Отличие кпп автомат от вариатора. Конструктивно бесступенчатая коробка содержит. Характеристики обоих типов трансмиссии

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Во время покупки авто возникает вопрос о том, какой коробке передач отдать предпочтение – механической или автоматической? Если выбор пал на механику, то здесь все предельно ясно.

А остановившись на АКПП, необходимо будет выбирать из 3-х вариантов – вариатор, гидромеханический автомат или робот.

Вариатор или автомат? Есть над чем призадуматься…

Вариатор

Вариатором называется разновидность АКПП, которая не имеет фиксированных переключений передач. Принцип работы вариатора автомобиля, чем-то напоминает велосипед, но только имеющий несколько звездочек на заднем колесе. При переключении на большую из них – можно легко ехать под гору, но педали нужно крутить чаще и скорость существенно ниже. При езде по ровной дороге необходимо переключиться на меньшую звездочку – педали крутятся реже, а скорость движения велосипеда выше.

Теперь непосредственно о том, что такое вариатор в автомобиле. В отличие от устройства велосипеда вариатор работает за счет ременной передачи, т.е. ремень вместо цепи, а вместо задних звездочек – шкив (ведомый), диаметр которого изменяется в зависимости от условий движения. При этом ведущий шкив имеет постоянный размер. Ремень, который соединяет 2 шкива, представляет собой соединение прочных металлических пластин или многозвенную цепь.

Разница между автоматом и вариатором наиболее ощутима во время переключения передач. На вариаторе этот процесс незаметен, что достигается за счет плавного изменения диаметра ведомого шкива.

Нагрузка на движок и другие элементы привода в автомобилях, укомплектованных коробкой вариатором, в отличие от автомата, более оптимизирована. А то, что за управление мотором отвечает электроника, способствует более «щадящему» режиму его работы. Это значит, что обслуживания вариатор требует реже, а его ремонт маловероятен. К преимуществам вариатора можно также отнести более стремительный разгон автомобиля, меньшее потребление топлива и меньший шум, издаваемый во время работы.

Но наряду с преимуществами обладает он и недостатками. Так в коробку вариатор, в отличие от автомата, необходимо заливатьспециальную жидкость, уровень которой требуется постоянно и точно контролировать. А также нельзя производить замену этой жидкости похожей с другой марки авто.

Решая вопрос выбрать вариатор или автомат, следует обратить внимание и на более дорогостоящий его ремонт и ограниченное количество спецов, способных его выполнить. Для правильной работы вариатора очень важны сигналы с датчиков скорости, давления, ABS, положения коленвала. Выход из строя хотя бы одного из них может привести к неправильной работе всей трансмиссии.

Также имеет ограничения буксировка автомобиля с вариатором. Самым лучшим вариантом при буксировке автомобиля оснащенного коробкой вариатором будет эвакуатор. Если авто с передним приводом, то можно установить только передние колеса на платформу эвакуатора, задние останутся на поверхности дороги. В таком случае транспортировка неограниченна. Если же автомобиль полноприводный, буксировать его в таком виде на расстояние более 40 км и скоростью, превышающей 40 км/ч (параметр 40/40), категорически запрещено – «полетит» задний мост. Когда эвакуатор по каким-либо причинам вызвать нет возможности, буксировать автомобиль можно только при нейтральном (N) положении рычага коробки вариатора и соблюдая параметр 40/40.

Коробка-автомат состоит из механической КП, гидротрансформатора и системы управления. Гидротрансформатор заключен в герметичный корпус, где и расположены все его конструктивные элементы, а сам корпус заполнен трансмиссионной жидкостью. Гидротрансформатор изменяет и передает крутящий момент от мотора к механической коробке передач, которая предназначена для ступенчатого изменения крутящего момента и движения авто задним ходом.

Гидромеханическая коробка передач способствует плавному старту (без рывков) и переключению передач, без необходимости выжимать педаль сцепления, которой на автомобилях с АКПП нет вообще. Переключение передач производится по команде блока управления в соответствии с условиями движения.

О том вариатор или автомат, что из них будет надежнее работать, существует множество мнений. При правильной эксплуатации и соблюдении регламента технического обслуживания и вариатор, и гидромеханическая коробка не склонны к частым поломкам. Но в ремонте и обслуживании автомат более доступен, так как сервисов, специализирующихся на ремонте АКПП, намного больше. Но и недостатков автомат имеет много – моменты автоматического переключения передач довольно ощутимы, а расход топлива немногим больше по отношению к МКПП (при одинаковых характеристиках движков).

Роботизированные КП

Данный тип коробки передач был создан, дабы преодолеть недостатки вариатора и автомата. За основу была взята обычная механическая коробка. Одновременно ножной привод сцепления заменен на электрический, а рычаг коробки и тягу к гидротрансформатору сменили электрические исполнительные механизмы. Одним словом переключение передач и управление сцеплением выполняется электронным блоком.

Идеей для создания автоматизированных механических коробок передач послужило желание снизить потребление топлива. Это и является главным достоинством «роботов». Но избежать «рывков» при переключении передач инженерам не удалось, как они не старались оптимизировать эти моменты. Также на роботизированные КП негативно сказываются пробуксовки в агрегатах сцепления. Применяются такие коробки преимущественно на автомобилях малых классов.

Более усовершенствованы «роботы» класса DSG, которые состоят из 2-х агрегатов, а переключение передач производится через 2 модуля сцепления: 1, 3, 5 передачи связаны с движком через первый модуль, а второй «обслуживает» 2, 4 и 6.

