Аг 02.1.43 зис 151 катюша. Легендарный studebaker в ркка: американские колеса советских «катюш

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

На прошедшем форуме "Армия-2016" в экспозицию также были включены образцы военной ретротехники. Цель статьи не вдаваться глубоко в технические тонкости и в развития, а всего лишь очень кратко рассказать о выставленных образцах, одни из которых внесли свой вклад в победу во Второй мировой войне, другие стали очередным этапом на пути развития армейских автомобилей. И лишь для последнего образца приведено более подробное описание.

ГАЗ-АА / ГАЗ-ММ

Этот автомобиль ведёт свою историю от полуторатонного грузовика Ford-АА образца 1929 г. 1 февраля 1930 г во временных сборочных мастерских завода "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде из импортных деталей были собраны первые 30 машин Ford-AA. В связи с тем, что в грузовике Ford-АА ряд узлов не соответствовал эксплуатации в нашей стране, в его конструкцию были внесены изменения и 29 января 1932 г с главного конвейера нового автозавода в Нижнем Новгороде сошла первая грузовая автомашина полностью советского производства под маркой Н.А.З. В октябре 1932 г Нижний Новгород был переименован в Горький и НАЗ (Нижегородский автомобильный завод) стал ГАЗ (Горьковский автомобильный завод), а машина получила индекс ГАЗ-АА. В 1938 г на грузовом автомобиле ГАЗ-АА стали устанавливать двигатель увеличенной мощности и внесли многие другие усовершенствования, после чего он получил обозначение ГАЗ-ММ. Внешне ГАЗ-ММ не отличался от своего предшественника.

ЗиС-5

В декабре 1933 г Московский автозавод имени Сталина вместо прежнего 2,5-тонного грузового автомобиля АМО-3 перешёл на выпуск 3-тонного грузовика АМО-5 (ЗиС-5). По сравнению с предыдущей моделью АМО-3 конструкторы пошли по пути предельного упрощения конструкции и придания ей живучести и долговечности. Из конструкции были практически исключены цветные металлы и оставлены только сталь, чугун, дерево. ЗиС-5 стал первым российским автомобилем, на котором в качестве серийного оборудования устанавливался компрессор для накачки шин. ЗиС-5 достаточно быстро заслужил репутацию простой, очень надёжной и ремонтнопригодной машины. В феврале 1942 г выпуск таких грузовиков начался в Ульяновске, куда было эвакуировано оборудование с ЗиСа. С июня 1942 г ЗиС-5В стали изготовлять и на Московском автозаводе, где снова развернулось производство автомобилей. С июля 1944 г выпуск этих грузовиков начали на Урале, на заводе в городе Миассе. На московском заводе ЗиС-5В выпускался до 1946 г. На Миасском автозаводе выпуск ЗиС-5 в упрощённом варианте продолжался до 1958 г.

Studebaker US6

В конце 1941 года компания Studebaker Corp. of America начала выпуск армейских трёхосных автомобилей повышенной проходимости Studebaker US6 для американской армии. Но командование сочло эти машины как не совсем стандартные для американской армии и предпочло направлять их в основном союзникам. Около половины всех произведённых грузовиков было поставлено в СССР по ленд-лизу. Автомобили поступали как в собранном, так и в разобранном виде. Studebaker стали самыми распространёнными импортными грузовиками в Красной Армии в период Великой Отечественной войны. В Красной Армии бортовые автомобили Studebaker применялись как транспортные машины и артиллерийские тягачи. Имелись также самосвалы, автоцистерны и седельные тягачи. Шасси широко использовалось в качестве базы для боевых машин реактивной артиллерии.

БМ-13Н "Катюша" на шасси ЗиС-151

В связи с тем что во время войны производство пусковых установок БМ-13 в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, в конструкцию установки вносились изменения, обусловленные принятой на этих предприятиях технологией производства. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, которая могла устанавливаться на любое соответствующее шасси. В качестве базового шасси был принят грузовой автомобиля повышенной проходимости Studebaker US6. С 1948 г эту пусковую установку стали устанавливать на шасси ЗиС-151, затем ЗиЛ-157 (БМ-13НМ), позже на ЗиЛ-131 (БМ-13НММ). При этом артиллерийская часть машин БМ-13Н, БМ-13НМ и БМ-13НММ была совершенно одинаковая.

