды, психология и феноменологические исследования: размышления и перспективы. Феноменология и психология: диалоги и диалоги. 87.

Диссертация доктора, Папский католический университет Сан-Паулу, Сан-Паулу. Является ли гештальт-терапия и подход, ориентированный на человека феноменологическим? Журнал гештальт-подхода. 15, 3. Ориентированный на клиента подход или подход, ориентированный на человека. Боуэн, когда он говорит сердцу - суть психотерапии, ориентированной на человека.

Терапия, центрированная на клиенте. Основные положения нового подхода в клиент центрированной терапии Роджерса, сводятся к следующему.
1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида.
4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.

Являются ли гештальт-терапия и подход, ориентированный на человека, феноменологическими подходами? Гештальт-терапия и подход, ориентированный на человека, являются феноменологическими подходами? Вопрос о том, является ли гештальт-терапия и подход, ориентированный на человека, спорным в современном сценарии гуманистической психологии в Бразилии. Эта статья призвана внести свой вклад в эту дискуссию путем установления диалога между ориентированным на человека подходом и гештальт-терапией с психологическими матрицами, задуманными его автором.

Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями ("триада Рождерса"): безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы "плохим" или "странным" это не казалось. Терапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не дает советов. Совет, говорит Роджерс, несет скрытое сообщение о том, что клиент некомпетентен или неадекватен, - это делает его менее уверенным и более зависимым от помощи.

Ключевые слова: феноменология; Ориентация на человека; Гештальт-терапия. Вопрос о том, является ли гештальт-терапия и подход, ориентированный на человека, феноменологическими подходами, противоречиво в современном сценарии гуманистической психологии в Бразилии. Эта статья намеревается внести свой вклад в это обсуждение, установив диалог между ориентированным на человека подходом и гештальт-терапией с психологическими основными потоками, задуманными автором.

Ключевые слова: феноменология; Индивидуальный подход; Гештальт-терапия. Всегда с сильным намеком на иронию Фигейредо указывает, что самореализация будет идентифицирована в романтической гуманистической матрице с подлинной общинной жизнью, что подразумевает совместимость между подлинной реализацией индивидуального и коллективного счастья. Он напоминает нам, что для Роджерса психотерапия должна способствовать появлению людей, которые открыты для восприятия, восприимчивы, беззащитны, способны функционировать как участники и наблюдатели жизненных процессов, люди, которые уверены в своих чувствах и вовлечены в процесс бытия и становления человек.

Многие формы терапии предлагают взгляд на пациента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, каторый стремится наклеить диагностический ярлык на клинта, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.

Признавая, что витализм представляет собой исторически реакцию на механистический империализм, Фигейредо приходит к выводу, что «витализм сводится к чистой идеологии без какой-либо познавательной ценности», потому что она отрицает рациональность и критический импульс, без честолюбия строгости и управляемой тонкой интуицией Из чувств, потому что он достигает лучших намерений, чрезвычайно романтичных «в своем самом вульгарном смысле красивого, причудливого и мягкого».

В комплексной матрице Фигейредо определяет три широкие линии: идиографический историзм, структурализм и феноменологию, понимая феноменологию как «один из краеугольных камней философской традиции, рационалистический, просвещенный и, следовательно, анти-романтический». В качестве массивов психологической мысли эти три матрицы вставлены в проблематику, установленную романтизмом: проблематика выражения, унифицированная путем наведения человеческого опыта, вставленного в культурную вселенную.

Об эмпатии нельзя сообщить: "Я понимаю" или: "Я знаю, что вы сейчас чувствуете". Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания. Используется также техника, называемая отражением (рефлексией). Отражение показывает, что терапевт активно слушает, а также помогает клиенту осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Действительно, большинство клиентов реагируют на эмпатическое отражение пристальным вниманием к своим чувствам.

В качестве всеобъемлющей матрицы феноменология для Фигейредо является попыткой преодолеть как сциентизм, так и историзм. Созданная для поиска основы знания, феноменология возникает с Эдмундом Гуссерлом как критика натуралистической легитимации знания.

Напротив, фонд нужно искать вместе с чистым сознанием, трансцендентальным субъектом. Объекты в этой дисциплине не являются естественными событиями, но явления, то, что дается сознанию, или, по-другому, рассматриваются им как чистая сущность. Сознание феноменологии было бы чистой интенциональностью: всегда сознанием чего-то.

