Станция техобслуживания авто (СТО): бизнес-план. Регулярное техническое обслуживание вашего авто на высшем уровне

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Рынок автомобилей растет с каждым годом. Все чаще люди пересаживаются на личные машины, и отказываются от пользования общественным транспортом. Все эти автомобили требует не только срочного ремонта, но и диагностики, плановых вмешательств и т. д. Соответственно растет потребность в обслуживании этих автомобилей. Рынок услуг автосервиса сегодня далек от насыщения и дефицит предложений продолжает расти. Это значит, что открытие станции технического обслуживания автомобилей – всегда будет востребованным делом.

Характеристика рынка

По оценкам специалистов, последнее десятилетие рынок автомобилей вырос более чем в два раза, и каждый год повышается еще на 8%. И при этом он еще не достиг среднестатистических показателей Европы. То есть с каждым годом парк автомобилей в нашей стране будет неуклонно расти. Одновременно с ростом количества автомобилей растет в стране и количество станций технического обслуживания. В основном это небольшие частные компании, не привязанные к мировым брендам.

Поэтому говорить о какой-то структуре среди станций технического обслуживания автомобилей говорить не приходится. Все они могут заниматься как иномарками, так и отечественными автомобилями.

Виды станций технического обслуживания автомобилей

Различают четыре основных вида СТО. Далеко не все они представлены на нашем рынке, но знание этой структуры, дает понимание, в какой нише лучше открыть ваш проект. А также в какую сторону можно развивать бизнес при успешном его старте. Итак, существует такой бизнес автосервис:

  • Авторизованный. Станция полностью подчинена официальным дилерам или иностранным производителям машин. Поэтому станция имеет специализацию на конкретной марке автомобилей. Чтобы открыть такой сервис, понадобится специальная лицензия. Но получить ее непросто – вендоры очень избирательно подходят к определению контрагентов. При этом максимум прибыли с такой станции можно получить в размере 10 тыс. долл. за месяц. И то только в крупных городах, где много жителей, которые пользуются иномарками.
  • Сетевой. Абсолютно пустая ниша на отечественном рынке. В национальном масштабе еще ни одна станция такого типа не охватила всю страну. Максимальный охват – пять регионов страны. Самой распространенной на сегодня является станция технического обслуживания автомобилей Bosch. Также на рынке в этом сегменте присутствуют так называемые псевдосети, которые купили право пользования именем марки, но не являются официальными представителями ее услуг. Контроля за качеством обслуживания от главного офиса здесь нет. Такая станция технического обслуживания автомобилей может принести до 7 тыс. долл. за месяц.
  • Одиночные, не имеющие никакой аккредитации. При этом в них предлагают высокий уровень услуг, который помогает им составить серьезную конкуренцию описанным выше станциям. Они предоставляют аналогичный набор услуг, но с оплатой процентов на 30% меньше, чем у авторизированных точек. Такая станция технического обслуживания каждый месяц будет приносить не менее 2 тыс. долл., но выше 12 тыс. обычно доход не растет.
  • Индивидуальные услуги. Многие не относят этот бизнес автосервис к собственно бизнесу, называя такую деятельность самозанятостью. Услуги предоставляются в собственных гаражах либо мастер выезжает по вызову. Но именно этот тип технического обслуживания автомобилей пользуется наибольшим спросом. Предпринимателю такой проект может приносить 800-1200 долл. в месяц.

Реклама бизнеса

Какую бы нишу вы ни выбрали, без рекламы ваш бизнес автосервис просто не выживет. Рекламировать сетевые и крупные автосервисы есть смысл на наружной рекламе у торговых центров, развлекательных заведений, спортивных клубов. В обязательном порядке надо создать свой сайт, давать объявления на специальных досках в Интернете. Последний вариант подходит и тем, кто предоставляет частные услуги.

В качестве расширения бизнеса и дополнительной рекламы может выступить интернет-магазин запасных частей для автомобилей.

Если вам удастся организовать хороший бизнес, то уже через пару лет вам не придется тратиться на рекламу. Стабильный доход обеспечит наработанная база клиентов, через которую по рекомендациям будут приходить новые.

Подготовительный этап бизнеса

Чтобы бизнес автосервис имел успех, надо тщательно продумать и проработать такие четыре основных аспекта работы предприятия:

  • квалифицированные мастера;
  • место дислокации;
  • целевая аудитория;
  • список услуг.

Прежде чем открыть станцию, надо проанализировать работу конкурентов в окрестностях. Также вам понадобится зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя на форме налогообложения ЕНВД, получить разрешение на работу от ГИБДД, а также получить разрешения на помещение от СЭС и пожарной службы. При этом сам сервис должен располагаться в месте с удобными подъездными путями и не ближе 50 метров от жилых зданий.

