Автошины Nokian – резина финского производства, которые снискали популярность по всему миру благодаря своему качеству и надежности. Сегодня компания занимается выпуском покрышек для всех видов автомобилей.
На большинстве современныхмоделей компании имеются индикаторы износа, обкатки, понижения температуры, которые существенно облегчают использование и обслуживание покрышек. Дополнительные присадки в резиновой смеси продлевают срок службы шин Нокиан.
Одним из центральных направлений исследований компании является зимняя шипованная резина. Работа в этой области позволили инженерам Нокиан создать инновационные шипы, которые практически не издают шума. При этом они не теряют своих эксплуатационных свойств даже после 4 сезонов беспрерывного использования. Компания Porsche включила зимнюю резину Nokian в официальный перечень базовой комплектации своих автомобилей.
На сайте «Express-Шина» в Москве вы можете купить шины Нокиан для любого автомобиля и любых климатических условий быстро, дешево и без лишних хлопот. Воспользовавшись интеллектуальным поиском по сайту или позвонив на горячую линию нашим менеджерам, вы быстро найдете необходимую модель.
Кроме названия производителя, торговой марки, модели покрышки и её типоразмера на боковинах автомобильной шины могут указываться следующие дополнительные маркеры:
Обозначение | Описание |
---|---|
# | Обозначение Continental. Версия протектора шины для первичной комплектации → Подобрать шины Continental |
Пиктограмма "снежинка" — шина предназначена для использования в суровых зимних условиях → Подобрать зимнюю резину | |
ACUST (Acoustic) | Обозначение Michelin. Шина изготовлена с использованием фирменной технологии снижения шума в салоне автомобиля. |
AS All Season | Всесезонная шина → Подобрать всесезонные шины |
Aquatred Aquacontact Rain Water Aqua | Вариант обозначения: пиктограмма "зонтик". Специальная "дождевая" шина. Производители используют различные обозначения. |
AW Any Weather | Шина предназнаяена для использования в любых погодных условиях. |
C | (Commercial) - индекс, указываемый после обозначения диаметра, определяет, что покрышка предназначена для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов → Подобрать шины для коммерческого транспорта |
CMS | Специальные шины для горно-строительной техники (Construction Mining Service) |
ContiSeal CS |
фирменной ContiSeal технологии , предотвращающей потерю давления при проколе или порезе за счет использования вязкого материала на внутренней поверхности шины. → Подобрать шины с технологией ContiSeal |
ContiSilent | Обозначение Continental. Шина изготовлена с применением фирменной технологии ContiSilent для снижения уровня шума в автомобиле. → Подобрать шины с технологией ContiSilent |
DOT | Обозначение американского стандарта качества (Department of Transportation). |
E | Обозначение Continental. Шина оптимизированна по сопротивлению вращению для первичной комплектации. |
En | Буква E и номер в "кружочке" - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). Число n - код страны. Ниже такого обозначения, как правило, указывается цифровой номер официального утверждения. |
FB | Flat Base - шина без защитного пояса (без защиты обода диска). |
FR MFS CPJ | – шина с защитой обода диска. Некоторые производители используют, наряду с обозначением FR (Flange Protector) или вместо него, другие специальные обозначения. Например, MFS (Maximum Flange Sheild - система максимальной защиты обода) у покрышек группы Goodyear. Continental использует маркировку ML для шин с защитой обода диска, омологированных для установки на автомобилях Mercedes или Audi. Michelin для шин на американском рынке использует маркировку CPJ. → Подобрать шины с защитой обода диска |
G3 | Обозначение Continental. Протектор шины только с 3 канавками. |
G4 | Обозначение Continental. Протектор шины только с 4 канавками. |
Inside | Side Facing Inwards . Маркер внутренней стороны ассиметричной шины. |
L | (Low Section Tyre) - обозначение низкопрофильной шины (указывается вместо цифрового обозначения профиля покрышки) |
LT | (Light Truck) - обозначения шины, предназначенной для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов (аналог C , в основном используется для США и Канады) |
M+S M&S | Mud+Snow - "грязь плюс снег" - шина предназначена для тяжелых условий эксплуатации. Используется для маркировки как зимних шин, так и шин для внедорожников и всесезонных шин. Маркировка M+S не является признаком зимней шины . |
Max Load | Максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг. |