Главное преимущество использования 2-х модулей сцепления это то, что при разгоне (например, на 3-й передаче) блоком управления заранее подготовлена следующая скорость (4-я), он выжидает только наиболее подходящий момент, чтобы мгновенно ее включить независимыми сцеплениями. Переключения передач выполняются за считанные миллисекунды, и они попросту незаметны, что делает разгон плавным и быстрым.

Вариатор или автомат, что же все-таки лучше?

Вариатор – это разновидность АКПП, но от гидромеханической коробки он отличается.– Основное отличие вариатора от автомата:

  • улучшенная динамика разгона;
  • меньшее потребление топлива.

Но однозначно ответить на вопрос, что из них лучше нельзя, так как все зависит от того для каких целей будет использоваться автомобиль, и от присущей водителю манеры вождения. Гидромеханическую АКП можно советовать тем, кто предпочитает внедорожник для комфортной езды по городу, но и за город выезжать не забывает, при этом ездит по сугробам, а не только по шоссе. Вариатор наиболее подойдет поклонникам запредельной плавности хода.

Если же водитель предпочитает спокойную езду на небольшом авто, а главное очень важен минимальный расход топлива, то обыкновенный «робот» будет просто незаменим. Любителям активного драйва, резких поворотов, которые знают толк в маневренном и скоростном управлении авто, больше подойдет «робот» класса DSG либо же обычная «механика».

Многие водители не могут определиться, какую коробку передач выбрать — механическую или автоматическую. Если же они отдают предпочтение АКПП, то сомневаются, что лучше — стандартное, роботизированное или вариативное устройство. Если вы не знаете, что выбрать — вариатор или автомат, вам будет полезна наша статья.

Автоматическая коробка передач (стандартная)

АКПП была создана для того, чтобы . Благодаря такому устройству управление автомобилем не требует особых усилий от автомобилиста. Автоматическая коробка обеспечивает плавное трогание машины и позволяет максимально плавно переключать передачи.

АКПП имеет массу преимуществ и очень удобна в использовании. Она сама переключается, сама обеспечивает движение, а водителю нужно всего лишь нажимать на педали тормоза и газа, а также изредка щелкать селектором. Автоматическая трансмиссия считается очень надежной и ломается в редких случаях. Если вы не будете постоянно и резко тормозить, то она прослужит долго.

Однако у такого устройства есть и минусы. Например, АКПП потребляет больше топлива, чем механическая коробка. Потребность в более высоком комфорте, а также повышение цен на бензин заставили инженеров задуматься о создании более совершенного автоматизированного устройства.

Немного истории

Впервые АКПП появилась в судостроении, в самом начале двадцатого века. Ее изобрел немецкий профессор Феттингер, впервые предложив гидродинамическую передачу. В 1940 году американские инженеры установили первые коробки-автомат в автомобили “Oldsmobile”. С тех конструкция АКПП не претерпела практических никаких изменений. Она состоит из двух основных элементов — гидротрансформатора и редуктора. Первый заменяет сцепление и обеспечивает плавное переключение передач. Второй представляет собой компактный механизм из нескольких ступеней.

На видео рассказано о том, что обозначают буквы на коробке-автомат:

Раньше автомобили были только заднеприводными, поэтому коробки-автомат имели только три передачи. На то время этого было достаточно, но сегодня машины . В связи с этим передач стало больше — их может быть четыре, пять или шесть.

Плюсы коробки-автомат

  • (АКПП сама осуществляет трогание и выбирает подходящую скорость);
  • Увеличенный срок эксплуатации сцепления (практически невозможно спалить сцепление, как это случается в случае механической коробки);
  • Увеличенный ресурс мотора (переключение скоростей осуществляется в щадящем режиме, не перегружая двигатель автомобиля; вследствие этого износ мотора уменьшается);
  • Шестиступенчатые устройства расходуют меньше топлива, чем механические коробки (при средней скорости езды по городским дорогам).

На видео рассказано о достоинствах и недостатках автоматической коробки передач:

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Минусы коробки-автомат

  • Не обладает той динамикой, которая есть у вариатора или механической коробки;
  • Четырехступенчатые устройства потребляют большое количество бензина, в сравнении с другими трансмиссиями;
  • АКПП сложно и дорого чинить;
  • Требует использования большого количества трансмиссионного масла (8-10 литров). Масло необходимо часто менять (каждые 50-70 тысяч километров);
  • трансмиссионное масло густеет, поэтому управление автомобилем становится опасным.

Отличие вариатора от автомата — в конструкции и эксплуатационных характеристиках. Вариаторная коробка работает без переключения передач. В механизме передаточное число передают два конусных шкива (ведомый и ведущий). Они располагаются друг напротив друга и соединяются с помощью металлического трапециевидного ремня.

Чем отличается вариатор от автомата в эксплуатации ? АКПП существенно улучшает комфортность управления машиной. Нет необходимости переключать передачи, поэтому водитель может полностью сосредоточиться на дороге. Автоматическая коробка плавно переключает скорость, защищая двигатель от чрезмерных нагрузок. Это существенно снижает износ мотора. Однако такое устройство характеризуется низким КПД, а это выливается в . Кроме того, коробка-автомат отличается низкими динамическими показателями.

Поэтому было создано более совершенное устройство — вариаторная коробка передач. Она оснащена компьютером, который анализирует условия езды и подбирает необходимое передаточное соотношение. Это позволяет двигателю работать в щадящем режиме. Разгон авто с места осуществляется максимально плавно, рывки отсутствуют. Переключение скоростей также происходит незаметно.

Динамика вариатора существенно выше, чем у автомата. Благодаря наличию большого количества передач, двигателем потребляется минимальное количество бензина. Экономичность в сочетании с высокими динамическими характеристиками превращают вариативную коробку в хорошую альтернативу стандартной АКПП.