Место под сервис

Сегодня найти подходящий участок не так просто. Обратите внимание, что предлагать несколько услуг нет смысла. Чтобы выдержать конкуренцию надо составить максимальный набор услуг, а для этого необходима соответствующая площадь. Рассчитывайте на покупку участка в жилом районе площадью не менее 300 кв. м. Оптимальная площадь – 700 кв. м.

Место можно взять в аренду. Для этого надо подготовить такие документы:

  1. Проектная документация. Разработка обойдется в 10-15 тыс. долл.
  2. Согласование проекта с тремя различными комиссиями.
  3. Выкупить право, в соответствии с которым можно арендовать землю. Цена может соответствовать сумме аренды земли на весь период. В центре города стоимость выкупа на три года может составить 480 тыс. руб., а на окраине – 60 тыс. руб. После постройки и оформления в собственность можно договориться о продлении срока аренды с трех до 49 лет. Эта процедура потребует еще 7,84 или 0,98 млн руб. соответственно.

Бизнес-план автосервиса должен включать постройку здания, как правило, модульного типа. Такая постройка недорогая и возводится в короткие сроки. Строится обычно три модуля. В первом размещается мойка на два поста, во втором находится административное здание, санузел, подсобные помещения. В третьем располагаются посты по предоставлению других услуг.

Оказываемые услуги

Как уже говорилось, мастерская должна оказывать широкий спектр услуг. Если ограничиться двумя-тремя, можно не выдержать конкуренции.

Основной набор услуг должен состоять из:

  • ремонта двигателя и подвески;
  • шиномонтажа;
  • диагностики и регулировки развал-схождения;
  • замены масла;
  • мойки и чистки салона.

Самыми прибыльными услугами обслуживания автомобилей являются:

  • ремонт двигателя;
  • ремонт коробки передач;
  • замена рулевого редуктора;
  • замена сцепления и других деталей.

Самым невыгодным с экономической точки зрения является ремонт тормозной системы, но без него перечень предоставляемых услуг будет неполным. Стоит включить в список обслуживания автомобилей тюниг, тонировку стекол, установку ксенона и другое.

Закупка оборудования и персонал

В первую очередь бизнес-план СТО должен предусмотреть закупку специального оборудования. Чтобы открыть пункт обслуживания автомобилей понадобится закупка такого оборудования:

  • инструменты – 100 тыс. руб.;
  • диагностика – 60-100 тыс. руб.;
  • подъемник – 40-120 тыс. руб.

Обратите внимание, что в зависимости от того, какие услуги будет предлагать ваш проект, может понадобиться наличие узкоспециализированного оборудования.

Бизнес-план автосервиса предполагает наличие обслуживающего персонала. Его штат зависит от того, какие услуги предлагает ваш проект. Для обслуживания оборудования понадобится около четырех мастеров, которые будут работать посменно. Они должны быть не просто профессионалами своего дела, но и уметь общаться с людьми. Ведь по результатам этого общения зависит и то, будут ли довольны ваши клиенты, будут ли они возвращаться в ваш автосервис и рекомендовать его другим.

Также необходим управляющий, работу которого может выполнять сам владелец бизнеса. Однако важно, чтобы этот человек имел высшее техническое образование, предпочтительно связанное с автомобильным транспортом.

Финансовый план проекта

К капитальным относятся:

  • документация по согласованию – 20 тыс. руб.;
  • реклама – 30 тыс. руб.;
  • закупка и монтаж оборудования – 2 млн руб.

Всего проект потребует не менее 2 050 000 руб.

Каждый месяц бизнес-план СТО должен учитывать такие расходы:

  • зарплата мастерам – 200 тыс. руб.;
  • расходные материалы и другие издержки – 80 тыс. руб.;
  • аренда – 150 тыс. руб.

Всего – 430 тыс. руб.

Что касается доходной части, выручка составит около 500 тыс. руб. в месяц, а чистая прибыль – 70 тыс. руб. Если тщательно продумать бизнес-план автосервиса и грамотно организовать дело, капитальные затраты окупятся сравнительно быстро.

В расчете окупаемости надо учитывать, что декабрь-февраль для автосервиса – мертвый сезон. Чуть более оживленными, но тоже непопулярными являются май и август. За оставшееся время оборот автосервиса составит примерно 300 тыс. долл., из которых чистая прибыль – в среднем 80 тыс. долл. То есть при вложениях около 0,5 млн долл. инвестиции окупятся не ранее, чем за пять лет.