Max Pressure | Максимально допустимое давление в шине, в кПа. |
Outside | Side Facing Out . Маркер внешней стороны ассиметричной шины. |
OWL RWL ROWL | Outline/Raised While Letters – надписи на боковине нанесены контурными или рельефными белыми буквами. |
Radial | Шина радиальной конструкции. |
RBL | Raised Black Letters – надписи на боковине нанесены рельефными черными буквами. |
RF
Reinforced | Усиленная шина, имеет увеличенный индекс нагрузки. Буква С в конце типоразмера (после диаметра) обозначает усиленную легко-грузовую шину. |
Rotation | Аналог: "стрелка" (указатель направления). Маркировка основного направления вращения шины. |
Run Flat RFT SSR ROF RunOnFlat Flat Run ZP XRP DSST HRS |
Маркер технологии, позволяющей эксплуатацию шины при потере внутреннего давления при проколе или порезе (RunFlat System Component). Производители используют различные обозначения технологии RSC. Например, Michelin использует маркер ZP (технология Zero Pressure), Continental - SSR, Nokian - Flat Run, Goodyear - ROF или RunOnFlat, Bridgestone - RFT, Dunlop - DSST, Kumho - XRP (eXtended Runflat Performance), Hankook - HRS (Hankook Runflat System). Различными могут быть и технологические приемы, применяемые производителями для реализации системы "антипрокол". Существуют общепринятые обозначения для отдельных производителей: RSC (RunFlat System Component) - для всех Run Flat шин, устанавливаемых на автомобили BMW, MINI и Rolls-Royce; MOE (Mercedes Original Extended) - для автомобилей Mercedes-Benz; AOE (Audi Original Extended) - для автомобилей Audi. Кроме того в обозначении шины могут использоваться комбинации обозначений "антипрокольных" шин (например, ZP MOE - шины Michelin c технологией Zero Pressure для автомобилей Mercedes; SSR MOE - шины Continental c технологией SSR для автомобилей Mercedes и т.п.). → Подобрать RunFlat шины |
SAG | Super All Grip - шина повышенной проходимости. |
SC | Обозначение Continental. Шина изготовлена из специального мягкого компаунда. |
SEAL SLFS (SelfSeal) SealInside |
Шина изготовлена с применением SEAL технологии, предотвращающей потерю давления при проколе или порезе за счет использования вязкого материала на внутренней поверхности шины. SelfSeal - фирменная технология Michelin для герметизации проколов за счет находящегося во внутренней полости шины специального вязкого слоя, включающего натуральный каучук. → Подобрать шины с технологией SelfSeal SealInside (Seal Inside) - фирменная технология Pirelli , позволяющая продолжить движение без снижения давления воздуха даже после прокола посторонним предметом. |
Steel | В конструкции шины присутствует металлический корд. |
SUV | Sport Utility Vehicles – шина для кроссоверов класса "спорт" и внедорожников. Часто таким образом маркируется шина для тяжелых полноприводных автомобилей. → Подобрать шины SUV |
Temperature Index | A , В , С - температурный индекс, термостойкость резины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель). Используется, в основном, в американской маркировке. |
Traction Index | A , В , С - индекс сцепных качеств, способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Используется, в основном, в американской маркировке. |
Treadwear Index | Индекс износостойкости, относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США. Используется, в основном, в американской маркировке. |
Tubeless
TL | Бескамерная шина. |
Tube Type
TT | Шина эксплуатируется только с камерой. |
TWI | Указатели местоположения индикаторов износа, могут наноситься со стрелкой. |
XL Extra Load |
Усиленная шина, индекс нагрузки выше, чем у обычных шин такого же типоразмера → Подобрать усиленные шины |
дата | Четыре цифры в "овале" - дата изготовления шины. Первые две цифры обозначают неделю изготовления с начала года, последние две - год изготовления. |
тип шипа | AD
- шина ошипована аллюминиевым шипом;
BD - шина ошипована шипом «Бриллиант Плюс» (маркировка Continental); DD - шина ошипована шипом с прямоугольным сердечником с алмазной гранью; HD - шина ошипована в соответствии с новыми европейскими правилами (маркировка Continental); MD - шина ошипована пластиковым шипом с твердосплавным сердечником; OD - шина ошипована шипом с овальным сердечником; SD - шина ошипована шипом с твердосплавным сердечником. |
Цветные метки на шине
Маркер желтого цвета на боковине шины (круг или треугольник) определяет положение самого легкого места на шине. Cовмещение c самым тяжелым местом на диске (обычно это место крепления ниппеля) при монтаже новой шины позволяет улучшить балансировку колеса.
