Урок по окружающему миру "виды транспорта". "какой бывает транспорт" Велосипед какой транспорт пассажирский или специальный

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Технологическая карта

Учебный предмет:

Окружающий мир

УМК «Школа России» А.А Плешаков

Тема урока:

«Какой бывает транспорт»

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель урока:

Учебно- познавательные: познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Интеллектуально-развивающие: развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение порученной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

    называть виды транспорта, определять их назначение, способ передвижения, принадлежность;

    знать специальный транспорт и телефоны экстренных служб;

    иметь первоначальное представление об истории развития транспорта;

Метапредметные:

    понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    работать в группах: составлять план ответа на вопрос и рассказ по плану;

    классифицировать виды транспорта по различным признакам;

    анализировать схемы, определять основания для классификации;

    делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

Личностные:

    уважать труд людей;

    проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (выбор транспортных средств, поведение в экстренных ситуациях)

Межпредметные связи:

Русский язык, история

Ресурсы:

Карточки с изображением транспорта, цветные карандаши, альбомные листы, толковый словарь, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point

Формы работы:

Фронтальная, групповая

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Читает стихотворение, создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают стихотворение, желают друг другу успешной работы на уроке.

Коммуникативные: слушают учителя.

Регулятивные: принимают учебную цель и задачу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся, развивать личностные УУД через развитие внимания, памяти, воображения

А урок мы начнем с прочтения отрывка из известной сказки К.И.Чуковского «Тараканище» Слайд 1

На чем ехали звери? Слайд 2

А как одним словом все это можно назвать? Слайд 3

А каким транспортом пользуемся мы с вами?

Создает условия для организации мыслительной деятельности обучающихся с помощью вопросов

Слушают учителя, строят понятные высказывания для собеседника и учителя

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют правильность ответов;

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

3.Формулирование темы урока и постановка цели.

Цель: организовать работу по определению темы урока учащимися; организовать постановку цели урока.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Тема нашего урока так и называется «Какой бывает транспорт»

А что бы вы хотели узнать о транспорте?

Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы в рамках урока мы ответить не сможем, поэтому мы возьмем только три вопроса. Слайд 4 (Что такое транспорт? История развития транспорта. Какой бывает транспорт?)

Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Составляют вопросы, с помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания)

Регулятивные: умение ставить цель урока

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные: умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями.

4.Этап приобретения учащимися новых знаний

Цель: формировать понятие «транспорт», познакомить с историей развития транспорта

Где или как мы можем получить ответ на первый вопрос?

Попробуем ответить на первый вопрос, а для этого поработаем в группах.

Что такое транспорт. (Дать

определение)

1 группа – работает со словарем

2 группа - составляет определение с помощью слов-помощников

3 группа – формулирует

определение самостоятельно

Транспорт – это многозначное слово, но в рамках урока интерес представляет следующее значение.

Слайд. 5

- Вот мы с вами и ответили на первый вопрос. А сейчас я предлагаю «окунуться» в историю развития транспорта и узнать с чего же все началось.

Подготовленные дети читают стихи Приложение 1

Слайд 6-12

Зачем человеку пришлось изобретать каждый раз новый вид транспорта? Для чего служит транспорт?

Организует, помогает, направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию обучающимся

Дети добывают знания в соответствии с заданием, обсуждают в группе, докладывают на класс

Слушают историю развития транспорта в стихах, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации при решении задач; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: умение планировать последовательность выполнения действий.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

5.Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся

«Самолет» Приложение 2

Организует выполнение движений

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях

Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе

6. Самостоятельная работа. Первичное закрепление

Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, их особенностях

А теперь давайте ответим на последний вопрос. Предлагаю снова поработать в группах.

У вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах даны основания для разбиения на группы.

1группа – в зависимости от того где работает транспорт

2 группа – в зависимости от того какую работу выполняет

3 группа – в зависимости от количества пассажиров и владельца транспорта.

Слайд 14-16

- А что значит «специальный» транспорт?