Важные нюансы бизнеса

  1. Приобретение запчастей и поставщики. Искать поставщиков можно на специализированных выставках или через Интернет. На сайтах производителей обычно размещены каталоги запчастей, поэтому можно легко подобрать все необходимое. Формируя заявки, надо учитывать сезонный спрос и оставлять их заранее. Рекомендуется самые популярные запчасти покупать впрок, но этот вариант больше подходит крупным автосервисам. Остальные могут покупать через интернет-магазины с доставкой, но такой вариант обычно стоит чуть дороже.
  2. Если вы планируете открыть СТО с нуля, в начале бизнеса лучше сконцентрироваться на самых востребованных услугах: автомойке, покраске, шиномонтаже, ремонте кузова.
  3. Со временем оптимизировать расходы можно через сокращение расходов на рекламу, расширением спектра услуг, снижение затрат на обслуживание оборудования, передача определенных работ на аутсорс.
  4. Снизить расходы помогает привлечение работников из стран СНГ. Они более дисциплинированы, трудоспособны и готовы получать меньшую зарплату, чем установлено на рынке. Обычно механику платят 30-50% стоимости услуги, фиксированная ставка – 200 долл. Всего механик зарабатывает от 600 до 1000 долл. в месяц.
  5. Чтобы упростить и автоматизировать работу и учет продукции, рекомендуется купить специальное ПО на компьютеры. Такие программы стоят 120-200 долл., плюс программа для связи с бухгалтерской отчетностью (700-1200 долл.). В дополнение можно приобрести каталоги запчастей (40-70 долл.).

Готовый автосервис

Как вариант, можно купить готовый автосервис. Это снизит затраты на открытие, организацию и закупку оборудования. Именно поэтому желающих купить такой бизнес много. Как правило, предложения продажи не задерживаются на рынке дольше месяца-полтора.

Такой бизнес обойдется примерно в 60 тыс. долл., которые вернутся уже через 6-10 месяцев. Прежде чем совершить покупку, надо обратить внимание на такие нюансы:

  • срок аренды помещения и возможность его продления;
  • возможность сберечь персонал, о чем обычно подписывается договор с бывшим владельцем;
  • налаженные связи с поставщиками;
  • месторасположения автосервиса;
  • качество и уровень амортизации оборудования;
  • возможность предоставления консультаций бывшим владельцем в течение примерно 2-3 месяцев.

Надо понимать, что вложения в бизнес будут разными, зависимо от того, в какой нише решил работать предприниматель. Соответственно и срок окупаемости будет разный. Но в любом случае такой бизнес не приносит мгновенной прибыли. Как правило, проекты начинают с небольших частных услуг, постепенно расширяя свое предприятие. Поэтому фактическая норма прибыли дела, которую демонстрирую автосервисы на практике – 70%.

Типы предприятий автосервиса. Виды СТО по мощности

Тип пред приятия автосервиса определяется его назначением, видами оказываемых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной структурой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характеристик предприятий автосервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);

Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);

Автоцентр (АЦ);

Станция инструментального контроля;

Станция восстановительного ремонта.

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА)-это предприятие, которое организовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридического лица или входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания автомобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специализированных работ и услуг. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образовании государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соответствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владелец, руководитель или работник пункта, имеющий документально подтвержденное право на такую ответственность.

Примерами могут быть отдельно расположенные пункты, выполняющие ручную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, например тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бампера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, восстановительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др. Специализация П ОА часто отражается в самом названии пункта, например «Пункт замены масла», «Пункт шиномонтажа», «Пункт мелкой покраски», «Пунктрихтовки и покраски дисков».

Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя рабочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений

работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.

Пункт обслуживания на автозаправочной станции - малое предприятие автосервиса на 1 -2 поста, выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаждающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. Отдельно на АЗС может быть организована мойка, уборка и чистка салонов, может быть оборудование для самообслуживания, например пылесос.

Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и П ОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта автомобилей, прибывших на заправку.

Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомобилей, -предприятие автосервиса, которое выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причине не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции автосервиса-услугой . Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслуживание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с отсутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей клиентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.

АРМ характеризуется наличием:

Производственных мощностей для технического обслуживания и ремонта автомобилей;

Технических производственных площадей;

Площадей для хранения запасных частей;

Бытовых помещений для работников;

Помещения или рабочего места мастера;

Площадки для стоянки автомобилей.

Станция технического обслуживания (СТО)-это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж I автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

СТО характеризуется наличием:

Стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;

Склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстрации новых и подержанных автомобилей;

Автосалона, площадей и мощностей для продажи автомобилей;

Помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;

Помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.

Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количества производственных рабочих за счет изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оценивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода выполняемых работ, оказываемых услуг. Рабочий пост, предназначенный для выполнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), в зависимости от типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40 м2.

В настоящее время существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В России были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м2 каждый), в Украине - на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м2 каждый). Спецавтоцентры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, средние, большие, крупные.