Маркер красного цвета на боковине шины (круг или треугольник) определяет место максимальной силовой неоднородности, Такая метка наносится, как правило, на автомобильные шины первичной (заводской) комплектации автомобиля.
Цветные продольные линии , нанесенные на протектор, используются исключительно для облегчения идентификации модели шины (например, в условиях складского хранения).
Цифровой штамп (обычно белого цвета, в центре круга или треугольника) на автомобильной покрышке является личным маркером инспектора, осуществлявшего финальный осмотр шины на заводе.
Маркировка шин автопроизводителей
В маркировке некоторых шин присутствует буквенно-цифровой код, указывающий на некоторые особенности в контексте их использования для установки на транспортные средства конкретных производителей или марок. Шины с такой специальной маркировкой отличаются от стандарта своей модели. Их характеристики оптимизированы для достижения максимальной производительности на целевых автомобилях.
Характеризуя шины, имеющие специальную маркировку автопроизводителя, часто говорят "шина омологирована" (от англ. omologation-приведение технических характеристик и параметров в соответствие требованиям стандартов или запросам). Ведущие производители автомобилей нередко омологируют конкретные модели шин для своих автомобилей, в том числе для первичной установки. Маркер омологации, кроме целевого указания, говорит о высоком качестве покрышки, так как в процессе усовершенствования шины проходят серьезные испытания на соответствие мировым стандартам и стандартам автопроизводителя.
Некоторые специальные маркировки автопроизводителей ограничивают использование шин для конкретного автомобиля, другие указывают на общие технические особенности использования. Для правильного понимания специальной маркировки перед покупкой стоит обратиться к специалистам. В следующей таблице приведены расшифровки наиболее часто встречающихся обозначений.
Дополнительная маркировка | Производитель, модель автомобиля | Комментарии | Возможность установки шин БЕЗ доп.маркировки на авомобилях данного производителя | Возможность установки шин С доп.маркировкой на автомобилях других автопроизводителей |
---|---|---|---|---|
* | BMW, Mini | Подобрать шины с омологацией BMW |
Да, рекомендуется установка 4 шин. | |
* BM1 | BMW X5 | Рекомендована для установки на BMW X5 | Да, рекомендуется установка 4 шин. | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
*BMW M M3 | BMW M (M3, Z4M, M5, M6) |
Для автомобилей BMW серии M и Z. |
Не рекомендуется | Да, рекомендуется использование 4 шин. |
A | Toyota Auris |
Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
AO | Audi | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
AR | Alfa Romeo | Некоторые новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да, рекомендуется установка 4 шин. | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
B | Bentley Continental GT |
Маркировка Michelin. Только для Bentley Continental GT. |
Не рекомендуется | Да, рекомендуется использование 4 шин. |
C1 | Chrysler Viper | Маркировка Michelin. Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. |
Не рекомендуется | Не рекомендуется |
DT DT1 DT2 | Все | Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. Маркировка Michelin для шин с измененным рисунком протектора. Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
F | Ferrari | Маркировка Pirelli. Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
G1 | Все | Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. Маркировка Michelin для шин специфических размеров c измененной геометрией. Обязательно использование одинаковых шин на одной оси. Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
J J1 JRS JLR | Jaguar | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик.
Обозначение JLR использует Michelin для шин, омологированных для Jaguar и Land Rover. Подобрать шины с омологацией Jaguar |
Да | Да |
K1 K2 | Ferrari | Маркировка Michelin. Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. Обязательно использование 4 шин из-за специфичности этих авто. Подобрать шины с омологацией Ferrari * У Pirelli маркировка K1, KA, K... является внутренним обозначением для отдельных версий, при этом рекомендуется устанавливать на одну ось шины одного типа. |
Да, рекомендуется установка 4 шин. | Не рекомендуется |
LR | Land Rover | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик.
Подобрать шины с омологацией Land Rover |
Да | Да |
MC MC1 | McLaren | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик.
|
Да | Да |
MO | Mercedes | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да, рекомендуется установка 4 шин. | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
MO1 | Mercedes AMG |
Маркировка Michelin. Рекомендована установка 4 шин. Подобрать шины с омологацией Mercedes |
Да, рекомендуется установка 4 шин. | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
MOE MOExtended | Mercedes | Маркировка Michelin, Continental, Bridgestone, Pirelli и пр. Шины с технологией Run Flat для автомобилей Mercedes. |
Да | Да, рекомендуется использование 4 шин. Не рекомендуется использовать на автомобилях, не оснащенных системой контроля давления. |
MGT | Maserati | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик.