Вспомните, по каким телефонам вызывают эти машины

Слайд 17

Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет. Организует проверку

Дети работают в группах, затем один представитель от группы докладывает на класс.

Познавательные: умение самостоятельно разобрать способ решения; умение обосновывать выбор своего решения; осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; умение вносить необходимые дополнения и коррективы.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания.

7.Этап включения изученного в систему знаний

Цель: закрепить знания о видах транспорта; описать транспорт по определенной схеме

Сейчас мы еще раз поработаем в группах и закрепим полученные знания. А для этого вы выполните мини-проект.

Каждая группа получает картинку с транспортом. Описывают свой транспорт по определенному плану, красочно оформляют проект.

Слайд 18

Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет.

Применяют полученные знания и выполняют проект, выходят к доске и выступают

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своего действия.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать новое содержание урока.

Достигли ли мы цели, поставленные в начале урока? Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые нас интересовали?

Закончите предложения.

Я узнал…..

Я научился…

Мне понравилось….

Организует итоговую беседу; организует самооценку учебной деятельности; организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя; подводят итог урока и ставят задачи к следующему; дают самооценку своей деятельности на уроке; рассказывают что узнали.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками; умение давать оценку деятельности на уроке; умение выявлять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9.Этап сообщения домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения

Инструктаж выполнения домашнего задания

Придумайте и нарисуйте необычное транспортное средство, опишите по уже известному плану

Дает комментарий к домашнему заданию

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Приложение 1

Когда был каменный век

Весь груз на себе носил человек.

А если он что-то не мог унести,

То звал он на помощь, чтоб помогли

Потом он подумал и в помощь себе

Груз решил возить на слоне.

Также лошадки и даже ослы

В этом деле ему помогли

Потом, для того чтоб ходить по морям,

Он лодку и парус придумал сам.

Под ветром лихим он ходил далеко

И грузы большие возил он легко

Затем он небо решил покорить

И шар он воздушный решил смастерить.

На шаре он много грузов перевез,

Но двигатель все же придумать пришлось.

Двигатель он изобрел для машины,

Потом паровоз, колеса, турбины

Так появился транспорт на свете

Знайте историю транспорта дети!

Приложение 2

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны)

Появился самолет. («Полетели» как самолет)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны вправо-влево)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево - вправо)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево – вправо)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (Опустили руки)

И на место все садись! (Сели на места)

Цели : обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития.

Планируемые результаты : учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа.

Оборудование : анаграмма слова «транспорт» на доске, картинки с изображением разных видов транспорта; у учащихся — игрушечные машинки, принесенные из дома, цветные карандаши, стрелки из цветной бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Что нужно, чтобы построить городской дом?

— Что нужно, чтобы построить сельский дом?

— Кто нарисовал свой дом? Какие рисунки у вас получились? (Выставка рисунков и рассказы детей о своем доме. Можно использовать КИМы (тест 25, с. 34—35).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграмма.)

СРТАТПОНР

— Расшифруйте слово, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (Транспорт.)

— Прочитайте тему урока на с. 116 учебника. (Какой бывает транспорт.)

— Что вы уже знаете о транспорте? Что хотите узнать? (Ответы детей.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие виды транспорта вы уже знаете?

— Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? Мы пользуемся автобусом, трамваем, метро, чтобы в городе добраться до нужного места; едем поездом, плывем на пароходе, летим самолетом в другие города. А сколько приходится перевозить различных грузов по железным, шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам!

— Прочитайте вопросы и задания на с. 116 учебника. Обсудите их в парах.

— Какой транспорт называют наземным? (Тот, который передвигается по земле.)

— Приведите примеры наземного транспорта. (Автобус, троллейбус, различные машины и т. д.)

— Какой транспорт называют водным? (Тот, который передвигается по воде.)

— Приведите примеры водного транспорта. (Катер, теплоход, пароход и т. д.)

— Какой транспорт называют воздушным? (Тот, который передвигается по воздуху.)