ГАЗ-63

В 1948 г развернулось серийное производство автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63, который стал первым серийным советским вездеходом, получившим привод на все колеса, одинаковую колею передних и задних колес, лебедку для самовытаскивания на переднем бампере (ГАЗ-63А) и одинарную ошиновку задних колёс. В первую очередь ГАЗ-63 предназначался для армии и поэтому сразу же в больших количествах стал поступать в войска. Грузовой полноприводный двухосный автомобиль ГАЗ-63 предназначался для перевозки личного состава и грузов массой до 2 т по шоссейным дорогам и грузов массой до 1,5 т по плохим дорогам и бездорожью. Основной прицеп - одноосный ГАЗ-705 грузоподъёмностью 1 т. Автомобиль также мог транспортировать за собой легкие и средние орудия и двухосные специальные низкорамные прицепы с оборудованием. Воинские модификации ГАЗ-63 имели экранированное электрооборудование, не создающее радиопомех, и средства светомаскировки.

ЗиЛ-157

В 1958 г с конвейера Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва сошёл последний полноприводный грузовой автомобиль ЗиЛ-151 и автозавод перешёл на производство новых грузовых автомобилей высокой проходимости, со всеми ведущими мостами, ЗиЛ-157. В отличие от ЗиЛ-151 новый автомобиль получил односкатную ошиновку и систему регулирования давления воздуха в шинах, значительно повысивших его проходимость. Для регулировки давления воздуха в шинах на наклонном полу по центру кабины устанавливался блок шинных кранов, состоящий из 6 вентилей с маховиками, каждый из которых предназначался для регулирования давления воздуха в одной из шин. Грузоподъёмность автомобиля при эксплуатации по смешанным дорогам, а также по грунтовым дорогам составляла 2,5 т. При эксплуатации автомобиля по дорогам с твёрдым покрытием без длительных объездов по грунту вес перевозимого груза мог быть увеличен до 4,5 т. В кузове вдоль боковых бортов устанавливались откидные скамейки, которые в поднятом положении увеличивают высоту основных бортов. На этих двух скамейках могли разместиться 16 человек. Все автомобили, сходившие с конвейера, окрашивались в защитный тёмно-зелёный цвет. ЗиЛ-157 состоял на вооружении армий Советского Союза, стран Варшавского договора, а также ряда стран Ближнего Востока, Азии и Африки.

ЛуАЗ-967М

В 1956 году перед Борисом Фиттерманом была поставлена задача создать лёгкий полноприводный плавающий транспортёр с двухцилиндровым двигателем от тяжёлого мотоцикла М-72. Экспериментальный транспортёр был создан в этом же году. Изготовление транспортёра планировалось вести на мотоциклетном заводе в городе Ирбите, но в верхах решено было использовать проект для начала автомобильного производства на Украине и предприятием, ориентированным на военные нужды, стал Луцкий механический завод (ЛуМЗ). До этого времени завод занимался ремонтов тракторов, затем изготовлял специализированный подвижной состав - передвижные мастерские, автолавки, фургоны-рефрижераторы. К 1960 году был готов прототип будущего транспортёра - НАМИ-032С. Выпуск транспортёра переднего края ЛуАЗ-967М был освоен в 1975 году и продолжался до 1991 года.

Плавающий автомобиль-транспортёр повышенной проходимости ЛуАЗ-967М использовался медицинской службой как транспортёр переднего края для эвакуации раненых, а также применялся для механизации вспомогательных транспортных работ. Открытый цельнометаллический водонепроницаемый кузов автомобиля со съёмным тентом имеет откидывающийся задний борт и раму ветрового стекла. Капот установлен на специальных передних петлях, которые позволяют при поднятии капота на 90 град снять его с автомобиля. В закрытом положении капот крепится к кузову застёжками, расположенными на боковых стенках. В верхней передней части капота имеется люк забора воздуха для охлаждения двигателя, а на боковых стенках капота отверстия для отвода горячего воздуха. Откидной задний борт в откинутом положении может удерживаться цепями в горизонтальном положении. Для предотвращения попадания воды при преодолении водных преград по всему контуру борта установлен резиновый уплотнитель. Рулевое управление и сиденье водителя установлено по центру автомобиля.