Подобрать шины с омологацией Maserati |
||
N0 N1 N2 N3 N4 | Porsche Volkswagen Tuareg |
Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах. Обязательно использование 4 шин из-за специфичности этих авто. Подобрать шины с омологацией Porsche |
Не рекомендуется (кроме VW Touareg и Porsche 911 (type 991) / Boxster/Cayman (type 981) | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
RO1 | Audi
Quattro, RS6, RS4, R8 ... | Для автомобилей Audi серии RS. Рекомендована установка 4 шин. Подобрать шины с омологацией Audi |
Да, рекомендуется установка 4 шин. | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
RP | Все | Все новые автомобили имеют специальную маркировку на шинах.
Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
S1 | Все | Специальная маркировка Michelin для шин с пониженным сопротивлением качению.
Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
T0 | Tesla | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. | Да, рекомендуется установка 4 шин. | Да, рекомендуется установка 4 шин. |
TPC | Cadillac ATS-V | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. | Да, рекомендуется установка 4 шин. | Не рекомендуется. |
V1 | все | Маркировка чаще всего встречается на шинах группы Goodyear.
Обозначает новый состав резины с улучшенными характеристиками. |
Да | Да |
VO | Volkswagen Tuareg | Для 255/60R17 106V.
Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик. |
Да | Да |
VOL | Volvo | Рекомендована установка шин с этой маркировкой для достижения оптимальных характеристик.
Подобрать шины с омологацией Volvo |
ТИПОРАЗМЕР.
Типоразмер шины, как и другие технические параметры и свойства задаются еще на момент её проектирования, основным критерием определяющим характеристики шины является категория автотранспорта для которого она производится (легковой, минивены и внедорожники, коммерческий и т.д.). Очевидно, что требования, например, к легковым шинам и шинам для легких грузовиков будут разными, соответственно и маркировка таких шин будет отличатся. Наиболее распространено обозначение типоразмера шины вида 235 /65 R 17 108 T , но также встречаются следующие варианты маркировки: 185/75 R16C , LT185/75 R16 , 175 / R14 , 175-14 , 7.5-16 , 7.50R16 LT . Разберем все эти значения по-порядку:
175, 185, 235 - ширина профиля шины, измеряется в миллиметрах;
7.5, 7.50 - ширина профиля шины в дюймах;
65, 75 - серия, выражается в соотношении высоты шины к ширине, также её называют высота профиля или просто профиль, указывается в процентах. Т.е. 235/65 читается как 65% от 235 мм. Маркировка не содержащая значения серии шины (например 175 / R14 ) говорит о том, что шина является полнопрофильной. Высота профиля таких шин более 80%.
ВАЖНО! При смене типоразмера шин необходимо помнить, что серия (профиль) шины величина относительная. Например при замене шин 235/65 R17 на более широкие 255/65 R17 изменится, в большую сторону, общая высота колеса. Это приведет к увеличению клиренса автомобиля (машина «поднимется»), что не всегда хорошо - возможно ухудшение управляемости автомобилем, особенно при поворотах на скорости, уменьшится максимальный угол поворота колес. Также при движении по неровным дорогам/бездорожью или при попадании в ямы и выбоины колесо может задевать подкрылок, что недопустимо. Особенно приносит расстройства ситуация когда колеса, в результате подобных замен, невозможно установить на машину - они просто не влезают в колесную арку. Шины которые были смонтированы на диск обмену или возврату не подлежат , будьте внимательны!
R , а также Radial – многие ошибочно считают, что буква R означает «радиус», это не так. Это обозначение радиальной конструкции шины (расположение слоев корда, образующего каркас шины, относительно оси вращения колеса). Существует еще два типа шин: диагональные, буква D как правило не ставится ( маркировка вида 175-14, 7.5-16) и диагональные шины с поясом жесткости, такая резина значительно жестче, более тяжелая и отлично подходит для внедорожников в горных условиях маркируется буквой B ( Bias belt ed) . Если не указана ни одна из этих букв, значит шина имеет диагональную конструкцию;
REINFORCED (RF), C или LT – обозначение усиленных шин, резины для коммерческого транспорта и легких грузовиков;
REINFORCED или RF (например 195/70 R 15 RF ) означает, что автошина усилена дополнительными слоями корда (норма слойности 6 PR);
С ( Commercial ) используется для обозначения легкогрузовых шин имеющих норму слойности 8 PR;
LT (Light Truck) маркируются шины поставляемые на рынок США и рекомендованные к использованию на внедорожниках, минивенах и легких грузовиках;
108 T - 108 - индекс нагрузки шины (подробнее об индексе нагрузки). T – категория (индекс) скорости шины (подробнее об индексе скорости). Также маркировка шины может содержать значение MAX.LOAD например MAX.LOAD 1000 kg (2204 lbs).