— Приведите примеры воздушного транспорта. (Самолет, вертолет и т. д.)

— Какой транспорт называют подземным? (Тот, который передвигается под землей.)

— Приведите пример подземного транспорта. (Метро.)

(По аналогии разбираются остальные схемы.)

№1 (с. 42-43).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение задания на с. 117. Проверка в парах.)

4. Игра «Кто лучше?»

(Учитель предлагает желающим четко и быстро сообщить о пожаре (о драке, о необходимости оказания медицинской помощи). Нужно добиться того, чтобы учащиеся кратко и четко рассказывали о происшествии, называли адрес и свое имя (кто сообщает о происшествии).)

5. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

6. Практическая работа

(Учащиеся рассматривают игрушечные машинки, принесенные из дома, затем показывают их классу и говорят, к какому виду транспорта они относятся.)

V. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения постепенно продвигаются вперед на полусогнутых ногах и выполняют движения вперед и назад согнутыми в локтях руками.)

Едем, едем, долго едем.

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над загадками

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь — упадет,

А педали пустишь в ход —

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

Глядите — побежала

Телега без коня. (Грузовик.)

Не летит, не жужжит —

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни — глядеть во тьму,

И колеса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль.)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина.)

Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить! (Пожарная машина.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают тексты на с- 118—119, выполняют задания к ним. В качестве дополнительных источников информации можно рекомендовать использовать справочники, энциклопедии, Интернет.)

Примерный план рассказа

1. Мечты людей о быстром передвижении (по суше, морю, воздуху).

2. Первые попытки изобретения данного вида транспорта.

3. Современные виды транспорта.

4. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

VII. Рефлексия

— Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)

— Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,... (грузовой).

— Какие виды транспорта вы знаете?

— К какому виду транспорта относится автомобиль? (К наземному.)

— Какой транспорт осуществляет перевозки людей? (Пассажирский.)

— Перечислите четыре вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина, машина службы спасения.)

— По каким номерам телефона можно вызвать специальный транспорт? (01 — вызов пожарной команды, 02 — полиции, 03 — скорой помощи, 911 — службы спасения.)

(Можно также предложить ответить на вопросы учебника (с. 119, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

— На все ли интересующие вас вопросы мы нашли ответы?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 4 (с. 45).

Дополнительный материал

Правила поведения в транспорте

1. Крепко держись за поручни.

2. Не входи в вагон метро, в салон автобуса и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

3. Старайся проходить в середину вагона, салона.

4. Не высовывай руки и голову из окна транспортного средства.

5. Уступай место инвалидам и пожилым людям, маленьким детям.

6. На платформе метро в ожидании поезда стой за ограничительной чертой.

Какой бывает транспорт

Велико значение железнодорожного транспорта. На карте видно, что железные дороги расходятся от Москвы во всех направлениях, соединяют между собой крупные и мелкие города. Это целая сеть. Днем и ночью работают железные дороги. Локомотивы ведут длинные составы пассажирских и грузовых поездов. В пассажирских поездах по 15—20 вагонов, а в грузовых — по 50—60 и даже больше.

Автомобиль — важнейший вид транспорта. Автомобильные дороги соединяют города и поселки, обслуживают сельскохозяйственные районы страны. Грузовые автомобили перевозят собранный урожай на элеваторы и склады, доставляют в село сельскохозяйственные машины и удобрения, везут строительные материалы и много других грузов. Большая часть грузов перевозится на короткие расстояния, но иногда и на дальние — по шоссе в больших прицепах. Автомобили и автобусы перевозят по дорогам огромное количество пассажиров.

Когда нам нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать поездом от Москвы до Владивостока, нужно несколько дней, а чтобы долететь самолетом — несколько часов. Самолеты перевозят почту, грузы, нуждающиеся в срочной доставке.

Много грузов перевозит речной транспорт — лес, нефтепродукты, строительные материалы. Большое удовольствие можно получить от путешествия по реке на комфортабельном теплоходе.