Два полумягких пассажирских сиденья, расположенные по бокам и чуть впереди сиденья водителя могут складываться в проёмы пола кузова и в сложенном положении образуют настил грузовой платформы. Для преодоления вязких участков, окопов и других препятствий на наружных боковинах автомобиля на специальных кронштейнах навешены быстросъёмные трапы, которые в зафиксированном поднятом положении увеличивают высоту бортов. Для установки трапов по ширине колеи автомобиля имеются две дуги, которые продеваются в петли навески и фиксируются пружинными кольцами. На бортах кузова также предусмотрены места для крепления сапёрной лопаты и топора. Тент для укрытия автомобиля - стояночный быстросъёмный, имеет дугу, которая устанавливается на спинку сиденья водителя. Аккумуляторная батарея 6СТ-45ЭМ установлена под крышкой пола кузова справа сзади от сиденья водителя. Рама ветрового стекла откидная и в поднятом положении крепится двумя распорками, а в откинутом положении укладывается на капот.

Силовой агрегат представляет собой конструкцию, включающую двигатель, сцепление, коробку передач с главной передачей и дифференциалом. Силовой агрегат в сборе с приводным валом и редуктором заднего моста крепится к раме в трёх точках: две точки крепления двигателя, одна точка - крепление заднего моста. Двигатель - V-образный, 4-цилиндровый, четырёхтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, модели МеМЗ-967А с уравновешивающим механизмом. Балансирный механизм с закреплёнными на нём противовесами расположен внутри распределительного вала. Рабочим объёмом двигателя - 1197 см куб, степень сжатия - 7,2, мощность - 37 л.с. при 4100-4300 об/мин. Охлаждение двигателя воздушное, от осевого отсасывающего вентилятора, расположенного в развале цилиндров. На переднем конце коленчатого вала установлен центробежный маслоочиститель. Крышка маслоочистителя используется одновременно как шкив привода вентилятора и лебёдки. В систему смазки двигателя включены основной и дополнительный масляные радиаторы воздушного охлаждения, включенные параллельно. Основной радиатор расположен на двигателе в развале цилиндров. Генератор установлен внутри вентилятора охлаждения двигателя и имеет с вентилятором общий привод. Для пуска двигателя при низкой температуре используется установка для предпускового подогрева. Для пуска двигателя в холодное время года в тех случаях, когда ограничено время подогрева, предназначено пусковое приспособление 5ПП-40А с капсулами, наполненными легковоспламеняющейся жидкостью "Арктика".

Сцепление - сухое, однодисковое, с расположенными по периферии цилиндрическими пружинами, с гидравлическим приводом выключения. Пятиступенчатая коробка передач состоит из основной четырёхступенчатой коробки и понижающей передачи, размещённой в отдельном картере, прикреплённом к картеру коробки передач через переходную пластину. Понижающая передача включается только после включения заднего моста. Основной ведущий мост - передний, задний с блокировкой дифференциала - отключаемый. Главная передача переднего ведущего моста размещена в коробке передач. Крутящий момент от коробки передач к редуктору заднего моста передаётся через приводной вал, находящийся в кожухе, который жёстко соединяет силовой агрегат и редуктор заднего моста. На концах приводного вала установлены компенсационные муфты, а сам вал вращается в масле.

Для увеличения дорожного просвета и повышения тем самым проходимости автомобиля применены колёсные редукторы. Колёсные редукторы - шестерёнчатые, одноступенчатые, с наружным зацеплением, расположены в дисках колёс. Крутящий момент от полуосей к колёсным редукторам передаётся через карданный шарнир. Подвеска автомобиля - независимая, торсионная с продольным расположением рычагов; снабжена четырьмя телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.


Тормоза - барабанные, с раздельным гидравлическим приводом на передние и задние колёса. Стояночный тормоз с тросовым приводом действует на колодки задних колёс.


Топливный бак ёмкостью 34 л расположен под полом кузова в задней части автомобиля. Применяемое топливо - бензин А-76. Глушитель, имеющий ограждение, крепится спереди к днищу автомобиля. Запасное колесо закреплено на полу кузова за сиденьем водителя.


