Эмоции способствующие деятельности называются а нарушающие ее. Роль эмоций в познавательной деятельности. Основные свойства эмоциональных переживании

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Биология, 8 класс

Контрольная работа к параграфу 61

Воля и эмоции. Внимание

Ученик: _____________________________________ Дата: «_____» _____________ 200 __ г.

    Аффект относится к _______________________________, а смех – к
    _____________________________________________

    Эмоции, способствующие деятельности, называются ______________________, а нарушающие ее ___________________________

    При внушаемости цель деятельности:

    Навязывается со стороны

    Осмысленно выбирается

    Обратная тому, что пытаются навязать со стороны

    В отличие от эмоциональных состояний эмоциональные отношения

    Направлены на определённый объект

    Могут быть положительными, отрицательными и нейтральными

    Сопровождаются гормональными изменениями в организме

    Произвольное внимание в отличие от непроизвольного

    Вызывается ярким, неожиданным раздражителем

    Связано с усилием воли

    Может быть направлено на малоинтересное дело

    Длится, пока объект сохраняет новизну

Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Именно поэтому они возникают и существуют у человека как необходимая сторона его душевной жизни.

Эмоции выполняют следующие функции: оценочную, регулирующую (сигнальную), стимулирующую (побудительную) и коммуникативную, а также функцию воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.

  1. Регулирующая (сигнальная) . Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они сигнализируют о наличии какой-либо неудовлетворенной потребности и сопровождают деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Эмоции перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, регулируют его, направляя деятельность на удовлетворение потребности. Соотношение эмоций и потребностей наиболее полно объясняется в информационной теории Симонова. Согласно этой теории, эмоции рассматриваются как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды. Эта зависимость выражается формулой:

Э = П (И¹ – Иº), где Э – эмоция, ее сила и знак; П – величина актуальной потребности,

И¹ - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Иº - информация, существующая в данный момент времени.

  1. Оценочная функция . Эмоции являются формой первичной оценки субъективной значимости для человека окружающих его предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т. д. Эмоции выступают для человека в роли своеобразного внутреннего компаса, позволяющего быстро и надежно ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций, в людях и самом себе, в предметах и явлениях. Причем эмоциональные оценки представляются человеку значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные. Эмоциональная оценка часто осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и проч.
  2. Стимулирующая (побудительная) , побуждающая к действиям. Эмоции стимулируют протекание всех остальных психических процессов, мобилизуют все силы организма в сложных, ответственных ситуациях. В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение отрицательно сказывается на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса – Додсона, согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности.
  3. Коммуникативная функция . Эмоциональные проявления сопровождают любые взаимодействия между людьми.

Эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в самом разном направлении: усиливаться, ослабляться вплоть до полного затухания (смерти), улучшаться, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т. д. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).

Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться) в десятки и сотни раз.

Основные свойства эмоциональных переживании:

1. Качественная окраска переживаний;

2. Знак эмоций;

3. Интенсивность переживаний;

4. Продолжительность переживаний.

Качественная окраска переживаний – это качественная характеристика, которая придаёт своеобразие и неповторимость каждому эмоциональному переживанию.

Каждая потребность сопровождается, только ей присущей эмоциональной окраской. Например: положительные эмоции при удовлетворении пищевой, познавательной, эстетической потребностей будут разные по своей окраске. Эмоциональную окраску невозможно передать словами, она сугубо индивидуальна, зависит от ряда психологических особенностей личности.

Знак эмоций – отражает степень приятности и не приятности, довольствия и не довольствия переживания. Знак эмоций в то же время является субъективным показателем вредности или полезности конкретного предмета или явления.

В зависимости от знака эмоционального состояния различают:

1. Положительные эмоции;

2. Отрицательные эмоции;

3. Амбивалентные (двойственные) эмоции.

Положительные эмоции свидетельствуют о полезности, приятности для человека определённого объекта, о том, что этот объект удовлетворил потребность. Они благотворно влияют на физическое и психическое состояния человека. При переживании положительных эмоций улучшается кровоснабжение всех органов, т.к. поддерживается оптимальный для организма тонус кровеносных сосудов. Нейроэндокринная система вырабатывает гормон радости, удовольствия и т.д. Сердечная мышца сокращается в нормальном ритме, ЖКТ работает нормально без спазмов. Все функции в норме и состояние человека улучшается.

Интенсивность эмоций – качественная характеристика эмоциональных переживаний. Она определяется двумя факторами:

1. Степенью неудовлетворённости соответствующим потребностям;

2. Степенью неожиданности обстоятельств, влияющих на её удовлетворение. Здесь действует психологическая закономерность: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие её удовлетворению, тем сильнее эмоциональное переживание.

