Физиологические основы волевых действий. Воля. Физиологические основы воли Основные психологические теории воли

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.

Приведено с небольшими сокращениями

Первоначальная причина всякого поступка, по словам И. М. Сеченова, лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении. В этом заключается детерминизм деятельности, согласно которому любое действие человека имеет свою причину.
Сеченов говорит о первоначальной причине. Но в дальнейшем, на основе жизненного опыта, многие действия совершаются без непосредственного чувственного возбуждения или даже вопреки ему.
Так, внешний раздражитель, например телевизор, побуждает человека смотреть интересную передачу, а он садится за работу, руководствуясь мыслью о долге или о тех неприятных последствиях, которые произойдут, если работа не будет выполнена. Физиологической основой волевого действия являются те второсигнальные системы нервных связей, которые образовались в коре мозга ранее, в результате прошлого опыта. Эти системы к моменту волевого действия актуализировались (возбудились), что позволило совершить некоторые усилия, и человек заставил себя работать, а не смотреть телевизионную передачу, хотя и очень интересную.
В волевом действии особая роль принадлежит слову как раздражителю. Слово может быть сигналом, действующим на человека извне (например, указание учителя), но оно часто является и внутренним требованием к самому себе, самоприказом. Недаром И. П. Павлов говорил о том, что слова бывают не только слышимыми и видимыми (при чтении), но и произносимыми в уме, наедине с собой. Во всех случаях они являются реальными раздражителями для ответного произвольного действия. И при наличии устойчивого очага возбуждения человек добивается поставленной цели. Клетки мозга, управляющие нашими движениями, всегда бывают связаны с другими клетками коры больших полушарий.
Чем же объяснить, что один человек имеет достаточную силу воли, умеет себя заставить делать то, что надо, а другой не может этого сделать, отличается слабоволием? Физиологическое объяснение может быть следующее: у одних людей образовались более устойчивые системы связей в коре головного мозга, у других они менее устойчивы.
Как уже говорилось, всякое управление невозможно без контроля и коррекции (поправки). Человек в состоянии управлять и действительно управляет своими движениями и действиями благодаря тому, что клетки мозга, с одной стороны, посылают импульсы в мышцы тела, а с другой стороны, получают от органов движения обратные сигналы о совершенном действии. В коре мозга происходит переработка этой информации, и оттуда вновь идут сигналы о коррективах, которые надо внести в движение. Эта обратная нервная связь дает возможность человеку контролировать свои действия, сознательно и произвольно управлять ими, т. е. совершать волевую деятельность.
Процессы торможения в коре больших полушарий задерживают ненужные непроизвольные движения. Эти процессы подавляют чрезмерное возбуждение (например, в состоянии аффекта) и способствуют появлению сдержанности, самообладания, выдержки, последовательности действий и т. п.
Вообще существует прямая зависимость воли от способности коры больших полушарий регулировать работу подкорки. Последняя является источником многих возбудительных процессов в организме человека (инстинктов, влечений, аффектов и т. д.).

Воля и волевые свойства личности

Специфика волевого регулирования

Воля

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

¨ допсихические непроизвольные реакции;

¨ образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

¨ речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где крайне важно соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - ϶ᴛᴏ деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) эмоциональный;

3) поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

1) побуждение и осознание цели;

2) борьба мотивов;

3) акт принятия решения;

4) исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целœей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Воля-это сознательное регулирование человеком своих дейс­твии, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Волевое поведение характеризуется сознательностью деятель­ности. Человек сознательно идет к поставленной цели.

Другим важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением внутренних и внешних препятствий.

В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инœертность, леность и т. д.

Примером внешних препятствий может служить отсутствие необ­ходимого инструмента для работы или противодействие других лю­дей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

На базе второсигнальных связей осуществляется вся созна­тельная регуляция человеческого поведения, происходит выбор мес­та͵ времени и характера, способа, интенсивности действия при ре­ализации полученной информации.

Огромное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. В них происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Пора­жение лобных долей приводит к апраксии (быстрой отвлекаемости, невозможностью сосредоточения в течении длительного времени на какой-либо деятельности). Абулия (болезненное безволие) развива­ется чаще после энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм).

Важный вклад в механизм волевого регулирования вносит ретику­лярная формация. Она является своеобразным фильтром, отбирающим одни импульсы, идущие к коре, и задерживающий другие, не имеющие жизненно важного значения. Ретикулярная формация является также своеобразным аккумулятором и пультом управления по энергетичес­кому снабжению коры.

П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы как бы опережают течение внешних со­бытий. На базе прошлого опыта человек предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему. На базе сигнала в моз­ге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанная многократным повторением.

Волевые свойства личности. К волевым свойствам личности относятся следующие: Целœеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определœении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определœенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда всœе-таки оказывается перед крайне важно стью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, должна быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не про­думав, не взвесив, принимает поспешное решение.

Настойчивость (проявляется в способности долгое время направлять и контролировать поведение в соответствии с намечен­ной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно нас­тойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собс­твенные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы бывают ошибочными или, по крайней мере, не лучшими.

Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие дости­жению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять приня­тые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной ини­циативе начать и закончить более или менее сложное волевое дейс­твие; Οʜᴎ проявляют активность в том случае, в случае если получают ука­зания, распоряжения, совет. Οʜᴎ быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в зна­чительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определœенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всœех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании во­левых свойств личности имеет повсœедневный регулярный труд.

Раздел четвёртый. Личность.