Для эвакуации раненых с поля боя в передней части машины установлена лебёдка, предназначенная для подтягивания раненых на волокуше к машине. Привод лебёдки осуществляется от шкива коленчатого вала двумя клиновидными ремнями. Размотка троса с барабана лебёдки производится вручную санитаром-носильщиком. При намотке трос лебёдки укладывается на барабан тросоукладчиком. Максимальное усилие на тросе лебёдки - 200 кгс. Длина троса - 100 м. При перевозке раненых вдоль бортов устанавливаются двое носилок. Мягкая подстилка для перевозки раненых изготовлена из поролона и обшита брезентовой парусиной. При необходимости подстилка разворачивается на полу. Размеры её соответствуют площади пола. Бачок для питьевой воды ёмкостью 3 л установлен в гнезде левого борта кузова (может быть заменён канистрой на 10 л). Для ухода за тяжелоранеными в комплекте транспортёра предусмотрен поильник. В ЗИП под левым убирающимся сиденьем хранятся два привязных ремня, предназначенных для фиксации раненых к носилкам. Санитар-носильщик усаживается в кузове, используя свёрнутую подстилку или тент. Для уменьшения габаритной высоты транспортёра рама ветрового стекла опускается на капот, а конструкция сиденья водителя и рулевой колонки позволяет водителю-санитару управлять автомобилем в положении лёжа при минимально устойчивой скорости, тормозить при этом необходимо стояночным тормозом. При выполнении медико-санитарных работ по обслуживанию войск или населения автомобиль должен иметь опознавательные знаки "Красный Крест" (по одному на каждом из бортов и на ветровом стекле).


На дорогах с сухим и твёрдым грунтом автомобиль может быть использован для работы с одноосным прицепом полной массой до 300 кг (без тормозов), имеющим тягово-сцепное устройство типа шкворень-петля. Автомобиль-транспортёр ЛуАЗ-967М способен преодолевать водные преграды глубиной до 450 мм с твёрдым дном, передвигаясь по дну на колёсах, более 450 мм - на плаву. Движение на плаву со скоростью до 4 км/час происходит за счёт вращения колёс при включенной второй передаче. Изменение направления движения осуществляется поворотом передних колёс. Для откачки воды из кузова в моторном отсеке установлен насос производительностью не менее 25 см3/сек, а в днище кузова расположены шесть сливных пробок.


Краткая техническая характеристика автомобиля-транспортёра ЛуАЗ-967М:
Колёсная формула - 4Х4
Грузоподъёмность - 300 кг + водитель (100 кг)
Снаряжённая масса - 950 кг
Полная масса - 1 350 кг
Максимальная скорость - 75 км/час
Наименьший радиус поворота с отключенным задним мостом по следу переднего внешнего колеса - 5 м
Длина - 3 682 мм
Ширина: по кузову - 1 500 мм, по навесным трапам - 1 712 мм
Высота: при поднятой раме ветрового стекла - 1 600 мм, при опущенной раме - 1 230 мм
База - 1 800 мм
Дорожный просвет - 285 мм
Колея - 1 325 / 1 320 мм
Угол въезда - 33 град
Угол съезда - 36 град
Погрузочная высота - 800 мм
Тип рулевого механизма - глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Шины - низкого давления, с протектором повышенной проходимости 150-330 (5,90-13), модель ИВ-167

Конечно, у всех этих автомобилей своя богатая история и интересные технические особенности, и люди, сберегающие и восстанавливающие автомобильную историю, достойны всеобщего уважения.

Удивительный автомобильный парадокс Великой Отечественной войны: в распоряжении Красной армии просто не было надежных автомобилей высокой проходимости для монтажа пусковых установок мощнейших по тем временам систем залпового огня, легендарных «Катюш». Потому это совершенно секретное вооружение было полностью переведено на американские шасси Studebaker.

Э то уже третья статья в цикле о «студерах»: в первой части мы рассказывали о производстве этих машин и многообразии модиификаций в США, а во второй – вспоминали тонкости поставок грузовиков в СССР по программе ленд-лиза.

С точки зрения национальной безопасности применение большого количества иностранной техники в собственных вооруженных силах считалось бы предательством, но обстановка на фронтах вынудила советских военных стратегов пойти на столь смелый шаг.

Со своей стороны историки оценивают это так: не было бы ленд-лиза и пришедших вместе с ним в Страну Советов заокеанских Студебекеров, не было бы и советских «Катюш» на автомобильных шасси. И тогда весь ход военных действий мог бы принять совсем другой оборот.

Так, в середине 1942 года грузовики Studebaker US6 неожиданно для обеих союзных сторон, Соединенных Штатов и СССР, стали надежными носителями практически всех массовых серийных и опытных единичных версий реактивных систем залпового огня, прозванных «Катюшами». Прочность, неприхотливость, достаточная грузоподъемность и привод на все колеса позволяли им работать в любых климатических условиях и перемещаться по российскому бездорожью и снежной целине.