Конгруэнтность - это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.

Здесь, когда дело доходит до феноменологии, Фигейредо ссылается на феноменологию первого Гуссерля, трансцендентального идеализма, феноменологии чистого сознания. Тем не менее, согласно Фигуередо, феноменология трансцендентального сознания, сходящаяся с другими философскими и литературными традициями, находится в основе экзистенциальности, которая будет иметь более непосредственное влияние в различных психологических подходах, чем течения, исходящие из собственно феноменологической философии. Эти различные экзистенциалистские течения, по их мнению, объединены для описания и разработки аналитических категорий конкретного существования.

В своей ранней книге "Консультации и психотерапия" К. Роджерс перечисляет характерные шаги процесса помощи:
1) клиент приходит за помощью;
2) определяется ситуация;
3) поощрение свободного выражения;
4) советующий принимает и проясняет;
5) постепенное выражение позитивных чувств;
6) обнаружение позитивных импульсов;
7) появление инсайта;
8) прояснение выбора;
9) позитивные действия;
10) возрастание инсайта;
11) растущая независимость;
12) уменьшающаяся потребность в помощи.

Таким образом, экзистенциальные феноменологические аспекты подчеркивают, что человек есть существо в мире, то есть он не имеет предопределенной сущности. Существование - это способ воплощения себя в будущее, осознающий свою судьбу, связанную с ситуацией, в основе которой лежит идея субъекта, ответственного за его выбор. В терминах вкладов этой матрицы Фигейредо добавляет, что экзистенциалистская феноменологическая антропология предоставляет предметную модель, которая будет исследована эмпирическими науками о человеке, способствуя объяснению того, что понимание индивида или больное подразумевает реконструкцию его мира, Неявные горизонты, которые дают значения их сознательным действиям и переживаниям, в раскрытии экзистенциального проекта, лежащего в основе всех их действий.

Этот предполагаемый ряд событий показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта.

Роль терапевта и пациента в процессе психотерапии. "Ключи к исцелению, - писал Рождерс, - находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи".

Поскольку он направлен на то, чтобы просвещать человека как определяющий субъект опыта и размышления в мире, феноменология рассматривается Фигейредо как наследник Просвещения, отменяя необоснованные убеждения или предрассудки. В этом смысле феноменология является антиромантизмом, поскольку она отличается от романтических матриц, которые поддерживают одно и то же разделение между субъектом и объектом, который отмечает научные матрицы, поскольку он отменяет разделение субъекта-объекта.

Такие идеологии узаконяют, по его мнению, вывод субъекта на себя, в несущественной инфляции субъективности. Гештальт-терапия и феноменология. Он был врачом, и его психотерапевтическое предложение подвергалось различным влияниям, таким как психоанализ, анализ характера Рейха, гештальт-психология, органическая теория Голдштейна, экзистенциальная философия и дзен-буддизм. Кажется возможным сказать, что Перлс был, прежде всего, серьезным критиком психоанализа, диалогизируя с ней, часто с некоторыми недоразумениями, поскольку Арауджо и Фразао подразумевают, пока его более поздние работы, посмертно опубликованные под названием.

Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, психотерапевт должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.

Такое отношение (терапевт-клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.

Из этого следует, что гештальт-терапия выступает в качестве дифференцированного предложения психоанализа Фрейда, хотя и связана с ним, в контексте его чрезвычайно критического психоаналитического происхождения. Психоаналитик происхождения, хотя он знает часть работ Вертхаймера, Келера, Коффки и Левина, Перлс был одним из своих основных оснований гештальт-психологии, с которым он имел более прямой контакт через организмическую теорию Голдштейна, Кто был ассистентом в Институте солдат по травме мозга, где Гольдштейн изучил поведенческие последствия таких поражений из основных понятий гештальт-психологии Вертгеймера, Келера и Коффки.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Рождерс использует слово "клиент" вместо традиционного "пациент". Пациент - это тот, кто болен, нуждается в помощи, и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент - тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. В представлении о клиенте содержится идея равенства, отсутствующая в отношении психотерапевта и пациента.