МАРКИРОВКА АМЕРИКАНСКИХ ШИН.
Метрическая система обозначения типоразмера шин широко распространена территории США («P-metric ») , но имеет некоторые отличия от европейской «Euro-metric ». Например для шин американского производства характерно наличие индекса назначения шины, он имеет буквенное обозначение и проставляется, как правило, перед информации о профиле шины - P 195/65 R 15, существуют следующие индексы назначения шины:
P – сокращенное Passanger, шины для легковых автомобилей;
LT – сокращенное Light Truck , шины для внедорожников, минивенов и легких грузовиков коммерческого назначения;
LTP – сокращенное Light Truck Personal, шины для внедорожников, минивенов и легких грузовиков частного пользования;
T – сокращенное TEMPORARY, шины для временного использования, проще говоря - запаска (докатка);
Так же на территории США действует дюймовая система обозначения типоразмера, применяемая для маркировки внедорожных и грузовых шин. Примером такой системы является маркировка 32/11,5 LTP R15 где:
32 - внешний диаметр шины, измеряется в дюймах;
11,5 - серия (высота профиля) шины, в дюймах;
LTP – индекс назначения шины;
R - тип конструкции шины (радиальная);
15 - внутренний (посадочный) диаметр шины.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА ШИН.
СЕЗОННЫЕ И ПОГОДНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
M+S, M&S – Mud and Snow (грязь и снег), шины разработаны для использования круглый год (всесезонные). П ри отсутствии пиктограмы (рисунка) «снежинка» (горы и снежинка) шины рекомендуется использовать только в летний период , для зимы они не подходят;
All Season, AS - всесезонные шины;
A.G.T. (All Grip Traction) - всесезонные шины;
Any Weather, Aw - для использования в любую погоду;
Winter – зимние шины;
«СНЕЖИНКА» («Горы и снежинка») - шина предназначена для использования в зимний период;
STUDLESS – маркировка зимних, нешипуемых (фрикционных) шин;
STUDDABLE,STUD –маркировка зимних ошипованных или предусматривающих ошиповку шин;
Rain, Water, Aqua,Aquatred, Aquacontact или *зонтик* - дождевые шины.
ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ ШИН, ТИПЕ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ:
HP, H/P (High Performance) - дорожные (шоссейные) шины предназначенные для использования только на асфальтированных дорогах. Хорошие показатели сцепления только на ровных дорожных покрытиях;
UHP (Ultra High Performance) - дорожные (шоссейные) шины повышенной износостойкости и прочности. Только для ровного асфальтированного покрытия;
HT, H/T (Highway Terrain) - шоссейные шины для езды в основном по асфальтированным дорогам. Рисунок протектора позволяет ездить по грунтовым дорогам и бездорожью только в сухую погоду;
A/T (All Terrain) - универсальные, вседорожные шины. Рисунок протектора более агрессивный чем у шин H/T. Предназначены для асфальта, грунтовых дорог, песка, камня, снега, повседневной эксплуатации. Не рекомендованы для езды по глубоким колеям и глине;
M/T (Mud Terrain) - грязевые шины. Рисунок протектора «тракторный». Резина более жесткая чем A/T и не очень подходит для асфальтированных дорог, а так же плохо ведет себя на льду. Предназначены для езды по разбитым дорогам, колеям, глине, заболоченным участкам;
S.A.G. (Super All Grip) - шины повышенной проходимости;
S.L. (Limited Service) - ограниченной использование;
U.G.S. (Undeground Special) - шины для подземной техники;
N . H . S . ( NonHighwayService ) – не для скоростных дорог;
C . M . S . ( Construction Mining Service ) – шины для горно-строительной техники;
H . C . T . (Heavy Constructor Transport ) – шины для тяжелой строительной техники;
L . C . M . (Logging Constructor Mining ) – шины для лесной, строительной, горной техники.