Морской транспорт обслуживает морские районы нашей страны, соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя торговля идет у нас морем. Но по скорости водный транспорт уступает другим видам транспорта.

Краткая история автомобиля

Человек всегда мечтал о самодвижущихся средствах передвижения. Уже в эпоху Средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 г. Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Независимо от Джеймса Уатта, создавшего в 1769 г. первую паровую машину, появились паровые автомобили француза Никола Жозефа Кюньо (1769—1770), почтовая карета Ричарда Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Уолтера Хэнкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Таким образом, тот факт, что пар является вполне подходящей движущей силой для транспортных самодвижущихся средств, получил всеобщее признание.

В 1806 г. в одной из швейцарских мастерских Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло продвинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания. Французу Этьену Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине, на которую он был поставлен, преодолеть расстояние от Парижа до Жуанвиля-Ле-Пон (около 9 км) за 3 ч.

Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 г. моторизованный трехколесный экипаж, а Готлиб Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные окованные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость — 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентилятором и крепился на раме. Осенью 1886 г. Даймлер показывает публике первый скоростной четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который развивал скорость до 18 км/ч.

Первые состязания и соревнования способствовали техническому совершенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона Беннета в 1900 г. впервые определились четкие правила: к участию допускались автомобили не легче 400 и не тяжелее 1000 кг.

В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 г., имели право участвовать только четырехместные автомобили. Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Аналогично дело обстояло и в последующих гонках принца Генриха.

При производстве машин стали использоваться материалы более высокого качества. К прогрессивным элементам можно отнести шарикоподшипники, управляемые механические клапаны, многоступенчатые коробки передач, улучшенные карбюраторы и многие другие детали, способные увеличивать мощность двигателя и скорость движения.

С 1906 г. проводят так называемые состязания Гран-при. Они продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до 1921 г. В эти годы различные автомобильные заводы выпускали автомашины самых разнообразных конструкций.

Классификация транспортных средств

Дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, тракторы и другие самоходные машины. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.

Автомобили, участвующие в движении, можно классифицировать следующим образом: специальные и транспортные (грузовые и пассажирские).

К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и др.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности.

Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородние.

Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию.

Мотоциклы и мотороллеры подразделяются: по конструкции — на одиночки и с коляской, по назначению — на дорожные, грузовые, специальные.

Тракторы подразделяются на гусеничные и колесные. Колесные тракторы используются как на сельскохозяйственных работах, так и в качестве средства для буксирования различных прицепов с грузом.

К самоходным машинам относятся самоходные шасси и самоходные дорожно-строительные машины, на которые можно устанавливать кузов для перевозки грузов.

Метро

Под аптеки и заводы,

Под закаты и восходы,

Под вокзалы и цветы,

Под каналы и мосты

И еще под очень много

Сверху вниз ушла дорога.

Где-то там на глубине —

Дивный мрамор на стене.

Там сверкает в подземелье

Россыпь яркая огней.

Там гремучие тоннели

Из железа и камней.

Нас увозит синий поезд,

А над нами в потолке,

Ни о чем не беспокоясь,

Рыбки плавают в реке.

Тема: Какой бывает транспорт?

Цель: систематизировать знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

Оборудование: учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы – опоры, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

У. На этом уроке мы занимаемся изучением окружающего нас мира. Но мир можно изучать не только по страницам учебников или научных книг, но и отправляясь в дальнии путешествия по городам и странам, морям и океанам. Представьте, что мы решили совершить путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Какие бы виды транспорта мы предпочли для этого?
Д. Самолёт, поезд, машина и др.
У. Сформулируйте тему нашего урока?

3. Постановка учебной задачи

У. Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы и будем говорить сегодня на уроке.

4. Изучение новой темы

У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?
Д. Этот транспорт передвигается по земле.
У. Как можно назвать такой транспорт?
Д. Это наземный транспорт
У. Вертолёт, самолёт, аэроплан?
Д. Это воздушный транспорт.
У. Какой вы знаете водный транспорт?
Д. Пароходы, теплоходы, баржи.
У. Почему этот транспорт мы называем водным?
Д. Потому, что он передвигается по воде.
У. Что мы отнесём к подземному транспорту?
Д. Метро.
Вывод : транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)

У. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?
Д. Людей и грузы.