Физиологические основы воли. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Физиологические основы воли." 2017, 2018.

Первоначальная причина всякого поступка, по словам И. М. Сеченова, лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении. В этом заключается детерминизм деятельности, согласно которому любое действие человека имеет свою причину.
Сеченов говорит о первоначальной причине. Но в дальнейшем, на основе жизненного опыта, многие действия совершаются без непосредственного чувственного возбуждения или даже вопреки ему.
Так, внешний раздражитель, например телевизор, побуждает человека смотреть интересную передачу, а он садится за работу, руководствуясь мыслью о долге или о тех неприятных последствиях, которые произойдут, если работа не будет выполнена. Физиологической основой волевого действия являются те второсигнальные системы нервных связей, которые образовались в коре мозга ранее, в результате прошлого опыта. Эти системы к моменту волевого действия актуализировались (возбудились), что позволило совершить некоторые усилия, и человек заставил себя работать, а не смотреть телевизионную передачу, хотя и очень интересную.
В волевом действии особая роль принадлежит слову как раздражителю. Слово может быть сигналом, действующим на человека извне (например, указание учителя), но оно часто является и внутренним требованием к самому себе, самоприказом. Недаром И. П. Павлов говорил о том, что слова бывают не только слышимыми и видимыми (при чтении), но и произносимыми в уме, наедине с собой. Во всех случаях они являются реальными раздражителями для ответного произвольного действия. И при наличии устойчивого очага возбуждения человек добивается поставленной цели. Клетки мозга, управляющие нашими движениями, всегда бывают связаны с другими клетками коры больших полушарий.
Чем же объяснить, что один человек имеет достаточную силу воли, умеет себя заставить делать то, что надо, а другой не может этого сделать, отличается слабоволием? Физиологическое объяснение может быть следующее: у одних людей образовались более устойчивые системы связей в коре головного мозга, у других они менее устойчивы.
Как уже говорилось, всякое управление невозможно без контроля и коррекции (поправки). Человек в состоянии управлять и действительно управляет своими движениями и действиями благодаря тому, что клетки мозга, с одной стороны, посылают импульсы в мышцы тела, а с другой стороны, получают от органов движения обратные сигналы о совершенном действии. В коре мозга происходит переработка этой информации, и оттуда вновь идут сигналы о коррективах, которые надо внести в движение. Эта обратная нервная связь дает возможность человеку контролировать свои действия, сознательно и произвольно управлять ими, т. е. совершать волевую деятельность.
Процессы торможения в коре больших полушарий задерживают ненужные непроизвольные движения. Эти процессы подавляют чрезмерное возбуждение (например, в состоянии аффекта) и способствуют появлению сдержанности, самообладания, выдержки, последовательности действий и т. п.
Вообще существует прямая зависимость воли от способности коры больших полушарий регулировать работу подкорки. Последняя является источником многих возбудительных процессов в организме человека (инстинктов, влечений, аффектов и т. д.).



Истоки волевого действия

К числу непосредственных побудителей к волевому действию относятся потребности человека, его мотивы и цели, влечения, желания и т. п. Потребность как нужда в чем-то является исходным побуждением к деятельности. На основе потребности возникает мотив, т. е. побудительная причина к действию. А то, к чему человек стремится, будет целью его действий.
Если цель, к которой человек стремится, и мотивы, побуждающие его к этому, ясны, то такое стремление называют желанием. Неосознанные стремления называются влечениями. Влечение в меньшей степени, чем желание, получает волевую поддержку человека, и поэтому цель влечения реже получает реальное осуществление.
Важным побудителем к волевым действиям являются чувства. Они заставляют побеждать трудности, настойчиво добиваться поставленных целей. В общественно-историческом развитии человечества огромное значение для формирования волевых качеств имел труд. Именно в процессе труда люди воспитали и продолжают воспитывать свою волю, без которой немыслима любая работа. Важно, что труд человека с самого начала был коллективным. Являясь членом коллектива, человек боролся за жизнь, добывал средства к существованию совместно с другими людьми.
Коллективный труд накладывал на него определенные социальные (общественные) обязанности. А это вело к развитию у человека чувства долга. Именно оно побуждает нас преодолевать внешние и внутренние препятствия, чтобы выполнить свои обязанности. В здоровом, хорошо организованном коллективе выполнение общественного долга становится естественной, социально обусловленной потребностью человека. А. С. Макаренко говорил, что потребность у нас - родная сестра долга.
Важным побудителем волевого поведения являются устанем вившиеся взгляды, мировоззрение человека.
Примером мужества волевого человека может служить жизнь Эрнста Щаталова, который еще подростком начал терять способность двигаться. В 25 лет он уже был прикован к постелиНо он нашел в себе силы стать полезным членом нашего общества.
«Жизнь Эрнста Шаталова, - пишет Б. Полевой, - короткая, сложная, героическая. Да, именно героическая, хотя Шаталов не закрывал грудью амбразуру дота, не закладывал фундамента первого дома будущего города где-нибудь в далеком алмазном краю и не прокладывал человечеству новые пути в космическом пространстве... Но ведь недаром сказано: в жизни всегда есть место подвигу. И Эрнст Шаталов свой подвиг совершил, моральный подвиг, подвиг высокого человеческого духа, каким была вся его трагическая жизнь... Повесть о жизни и смерти молодого советского гражданина Шаталова пробуждает не только сочувствие, но и гордость за человека несгибаемой воли. Хотя судьба... обделила Эрнста всеми радостями молодости... он продолжает жить активно и полнокровно, учится, работает, находится в курсе общественной и политической жизни страны, остается полезным членом общества... Он живет активной, интеллектуальной жизнью. Он непрестанно и сосредоточенно думает над проблемами, волнующими человечество. Взять хотя бы его рассуждения о высоком назначении педагога... Он и уходит из жизни не как страдалец, оплакивающий свою горькую судьбу, а как сильный человек, полный замыслов и несвершенных планов...».