Вся неповоротливая советская концепция создания собственной мощной полноприводной армейской автотехники в один миг рухнула с первыми залпами Великой Отечественной войны. Через несколько месяцев боев Красная армия угодила в глубокий транспортный коллапс, в котором растворились все надежды на оперативное боевое применение новых совершенно секретных систем залпового огня БМ-13.

Да, легендарные «Катюши», гордость и одно из высших достижений Советского Союза периода Второй мировой, из-за банального отсутствия самых обычных грузовиков ЗИС-6 попросту оказались без колес. Их пришлось срочно перемонтировать на первые же попадавшиеся под руку иностранные машины, поступавшие по ленд-лизу.

Первые боевые авто БМ-13 появились в конце 1930-х годов, а решение об организации их выпуска было принято накануне войны. В связи с эвакуацией Московского автозавода в октябре 1941 года пришлось прекратить изготовление трехосных заднеприводных грузовиков ЗИС-6 - основной базы первых реактивных систем. Последние установки БМ-13 на этом шасси были собраны зимой 1942-го.



Сложнейшая военная обстановка и гигантские потери первых месяцев войны требовали срочного развертывания массового выпуска «Катюш», и тут на помощь пришел ленд-лиз, предлагавший на выбор десятки двух- и трехосных полноприводных машин и обычных гражданских грузовиков для монтажа новых боевых систем.

С первыми ленд-лизовскими поставками пришли самые обычные заднеприводные коммерческие машины - американские International K7, канадские Dodge T110L, английские Austin К6 и другие.

Эти шасси, не обладавшие достаточной проходимостью и прочностью, оказались мерой вынужденной и временной. Для монтажа «Катюш» их применяли только до конца 1942 года.

Вскоре все они были забыты в пользу американской и британской полноприводной техники - двухосных Chevrolet G7107, Marmon-Herrington НН6, Ford WOT8 и трехосных GMC CCKW-353 и International М-5Н-6.

После сравнительных испытаний к середине 1942-го приоритет стал быстро переходить к трехосным автомобилям Studebaker. Для их применения в качестве основной базы советских реактивных боевых систем использовали две модели без лебедок - полноприводную US6-U3 и заднеприводную US6-U7. При доработке их оснастили броневой защитой кабины, задними откидными винтовыми домкратами и местами для 5–7 человек боевого расчета.

Самая распространенная «Катюша» БМ-13 на базе Studebaker US6-U7 (фото автора)

Первыми на шасси US6 стали монтировать серийные 16-зарядные установки залпового огня БМ-13 калибра 132 мм, собранные в первые месяцы Великой Отечественной. В ходе войны за этой системой и ее многочисленными вариантами закрепилось несколько названий - боевая машина, реактивная минометная установка или гвардейская минометная установка, но во всем мире она стала известной как «Катюша». В целом боевых машин этой серии на разных шасси во время Великой Отечественной войны собрали свыше 9 тыс. единиц.

В 1943 году базовую установку БМ-13 сменила массовая так называемая нормализованная боевая машина БМ-13Н - более технологичный доработанный вариант, приспособленный к серийному производству. Она снабжалась пакетом из восьми рельсовых направляющих для запуска 16 реактивных снарядов, которые при попадании в цель на дальности до 8,5 км образовывали в земле воронку диаметром 8 м и глубиной 1,5 м. В военное время изготовлением машины занимались полтора десятка советских предприятий: Московский завод «Компрессор», Воронежский имени Коминтерна, Челябинский компрессорный, Свердловский «Уралэлектроаппарат», Горьковский завод фрезерных станков, Пензенский механический и другие.




Серийная боевая машина БМ-13Н. 1943 год (из архива М. Коломийца) 16-зарядная «Катюша» с бронезащитой кабины и местами боевого расчета (фото автора) На Параде Победы боевые машины БМ-13Н на шасси Studebaker US6-U7 и US6-U3

Так было положено начало уникальной и противоречивой ситуации: первый этап развития легендарных «Катюш» оказался более тесно связанным не с собственными ЗИСами, а с заокеанскими Студебекерами, также со временем превратившимися в советскую легенду. Сама же достаточно простая и удачная боевая машина БМ-13Н в нескольких модификациях на шасси ЗИС-151 и ЗИЛ-157 оставалась в производстве вплоть до 1980-х годов.