У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
Д. Пассажирский.
У. Если транспорт перевозит только грузы?
Д. Грузовой.
У. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.

5. Работа по учебнику

6. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1, 2, 3, 4 –
Вот летит ракета ввысь!

7. Закрепление изученного

У. Отгадайте загадки. О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?

(Дети отгадывают, учитель вывешивает иллюстрации к соответствующим названиям в таблицу)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Ходит город – великан
На работу в океан. (Корабль)

Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)

У. Какой вид транспорта самый распространённый и им может пользоваться любой человек?

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)

У. Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем?
Д. Водитель, шофёр.
У. Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
Д. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.

Игра «Отгадай»

– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)

2. С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)

3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)

4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)

7. Самостоятельная работа

Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

8. Итог урока

– Какие виды транспорта вы знаете?
– Основное назначение транспорта?
– Какой транспорт мы называем специальным?

1. Выполни задания.

1) Отметь (закрась кружок) разным цветом наземный, водный, воздушный и подземный транспорт на с. 74-75.

2) Отметь на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный транспорт первыми буквами этих слов (впиши букву в квадратик).
В этих рамках расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом или буквой обозначен каждый вид транспорта.


2. Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

а) наземным, пассажирским, личным: легковой автомобиль;

б) наземным, пассажирским, общественным: автобус, пассажирский поезд, трамвай, троллейбус;

в) водным, пассажирским, личным: лодка, катер, водный мотоцикл;

г) водным, пассажирским, общественным: теплоход, речной трамвай.

3. Запиши номера телефонов, по которым вызывают:

а) пожарных — 01

б) полицию — 02

в) «Скорую помощь» — 03

Запиши единый номер телефона экстренной помощи: 112

4. Сравни размеры транспортных средств, изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй их в порядке увеличения размеров, а в синих квадратиках - в порядке уменьшения размеров. Попроси соседа по парте проверить тебя.

5. Составьте и запишите общий план рассказа об истории различных видов транспорта.

1) Транспорт в древности.
2) Изобретение парового двигателя.
3) Появление транспорта на двигателе внутреннего сгорания.
4) Появление авиации.
5) Полёты в космос.
6) Электродвигатели – будущее транспорта.

История различных видов транспорта

В древние времена люди тоже использовали различные виды транспорта. Большинство из них люди используют до сих пор. Например и сейчас можно увидеть лошадь, тянущую телегу, а деревянные лодки, выдолбленные из стволов деревьев, участвуют в спортивных соревнованиях. Также люди ездили и перевозили грузы на собаках, верблюдах, слонах, ослах и других домашних животных.

В 19 веке произошло событие, которое резко изменило транспорт — изобретенный в 17 веке паровой двигатель начал применяться и в транспорте. Так в 1801 году построили первый в истории паровоз и были сооружены несколько повозок, ездящих на паровой тяге. Также примерно в это время был построен первый пароход.

В конце 19 века был изобретен и более совершенный двигатель — двигатель внутреннего сгорания. В 1885 году был построен первый мотоцикл, а в 1886 году — первый автомобиль. Чуть позже началось стали массово выпускаться более совершенные, по сравнению с пароходами, теплоходы. Через несколько десятилетий по железным дорогам поехали и тепловозы.

В 20 веке развитие транспорта пошло семимильными шагами. в 1903 году братья Райт впервые подняли в воздух самолет. Самолёты быстро усовершенствовались. Стали появляться самые разные виды авиационного транспорта: спортивный, пассажирский, грузовой, военный. Двигатели, на которых работали самолёты тоже быстро становились все более мощными. Сейчас самолёты летают на реактивных двигателях, некоторые из которых способны преодолеть скорость света.