Анализ волевого акта

Волевые процессы бывают простые и сложные. К первым можно отнести те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться.
Но нередко приходится колебаться в выборе цели действия, при различных, иногда противоречивых мотивах, или испытывать трудности, решая, каким образом действовать. В этих случаях волевое действие приобретает сложный характер и состоит из двух этапов: 1) подготовительного и 2) исполнительного.
Подготовительный этап включает намерение, осознание цели, иногда борьбу мотивов, принятие решения, выбор методов, какими будет вестись работа. Так, если молодой человек имеет намерение поступить в вуз, он определяет цель, ради которой хочет получить высшее образование, решает вопрос о том, в какое учебное заведение ему поступить, на какой факультет и т. п., думает над тем, как он будет готовиться в институт: самостоятельно или поступит на курсы по подготовке в вуз.
При обдумывании всех этих вопросов у него может возникнуть так называемая борьба мотивов: одни из них побуждают человека поступать на дневное отделение, другие - на вечернее и т. д.
Наконец выбор сделан. Принятием решения заканчивается подготовительный этап действия. Но оно еще не будет волевым, если за ним не последует второй этап, заключающийся в исполнении решения. В данном примере это исполнение состоит в том, чтобы выдержать приемные экзамены, поступить в намеченный вуз.
Борьба мотивов в волевом акте может быть не только при выборе цели действия или приемов работы, но и в самом процессе достижения этой цели, когда возникают другие желания, мешающие намеченному действию. Тогда часто происходит борьба между чувством долга и другими побуждениями.
Воля человека и заключается в способности преодолевать желания, мешающие достижению поставленной цели, и упорно, настойчиво добиваться ее осуществления.