Следует отметить, что ремонт вариатора обойдется еще дороже, чем починка коробки-автомат. Это сложное устройство, которое еще не научились ремонтировать наши мастера. Обслуживанием таких трансмиссий занимаются лишь официальные дилеры. Автомат более изучен, поэтому его починить легче и дешевле. Кроме того, сама покупка вариаторной коробки передач .

Как появилась бесступенчатая коробка передач

Считается, что вариаторная трансмиссия — это недавнее изобретение. Однако не самом деле принцип бесступенчатой коробки передач был придуман еще в 1490 году Леонардо да Винчи. Однако распространить свое изобретение в массы великий ученый не смог, поскольку на то время еще не появились двигатели внутреннего сгорания, которыми оснащаются .

Примитивные вариаторы в то время устанавливались на мельницах. Позднее об этой системе забыли и начали снова применять только в девятнадцатом столетии, для промышленных станков. Впервые она была использована для автомобиля в 1958 году. Додумался до этого голландец Хуберт ван Доорн, который создал вариаторную трансмиссию Variomatic. Такой коробкой передач оснащались машины фирмы DAF. Успех бесступенчатого устройства был огромным, поэтому его стали устанавливать на модели автомобилей от различных производителей.

На видео показан принцип работы вариатора:

Плюсы вариаторной коробки

  • Обеспечение динамичного разгона (автомобиль можно разогнать гораздо быстрее, чем с помощью механики или коробки-автомат);
  • Экономичность (более низкий расход бензина, в сравнении с АКПП и механической трансмиссией);
  • Отсутствие передач, и, соответственно, рывков переключения (добавляет преимуществ динамичности хода);
  • Увеличенный ресурс мотора (не “рвет” и не перегружает двигатель);
  • Легкое управление машиной (вариатор отлично , которые только постигают азы управления авто).

Минусы вариаторной коробки

  • Высокая сложность ремонта (особенности починки пока не изучены, поэтому доверить ремонт такого устройства можно только официальному дилеру);
  • Дорогостоящий ремонт;
  • Необходимость замены цепи между шкивами каждые 100-150 тысяч километров (дорогостоящая услуга, которую предоставляют далеко не все СТО);
  • Сложная электроника, которую, опять-таки, сложно и дорого чинить;
  • Для работы устройства требуется , которое сложно найти; для каждой модели автомобиля необходимо использовать определенную марку масла (при несоблюдении этого правила вариаторная коробка ломается).

Итак, давайте сделаем выводы — что лучше вариатор или автомат ? По техническим характеристикам, естественно, вариаторная трансмиссия опережает автоматическую. Имеется в виду динамика разгона, переключение передач без рывков. Однако она уступает АКПП в вопросах ремонта. Починить вариаторную коробку гораздо сложнее, однако если вы купите новую машину, то ее можно отремонтировать по гарантии. Поэтому при покупке подержанного автомобиля лучше отдать предпочтение коробке-автомат.

Многие задаются вопросом — что надежнее вариатор или автомат ? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Оба типа трансмиссии характеризуются низкой степенью износа двигателя. В сравнении с механикой, они считаются долговечными и редко ломаются.

Если вы считаете себя активным драйвером и знаете толк в скоростном маневренном управлении авто — вам подойдет механическая трансмиссия или “робот”. Традиционная АКПП — идеальный вариант для владельцев внедорожников, которые нуждаются в комфортном управлении автомобилем в условиях города и на бездорожье. “Робот” также подходит спокойным водителям, которые выбирают небольшие машины и для которых Моторс

Извечная проблема, я бы даже сказал для многих не решаемая. Я и сам сколько не рылся, не мог найти конкретной информации — что же лучше вариатор (CVT) или автомат (АКПП), вроде бы обе автоматические трансмиссии. Но одну покупают и любят, я имею в виду АКПП, а вот от другой сторонятся CVT! Но почему же так? Ведь если взять вариаторную коробку передач, то тут и разгон лучше, и нет рывков в переключении передач (да их как бы вообще нет), да и расход топлива с ней меньше! Так все же — какие есть различия, какая все же надежнее, у какой ресурс больше и легче ремонт? Ну что начинаем …


Прежде чем начать статью, хочу сказать – проводились исследования покупательской активности, автомат покупают практически в два раза чаще, чем вариатор. Примерные цифры такие:

  • АКПП – около 50% продаж.
  • CVT – около 27% продаж.
  • Роботизированные трансмиссии – около 23% продаж.

Кстати в последнее время «робот» стали покупать намного чаще, вот и наша ЛАДА ВЕСТА и ПРИОРА идут именно с роботизированными коробками. НУ да ладно, сейчас не про статистику, а именно про строение, надежность, разгонную динамику и КПД, а также расход топлива. Начнем, в нашей статье — с автоматической коробки передач (попросту автомат), ведь первым в широком применении в производстве автомобилей начали устанавливать именно его

Автомат


Немного истории . Появился сначала в судостроении, в 1903 году. И изобретателем считается немец, профессор Феттингер, именно он впервые предложил гидродинамическую передачу, которая развязала бы винт и двигатель корабля, так на свет появилась гидромуфта, которая является самым важным элементом любого автомата. Позже в 1940 году американцы поставили первые автомобильные автоматические коробки передач Hydramatuc в автомобилях Oldsmobile. Нужно отметить, что конструкция практически не изменилась и по сей день. Автоматическая трансмиссия содержит два основных элемента, это гидротрансформатор и собственно сам редуктор. , принцип его работы заключается в плавном, без рывков, переключении передач. Редуктор — содержит все пары шестерен в постоянном зацеплении. Это позволяет получить один компактный законченный механизм, который имеет сразу несколько ступеней. Изначально переднего привода не было, автомобили были заднеприводными и при таком раскладе автоматические коробки имели всего три передачи, что вполне хватало, сейчас другие времена автомобили получили передний привод, поэтому и передач стало больше, есть 4, 5 и 6 скоростные варианты.