Гольдштейн предложил концепцию организма в целом, нарушая классическую традицию, что у нас есть изолированные органы. Основываясь на этой концепции, Перлс расширил основу гештальт-терапии, нацеливаясь на не более изолированные психологические функции, такие как восприятие, обучение и т.д. Но организм в целом в своем функционировании. Таким образом, в отличие от поиска причин или почему, гештальт-подход стремится понять, как происходит данное явление, принимать его целиком и искать в качестве функции того, что структурировано целое, следовательно, термин гештальт, что означает конфигурацию, Структура, тема, структурные отношения или все значимые.

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Относится к числу концепций экзистенциально-гуманистического направления, разработана Роджерсом (Rogers С. R., 1951).
Использование автором понятия «клиент» наряду с «пациент» подчеркивает признание потенциала самостоятельности, активности больного на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.
Согласно Роджерсу, индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Осуществляется организмический оценочный процесс: организм испытывает удовлетворение при тех стимулах или поведенческих актах, которые усложняют и сохраняют организм и «Я» как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем; поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших отрицательную оценку.
По мере возникновения осознания «Я» у индивида развивается потребность в положительной оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация положительной оценки начинает переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначается как самооценка. Так как Я-переживания индивида воспринимаются значимыми людьми как менее или более заслуживающие положительной оценки (т. е. Я-переживания приобретают условия оценки), то и самооценка становится селективной. Из-за этой избирательности опыт воспринимается тоже селективно, на основе условий оценки, он может быть искажен и неосознаваем.
Вследствие этого индивид утрачивает интеграцию, его концепция «Я» включает искаженные восприятия, неправильно репрезентирующие опыт; поведение регулируется то со стороны «Я», то теми аспектами опыта, которые не включены в «Я», что сопровождается напряженным и неадекватным функционированием. Это - главное отчуждение в человеке. Он изменяет природному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения положительной оценки индивид начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие такой неконгруэнтности (несоответствия) между «Я» и опытом возникает неконгруэнтность в поведении и процесс защиты. Однако если степень неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, и тогда имеет место дезорганизация функционирования индивида.
Теория психотерапии состоит из множества «если... то». Если существуют определенные условия, то будет происходить процесс, включающий определенные характерные элементы. Если данный процесс происходит, то последуют определенные изменения личности и поведения.
1. Условия психотерапевтического процесса:
1) два индивида состоят в контакте;
2) пациент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;
3) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях;
4) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту;
5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента (об условиях, относящихся к психотерапевту, см. также ТРИАДА РОДЖЕРСА);
6) пациент переживает, хотя бы в минимальной степени, условия 4-е и 5-е, т. е. безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.
Коммуникации психотерапевта могут иметь как вербальную, так и невербальную природу, важно лишь, чтобы, как это указано в условии 6, коммуникация была воспринята, была эффективной. Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают психотерапевтического продвижения. Наиболее используемыми приемами являются:
- вербализация - высказывание другими словами того, что сообщил пациент, избегая истолкования, привнесения своего материала. Это перефразирование, имеющее целью выделить наиболее существенное и обратить внимание больного на «острые углы», а также показать, что его не только слушают, но и слышат;
- умелое использование молчания, молчаливое принятие;
- отражение эмоций - повторяются те слова пациента, в которых непосредственно выражаются эмоции.
Роджерс подчеркивал, что вопрос должен стоять не о том, как вести себя психотерапевту, а о том, каким ему быть. Он является яростным противником нозологии, любых классификаций, так как они представляют собой результат интеллектуальных усилий психотерапевта, при наличии которых непосредственно воспринимаемая ситуация пациента искажается опытом врача. В К.-ц. п. считаются приемлемыми одни и те же условия, независимо от частных характеристик самого пациента. Со ссылкой на опыт автор метода указывает, что нет ни необходимости, ни пользы в том, чтобы строить определенные отношения в зависимости от типа пациента.
Доминанта этой части концепции - пункт 3, конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта в отношениях, т. е. психотерапевту следует правильно символизировать собственный опыт. Общая тенденция направлена на выражение или сообщение пациенту своих устойчивых чувств.
Однако не следует ожидать от психотерапевта, чтобы он был вполне конгруэнтной личностью в каждый конкретный момент. Вышеприведенные условия - это условия идеальные, т. е. должны соблюдаться до определенной степени. Но чем более они выражены, тем с большей вероятностью будет идти процесс психотерапии и тем значительнее степень происходящей при этом реорганизации личности.
2. Процесс психотерапии.
Когда созданы указанные выше условия, осуществляется психотерапевтический процесс, для которого характерно следующее:
1) пациент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется по вербальным и моторным каналам;
2) его выраженные чувства имеют все большее отношение к «Я» и все реже остаются безликими;
3) все чаще он дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий, включающие среду, окружающих лиц, собственное «Я», переживания и взаимоотношения между ними;
4) его выраженные чувства все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его концепцией «Я»;
5) пациент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;
6) он осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения;
7) концепция «Я» реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать и включить эти ранее искажаемые и подавляемые переживания;
8) по мере реорганизации концепция «Я» включает такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться. Иными словами, ослабляются механизмы защиты;
9) пациент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психотерапевта без какого бы то ни было чувства угрозы;
10) он все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку;
11) источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения;
12) пациент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимым окружением; чаще как удовлетворительные расцениваются те стимулы или поведенческие акты, которые сохраняют и усложняют организм и «Я» как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем.
Такая последовательность наблюдается на практике, и, когда возникает вопрос «почему?», Роджерс подчеркивал, что при любых теоретических объяснениях возможна ошибка, но это не влияет на зависимость «если... то».
3. Исход психотерапии относительно личности и поведения.
Между процессом и исходом не существует четкой границы. Традиционно исход понимается как относительно постоянные изменения. К их числу относятся следующие:
1) пациент становится более конгруэнтен, более открыт для опыта, менее защищен;
2) вследствие этого он более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;
3) он эффективнее решает свои проблемы;
4) психологическая приспособляемость улучшается, приближаясь к оптимальной;
5) уменьшается ранимость;
6) восприятие своего идеального «Я» более реалистично и доступно;
7) вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается напряжение всех типов - физиологическое, психологическое, а также особый тип психологического напряжения, определяемый как тревожность;
8) повышается степень положительной самооценки;
9) пациент воспринимает место оценки и место выбора локализованными внутри самого себя, доверяет себе;
10) он более реалистичен, правильнее воспринимает окружающих;
11) он сильнее переживает принятие в отношении других людей вследствие меньшего искажения их в своем восприятии;
12) происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в Я-структуру, и, следовательно, увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;
13) окружающие воспринимают поведение пациента как более социализированное, более зрелое;
14) поведение пациента более креативно, более адаптивно по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и, кроме того, представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.
Развивая теорию К.-ц. п., автор неоднократно модифицировал свое понимание роли психотерапевта. Если в первый период недирективной психотерапии акцентировалось внимание на создании климата невмешательства, то во второй - задачей психотерапевта является отражение эмоций пациента (роль «зеркала») и избегание угрозы в отношениях с ним. Третий период связан с осмыслением процессов и опыта психотерапевтических групп.
Подчеркивается роль выражения чувств самим психотерапевтом, более полного их выражения, что способствует быстрому психотерапевтическому эффекту. Развитие К.-ц. п. шло в направлении увеличения личностной включенности психотерапевта.