Волевые качества личности

Совершая волевые поступки, человек в процессе деятельности вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие очень большое значение для жизни и труда. Одни свойства делают человека более активным, что связано с преобладанием процессов возбуждения в коре полушарий, другие качества проявляются в торможении, задержке, подавлении нежелательных психических процессов и действий. К качествам, связанным с активностью, относятся решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность.
Решительность - это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний. Решительность проявляется не в безрассудных непродуманных действиях, принятых поспешно, а в достаточно взвешенных, обоснованных поступках. Решительный человек глубоко уверен в том, что надо делать так, а не иначе. Умение проявлять решительность (при наличии педагогического такта) - важное качество учителя. А. С. Макаренко говорит о том, что достаточно выразить решительное, не ломающееся, не гнущееся требование, чтобы дети уступили и поступили так, как нужно.
Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянности. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека, смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Иногда воображение рисует человеку опасность, которой на самом деле нет. Но усилием воли он подавляет необоснованные страхи и выполняет то, что считает нужным.
Смелость нельзя смешивать с лихачеством, когда человек хочет показать свою удаль, без необходимости подвергая себя опасности. Таких людей нельзя считать волевыми. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Такой человек знает свои возможности и достаточно продумывает действия. Недаром А. В. Суворов говорил: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».
Смелый человек обычно обладает и мужеством, т. е. присутствием духа в момент опасности, умением стойко переносить трудности и невзгоды, встречающиеся на его пути.
Настойчивость - это такое качество, которое заключается в умении добиваться поставленных целей, как бы длителен и труден ни был путь к их достижению. Настойчивость проявляется в преодолении внешних и внутренних препятствий. Волевой человек способен к неослабному напряжению сил, причем трудности, как говорил И. П. Павлов, только увеличивают его желание продолжать свое дело. Настойчивость очень нужна и в педагогической работе. Настойчивость не следует отождествлять с упрямством, когда человек не способен отказаться от ошибочного решения из чувства мелкого самолюбия. Упрямство - отрицательное свойство личности.
Самостоятельность - это способность человека принимать решение и выполнять намеченное действие, не поддаваясь чужому влиянию. Люди, не отличающиеся этим волевым качеством, обычно теряются при встретившемся на их пути затруднении. Причина такой беспомощности часто объясняется особенностями воспитания еще в школьном возрасте, когда ребенка не приучали к самостоятельной работе и у него развилось стремление избегать ответственности за свои действия и поступки. Самостоятельность не исключает того, что человек охотно прислушивается к разумному мнению других людей и принимает их советы, если согласен с ними. Но волевой человек не обладает внушаемостью, этим отрицательным качеством, при наличии которого люди слишком легко отказываются от своего мнения, всецело подчиняясь другим. Подлинная самостоятельность не имеет ничего общего и с так называемым негативизмом, т. е. стремлением во что бы ни стало противодействовать влиянию извне. Если внушаемость побуждает человека совершать поступки, которые не соответствуют его намерениям и убеждениям, то негативизм толкает его на неразумные действия наперекор другим. Внушаемость и негативизм - признаки не силы воли, а ее слабости.
Действовать самостоятельно - это не значит не подчинять своих поступков мнению и воле коллектива. Но нельзя поддаваться и так называемому «стадному чувству», когда человек поступается своими убеждениями ради неразумной моды или вредного влияния товарищей. Здесь тоже сказывается недостаток воли, так как человек, заботясь о том, что подумают и скажут о нем другие, отказывается от своей точки зрения, хотя и считает ее правильной. Многие плохие привычки (пьянство, курение и т. п.) овладевают слабовольными людьми, склонными к внушению и подражанию, именно из-за недостатка самостоятельности.
Самостоятельное выполнение действий помогает выработке уверенности в своих силах, которая является важной волевой чертой человека.
2. К качествам воли, связанным с торможением нежелательных психических процессов и действий, относятся выдержка (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность.
Выдержка, или самообладание,- это умение человека владеть собой. Сохраняя полный контроль над своим поведением, он побеждает в себе нежелательные побуждения, импульсивные действия, аффекты (например, гнев, страх). Наличие выдержки делает человека самокритичным, помогает воздержаться от неразумных поступков. Выдержка, самообладание очень важны для учителя. Поведение детей, непонимание ими учебного материала нередко раздражают учителя, и необходима большая выдержка, чтобы поступать так, как требует создавшееся положение. Самообладание помогает учителю воздерживаться от вспышек гнева, подавлять смущение, растерянность, преодолевать робость, скованность и другие психические состояния, возникающие у некоторых людей при работе с коллективом.
Близко к самообладанию стоят и такие волевые качества, как выносливость и терпение, при которых человек способен переносить лишения и страдания (от болезней, голода, холода, от крайне тяжелых условий работы). Несмотря на трудности, волевой человек продолжает добиваться поставленной цели.
Конечно, невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Этим отличаются такие качества воли, как дисциплинированность и организованность. Дисциплина заключается прежде всего в подчинении требованиям коллектива. Организованный человек умеет заставить себя, а если надо, и других продуктивно работать. Неаккуратность, неточность (например, опаздывание на работу), небрежное, халатное отношение к обязанностям - все это проявление недисциплинированности и неорганизованности, которые говорят о недостатке силы воли. Недисциплинированный человек не может успешно руководить и работой других.
К. Д. Ушинский писал, что на волю действует только воля и что дисциплину может поддерживать лишь дисциплинированный человек. Чтобы успешно поддерживать порядок в школе, учитель сам должен быть образцом дисциплинированности. Недаром заслуженная учительница школы РСФСР Е. В. Мартьянова говорила: «Учитель, вошедший в класс на две минуты позже, чем положено (без уважительной причины), не может быть учителем».
Подтянутость, точность, аккуратность проявляются во всем, они заметны в повседневном поведении и даже, казалось бы, в мелочах.
К известному летчику М. Громову однажды обратился молодой человек с просьбой посоветовать, как поступить в летную школу. Громов назначил ему время для беседы. Молодой человек опоздал, сославшись на то, что забыл завести часы. Громов напомнил, к каким последствиям может привести забывчивость в летном деле. Когда летчик предложил юноше записать адрес учреждения, тот долго искал у себя карандаш, но так и не нашел. Карандашом хозяина он сделал неразборчивую запись, в которой цифра 7 была похожа на 4.
«Завтра вы можете не найти учреждения, куда вам надо обратиться, - заметил Громов. - Вы небрежно записали номер дома». - «Да, вы правы. Это, вероятно, от того, что я несколько взволнован». Громов сказал, что летчик и во время волнения должен быть внимательным и точным. «Когда за ним закрылась дверь, - рассказывал Громов, - я невольно подумал, насколько еще он не подготовлен к жизни и особенно к избранной им профессии...».

Воспитание воли

Каждому человеку необходимо работать над воспитанием воли. А. М. Горький советовал тренировать разум и волю так же, как человек тренирует тело.
Это хорошо понимали все выдающиеся люди, которые еще в молодые годы много работали над укреплением воли.
Юноша Ушинский составил расписание занятий по дням и часам. В его дневнике есть перечень книг, которые он намеревался прочитать. Он установил для себя правила поведения и строго следил за их выполнением.
Девятнадцатилетний Л. Н. Толстой тоже составил себе «Правила для развития воли». В них он включил строгий режим дня и определенный рацион питания, которых придерживался всю жизнь.
Большое значение самоконтролю придавала Н. К. Крупская. Она ежедневно вечером кратко записывала, что сделано за день, чтобы критически оценить степень продуктивности своего труда и уяснить, что осталось незаконченным.
Воспитанию воли помогает коллектив, мнение окружающих, их положительное влияние на поведение человека.
Обычный, повседневный труд, в том числе и учебный, тоже может быть хорошей школой укрепления воли. Если в работе или в учении есть немалые трудности, то преодоление их служит прекрасным средством воспитания волевых качеств. Очень хорошо об этом сказал, обращаясь к молодежи, Герой Советского Союза летчик А. П. Маресьев: «Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета... А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные - сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти непохожие друг на друга дела».
Итак, для воспитания воли нужна постоянная, систематическая работа над собой, которую необходимо начинать как можно раньше. Надо помнить, что волевые качества личности формируются в волевой деятельности. Поэтому труд всегда был и будет лучшим средством укрепления воли. Очень важно доводить каждое дело до конца, продумывать свои действия, не принимать невыполнимых решений, но, приняв решение, во что бы то ни стало добиваться его выполнения. Воспитание воли зависит и от цели, которую человек перед собой ставит. Осознание поставленной цели поможет закалить волю.
Необходимо также воспитать в себе привычку строго следить зa собой, контролировать свою работу и поведение. Тренировать колю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.). Каждый успех в этом отношении внушает человеку веру в себя, делает его более волевым. Этому способствует правильный образ жизни, режим дня, общее укрепление нервной системы, физическая и психическая закалка, которая заключается в постоянном упражнении своего волевого усилия.