Техническая часть АКПП

Что и говорить, эта трансмиссия отточена годами, сейчас ее довели почти до совершенства (не все конечно, но многие). ДА и сама техническая часть довольна прочная.

Здесь крутящий момент от двигателя передается по средствам гидротрансформатора, как я уже писал в нем нет жесткого зацепления, по сути он работает от давления масла. Если нет жесткого зацепления, то ломаться тоже вроде как нечему, однако в строении есть валы с планетарной передачей, а также стальные диски с фрикционами.


Фрикционы, заменяют собой сцепление, именно при их сжатии или разжатии, включаются нужные муфты, что соответствует передачам.


Также важными составляющими являются насос высокого давления и гидроблок. Конечно, сейчас я рассказываю очень утрированно, однако обозначаю самые важные элементы.

Что может ломаться в АКПП

Все поломки автомата, как собственно и оппонента, происходят от несвоевременного обслуживания (всем советую прочитать статью – как правильно менять масло в автомате). Зачастую многие не меняют масло даже после большого пробега (в 100 000 км), забивается гидроблок, радиатор автомата, фильтр/а – это приводит к тому, что масляный насос не может подавать нормальное рабочее давление, из-за этого фрикционы начинают прокручиваться на металлических дисках (аналог «пробуксовывания» диска сцепления), передачи начинают не включаться, проявляется дергание между передачами и т.д.


Именно поэтому при покупке советуют нюхать масло АКПП, потому как горелая ATF жидкость обозначает – что фрикционы пригорели и уже изношены! Если такой запах есть в коробке передач, то покупать такой авто, я бы не стал!

Конечно, если АКПП «запущена», то поломок может быть больше, это износ и планетарных шестерен, и износ фрикционной накладки гидротрансформатора, да еще много чего, у каждого производителя свои нюансы.

Ресурс автомата

Ресурс при должном обслуживании, может быть огромен! Лично мне встречались случаи, когда при смене масла через 40 000 километров, АКПП ходит по 400 000 км, причем это был самый обычный 4 ступенчатый вариант (на Nissan Note). Кстати именно на 4 передачи, старые версии, как я считаю самые надежные, особенно у Японских производителей.


Чтобы продлить жизнь своей трансмиссии, нужно придерживаться нескольких правил:

  • Менять масло по регламенту, сказано в 60000 так и нужно! Можно даже раньше, скажем в 50000 км. Также нужно помнить необслуживаемых автоматов не бывает!
  • Менять вместе с маслом, масляный фильтр, это намного продлит ресурс.
  • Желательно снять радиатор АКПП и продуть его – промыть (маслом)
  • Очистить дно автомата, от всякой стружки, гари и прочего, очистить магниты.

Эти простые правила, сделают свое дело, ресурс увеличиться и намного, думаю сможете проходить около 300 000 километров. Из-за такой стойкости многие и выбирают именно такой тип трансмиссии.

Теперь хочу перечислить плюсы и минусы автоматической коробки передач

Плюсы автомата

1) Легкое управление автомобилем (не нужно думать, как тронуться и какую скорость включить, АКПП все сделает за вас)

2) Надежность. Этот вид трансмиссии при должном уходя может ходить более 300 000, это больше чем у оппонента.

3) Ремонт. Автомат хорошо изучен, его могут легко отремонтировать даже сторонние организации, много мастеров.

4) Масло. Для автомата требуется специальное масло – это правда, но требования к нему гораздо ниже, чем для оппонента. ДА и стоит дешевле.

5) Мало электроники, да автоматы работают в купе с ЭБУ, но все же электронная составляющая всего около 20 – 30%. Остальное банальная механика.

6) Рывки и передачи. НА данный момент времени, появляются 6 – ти ступенчатые варианты (где-то слышал что есть и на 8 – 12 передач), так вот у них уже больший максимальный порог скорости, авто не будет реветь как потерпевший на 4 передаче, так же у них мягче переключения, уже почти не заметны.

Минусы автомата

1) Не имеет такой динамики, как скажем вариаторная трансмиссия, или механическая трансмиссия.

2) Ниже КПД. Что это значит? У автомата нет жесткого зацепления между, двигателем и трансмиссией, здесь все происходит при помощи гидротрансформатора, то есть давлением масла. Поэтому часть КПД тратиться на такую передачу.

3) Толчки при переключении. Потому как здесь есть передачи, у оппонента такого нет.

4) Трансмиссионного масла больше, чем у других трансмиссий, около 8 – 10 литров. Например, у вариатора 5 – 8 литров, у механической коробки 2 – 3 литра.

5) Больший расход топлива. ДА расходует больше чем вариатор, опять е из-за меньшего КПД.

Если подвести итог по АКПП, то получается — что надежность, перекрывает многие минусы, это низкий КПД, толчки при переключении (хотя сейчас они все менее заметны), больший расход топлива и меньшую динамику. Зато при правильно замене ATF жидкости, можете спать спокойно после 100 000 километров, чего не скажешь про оппонента.