К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся станции, имеющие 2 рабочих поста, с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих. Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельности, в течение определенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных. С другой стороны, даже достаточные доходы не всегда стимулируют этот бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всего он сопряжен с укладом семейной жизни. Например, в Германии, США этот бизнес передается из поколения в поколение и связан с определенными традициями.

В Украине малый автосервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосервис, тем паче малый, для многих оказался доступным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определенного

В настоящее время малый автосервис во дворах, кооперативных гаражах чаще его представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделения для работы с клиентурой . Мировой опыт дает основания надеяться на дальнейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосервис на заправочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всего спросом. Один -два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, выполняющую все виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.

Малый автосервис развивается непосредственно механиками, осуществляющими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания. Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосервису способствовала бы повышению его качества.

В большинстве случаев малые СТО не являются самостоятельными объектами, а размещаются в строениях, имеющих более широкое функциональное назначение. Проектирование малых СТО сводится не столько к созданию полнокомплектного строительного проекта, сколько к созданию технологического проекта в рамках другого, более объемного, например строительства автозаправочной станции, придорожного гостинично-ресторанного комплекса, стоянки TIR, туристической базы, торгово-развлекательного или торгово-офисного центра, жилого дома, автостоянки или автогаража. Отдельным строительным объектом чаще всего могут быть мастерские по выполнению шиномонтажных работ, замене масла, регулировке бензиновых топливных систем и систем зажигания.

Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламентирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.

К средним CТO относятся предприятия автосервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, в зависимости от режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% , в Германии - 27%,

в целом за рубежом - 45-50% . Большинство средних СТО-универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, электрооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии - 31 %).

К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций - 5%.

Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое количество сверхкрупных-с количеством постов более 35, как правило, 36-50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО. Примером крупных и сверхкрупных СТО являются автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия по проектам FIAT при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украине было построено 10 таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра-более 10 тыс. м2, численность производственных рабочих - около 250 чел. Примером крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построенные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м2, а численность производственных рабочих-125 чел.

Автоцентры (АЦ) , или автотехцентры (АТЦ), или спецавтоцентры (САН), -
автосервисные предприятия различной мощности, которые являются региональными или зональными центрами и имеют в своем составе подчиненные или независимые, но технологически или организационно связанные с центром периферийные станции технического обслуживания или другие подразделения. Автоцентр может иметь центральный склад автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы, сервер и администратора компьютерной сети, учебный центр, аналитический центр, корпоративную службу маркетинга. Автоцентр выполняет полный комплекс работ и услуг.

Станции инструментального контроля -специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требованиями Госстандарта для целей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.

Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия (рис. 2.1), и как подразделения станций технического обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля технического состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, например при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы используются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагностики до или после технического обслуживания и ремонта (рис. 2.2). В большинстве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.

Рис. 2.2. Линия инструментального контроля с ножничным подъемником
1а - компьютерный пульт управления, 1в - пульт управления подъемником, 2 - рампа, 3 - подвижная платформа стенда контроля схождения колес, 4 - стенд контроля показаний спидометра, 5 - испытательная платформа стенда контроля амортизаторов, 6 - роликовый тормозной стенд, 7 - электрогидравлический подъемник ножничного типа, 8 - площадка для определения углов поворота управляемых колес, 9 - подвижные гидравлические площадки контроля состояния передней подвески и рулевого управления, 10 - прибор контроля света фар.

Станции восстановительного ремонта , или станции по восстановлению и окраске кузовов,-автосервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восстановлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).

В Украине такие станции как самостоятельные производства еще не получили достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы этот тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением автомобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20-30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.

Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудование и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ станция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске кузовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством постов, а также наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание основных видов оборудования станций восстановительного ремонта:

Без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;

С окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;

С одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова;

С двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления геометрии кузова;

С тремя окрасочными камерами и тремя стендами восстановления геометрии кузова.

Количество рабочих на станции восстановительного ремонта зависит от ее мощности и полноты восстановительного цикла: доставка, разборка, рихтовка, сварка, подготовка, окраска, сборка, антикоррозионная обработка, полировка.

Для отнесения предприятия автосервиса к определенному типу необходимо оценить его по системе показателей, приведенных в таблице 2.2.

Показатели для отнесения предприятия автосервиса к определенному тину

Показатели

Авто­

центр

Дилер

СТО

универ­

сальная

СТО

специали­

зирован­

ная

Пункт

обслужи­

вания

авто

Пункт обслуж. авто на АЗС

Станция

инстр.

контроля

1.

Дистрибьюторский договор

+

2.

Дилерский договор

+

3.

Фирменный стиль (идентификация)

+

+

4.

Центральный склад автомобилей

+

5.

Склад новых автомобилей

+

6.

Центральный склад запасных частей

+

7.

Склад запасных частей

+

+ -

+ -

8.

Учебный центр

+

+

9.