Вопросы для повторения

1. Что называется волей?
2 Какие препятствия приходится преодолевать при волевом действии? В чем их различие?
3 Какое значение имеет воля в жизни человека?
4. Что известно о физиологических основах воли?
5. Каковы истоки волевого действия?
6. Дайте анализ волевого действия.
7. Назовите основные качества воли и кратко охарактеризуйте каждое из них.
8. Как проводить работу по укреплению воли?

1. Приведите примеры (из жизни или из литературы) волевых действий, требующих преодоления препятствий (внешних или внутренних).
2. Расскажите о борьбе мотивов (из своей жизни или из жизни других людей).

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты.

Причина их возникновения лежит вовне, в окружающем мире. Еще И.М. Сеченов отмечал, что "все сознательные движения... называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные", т. е. рефлексы. Произвольные движения происходят на основе образовавшихся сложных систем нервных связей двигательной области коры (расположенной в ее теменной части) с корковыми концами анализаторов, лобными долями коры и ретикулярной формацией подкорки. Двигательная область коры находится под постоянным "обстрелом" информации с корковых концов анализаторов. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции.

Материальной основой произвольных движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. В них зарождаются импульсы к движению, отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает, наконец, мышц противоположной стороны тела (пирамидный путь). При поражении тех или иных из этих клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения.

Однако произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленного действия. Большую роль здесь играют отделы, обеспечивающие двигательную чувствительность. При поражении участков, лежащих сзади от передней центральной извилины, человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не в состоянии совершать даже относительно несложные действия: например, взять какой-либо предмет, находящийся возле него. Затруднения, возникающие в этих случаях, характеризуются тем, что человек подбирает не те движения, которые ему нужны. Плавность, непрерывность действий обеспечиваются отделами мозга, лежащими спереди от передней центральной извилины. При поражении этой части коры у человека появляется значительная неловкость движений, теряются имеющиеся навыки.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга. Раздражители второй сигнальной системы, исходящие от других людей, произносимые вслух или во внутренней речи самим человеком, служат "пусковыми сигналами" волевого действия, регуляторами волевого акта. Важную роль при этом выполняют лобные доли, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Ретикулярная формация обеспечивает поддержание очага оптимальной возбудимости в той области коры головного мозга, которая связана с выполнением данного конкретного вида произвольного движения.

В целом воля имеет условно рефлекторную природу. На основе временных нервных связей складываются и закрепляются различные ассоциации. Получаемая информация о действиях сличается с уже имеющейся программой. Если поступившие сведения не соответствуют созданной в коре мозга программе, то изменяется либо сама деятельность, либо программа. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который выступает в качестве носителя цели действия. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости нуждается в постоянной энергетической подпитке. Задачу энергетического снабжения коры выполняет ретикулярная формация, являясь своеобразным аккумулятором. Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Бессознательные психические явления

Общие представления о неосознаваемых процессах. Бессознательное, неосознаваемое, бессознательные психические явления – все эти понятия отражают процессы, протекающих в коре больших полушарий, результат деятельности которых не осознается, т.е. не подвергается вербализации. Многие физиологи определяют бессознательное как высшую нервную, или психическую, деятельность человека, которая осуществляется без участия сознания. К этим видам они относят неясные, или «смутные ощущения» («темные ощущения» по И.М. Сеченову), автоматизированные навыки и движения, производимые без участия сознания, а также поведенческие, эмоциональные, вегетативные, биоэлектрические реакции на неосознаваемые внешние раздражители, включая слова. Кроме того, многие исследователи полагают, что в сферу понятия бессознательное, или неосознаваемое входят такие явления как все функции вегетативной нервной системы и системы желез внутренней секреции, биологические и, частично, социальные потребности человека, фантастическая деятельность как начало творчества, фор­мирование плана проведения большинства поведенческих реакций и начальные этапы их осуществления. Еще одна форма неосознаваемого, согласно Д.Н. Узнадзе, это когнитивная установка, т.е. состояние готовности субъекта к определенной активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации для ее удовлетворения. Установка, по Д.Н. Узнадзе, заранее организует в конкретной ситуации направленность субъекта на определенную активность, готовность к той или иной форме реагирования и стратегию решения задачи.

Среди бессознательных психических явлений (бессознательного) предлагается также выделять подсознательное, сверхсознательное и предсознательное. Под­сознание или подсознательное – это совокупность процессов (различные инструментальные и интеллектуальные условные рефлексы), которые первоначально формируются осознанно, а затем – после доведения их реализации до автоматизма – вытесняются в сферу бессознательного. Следует также подчеркнуть, что нередко термин «подсознательное» используется как синоним термина «бессознательное». Сверхсознание, или интуиция (инсайт, озарение, постижение) – это творческая активность, не контролируемая сознанием, играющая решающую роль в научных открытиях и в созда­нии художественных произведений, а также это интуитивное (немотивированное) поведение. Предсознательное – это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания.

В целом, однако, с точки зрения понимания сущности бессознательного следует трактовать подсознание, сверхсознание и предсознание как частный случай бессознательного.