Для повышения точности стрельбы в середине 1944 года в СКБ московского военного завода № 733 («Компрессор») на полноприводном шасси US6-U3 была разработана и построена опытная 10-зарядная пусковая установка БМ-13СН с четырехметровыми спиральными (винтовыми) направляющими для запуска оперенных неуправляемых реактивных снарядов, получавших вращение с небольшой угловой скоростью. При этом кучность попадания повысилась в полтора раза. Ее направляющие размещались в двух- и трехзарядных кассетах, укрепленных в два ряда на решетчатой ферме с винтовыми подъемными и поворотными механизмами. Машина успешно прошла испытания, и в 1945 году ее собрали в 100 экземплярах.

С середины 1942 года на шасси Studebaker монтировали облегченную 48-зарядную установку БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 82 мм. Время ее перевода из транспортного положения в боевое составляло полторы–две минуты. Скорость движения машины - не выше 40 км/ч. После базовой системы БМ-13 установка БМ-8-48 стала второй по значимости боевой «Катюшей» Великой Отечественной войны.

1 / 2

Прототип машины БМ-8-48 на автомобиле Studebaker US6-U3. 1942 год

2 / 2

Реактивная 48-зарядная система БМ-8-48 на Студебекере (из архива М. Коломийца)

В сентябре 1944-го завод «Компрессор» на шасси US6-U7 собрал облегченную 32-зарядную боевую машину БМ-8СН . Ее оборудовали удлиненной артиллерийской частью от установки БМ-8-48, на которой был смонтирован комплект из четырех кассет с восемью направляющими в каждой. Полигонные испытания этой системы проходили в апреле–мае 1945 года и показали увеличение кучности стрельбы до 11 раз, но при этом дальность поражения не превышала 2,6 км. После устранения недостатков следующие испытания состоялись в декабре, но на вооружение эта машина не поступала. В общей сложности до конца войны было собрано 3,1 тыс. боевых установок серии БМ-8.

1 / 2

Опытная установка БМ-8СН на грузовике Studebaker US6-U7. 1944 год

2 / 2

Экспериментальная 32-зарядная ракетная система БМ-8СН на боевой позиции

В самом конце войны на основе «Катюши» БМ-8-48 собрали небольшую партию уникальных и наиболее мощных 72-зарядных боевых машин БМ-8-72 с дополнительным третьим пакетом из 24 рельсовых направляющих. Она базировалась в основном на полноприводных Студебекерах и участия в реальных военных действиях уже не принимала.

В начале 1944 года завершилась разработка наиболее мощной боевой машины БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, которая в апреле и мае успешно прошла приемочные испытания. Даже при поднятых домкратах она обеспечивала высокую устойчивость и кучность стрельбы. С марта 1944-го ее монтировали на Studebaker US6-U3, а 6 июня того же года боевая машина БМ-31-12 была принята на вооружение. Ее снаряженная масса превышала 7 т, время перевода из походного положения в боевое находилось в пределах 3–5 минут.

Модернизированная «Катюша» БМ-13Н на шасси ЗИС-151 (Музей Москвы)

Модернизированная «Катюша» БМ-13Н на шасси ЗиС-151 для пуска 16 реактивных снарядов находилась на вооружении Советской Армии до 1980-х годов.


Гвардейский реактивный миномёт БМ-13Н состоит из пусковой установки, ракетных снарядов и специально приспособленного автомобиля, на котором она смонтирована.


На фотографии установка, смонтированная на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗиС-151.


ЗИС-151 (ЗИЛ 151) — грузовой автомобиль повышенной проходимости. Производился в Советском Союзе в 1948 — 1958 годах на Московском автозаводе имени Сталина.


26 июня 1956 года завод получил имя И.А. Лихачёва, и автомобиль был переименован в ЗИЛ-151.


ЗИС-151 был первым отечественным автомобилем серийного производства с тремя ведущими мостами. Широко использовался в Вооружённых силах СССР.


Шасси автомобиля ЗИС-151 послужило базой для БМ-13-16, БМ-14-16, БМД-20, БМ-24, БТР-152 (ЗИС-152), транспортно-заряжающих машин, топливозаправщиков, подвижных средств связи.