Функциональные корпоративные службы

+

10.

Стоянка для автомобилей:

Выставка новых и подержанных

+

+

+

Клиентов

+

+

+

+

Сотрудников

+

+

+

+

Гостей автосалона и магазина 34

+

+

+

Принятых в ремонт и готовых после ремонта

+

+

+

+

Аварийных

+

+

+

11.

Место отдыха для клиентов и сотрудников

+

+

+

+

12.

Место для тест-драйва

+

+

13.

Место для хранения производственных и бытовых отходов

+

+

+

+

+

+

+

Место для хранения вредных отходов

+

Производственно-техническую базу системы автотехобслужи­вания в основном составляют предприятия (структурные единицы) трех видов: СТОА, в том числе мастерские и пункты ТО и ремонта; базы и склады материально-технического снабжения; гаражи и стоянки автомобилей.

На автоцентрах и крупных СТОА регионального или зональ­ного значения, а часто и на более мелких СТОА все три вида предприятий автотехобслуживания могут быть объединены не только функционально, но и территориально (рис. 2.1).

Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и при­надлежностей к ним; ТО и ТР в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации; КР агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в том числе устранение повреждений кузова авто­мобиля, вызванных дорожно-транспортным происшествием.

Указанные работы выполняют в зависимости от наличия на СТОА соответствующих производственных участков, за каждым из которых закреплено определенное количество авомобиле-мест.

Автомобиле-местом называется участок площади СТОА (в здании, под навесом, на открытой площадке) для поста­новки автомобиля при обслуживании, ожидании обслуживания или выдачи владельцу. Автомобиле-места в здании СТОА по свое­му технологическому назначению разделяют на рабочие и вспо­могательные посты, автомобиле-места ожидания. В планировоч­ном отношении разница между «постами» и «автомобиле-местами ожидания» заключается в нормативных расстояниях между уста­новленными на них автомобилями, а также между автомобилями и элементами конструкции здания .

Рабочий пост представляет собой автомобиле-место, осна­щенное соответствующим технологическим оборудованием и пред­назначенное для выполнения технических воздействий непосредст­венно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида,- это посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окраски.

Рис. 2.1. Спецавтоцентр ВАЗа на 50 рабочих постов для автомобилей «Жигули»: а - генеральный план: 1 - производственный кор­пус; 2 - административно-бытовой корпус; 3 - автозаправочная станция; 4 - контрольно-про­пускной пункт; 5 - стоянка легковых автомоби­лей; 6 - площадка выгрузки новых автомобилей; 7 - стоянка новых автомобилей на 127 автомо-биле-мест; 8 - стоянка отремонтированных авто­мобилей на 124 автомобиле-места; 9 - очистные сооружения; 10 - стоянка автомобилей, поступив­ших в ремонт, на 57 автомобиле-мест; б - планировка производственного корпуса: 1 - мага­зин продажи автомобилей с салоном; 2 - тор­говый зал; 3 - участок предпродажной подго­товки; 4 - посты смазывания; 5 - посты диагнос­тирования; 6 - посты гарантийного обслужива­ния; 7 - посты ТО и ТР; 8 - участок ремонта кузовов; 9 - обойный участок; 10 - окрасочный участок; 11 - технические помещения; 12 - склад запасных частей; 13 - агрегатно-механический участок; 14 - участок испытания двига­телей; 15 - медницкий участок; 16 - кузнечно-сварочный участок; 17- участок ремонта топлив­ной аппаратуры; 18 - аккумуляторный участок; 19 - шиномонтажный участок; 20 - участок ре­монта электрооборудования; 21 - посты мойки; 22 - участок приемки автомобилей; 23 - участок выдачи автомобилей; 24 - диспетчерская; 25 - помещение для клиентов.

Вспомогательный пост предназначен для выполнения непосредственно на автомобиле технологически вспомогательных, но необходимых для поддержания и восстановления его техни­чески исправного состояния и внешнего вида операций - это посты приемки-выдачи автомобилей, подготовки их к окраске, сушке после окраски и мойки.

Автомобиле-место ожидания предназначено для постановки автомобиля во время ожидания им: приемки-выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата (узла, прибора).

Помимо основной производственной деятельности, на крупных СТОА оказывают и другие виды услуг: производится продажа автомобилей, шин, запасных частей, автопринадлежностей и экс­плуатационных материалов; организуются консультации по техни­ческим и юридическим вопросам, товароведческая экспертиза; оформляются претензии и т. д.

В зависимости от мощности (расчетного количества комплекс­но обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобиле-мест в здании СТОА), месторасположения, назна­чения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.

По принципу размещения различают СТОА городские и до­рожные; по характеру основной производственной деятельности - гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные, специализи­рованные, самообслуживания; по производственной мощности и размеру - малые, средние, большие и крупные (рис. 2.2).