История вопроса. О бессознательном говорили Спиноза, Лейб­ниц, Шарко, Жане, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и многие другие. Но наиболее отчетливо идея о бессознательном и его значении в поведении чело­века прозвучала в работах австрийского психиатра З. Фрейда (1896). Он выделял сознание («Я»), бессознательное («Оно») и сверхсознание («сверх Я»). Он считал, что содержанием бессознательного являются половые инс­тинкты, инстинкты самосохранения, честолюбивые инстинкты. Все эти инстинкты, согласно З. Фрейду, формируются в раннем детстве (Эдипов комплекс, комплекс Электры), а в последующие годы они находятся в конфликте с соз­нанием («оно» против «я»). Сущность бессознательного раскрывают сновидения. Такая точка зрения привела З. Фрейда к учению о либи­до (половом влечении) и детской сексуальности как основы развития личности. Согласно З. Фрейду, на протяжении всей жизни энергия Эроса (либидо) находится в состоянии борьбы с энергией влечения к смерти (танатос). Эдипов комплекс – это трагическое проявление сексуального влечения сына к матери, на почве которого возникает безудержная, жгучая ревность и ненависть к отцу (так формируется комплекс «отцеубийцы»). Комплекс Электры – подобное отношение до­чери к матери, возникающее на почве бессознательного влечения до­чери к отцу. Сексуальность, по Фрейду, это единственный движущий стержень личности. С этих позиций появление неврозов, т.е. нарушения высшей нервной (психической) деятельности есть следствие инфантиль­но-сексуальной ориентации. Другой вариант представления о бессоз­нательном выдвинул ученик Фрейда О. Ранк, который сформулировал концепцию «травмы рождения». Он полагал, что девять месяцев внутриутробного развития представ­ляют собой для человека рай, поэтому с момента рождения и на протяжении всей жизни человек стремится вернуться в этот утрачен­ный рай. В рамках этого представления роды рассматриваются как самая первая и самая тяжелая травма, так как они символизируют расставание с раем. Поэтому роды являются причиной неврозов, которые могут развивать­ся спустя много лет после рождения. Развитие этой концепции привело к мысли (она высказана американским врачом Яновым) лечить детские и взрослые неврозы первородным кри­ком, то есть воспроизведением состояния, подобного тому, что было при родах. В целом, учение о бессознательном составило фундамент психоанализа, одного из разделов современной психотерапии.

Сверхсознание или интуиция. Сверхсознание – это совокупность функций бессознательной и сознательной форм мышления, благодаря чему достигаются принципиально новые решения, не укладывающиеся в рамки формальной логики развития. Сверхсознание – это творчество как «акт создания качественно новых материальных и культурных ценностей». Сверхсознание проявляется чаще всего в виде озарений, внезапно, как бы случайно возникающих мыслей (идеи, предположения) о качественно новых характеристиках объектов или явлений, о новых путях решения задач и так далее. Однако подобным озарениям всег­да предшествует гигантская психическая работа в недрах бессозна­тельного. В общем виде связь между данными формами психической деятельности может быть представлена следующей схемой – сознание в общей форме ставит задачу достижения цели. В недрах бессозна­тельного создаются случайные фантастические, алогичные сцепки об­разов многофакторных объектов внешней среды, в какой-то мере от­вечающие требованиям поставленной задачи. Возникающий алогичес­кий, фантастический образ доводится в виде озарения до сознания. Сознание критически осмысливает результат работы бессознательного и при нахождении в нем рационального звена подвергает проверке со стороны практики и, далее, при положительных результатах крити­ческой проверки внедряет в жизнь. Такое взаимодействие функций сознательного и бессознательного требуется для того, чтобы дать возможность сознанию уничтожить в результате первоначального кри­тического осмысливания каждую фантастическую сцепку образов, каж­дую фантастическую идею в виде небывалой сцепки образов внешней среды, созданную в недрах бессознательного. Этим создается широ­кий простор для фантазий человека. Правомочность такой схемы вза­имодействия сознательного и бессознательного подтверждается в частности, тем, что присущая каждому ребенку безудержная фантазия как результат превалирования образного правополушарного мышления никогда не приводит к созданию истинно новых научных открытий и художественных произведений вследствие отсутствия должного крити­ческого контроля со стороны сознания. В то же время отмечено, что все выдающиеся творцы художественных и иных ценностей до глубокой старости сохраняют в своих поведенческих реакциях определенные черты детства (типично – жизнь Моцарта).

Современные представления о физиологических механизмах неосознаваемых процессов . Сегодня многие психологи и физиологии признают сам факт существования бессознательного, понимая под ним сферу психической деятельности, которая не подвергается вербализации, т.е. не связывается с центрами речи. Известный психофизиолог Э.А. Костандов отмечает, что отрицание бессознательного с неизбежностью зак­рывает естествоиспытателю путь для выявления причинных связей и причинных отношений между отдельными явлениями психической жизни человека, т.е. бессознательное – это гносеологически необходимая категория. Бессознательное – это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь.