База (для трёхосного автомобиля — расстояние от передней оси до середины между двумя задними ведущими мостами) — 4225 миллиметров. Высота до верха кабины — 2320 миллиметров. Колея передних колёс — 1590 миллиметров. Колея задних колёс — 1720 миллиметров. Колёса дисковые — 8,25-20 миллиметров.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БОЕВОЙ УСТАНОВКИ
Количество направляющих канавок — 16
Наибольший угол подъёма — 45 градусов
Наименьший угол подъёма — 7 градусов
Поле (сектор) стрельбы в горизонтальной плоскости (направление к цели) — 10 градусов


Вес пусковой установки БМ-13 — 2200 килограммов
Вес боевой машины БМ-13 (вместе с пусковой установкой) — 6200 килограммов.


Пусковая установка: на подъёмной стреле закреплены восемь направляющих, каждая из которых имеет две канавки (сверху и снизу), по которым скользят при пуске ракетные снаряды.


Направляющие соединены между собой с помощью трёх поперечных деталей в так называемый комплекс направляющих, укреплённых на на подъёмной стреле.


Она сварена из труб и может поворачиваться в вертикальной плоскости вокруг своей горизонтальной оси.


Ось размещается в задней части основания, установленного на поворотной раме.


Заданный угол стрельбы придаёт направляющим подъёмный механизм, при помощи которого они фиксируются в определённом положении на поворотной раме.


Поворотная рама вращается вокруг вертикальной оси. Последняя установлена на кронштейнах основания поворотной рамы.


Для ориентирования её, а значит, и стрельбы с направляющими в горизонтальной плоскости во время стрельбы служит механизм направления.


Основание поворотной рамы БМ-13Н жёстко закреплено на шасси автомобиля.


Оно имеет криволинейную направляющую канавку (часть дуги окружности), в которой скользит передняя опора поворотной рамы пусковой установки.


«Катюшу» заряжают ракетными снарядами сзади. Случайное выпадение ракет предотвращают замки, установленные в каждой направляющей.


Они устроены так, чтобы при установке ракетных снарядов в направляющих пропускались вперёд штифты снарядов, не давая возможности двигаться им вниз.


50-летие освобождения территории России (Карта-схема с направлением главных ударов Советской Армии в 1944 году при освобождении России. Боевые действия реактивной артиллерии («Катюш») и фрагмент архитектурно-скульптурного мемориала на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге)

Для воспламенения ракетного заряда в камере сгорания имеются специальные контакты, размещённые в каждой направляющей.


При зарядке «катюши» эти контакты стыкуются с контактами электро-пороховых воспламенителей ракетных снарядов.


Через них к пороховым воспламенителям передаётся ток от аккумуляторной батареи, установленной на автомобиле. Пусковой щиток расположен в кабине водителя.


Ракетный снаряд М-13 состоит из головки и корпуса. Головка имеет оболочку и боевой заряд. В передней части головки закрепляется взрыватель. Корпус обеспечивает полёт ракетного снаряда и состоит из обшивки, камеры сгорания, сопла и стабилизаторов.


В передней части камеры сгорания расположены два электро-пороховых воспламенителя.


На внешней поверхности оболочки камеры сгорания размещены два ввёрнутых на резьбе направляющих штыря, которые служат для удержания ракетного снаряда в направляющих установки.

Второй номер коллекции-партворка - Автолегенды СССР. Грузовики - это журнал с моделью ЗИС 151 "Катюша", в масштабе 1:43. Легендарная боевая машина ракетной артиллерии!

Нет более известной боевой машины ракетной истории, чем легендарная «Катюша». Об этой установке знают даже те, кто далек от ракетной техники. И хотя неофициальное название (Катюша ) было изначально дано боевой установке БМ-13 на шасси ЗИС-6, со временем «Катюшей» стали называть и более поздние варианты, одним из которых стал БМ-13Н на шасси ЗИС-151.

НА СТРАНИЦАХ КАЖДОГО ЖУРНАЛА ВАС ЖДЁТ:

  • Подробное знакомство с «главным героем» - автомобилем, масштабная модель которого прилагается к выпуску.
  • История создания отечественных автомобилей с занимательными, а порой и неожиданными фактами.
  • Рассказ о развитии советского автопрома, биографии выдающихся инженеров и конструкторов.
  • Уникальные исторические и архивные фотографии, подробные технические характеристики и модификации автомобилей.
  • Малоизвестные факты о специализированных советских предприятиях, выпускавших надстройки на шасси базовых грузовиков. В силу специфики своей деятельности, они часто «оставались в тени» даже в советское время.