Городские СТОА (рис. 2.3) предназначены для обслуживания парка автомобилей, принадлежащих гражданам, в городах и дру­гих населенных пунктах, а дорожные СТОА - для оказания тех­нической помощи всем транспортным средствам в пути.

Городские СТОА могут быть универсальными или специализи­рованными в зависимости от вида работ и марок автомобилей. К ним относятся также заводские станции гарантийного обслужи­вания.

Согласно классификации Гипроавтотранса для действующих проектов СТОА по мощности и размеру подразделяются на четыре типа: малые - до 15, средние - до 30, большие - до 50 и круп­ные - свыше 50 рабочих постов. Согласно классификации Мин-автопрома СССР (Глававтотехобслуживания) городские СТОА делятся на малые - до 10, средние - до 34 и большие - от 35 ра­бочих постов. На этой типоразмерности и основываются проекты современных СТОА. Размер и назначение СТОА определяют ее тип или типоразмер.

Городские СТОА в основном имеют относительно постоянную клиентуру и выполняют, если позволяют производственные воз­можности, комплексное обслуживание автомобилей.

Дорожные СТОА имеют случайную клиентуру, и их основной задачей является устранение отказов и неисправностей, возник­ших у транзитных транспортных средств. Такое различие отра­жается на методах расчета, структурном составе и технологическом оснащении СТОА и предопределяет характер их производст­венной деятельности (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Виды работ, запроектированных для выполнения на СТОА различного типа

Наименование работ

Городские СТОА

Дорожные СТОА

большие и крупные

Диагностирование узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения

Углубленное диагностирование

Моечно-уборочные

Техническое обслуживание в объёме:

Смазочные

Регулировочные

Шиномонтажные

Электрокарбюраторные

Подзаряд аккумуляторов

Ремонт и заряд аккумуляторов

ТР агрегатов

Замена агрегатов

КР агрегатов

Медницкие

Сварочные

Жестяницкие

Кузовные

Подкраска

Полная окраска кузова

Противокоррозионное покрытие

Продажа запасных частей и материалов

Продажа автомобилей

Техпомощь по вызову

Заправка автомобилей

За прошедшее десятилетие структурный состав парка легко­вых автомобилей, принадлежащих гражданам, значительно из­менился, что создает предпосылки для развития сети СТОА, специализированных по маркам автомобилей. Однако на ближай­шую перспективу следует ожидать, что основным типом городской станции все еще будет универсальная по маркам обслуживае­мых автомобилей и комплексная по видам выполняемых работ СТОА (особенно в небольших городах и населенных пунктах).

Анализ производственной деятельности СТОА показал пред­почтительность такого направления развития, в том числе для станции, которые первоначально проектировались с ограничен­ной номенклатурой работ. Это обусловлено настоящим уровнем автомобилизации большинства городов и районов страны и раз­витием сети СТОА. Специализация СТОА, обусловливаемая высоким уровнем концентрации работ, без должного технико-экономического обоснования только усложняет владельцам авто­мобилей их обслуживание и отрицательно сказывается на эконо­мике СТОА, хотя сама по себе идея специализации и кооперации деятельности станций прогрессивна.

В настоящее время ориентацию СТОА на выполнение тех или иных видов работ определяют в основном ее производствен­ными возможностями, т. е. наличием соответствующих площадей, участков, оборудования и др.

С увеличением парка легковых автомобилей и дальнейшим развитием сети СТОА получат распространение специализи­рованные станции комплексного обслуживания, т. е. СТОА, выполняющие ТО и ремонт определенной марки автомобилей, а также СТОА, специализированные по видам работ, например, по диагностированию (рис. 2.4), мойке, ремонту электрообору­дования и приборов питания, тормозов, агрегатов, по окраске кузовов и др. Эти и другие работы могут выполняться в различной комбинации друг с другом при частичной специали­зации. Такая перспектива подтверждается существующей прак­тикой в больших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, где уровень насыщения автомобилями значительно выше среднего по стране, и расчетами Гипроавтотранса, НИИАТа и других организаций, а также зарубежным опытом .

Основаниями для специализации СТОА по маркам автомоби­лей или видам работ являются наличие в обслуживаемом регионе достаточного количества объектов трудовых воздейст­вий, обеспечивающих полную загрузку станции и эффективное использование высокопроизводительного оборудования, возмож­ность применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства.

Определенное количество владельцев автомобилей предпо­читают проводить ТО и ТР собственными силами. Однако имею­щиеся условия не всегда это позволяют, так как посты само­обслуживания имеются только на некоторых отечественных СТОА. Между тем за рубежом получили распространение не только посты, но и станции самообслуживания. В перспективе в нашей стране возможно дальнейшее развитие самообслуживания, в том числе путем организации специализированных станций.