Вариатор


Немного истории . Сontinuosly Variable Transmission (CVT). Многие считают вариатор более поздним изобретением (если сравнивать с оппонентом), а вот нет. Принцип бесступенчатой трансмиссии изобрел еще Леонардо Да Винчи, аж в 1490 году, только внедрить его в массы он не смог, у него попросту не было такого двигателя внутреннего сгорания, которым обладают современные автомобили. Однако принцип двух конусов направленными в разные стороны сужающимися частями и натянутым между ними ремнем, предложил именно Да Винчи, такие конструкции применялись на мельницах, это уже и был примитивный вариатор. Далее про эту систему как-то забывают и только в начале 19 го века, принцип начинают применять на станках в промышленности, но до автомобильного варианта, еще далеко. Первым кто задумался применять это изобретение для автомобиля, был голландский инженер Хуберт ван Доорн, создавший бесступенчатую трансмиссию Variomatic. Эта трансмиссия устанавливалась на продукцию фирмы DAF, в 1958 году. Ставилась на автомобиль с двигателем 0,59 литра. Успех был ошеломляющий и затем уже многие производители задумались о установки бесступенчатой трансмиссии на свои модели. Вот короткий экскурс в историю. А сейчас принцип действия.

Техническая составляющая вариатора

Итак, бесступенчатый вариатор, одна из разновидностей автоматической коробки передач. Только в отличие от того от оппонента, вообще не имеет скоростей. В строении имеется два шкива, один ведущий, второй ведомый, расположены друг против друга, также стянуты ремнем, только вот ремень сейчас металлический, да еще и трапециевидный. Конусы вариатора, не цельные как было раньше, они имеют сдвижные половинки. Когда ведущий шкив раздвинут, ремень крутится по малому диаметру, опираясь гранями на его поверхность, своеобразная пятая – шестая передача. А вот если шкив сдвинут, а ремень вращается по большому диаметру, получается максимальное передаточное число, что соответствует первой передаче.


Далее сдвигая шкив, можно максимально плавно уменьшать передаточное число, то есть максимально плавно переключать скорости (хотя их и нет), но передаточные числа соответствуют скоростям в обыкновенной автоматической коробке. Все это делает вариатор (CVT), очень эффективным звеном, между двигателем и колесами. Ведь здесь передается максимальное КПД, потому как передача крутящего момента от двигателя – трансмиссии – колесам, здесь жесткая, то есть передается механическими усилиями, а не давлением масла.

Что может ломаться

Вариатор очень требователен к обслуживанию. Масло меняется раз в 60 – 80 000 километров, как это регламентируют некоторые производители. ДЕЛАТЬ ЭТО СТОИТ ВСЕГДА! Потому как если вы не замените масло, то начинают проявляться проблемы и здесь они далеко не «детские».

  • Также забивается гидроблок, и масляный насос не может нагнетать нормальное давление.


  • От этого валы не могут нормально зажать или разжать ремень, он начинает в них пробуксовывать.
  • Когда буксует ремень, он очень сильно изнашивается. При высоких износах может порваться. И тогда мало не покажется, разлетается по всей коробке и разрушает все и вся!


  • Также задираются «зеркала» валов, что также негативно влияет на ремень.
  • Вариатор еще плох тем, что в нем очень много электроники, то есть он ей банально управляется, она может составлять до 50%!

Ресурс вариатора

Здесь также как и у автомата, нужно помнить о сменах масла, если этого не делать, то CVT может и до 100 000 недотянуть!

Но даже если вы все правильно делаете то при 120 – 150 000 километров, вам ЖЕЛАТЕЛЬНО, заменить ремень! Иначе он может порваться! А это уже серьезно!


Таким образом, вариатор это более «беспокойная» трансмиссия, 300 000 километров на ней не пройти, банально меняя масло!

Плюсы вариатора

1) Динамичный разгон (быстрее, чем на АКПП)

2) Уменьшенный расход топлива (намного меньше, чем на АКПП)

3) Нет передач, а соответственно нет рывков переключения, что дает дополнительные преимущества по плавности и динамичности хода

4) Высокий КПД. Примерно на 5 – 10% больше чем у оппонента.

5) Легкое управление автомобилем (новичкам, не нужно познавать азы управления автомобилем, трогание и переключение передач, на механике)

Минусы вариатора

1) Сложный, очень сложный ремонт (до конца не изучен, поэтому ремонтом занимаются только официальные дилеры, а это очень не дешево). Реально найти мастера но CVT очень сложно, особенно в провинциальных городах.

2) Замена ремня между шкивами, через 100 – 150 тыс. километров, тоже не дешево и делают далеко не все станции.

3) Сложная электроника, при ее выходе из строя, опять едем к официалам, опять платить дорого.

4) Масло, специальное и очень дорогое, купить не так просто, причем определенному производителю, нужно определенное масло, шаг вправо, шаг влево карается поломкой.

Подведем итог. Что же лучше? По своим, техническим особенностям, вариатор намного, опережает автомат, это и динамика разгона, и малый расход топлива, и «безрывковое» плавное переключение передач. Но ремонт — очень дорогой и опять, же не каждый автосервис за него возьмется, попросту нет специалистов. Также идет износ ремня, уже через 100 – 1200000 его желательно заменить, очень требователен к качеству масла! Автомат тут выигрывает, он более изучен и сделать, его можно быстрее и дешевле, неофициальные станции, давно их ремонтируют. Скажу так, если покупаете новую машину на гарантии, то вариатор, лучше, в случае чего, все поправит гарантия. А вот если вы покупаете машину уже после гарантии и за пробегом в 100 000 км, то лучше посмотреть в сторону автомата, ибо его легче и дешевле починить, да и ходит он в два раза (как минимум дольше).

Вариатор или автомат – что лучше? А может робот или какая нибудь автоматическая коробка передач нового поколения, типа DSG? С этими вопросами сталкивается каждый автолюбитель, стоящий перед выбором новой машины. Сегодня коробками-автомат комплектуется множество современных автомобилей, от грузовиков до микролитражек. В этой статье мы рассмотрим плюсы, минусы и отличия между основными видами АКПП.