Учитывая, что в правом полушарии у большинства людей отсутствуют центры речи, сегодня многие физиологи полагают, что именно в этом полушарии совершаются психические процессы, результаты деятельности которых, как правило, не передаются в центры речи левого полушария вообще, или передаются частично (сновидения, решения творческих задач, мотивации). Возникает вопрос о селективности отбора результатов неосознанной психической деятельности для ее представления на вербальном уровне. Тем самым ставится вопрос о функциональной роли бессознательного для человека. Очевидно, что она заключается в первичной фильтрации огромного количества входящей в мозг информации, благодаря чему оптимизируется деятельность второй сигнальной системы (центров речи, мышления). Вероятно, что при отсутствии стандартного решения, имеющегося в структурах памяти индивида, часть результатов неосознаваемых психических процессов переводится в сознание (вербализуется, осмысливается) для принятия решения и организации целесообразной поведенческой деятельности. В «концентрированном» виде это происходит за счет механизмов, лежащих в основе такого процесса как внимание. В качестве примера можно отметить, что деятельность внутренних органов здорового человека протекает «незаметно» для сознания, хотя информация от интероцепторов непрерывно поступает в кору больших полушарий. Это означает, что при нормальном состоянии внутренних органов отсутствует необходимость осознания интероцептивной информации. При нарушении деятельности того или иного органа возникает чувство дискомфорта или появляются боли определенной локализации – следовательно, интеререцептивная информация достигает сознания, т.е. вербализуется.

Сегодня получены данные, которые свидетельствуют о том, что на уровне бессознательного, в частности в правом полушарии происходит обработка не только «простых» сенсорных сигналов, но и «сложных», осуществляется анализ отдельных слов, в том числе семантический их анализ, который контролируется структурами лимбической системы, т.е. эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер.

В настоящее время получены сведения о том, что у здорового человека с интактным мозгом психические явления в правом полушарии могут функционально изолироваться от левого полушария путем селективного торможения передачи нервных импульсов через мозолистое тело и другие комиссуры головного мозга. Психические явления могут существовать в правом полушарии сами по себе. Это, в определенной степени объясняет феномен «вытеснения». Процесс изоляции деятельности правого полушария от левого во многом связан с состоянием эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер.

Очевидно, что нейронные популяции, ответственные за осуществление неосознаваемых психических процессов, находятся не только в правом, но и в левом полушарии (в том числе и у тех, кто имеет центры речи в правом полушарии), т.е. каждое полушарие вносит свой вклад в реализацию психических процессов на уровне бессознательного.

Мы рискуем предложить обозначить все структуры коры больших полушарий, осуществляющие психические процессы, результаты которых не осознается, как третью сигнальную систему действительности, тесно взаимодействующую с первой и второй сигнальными системами. Такое выделение новой сигнальной системы, вероятно, вполне оправдано, так как факт наличия неосознаваемой мыслительной деятельности, осуществляемой на невербальном уровне, сегодня доказан многими исследователями. С другой стороны, известно, что мышление не является атрибутом животных, поэтому неосознаваемое мышление не может быть реализовано структурами коры, входящими в состав первой сигнальной системы.

Если наше предположение будет воспринято, то тогда можно считать, что все перцептивные и когнитивные процессы первоначально реализуются с участием структур третей сигнальной системы. Часть результатов этой деятельности передается структурам второй сигнальной системы, на основании чего принимаются новые нестандартные решения, адекватные текущей ситуации.

Физиологические основы внимания и воли.

Общее представление о внимании. Внимание – это направленность и сосредоточенность психичес­кой деятельности на определенном объекте или объектах, в том чис­ле на объектах внешнего мира (внешне направленное внимание), на психической деятельности, переживаниях, мыслях (внутри направлен­ное внимание), которое обеспечивает более эффектив­ное восприятие приоритетной информации. Внимание можно рассматривать как наиболее активное состояние бодрствования. Внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержа­ния, так как оно отражает процесс познавательной деятельности.

Различают три вида внимания: 1) непроиз­вольное внимание (оно тождественно ориентировочному рефлексу), которое не требует усилий воли; 2) произвольное (избирательное, селективное) внимание, предс­тавляющее собой условнорефлекторный процесс, требующий усилий воли; 3) вторично непроизвольное внимание, объектом которого яв­ляются предметы внешнего мира, имеющие отношение к профессиональ­ной деятельности. Считается, что все виды внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиоло­гические механизмы.

В литературе рядом авторов, полагающих, что внимание является самостоятельным психическим процессом, предлагается выделять такие его виды, или формы, как сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Кли­ника очаговых поражений показывает, что эти виды внимания могут страдать независимо друг от друга и в их обеспечении, по-видимому, принимают участие разные отделы мозга.

В психологии внимание характеризуется объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением и распределением. 1). Объем внимания отражает число объектов одновременного наблюдения. Считается, что оптимальным для человека является 5+2 объекта. При меньшем числе объектов наблюдений может развиваться явление монотонии, скуки, приводящее к снижению устойчивости внимания, а при большем числе объектов быстро снижается способность к психической деятельности, т.е. развивается умственное утомление. 2). Концент­рация внимания (помехоустойчивость) отражает интенсивность психи­ческой деятельность, затраты «нервной» энергии, степень возможного распределения внимания на другие его объекты. 3). Устойчивость внимания отражает способность человека к сохранению высокой кон­центрации внимания в течение определенного времени; известно, что внимание периодически флюктуирует, т.е. спонтанно снижается, а затем также спонтанно может восстановиться до исходного уровня. Даже у взрослых людей спонтанное снижение концентрации внимания наступает каждые 15 минут. 4). Переключение внимания указывает на способность быстрого перехода от одного объекта внимания к другому. 5). Распределение внимания отражает способность человека нап­равлять внимание одновременно на несколько объектов.