Где купить?

Выпуски и коллекционные наборы Автолегенд.

Все коллекции ДеАгостини.

Распродаю модели из серии Автолегенды СССР. Грузовики.

Модели более чем интересные и качественные для своей ценовой категории. По сути большинство из них это модели Автоистория (АИСТ).

Модели абсолютно новые.

На полках не стояли. Из блистера не доставались.

Если на фото не присутствует журнал - значит продается только модель.

Покупая лот или делая ставку, Вы соглашаетесь со следующими условиями:

1. Срок выхода на связь – 1 (один) день с момента покупки. Покупатель сообщает:

ФИО получателя;

Полный почтовый адрес;

Номер мобильного телефона и пункт выдачи транспортной компании СДЭК (если в условиях отправки указан способ отправки «ТК СДЭК до пункта выдачи»).

Если в указанное время покупателем не будут сообщены указанные сведения, то сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв.

2. Срок оплаты лота – 3 (три) дня. Если лот не выкуплен в указанный срок, то сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. Срок оплаты может быть увеличен по предварительному согласованию (до покупки, ставки).

3. Максимальный срок отсрочки отправки покупок – 7 (семь) дней. Если в указанное время покупателем не будут сообщены данные получателя посылки и адрес доставки, то сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв, ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

4. Отправка за границу возможна при предварительном согласовании всех условий (до покупки, ставки).

5. Если в условиях покупки не указан способ оплаты "наличными", способ отправки "самовывоз", то значит, что конечная стоимость будет включать и указанную сумму расходов на доставку. В случае отказа оплатить стоимость расходов на доставку - сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, УПЛАЧЕННЫЕ ЗА ЛОТ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

6. Возможно объединение нескольких лотов (покупок) в одну посылку. Каждый последующий лот (покупка) при этом+50р. (пятьдесят рублей) к стоимости расходов на доставку. В случае отказа оплатить дополнительную стоимость расходов на доставку - сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, УПЛАЧЕННЫЕ ЗА ЛОТЫ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

7. Если в условиях отправки указан способ отправки «ТК СДЭК до пункта выдачи», то это значит, что посылка будет отправлена транспортной компанией до выбранного Вами пункта выдачи. В случае отказа получить посылку данным способом - сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, УПЛАЧЕННЫЕ ЗА ЛОТ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ. Возможна отправка курьером «До двери» или почтой России при предварительном согласовании данного условия (до покупки, ставки).

8. В случае если покупателем посылка не была получена и отправлена обратно отправителю – сделка считается состоявшейся, ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

9. Аукцион может быть завершен досрочно продажей. Сроки оплаты и отсрочки отправки при этом исчисляются с момента срока первоначального окончания аукциона, если условие досрочного завершения аукциона не согласовано с покупателем. Если условие досрочного завершения аукциона согласовано с покупателем, то сроки оплаты и отсрочки отправки составляют 3 (три) и 7 (семь) дней соответственно с момента завершения аукциона. Срок выхода на связь и предоставления необходимой информации, указанной в п. 1 – 1 (один) день с момента окончания аукциона.

10. Сделка по результатам проведения аукциона «с рубля» может быть признана мною несостоявшейся, в случае если в период проведения данного аукциона наблюдались значительные проблемы в работе сервиса. Аукцион в данном случае проводится повторно.

11. Лоты выставляются к продаже не нескольких сервисах. Как только на одном сервисе товар продан – с других стараюсь моментально их удалять. Накладок с двойной продажей пока ни разу не возникало, но просьба не судить строго если данное неприятное событие произойдет именно с Вами. Товар отправляется первому покупателю. С рубля один и тот же товар на разных сервисах не продается!

12. Посылки стараюсь упаковывать максимально надежно и аккуратно (пищевая пленка, воздушно-пузырьковая пленка и др.). Срок отправки посылок, как правило, не превышает 3 (трех) дней. По умолчанию ценность посылок не объявляю (не вижу никакого смысла в этом). Наложенного платежа нет.

13. Если в списке покупок присутствуют лоты с бесплатной и платной упаковкой, то доставка оплачивается за счет покупателя!

14. Все интересующие, уточняющие вопросы по условиям покупки, отправки, касательно описания, состояния товара – уважительная просьба задавать ДО ПОКУПКИ, СТАВКИ!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»