Всё больше автовладельцев, покупая новую машину, переходят с традиционной механической КПП на разного рода коробки-автомат. Это легко объясняется тем, что пользоваться коробкой-автомат проще и удобней . Что же касается женщин, то среди них количество приверженцев "автоматов" большинство, причем подавляющее.

В конце этой статьи смотрите видео-обзор популярных видов автоматических трансмиссий, с описанием их основных достоинств и недостатков.

Стоит также иметь ввиду, что при покупке машины на вторичном рынке, далекий от автотехники человек может легко попасться на удочку недобросовестных продавцов, выдающих робот или вариатор за классический автомат. Поэтому каждому водителю желательно уметь отличать эти виды коробок передач друг от друга.

Виды АКПП: гидротрансформатор, вариатор, робот

К автоматическим коробкам переключения передач (сокращенно – КПП) чаще всего относят следующие устройства:

  1. Гидротрансформатор (классический автомат);
  2. Вариатор (CVT);
  3. Роботизированная КПП (робот).

Каждая из них имеет свои отличия, плюсы и минусы. Так что перед тем как выявить победителя, следует их все по очереди рассмотреть более поподробно.

Гидротрансформатор (классическая коробка-автомат)

Гидротрансформаторы распространены на столько, что именно этот вид автоматических трансмиссий стал именем нарицательным для всех остальных типов АКПП – "коробка-автомат".

Характерной чертой гидротрансформатора является наличие в нем специального трансмиссионного масла, которое постоянно циркулирует по замкнутому кругу, находясь под давлением. Именно поток масла и передает крутящий момент от двигателя к колесам автомобиля.

Автоматические коробки постоянно модернизируются, и если еще лет десять назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это уже явный анахронизм, а его место заняли автоматы с 6, 7 или даже 8-ю передачами.

Можно выделить следующие плюсы классических автоматов:

  • Удобство в использовании;
  • Наличие ручного режима переключения;
  • Невозможность перегреть двигатель.

Но и минусы у автоматов тоже есть:

  • Высокая стоимость автомобиля с АКПП;
  • Дорогое обслуживание и ремонт;
  • Невозможность длительной буксировки;
  • Высокий расход топлива.

Тем не менее, конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков, и вскоре смогут избавить автоматы от них.

Вариатор (CVT)

Вариатор – это разновидность бесступенчатых трансмиссий. Сокращенно этот тип КПП обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.

Отличить селектор вариатора от рычага переключения обычного автомата порой непросто и опытному автовладельцу. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, работают такие коробки абсолютно по другому.

Грубо говоря, вариатор представляет собой два шкива (диска), между которыми накинут ремень (реже – цепь). Шкивы могут сдвигаться и раздвигаться, за счет чего и происходит изменение передаточного числа.

Отличительной чертой вариатора является полное отсутствие передач и, как следствие, переключений между ними. Передаточные числа изменяются, но этот процесс идет непрерывно. Отменная плавность хода – вот главный козырь вариатора. По большому счету, разгон на машине с вариатором чем-то похож на ускорение троллейбуса. Так что комфорт водителю и пассажирам будет обеспечен.

Из-за того, что вариатору не приходится "щелкать" передачи, трансмиссия постоянно находится на пике крутящего момента, следовательно, автомобиль разгоняется шустрее.

И так, вариатор может записать себе в актив следующие плюсы :

  • Низкий расход топлива;
  • Быстрый и чрезвычайно плавный разгон;
  • Комфорт;
  • Незначительный вес.

Но повсеместному внедрению вариаторов мешают и его минусы :

  • Работает довольно шумно, что ощущается в салоне;
  • Меньший срок службы, чем у классических коробок-автомат;
  • Высокая стоимость ремонта и обслуживания;
  • Не любит резких стартов и агрессивной езды;
  • Высокая цена.

Робот (роботизированная КПП)

Роботизированные коробки передач представляют собой некий компромисс между автоматом и механической КПП.

По сути, робот – это та же "механика", только переключением передач у неё занимается блок управления, контролируемый сервоприводами. При переключениях роботом передач возникает такая же пауза, как и в автомобилях с механической коробкой.

Кроме паузы между переключениями, водителям приходится мириться и с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий. Основные минусы робота выражаются в следующем:

  • Толчки и рывки при переключениях;
  • "Задумчивость" робота;
  • Обязанность постоянно включать режим "N" (нейтраль) в пробках, воизбежание перегрева сцепления;
  • Невозможность буксировки.

Так что недостатков у этой коробки хватает, однако автомобили с ней продолжают продаваться, ведь эти минусы несколько нивелируют такие плюсы роботов:

  • Невысокая стоимость (заметно дешевле "автомата" или вариатора);
  • Более низкий расход топлива.

Несмотря на это, такие роботы уже явно отживают свой век и уступают дорогу другим разработкам, например, таким, как преселективная трансмиссия типа DSG.

Коробка передач DSG - что это такое?

DSG (Direct Shift Gearbox – коробка передач с синхронизированным переключением) является эволюционным продолжением роботизированных КПП. Еще её называют преселективной трансмиссией – это второе поколение "роботов".

Такие коробки на сегодняшний день являются наиболее совершенными. Они оснащаются сразу двумя дисками сцеплениями – один переключает чётные передачи, а второй – нечётные. По сути, это две коробки передач в одном корпусе.

Изюминка коробки DSG заключается в том, что в ней постоянно включены две передачи: во время движения сомкнут лишь один из 2-х дисков сцепления, а второй находится в постоянной готовности, и включает свою передачу сразу же, как только размыкается первый диск. Благодаря такой схеме, переключения происходят практически мгновенно, а плавность работы сравнима с вариатором.