Основными трудностями при решении данного вопроса явля­ются организация соответствующего контроля качества и соблю­дение техники безопасности. В связи с постоянным совершенст­вованием конструкции автомобиля его обслуживание требует квалифицированного подхода, применения сложного современного оборудования, обладающего высокой точностью, а также соответ­ствующей технологии. Потеря качества при ТО и ремонте в боль­шинстве случаев ведет к дорожно-транспортным происшествиям и загрязнению окружающей среды.

Дорожные СТОА (рис. 2.5) предназначены для оказания по мере необходимости технической помощи всем транспортным средствам в пути. Обычно они невелики и состоят из нескольких рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживае­мых транспортных средств, но ограничены в перечне оказываемых ими услуг.

Рис. 2.5. Дорожная СТОА на 3 рабочих поста:

/ - помещение для клиентов; 2 - бытовые помещения; 3 - склад запасных частей; 4 - посты ТО и ТР легковых автомобилей; 5 - пост ТО и ТР автобусов и грузовых автомобилей на канаве; 6-пост для мойки автобусов и грузовых автомобилей; 7 - посты для мойки легковых автомобилей

Таблица 2.2

Основные показатели по типовым проектам СТОА

Показатели

из сборных железобетонных кон­струкций с числом рабочих постов

из легких ме­таллических конструкций с числом ра­бочих постов

дорожная с числом рабочих постов 1

Число обслуживаемых автомобилей в год

Число автомобиле-заездов в год, тыс. ед.

Число автомобилей, продаваемых за год

Общая численность

персонала, чел.

В том числе:

рабочие, занятые на

ТО и ремонте автомобилей

производственные рабочие

вспомогательные рабочие

младший обслуживающий персонал

административно-уп равленческий персонал

работники в магазине и на предпродажной подготовке

Площадь участка СТОА, га

То же в комплексе с

механизированной коммерчесй мойкой, платной стоянкой, АЗС

Площадь застройки, м 2

Полезная площадь здания, м2

В том числе:

производственные помещения

административнобытовые помещения

помещения сдачи готовых автомобилей

Общее число автомобиле-мест

В том числе: в производственных помещениях и в по- мещениях сдачи авто- мобилей

Из них: рабочих постов

вспомогательных постов

автомобиле-места ожидания

Всего в магазине

Из них: в торговом зале

демонстрационных автомобиле-мест

под навесом готовых автомобилей

на открытой стоянке автомобилей: ожидающих обслуживания

Для продажи

Общая стоимость

строительства здания, тыс. р.

В том числе: строительно-монтаж-ных работ

оборудования

прочих работ

1 В скобках приведены данные о наличии постов для зимнего сезона.

В зависимости от назначения и мощности СТОА на них выполняют в основном моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие отказы и неисправности преимущественно путем замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути, при заправке автомо­билей топливом, маслом и другими эксплуатационными материа­лами, а также при оказании технической помощи на дороге специалистами передвижных мастерских и при буксировке транс­портных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом.

На дорожных СТОА целесообразно продавать в широком ассортименте запасные части, пользующиеся наибольшим спро­сом, автопринадлежности и эксплуатационные материалы в мелкой расфасовке и иметь в наличии посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Такие СТОА могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с автозаправочными стан­циями (АЭС). Кроме того, при АЗС, если они находятся на значительном расстоянии от дорожных или другого вида станций, организуют небольшие пункты технической помощи на 1-2 поста и посты самообслуживания (рис. 2.6).

В табл. 2.2 приведены основные технико-экономические по­казатели действующих типовых проектов СТОА.

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ СТОА

Участок приемки-выдачи автомобилей предназначен для вы­полнения следующих работ:

при приемке - внешний осмотр автомобиля; проверка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопас­ность движения, технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов;

при выдаче - контроль выполненных работ, указанных в заказе-наряде, внешний осмотр, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесооб­разно использование диагностического оборудования. Организа­ция технологического процесса зависит от производственной про­граммы, площади и оборудования участка.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя, автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. На современных СТОА, 48

как правило, участки для выполнения этих работ обеспечены необходимым оборудованием и водоочистительными сооружения­ми. Организация технологического процесса зависит от произ­водственной программы, площади и оборудования участка.

Участок диагностирования предназначен для определения тех­нического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разработки. Диагностирование представляет собой техноло­гический элемент ТО и ремонта, а также основной метод вы­полнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.

Количество постов на участке диагностирования, оснащен­ность их оборудованием, компоновочная схема, а также специа­лизация и кооперация их между собой, между постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а так­же задачами, которые должно решать диагностирование на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправ­ном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономич­ной их эксплуатации. Независимо от вида ТО крепежные, диагностические, регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализи­рованные работы выполняют в зависимости от объема произ­водственной программы СТОА и метода организации. При родст­венной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах специалистами различных производственных участков.

Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходо­вой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах сервисных книжек. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену мас­ла в отдельных агрегатах и смазывание определенных узлов автомобиля можно производить не только на специализиро­ванных, но и на других постах в зависимости от объема произ­водственной программы.

Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нель­зя устранить путем регулировочных работ с целью восстановле­ния их параметров и работоспособности.

В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализирован­ных участках (производственных отделениях) СТОА. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомо­билей оснащают необходимым оборудованием, подъемными уст­ройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, на­пример замена карбюраторов и свечей зажигания по своему характеру не требует применения подъемников и может вы­полняться на напольных постах или соответствующих автомобиле-местах СТОА, оборудованных передвижными домкратами, при­способлениями и инструментом.

/Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участ­ках:

агрегатно-механическом - разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков;

аккумуляторном - подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также (при необходимости) приготовление дистилли­рованной воды и электролита. Аккумуляторные батареи обычно ремонтируют централизованно на специализированных или круп­ных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют зали­вочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые элементы батарей, наплавляют выводные клеммы и др.;

электротехническом - проверка и ремонт агрегатов и прибо­ров электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотр и испытание на специальных установках. Подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке;

карбюраторном (топливной аппаратуры) - разборка карбю­раторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверка уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверка работоспособности топливных насосов и других при­боров системы питания. Приборы, требующие ремонта, перед раз­боркой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах или установках;

шиноремонтном (шиномонтажном) - демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замена дисков, камер и покрышек, балан­сировка колес в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют. После сборки колес осу­ществляют их статическую и динамическую балансировку на спе­циальном стенде;

обойном - ремонт сидений и спинок, замена и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы ис­пользуют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивоч­ных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузов­ного участка СТОА;

кузовном - замена отдельных деталей кузова, а также жестя­ницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изготовление необходимых для замены деталей кузова, правка и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зави­симости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, две­рей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштей­нов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливно- и масло­проводов;

окрасочном - окраска кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ осуществляют снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают неболь­шие участки кузова и его деталей. На окрасочном участке на­носят грунт и высушивают его, частично или полностью окраши­вают кузов, а также наносят противошумную мастику и противо­коррозионное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специаль­ных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновения из камер в поме­щение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок, разбавление раствори­телей, мойку пистолетов и красконагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.

Помимо основных производственных участков, на СТОА имеются склад запасных частей, помещения для клиентов, административно-бытовые помещения, расположенные, как прави­ло, на втором этаже, и др. В зоне ТО и ТР, а также на кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомобиле-места ожидания, на которых при необходимости также могут выполняться определенные виды работ.

Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА. На станциях небольшого размера неко­торые виды работ объединены на одном участке.

Автотехцентр предлагает клиентам техническое обслуживание автомобиля с выполнением всего спектра работ – от смазочных до электротехнических. Пройти техобслуживание вы можете в удобное время и по доступной цене.

Зачем проходить техническое обслуживание?

Проверка состояния авто, регулярная замена деталей и технических жидкостей – все это необходимо для продления службы машины. Чем дольше вы оттягиваете момент отправки машины на ТО, тем больше предстоит заплатить за комплексный ремонт двигателя, подвески и других технических узлов в будущем. Станция технического обслуживания проводит диагностику каждой детали, проверяет, требуется ли её замена. Это ключ к долгой работе авто без поломок.

Как часто нужно проходить ТО?

Качественный осмотр и обслуживание на СТО нужно проводить не реже одного раза в год. Если вы активно используете машину, то удобнее измерять периодичность в километрах – одно посещение сервиса на каждые 15 тысяч км.

Посещения вне регулярного цикла принято делить на 3 типа:

  • ТО-1. Проводится после 10 тысяч километров пробега. Мастера обследуют основные механизмы вашего автомобиля, проводят регулировку узлов, меняют моторное масло и фильтры. Стоимость обслуживания автомобиля на этом этапе совсем не велика, но помогает на ранней стадии обнаружить много потенциальных проблем.
  • ТО-2. Проводится после 30 тысяч километров пробега. Предполагается более длительная и сложная работа по диагностике, ремонту и замене деталей.
  • ТО-3. Проводится после 60 тысяч километров пробега. Это комплексные процедуры, когда у автомобиля меняется большинство склонных к износу элементов. Спектр большой – от свечей зажигания и топливного фильтра до ремня газораспределительного механизма и тормозной жидкости. Для авто с таким пробегом риск пропустить неисправность довольно высокий, и мы выполняем компьютерную диагностику. Она помогает с точностью установить все вероятные повреждения.

Автосервис выполнит полный комплекс работ по обслуживанию



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»