Непроизвольный рефлекс возникает в том случае, когда к нейронам новизны и нейронам тождества подключены единицы кратковременной памяти, а произвольный ориентировочный рефлекс (произвольное внимание) – при связи этих нейронов с единицами долгосрочной памяти, которые обеспечивают произвольное удержание шаблона. Произвольное внимание – условнорефлекторный процесс, благодаря которому происходит дополнительная активация нейронов коры больших полушарий в ответ на условный сигнал, а вторично непроизвольное внимание – как ва­риант автоматизации этого условного рефлекса. Таким образом, фор­мирование произвольного внимания происходит в соответствии с фор­мированием любого «интеллектуального» условного рефлекса: вначале наблюдается генерализованный ответ, т.е. активация коры больших полушарий происходит в ответ на серию близких по значению сигна­лов, затем наступает этап специализации, при котором активация коры происходит лишь на определенный сигнал. Для этого вида реф­лексов характерны явления внешнего и внутреннего торможения, в том числе дифференцировочного, запаздывающего и угасательного. Особенно наглядно формирование произвольного внимания у студентов первого курса – в первые дни занятий для них большой трудностью является концентрация внимания на выполнении домашних заданий.

Расстройство внимания встречается достаточно часто, в том числе рассеянность (т.е. неспособность к длительному сосредоточен­ному вниманию и частая отвлекаемость), чрезмерная подвижность внимания, инертность внимания, патологическая фиксация внимания на ограниченном круге представлений и мыслей. Все эти виды расс­тройств наблюдаются при повреждении лобных долей и гиппокампа, а также при невротических состояниях. Кли­ника очаговых поражений показывает, что отдельные виды внимания (сенсорное, двигательное, эмоциональное и интеллектуальное) могут нарушаться независимо друг от друга, что косвенно свидетельствует о наличии специальных корковых структур, обеспечивающих формирование соответствующих видов внимания.

Ориентировочно-исследовательская деятельность. Часто вслед за возникновением ориентировочного рефлекса, т.е. после настройки анализаторов на луч­шее восприятие нового стимула возникают исследователь­ские реакции как компоненты ориентировочно-исследовательского поведения, которые направлены на более детальное ознакомление с сенсорным сигналом, вызвавшим ориентировочный рефлекс. Такая деятельность побуждается самостоя­тельной потребностью в получении новой информации, необходимой, согласно П.В. Симо­нову, для саморазвития индивида. Получение новой информации можно рассматривать как подкрепление условнорефлекторной деятельности, которое вызывает усиление секреции эндогенных опиатов, в связи с чем возникают положительные эмоции и возбуждаются нейроны центров удовольствия.

Воля и возможные ее физиологические механизмы. Когда человек принимает решение и собирается его реализо­вать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого со­вершить действие. Однако часто совершение такого действия сопря­жено с различного рода препятствиями. Порой они бывают настолько сильны, что преодолеть их невозможно. Иногда эти препятствия нич­тожны, пустяковые. Но во всех этих случаях нужен специальный ме­ханизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический процесс, получивший название «воля». Существу­ют различные варианты определения этого важнейшего компонента человеческой психики: 1) воля – это регулирующая сторона сознания, благодаря которой человек способен совершать преднамеренные дейс­твия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия; 2) воля – это пусковой и тормозный процесс, направленный на достиже­ние цели; 3) воля – это осознанный контроль поведения; 4) воля – это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведе­ния, направленного на удовлетворение доминирующей потребности; 5) воля – это процесс осознания необходимости достижения цели, нес­мотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку на­зывается внушением.

По мнению И.П. Павлова, физиологической основой воли являет­ся «рефлекс свободы» или «рефлекс сопротивления». Этот врожденный рефлекс представляет собой реализацию потребности преодоления препятствий, в том числе преодоления других мотиваций. Современ­ная физиология полагает, что лобная кора совместно с гипоталаму­сом является тем субстратом, который осуществляет контроль пове­дения, т.е. волю. Именно взаимодействие этих двух структур приво­дит к стабилизации поведения, направленного на удовлетворение до­минирующей потребности. При повреждении этих структур наблюдает­ся безволие.

Среди таких понятий ВНД как потребность, мотивация, дейс­твие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место: за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие, направленное на удовлетворение потребности. Возникающие при достижении цели положительные эмоции служат своеобразной наг­радой или подкреплением для волевого механизма. Отрицательные эмоции, возникающие при отсутствии видимого достижения цели, так­же служат стимулом для реализации волевого усилия, так как они повышают психическую, вегетативную и соматическую активность.

Воля представляет собой условнорефлектор­ный процесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свобо­ды. Очевидно, что существует множество образовавшихся в онтогене­зе условных рефлексов, составляющих сущность контроля поведения. Например, человек может обладать огромной волей в достижении тру­довых успехов и быть почти безвольным в обыденной жизни. Подкреп­ление в виде положительных эмоций, вероятно, играет исключительно важную роль в формировании рефлексов воли. С этой точки зрения, как и любые другие условные рефлексы, рефлексы контроля поведения проходят стадию генерализации, стадию специализации и стадию ав­томатизации; тем самым формируются волевые умения и навыки. Внеш­нее и внутреннее торможение играет важную роль в реализации реф­лексов контроля поведения.

Волевой процесс отражается следующими положительными и отри­цательными (при отсутствии воли) качествами личности: 1) целеуст­ремленность или слабоволие (безволие); 2) настойчивость и упорс­тво или упрямство и негативизм; 3) решительность и смелость или нерешительность, трусость; 4) инициативность и самостоятельность или безынициативность, зависимость; 5) выдержка и самообладание или невыдержанность, «вспыльчивость»; 6) дисциплинированность или «разболтанность». При явной патологии наблюдается абулия или ап­раксия, т.е. отсутствие побуждений к действию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»