Но даже у такой, казалось бы, идеальной КПП как DSG есть свои недостатки. Конструкция преселективных трансмиссий чрезвычайно сложна. Всё это приводит к тому, что ее обслуживание никак нельзя назвать дешевым.

Кроме того, ремонтировать коробки DSG часто не берутся даже крупные СТО. Да и их ремонт, в большинстве случаев, просто невозможен. Поэтому при поломке зачастую приходится менять всю преселективную трансмиссию в сборе, и лишь иногда можно ограничиться заменой электронного блока управления.

Также в список недостатков коробок передач DSG можно занести и перегрев сцеплений после долгой езды, в результате чего со временем при переключениях появляются толчки.

Учитывая все вышеперечисленное, мы считаем, что преселективные трансмиссии, несмотря на всю их технологичность, еще достаточно "сырые", слишком дорогие и неремонтопригодные.

После того, как мы изучили сильные и слабые стороны автоматических коробок переключения передач, можно вернуться к рассмотрению вопроса о том, что же лучше – вариатор или автомат? Но однозначного ответа на него не существует.

Сторонники автоматов опираются на достаточно высокую надежность таких коробок, их удобство, наличие различных режимов работы и возможности самостоятельного переключения. Вариаторы они хают за шум в салоне, невысокий ресурс и периодические перегревы, что прямо ведет к дорогостоящему ремонту, а то и замене КПП.

С другой стороны, сторонники вариатора прямо говорят, что после езды на авто с такой коробкой, даже самые плавные автоматы кажутся "дерганными". Кроме того, вариаторы имеют более низкий расход топлива. Что же касается более высокой стоимости ремонта и частых поломок, то на эти аспекты многие продолжают закрывать глаза.

Тем не менее, как нам кажется, в этой борьбе предпочтение следует отдать классической коробке-автомат (гидротрансформатору). Да, вариатор более плавный и мягкий, а DSG шустрее и экономичнее. Но вариаторы требуют спокойного стиля езды (да их и надежность оставляет желать лучшего), а недостатки преселективных КПП, на наш взгляд, значительно перевешивают все их достоинства.

Если трезво оценивать ситуацию, становится ясно, что на сегодняшний день, среди всех видов коробок-автомат, конструкция гидротрансформатора является наиболее отработаной и надежной, а многие её недостатки либо уже устранены, либо не являются критическими.

Видео: робот, автомат или вариатор - что лучше?

Чему отдать предпочтение - вариатору или «автомату»

Как всем известно, механическая коробка передач рассчитана на четыре или пять переключений скоростей, «автомат» - на 8, а вариатор, в свою очередь, работает, используя любое количество скоростей. - это давно пройденный этап, так что же всё-таки выбрать, вариатор или «автомат»? Опираясь на знания и квалификацию специалистов, стоит обсудить то, что такое вариатор и в чём его превосходство над остальными аналогами коробок передач. Он имеет механизм, отвечающий за соединение двигателя с колёсами, также у него может быть иной привод в виде винта и гусеницы. Проще всего будет представить себе в виде бесступенчатой автоматической коробки передач. Одно из отличий АКПП от вариатора - это то, что второй имеет меньший вес, простую конструкцию и считается более надёжным, нежели АКПП. А сходство в том, что не нужно переключать скорости вручную, как в случае с МКПП.

Чтобы разобраться в вопросе: что лучше, вариатор или «автомат» - крайне необходимо выделить положительные и негативные стороны обоих коробок передач.

Плюсы автоматической коробки передач

  1. Весьма лёгкое управление автомобилем. Вам не приходится задумываться о том, где находится какая скорость и когда её переключать.
  2. Практически невозможно спалить сцепление, как часто бывает на «механике».
  3. Переключение скоростей, которое благоприятно влияет на двигатель, щадя его, вследствие чего уменьшается его износ.
  4. Многоступенчатый агрегат имеет свойство расходовать меньше топлива, нежели механическая коробка.

Минусы автоматической коробки передач

  1. Не имеет той динамики, которую имеет вариаторная или же механическая трансмиссия.
  2. Четыре ступени передач расходуют гораздо больше топлива, чем автоматические или механические трансмиссии.
  3. При поломке починка вам влетит в копеечку.
  4. Приходится часто менять масло.
  5. При сильных заморозках масло имеет свойство густеть.

Как устроена автоматическая коробка передач

Классическая АКПП содержит в себе два основных компонента. Первым компонентом является гидротрансформатор, заменяющий маховик. А роль второго компонента выполняет планетарная коробка передач. Сама же механическая начинка АКПП с годами изменилась, но незначительно, возросло количество передач с 4 до 8. А что касается системы управления, так она значительно изменилась. Когда на первых автомобилях с коробкой передач «автомат» приходилось двигать небольшой переключатель вверх и вниз, то спустя незначительное время трансмиссии стали сами выполнять эту работу вместо водителя. Следующим шагом в эволюции системы управления АКПП стало то, что для быстрой езды можно выбрать режим «спорт», а для спокойной - «комфорт».

Итак, вариатор является одним из видов АКПП, только, в отличие от своего аналога, не имеет скоростей, также стоит заметить, что автомобиль с ним начинает своё движение плавней оппонента и разгоняется гораздо быстрее. Приступим к положительным и отрицательным качествам вариатора, чтобы разобраться в том, что надёжнее - вариатор или «автомат».

Плюсы вариатора

  1. Очень быстрый разгон в отличие от остальных коробок передач.
  2. Незначительный расход топлива.
  3. Не рвёт двигатель - увеличенный ресурс.
  4. Простое управление автомобилем, особенно для новичков.