Википедия

Клиент-центрированная терапия - недирективная психотерапия К.Роджерса. Роль терапевта сводится внешне лишь к созданию доброжелательной, безоценочной атмосферы, облегчающей высказывание в обычной среде порицаемых побуждений и действий, их свободный и беспристрастный анализ и,… …

Психотерапия клиент-центрированная - – термин К. Роджерса (1951, 1961, 1966), обозначает центрированную на личности пациента терапию, основанную на гипотезе о существовании природной способности организма к самоисцелению. Основной целью терапии методом К.Роджерса является создание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Клиент-центрированное консультирование - (person centred counseling) – подход к консультированию, позволяющий клиенту ощутить собственную значимость. Клиент центрированное консультирование основано на работе Карла Роджерса, который в 1950 х гг. предложил концепции и терминологию,… … Словарь-справочник по социальной работе

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

Психотерапия, центрированная на пациенте - Гуманистический метод терапии, создание которого связывается с именем Карла Роджерса. Роджерс обладал позитивными взглядами на природу человека, полагая. что в ее основе лежит добро, и считал, что терапия не должна задавать цели пациенту. чтобы… … Большая психологическая энциклопедия - В И. п. в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач пациент. В организационном аспекте И. п. отлична от групповой (где инструментом лечебного… … Психотерапевтическая энциклопедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»