Длительность эмоциональных переживаний – временная характеристика эмоций, она отражает продолжительность контакта человека с эмоциогенной ситуацией, а так же время на протяжении которого, соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворённости.

Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится.

Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия.

Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень прочности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие действия поддерживаются эмоциями.

Интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека. Считается, что именно интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет познания и действия. Исключения возникают тогда, когда в сознании доминируют негативные эмоции. Из неврологического взгляда интерес активизируется нарастанием градиента - возбуждения нейронов.

На сознательном уровне ключевыми детерминантами интереса являются новизна, изменения окружающей среды. Источником таких изменений и новизны могут быть не только окружающую среду, но и воображение, память, мышление. Заинтересованный человек интенсивно всматривается, прислушивается. Феноменология интереса характеризуется также высокой степенью удовлетворения, уверенности в себе и умеренной импульсивностью и напряжением. Эмоция радости часто сопровождает интерес. Он способствует развитию умений и интеллекта, играет важную роль в общественной жизни и поддержании межличностных отношений.

Новизна является естественным возбудителем интереса. Поддерживаемый интересом развитие перцептивной-когнитивной и моторной активности начинается уже у новорожденных. Интерес способствует интеллектуальной, эстетической и другим видом творческой деятельности.

Удивление не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака. Это эмоциональная реакция на внезапные обстоятельства, что порождается резким увеличением нервной стимуляции. Внешней причиной удивления является внезапное, неожиданное событие.

Удивление длится недолго. Складывается впечатление, что в момент удивления мысли отсутствуют, мыслительные процессы остановлены. Поэтому с удивлением практически не связывается умственная деятельность. Это напоминает ощущения от слабого электрического удара: мышцы быстро сокращаются, и человек как бы ощущает покалывание электрическим током, проходящим по нервам, и заставляет подскочить. В момент удивление субъект не знает точно, как реагировать. Возникает чувство неопределенности. Удивление занимает промежуточное место между положительными и отрицательными эмоциями. Таким образом, удивление выполняет функцию выведения нервной системы из состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в нашем окружении.

Наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций и чувств. Переживание своего отношения к внешнему и внутреннему миру мы называем эмоциями. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Физиологическая роль эмоций в жизни организма очень велика, т.к. они участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.

Эмоции - ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere - по­трясать, волновать). Они выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Эмоции имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов, потому что они являются индикатором и мотиватором поведения, указывающим на степень полезности раздражителя для жизнедеятельности. Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания удовольствия, гнева, страха, неудовольствия, которые свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию.

В качестве внутренних раздражителей, ведущих к возникновению эмоций, высту­пают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пу­зыря, кишечника). Внешние раздражители - это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

Имеется несколько критериев для клас­сификации эмоций по интенсивности и длительности: настрое­ние - эмоция - аффект. Настроение – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, связанное с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Человеку свойственна также страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека и направить его на великие подвиги и открытия.

Выделяют положительные и отрицатель­ные эмоции. К положительным эмоциям относят удовольствие, радость, доверие, симпатию и др. К отрицательным эмоциям относят неудовольствие, горе, тоску, тревогу, обиду, ненависть и др. Могут возникать и нейтральные эмоции: любопытство, удивление, безразличие. Отрицательные эмоции могут быть стеническими, т.е. вызывающими по­вышение активности организма - физической, духовной, и ас­теническими – угнетающими деятельность организма. Положительные эмоции обычно бывают стеническими. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться.

Состояние организма во времяэмоцийсопровождается заметными изменениями функций внутренних органов и систем организма, а также двигательными реакциями. Эмоции вызывают усиленное функционирование лишь тех систем организма, которые в данный момент обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или измене­ние интенсивности деятельности внутренних органов зависит от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицатель­ная эмоция обычно сопровождается возбуждением центральной нервной системы, выбросом е кровь катехоламинов, ведущих к активации кардиореспираторной, костной и мышечной систем организма. Деятельность желудоч­но-кишечного тракта при этом угнетается. Повы­шенный мышечный тонус рассматривают как показатель отрица­тельного эмоционального состояния, тревоги. Внешние про­явления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние же обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека регистрируются с помощью электроэнцефалографии. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

В процессе филогенеза животного мира совершенствовались и структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, чтоосновными структурами, ответствен­ными за проявления эмоциональных реакций, являются элемен­ты лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым обла­стям лимбической системы относятся гиппокамп, парагиппокамп, пояс­ная извилина, обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалевидным телом (рисунок 5). Многие ученые считают, что в регуляции эмоций участвуют также зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация мозга.

Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому человек при выраженных эмоциональных состояниях краснеет или бледнеет, у него возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «встают дыбом». Иначе говоря, при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.

Известно, что гипоталамус регулирует запуск и прекращение основных ти­пов врожденного поведения. Большинством исследователей он рас­сматривается как исполнительная система, в которой объединя­ются вегетативные и двигательные проявления мотивации и эмо­ций. В составе эмоции выделяют собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение.

Удаление отдельных структур лимбической системы в экспе­рименте у животных вызывает изменения характера их поведения. При удалении височных областей мозга у обезьян был отмечен характерный син­дром Клювера-Бюси. При этом нарушается нормальная пищевая деятельность, и животные непрерывно обследуют близлежащие предметы, берут их в рот, съедают несъе­добное. Это свидетельствует о потере живот­ными оценки значения пищевого раздражителя.

На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лим­бических структур на кору большого мозга выходит генерализованно, т.е. происходит эмоциональное возбуждение всего мозга.

Рисунок 5 – Лимбическая система

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей полушарий вызывает эмоциональную тупость и растормаживает биоло­гические реакции.

Лимбическая система сообщается с неокортексом в области лоб­ной и височной долей. Височные области отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и сомато­сенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу.

Обезьяны, у которых удалено миндалевидное тело, теряют спо­собность к социальному внутригрупповому поведению. Такие жи­вотные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной ин­формации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), не­обходимой для группового поведения, а также Они не могут связать зрительную, слуховую, обонятельную инфор­мацию с их собственным эмоциональным состоянием, а от настроения зависят их внутригрупповые симпатии или анти­патии. Такие обезьяны избегают остальных членов группы. Они встревожены, проявляют неуве­ренность в себе. Электрическое раздражение мин­далевидного тела вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко - удовольствия. Также экспериментально подтверждено влияние миндалевидного тела на агрессивность поведения. После его удаления с двух сторон у вожака стаи обезьян он потерял агрессивность, и его место занял наиболее агрессивный самец.

Удаление височных долей устраняет страх и агрес­сию. Есть данные, что поясная извилина является главным коорди­натором различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций. Наблюдения и эксперименты показали, что у «правополушарных» людей чаще преобладают отрицательные эмоции, в то время как у «левополушарных» людей - положительные. Люди с поражением правого полушария эмоционально относительно благодуш­ны, а с поражением левого - тревожны, озабочены. Распознавание ми­мики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли нарушает распозна­ние эмоциональной интонации речи. При выключении левого по­лушария независимо от характера эмоции улучшается распознава­ние эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмо­ций - мимика, движения глаз - также связывают с функцией правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально». Для людей с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность.

Считается, что качество эмоций и их интенсивность определя­ются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучша­ется, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. По­ложительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синте­за и ростом норадреналина в мозге. Дефицит норадреналина вызывает депрессию и состояние тос­ки.

Повышение агрессивности многие исследователи объясняют ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния се­ротонина. У агрессивных мышей обнаруживался более низкий уровень содержания серотонина в мозге по сравнению с неагрессивными животными. У прирученных животных в мозге обнаружено большее количество серотонина, чем у диких.

Каковы же причины возникновения эмоций? Известны три основные тео­рии: биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций и представление, выдвинутое Г. И. Косицким,

Автором биологической теории эмоций является П. К. Анохин. В основу этой тео­рии положена концепция функциональной системы: эмо­ция связана с появлением потребности, которая может сопро­вождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция.

Потребностно-информационную теорию эмоций создал П. В.Симонов. Согласно этой теории в основе появления эмоции лежат потреб­ность и информация, необходимая для ее удовлетворения. Если объем информации недостаточен для удовлетворения по­требности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен, то возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Значение эмоций в жизнедеятельности организма трудно переоценить.

Во-первых, за счет эмоций происходитмобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоции способствуют концентрации внимания, обостряют мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчают запоминание боль­шого объема информации. Во-вторых, с помощью мимики и жестики эмоции выполняют коммуникативные функции, позволяя человеку передать свои переживания другим людям, показать свое отношение к окружающим объектам и явлениям. В-третьих, эмоции влияют на здоровье человека: положительные эмоции улучшают его, отрицательные – ухудшают.

Ключевые слова: потребность, биологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности, потребности свободы и исследования, мотивация, биологические мотивации, социальные мотивации, идеальные мотивации, низшие мотивации, высшие мотивации, эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, стенические эмоции, астенические эмоции, биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, коммуникативная функция эмоций, мобилизующие функции эмоций.

Вопросы для самоконтроля

1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?

2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.

3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?

4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?

5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?

6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»