Минусы вариатора

  1. Сложный и дорогостоящий ремонт. В случае чего будет трудно найти мастерскую, в которой возьмутся за починку вариатора.
  2. Каждые 100 тыс. км необходимо заменять ремень между шкивами, что тоже трудно и недёшево.
  3. При поломке сложной электроники снова платить из своего кошелька большие суммы за ремонт.
  4. Масло требуется специальное, его очень трудно найти и стоит оно, как ни странно, всё так же дорого.

ВАЖНО ! Наибольшие силы трения возникают в месте вращения шкивов и металлического ремня, который передает момент силы от ведущего вала к ведомому за счет чего и происходит плавное, так называемое бесступенчатое, переключение. Обе поверхности металлические и износ неизбежен. Изнашивается как поверхность ремня, так и шкивов, которые являются сопряженными. Компенсировать износ и защитить поверхности можно восстановительным составом RVS Master transmission Atr7 .

Как устроена бесступенчатая трансмиссия

Первая бесступенчатая трансмиссия была разработана голландскими инженерами, последняя же была усовершенствована до того, что принцип её работы элементарен. Так как передачи переключаются самостоятельно плавно, это отличает его от других коробок. А сроки службы узлов увеличены благодаря тому, что отсутствуют рывки во время переключений трансмиссии.

Хочется выделить одно отличие вариатора от «автомата»: принцип его работы, если сравнивать с АКПП, можно назвать самым совершенным типом трансмиссии. Это объясняется и подтверждается некоторыми фактами: ускоренная, но плавная езда, сравнительно небольшой расход топлива, .

В интересующем многих вопросе об отличиях вариатора от «автомата» необходимо знать, что вариатор, в отличие от АКПП, начинает двигаться ровнее. Когда едешь с вариатором, то можно ощутить себя гонщиком, который любит мощные двигатели. При наборе скорости нет никаких рывков или провалов, водитель от езды получает только удовольствие, наслаждаясь слышимым звуком нарастания скорости. Благодаря тому, что, используя вариатор, не нужно тратить своё драгоценное время на переключение передач, соответственно, скорость автомобиль набирает стремительнее своих собратьев с «механикой» и «автоматом». Специалистами доказано, что если устроить спор, кто же всё-таки быстрее набирает скорость, вариатор или «автомат», то выиграет, конечно, первый.

Если вы любитель экстремального вида езды, любите обгонять на дорогах, рисковать, красиво входить в поворот или просто постоянно куда-то торопитесь, то вариатор для вас не самый лучший вариант. Автомобиль лучше беречь, поэтому для тех, кто предпочитает спортивный стиль езды, лучше пользоваться «автоматом» или «механикой». А если же вы любите плавную езду, щадящую автомобиль, экономию топлива, а также комфорт в управлении, то, покупая вариатор, вы непременно останетесь довольны.

Как самостоятельно определить различия между вариатором и «автоматом»

После того как вы уже ознакомились с вышеперечисленными плюсами и минусами АКПП и вариатора, остаётся только научиться отличать их визуально. Итак, приступим к рассмотрению вопроса: как отличить вариатор от «автомата».

  • Нужно внимательно рассмотреть все обозначения как на самом автомобиле, так и на его двигателе. Кроме того, в сопроводительных документах также должно обозначаться: АКПП это или вариатор. Первый обычно пишут буквами A и AT, второй - CVT.
  • Следующим шагом будет сбор информации об автомобиле. Это нужно для того, чтобы знать, какой тип трансмиссии мог быть установлен на ту или иную марку автомобиля.
  • Прокатитесь на выбранной вами машине, чтобы прочувствовать . Если это «автомат», вы сразу почувствуете толчки, после которых резко изменяется количество оборотов, также вы можете это ощутить на слух.
  • Так как современный вариатор при езде практически не отличается от «автомата», различия можно проверить на большой скорости. С использованием вариатора, после резкого нажатия на педаль газа автомобиль как бы «зависает» и разгоняется без всяких толчков.
  • Во время пробной поездки поднимитесь в горку, остановитесь посередине подъёма и отпустите педаль тормоза. «Автомат» не покатится обратно, а вариатор начнёт движение в обратную сторону. Но нужно учесть одно: если в машине есть функция «остановка при откате», в этом случае и вариатор не покатится обратно.
  • Стоит заметить, что лучше не пробовать отличить вариатор от «автомата» по обозначениям режима их работы, так как они могут быть одинаковыми.
  • Если после всего вышесказанного у вас ещё остались сомнения по поводу типа трансмиссии, то выяснить этот вопрос можно с сотрудниками обслуживающей вас компании.

Итоговое заключение

После всей проанализированной информации логичным будет сделать вывод, что всё-таки лучше, вариатор или «автомат». Если говорить о технических способностях, то вариатор обгоняет коробку-автомат. Доказать это может , плавность переключения передач, отсутствие рывков, и при этом здесь отличная динамика разгона. Но давайте смотреть правде в глаза, как бы вариатор ни был хорош, его ремонт будет стоить огромных денег и не факт, что любой автосервис возьмётся его чинить, так как специалистов можно буквально пересчитать на пальцах.

В этой ситуации выигрывает «автомат», специалисты по ремонту коробки-автомата есть в каждом автосервисе, сам ремонт будет стоить гораздо дешевле и пройдёт быстрее. Скажем так: если вы покупаете машину, находящуюся на гарантии, можете спокойно брать вариатор вместо «автомата», в случае чего гарантия всё исправит и покроет растраты. Но в случае если машина покупается после окончания , тут лучше остановиться на «автомате», так как его починка не займёт много времени и не потребует больших расходов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»