12 апреля 1961 года произошло величайшее событие — первый полёт человека в космос. Российский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил один оборот вокруг земли и благополучно приземлился. Это событие стало началом эпохи космического транспорта.

Сейчас, в начале 21 века, человечеством используются самые разные виды транспорта, работающих на различных двигателях. Увеличивается скорость их передвижения, удобство использования и экологичность (безопасность для природы). Кстати, на экологическую безопасность транспорта сейчас обращается особое внимание. Именно поэтому сейчас на улицах городов самым лучшим транспортом считаются троллейбусы и трамваи, в железнодорожном транспорте используется электровозы и электрички, а в качестве личного транспорта все больше становится электромобилей.

6. Наш жизнерадостный Попугай предлагает тебе раскрасить воздушный шар так, чтобы он стал красивым и весёлым. Можно провести в классе конкурс на самый весёлый воздушный шар.
Приходилось ли тебе видеть настоящие воздушные шары? Если да, расскажи о своих впечатлениях. В рамке справа ты можешь наклеить фотографию воздушного шара.

На данном уроке мы с вами узнаем, какой бывает транспорт, какими этапами он развивался и на какие группы его можно разделить.

Тема: Природа

Урок: Какой бывает транспорт

В нашем мире существует большое количество различных видов транспорта. Все их вы хорошо знаете. Это самолеты и поезда, машины и корабли.

С чего же все началось? Изначально человек ходил по земле самостоятельно и на себе переносил различные грузы. Они были разного размера и веса, поэтому иногда человеку было тяжело. А некоторые грузы он вообще не мог передвинуть. Тогда на помощь человеку пришли домашние животные - ослики, лошади, а в некоторых странах - слоны, стали перевозить грузы, и у человека появилась возможность передвигаться на более дальние расстояния.

Через некоторое время человек изобрел лодку и парус. Тогда человек научился передвигаться по воде, и помогал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже начали строить корабли и ходить по рекам, морям и даже океанам и открывать новые земли.

Потребности человека росли, грузы становились больше и тяжелее, и перемещать их нужно было на более дальние расстояния. Животные уже не могли помочь человеку. Тогда-то и пришлось изобрести транспортные средства. Первое, что изобрел человек - это воздушный шар. Он мог переместить достаточно большой груз и на дальние расстояния, но, к сожалению, был не очень удобен, потому что шар летел только в том направлении, куда его гнал ветер.

Затем, спустя некоторое время, человек изобрел двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели были паровые, то есть работали на углях и на дровах. Тем не менее, такой двигатель позволил человеку придумать паровоз и успешно использовать это средство передвижения на протяжении долгого времени.

Паровоз был очень удобен, потому что мог перевозить людей и грузы на большие расстояния. И все же у паровоза тоже были свои недостатки - он мог передвигаться только по рельсам, для этого их предварительно нужно было проложить, а это не всегда представлялось возможным. Решение было очевидным - убрать рельсы и оставить только колеса. Так появился первый автомобиль.

С тех пор виды транспорта постоянно совершенствовались, и со временем появился подземный транспорт (метро), ракеты, подводные лодки.

Итак, мы сегодня упомянули такие виды транспорта:

1. Наземный (передвигается по земле).

2. Водный (передвигается по воде или под водой).

3. Воздушный (передвигается по воздуху).

4. Подземный (передвигается под землей).

Все виды транспорта нужны и важны человеку. Транспорт еще можно разделить по его назначению на такие группы:

1. Грузовой.

2. Пассажирский.

3. Специальный.

Грузовой транспорт перевозит различные грузы, пассажирский доставляет пассажиров по месту назначения, а для чего нужен специальный транспорт?

Бывает так, что человек попадает в беду, и ему нужна помощь, медицинская или спасательная, и тогда человек обращается к специальным людям, которые могут ему помочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быстрее попасть к месту происшествия, чтобы помочь человеку в его беде. В таких случаях эти люди передвигаются на специальном транспорте.

К специальному транспорту относятся пожарные машины, скорая помощь, полицейские машины.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»