МАРКИРОВКА НАЗНАЧЕНИЯ ШИН
SUV (Sport Utility Vehicles) - шины для спортивных внедорожников и кроссоверов. Как правило маркируются шины для всех полноприводных тяжелых автомобилей (внедорожники, минивены);
ML – (обозначение только у шин легковых автомобилей) шины с защитной закраиной обода диска, для Mercedes-Benz или Audi;
M0 – шины, омологированные (одобренные) для Mercedes-Benz;
N0, N1, N2, N3, N4, N5 – шины, разработанные для автомобилей компании Porsche;
ДРУГИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ МАРКИРОВКИ:
TUBELESS, TL - бескамерная шина, если такой маркировки нет - шина должна устанавливаться с камерой;
TUBE TYPE, TT - шина камерного типа, используется только с камерой;
На сегодняшний день рынок автомобильных шин весьма разнообразен и способен удовлетворить потребности любого клиента и его машины. Покрышки производятся не только для определенных дорожных условий или времени года, но и для классов автомобилей. Обычно вся резина имеет свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр в определенном порядке. Это унифицированная система для всех производителей, маркировка автомобильных шин Кама, Нокиан, Мишлен, Бриджстоун, Континенталь, Данлоп, Пирелли, Йокогама строится по одним принципам. Обозначения и индексы способны поведать о типе, размере, значения допустимой скорости и нагрузки (см. таблицу), и даже назначении определенной шины (например, легковые шины, для suv, зимняя, всесезонная и т.д.). Для каждого водителя полезно знать, что означает маркировка шин автомобиля, расшифровку обозначений, и разбираться в этом достаточно простом коде. Только тогда он сможет подобрать и купить резину, которая действительно подойдет к его авто. Определяющим параметром абсолютно для любых покрышек является, прежде всего, их типоразмер. Попробуем детально разобраться, в чем же дело на простом примере: типоразмер шины 205/55 R16 91V.
Что означает маркировка шин автомобиля
Итак, первое число - 205. Оно обозначает габарит ширины покрышки в миллиметрах. Следующая цифра - 55, это профиль. Данная величина может показаться сначала непонятной - это процентное соотношение высоты профиля к его ширине. В разбираемом примере оно равно 55%. Существует вариант, когда данной цифры в маркировке не будет. Это означает, что «резина» является полнопрофильной и величина соотношения примерно равна 80-82%. В нашем случае покрышки правильно будет назвать низкопрофильными, ведь 55% это достаточно малый процент. Далее в любой записи типоразмера обычно идет английская буква R. Большинство автолюбителей ошибочно полагают, что R в данном случае - это радиус покрышки. На самом деле это не так. Эта буква обозначает тип корда шины. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день практически все производители выпускают покрышки с радиальной конструкцией корда, ошибиться в трактовке R вполне реально. Однако, это совершенно не означает, что корды диагонального типа канули в лету. Иногда на рынке можно встретить бюджетную «резину» с буквой D в маркировке.
Следующее число (16), это так называемый посадочный диаметр шины. Его принято измерять в дюймах (по аналогии с диагоналями экранов телевизора или экранами мультимедийных систем). В нашем примере покрышки предназначены для 16-дюймовых дисков.
Стоит заметить, что эту часть маркировки (205/55 R16) принято называть европейской, однако, на отечественном рынке есть колёса произведенные на свет, например, в США. У американцев принято на вооружение два типа маркировки шин. Первый является практически полным аналогом европейского: Р 185/60 R14, или LT 215/70 R16. Как вы могли заметить, перед названием появилось лишь буквенное обозначение. Оно свидетельствует о типе автомобиля, на котором будут устанавливаться покрышки. Английская буква P - производная от passanger (пассажирский), и подразумевает принадлежность транспортного средства к легковым машинам, а вот LT (Light Truck) - легкий грузовик, например, привычный нам «Газель». Вторая разновидность «шиновых обозначений» выглядит несколько иначе: 32х10,5 R14. Если с последними буквами и цифрами все понятно (корд, посадочный диаметр), то что же обозначают первые? Цифра 32 - это внешний диаметр колеса, как водится, в дюймах, а 10,5 - это его ширина (тоже в дюймах).
Но мы отвлеклись от более привычного нам, европейского варианта. Кроме основной части, в нашем примере были ещё несколько цифр и букв. Число 91 - это индекс нагрузки, который обозначает предельно-допустимую нагрузку, которую способна выдерживать покрышка без появления деформации и микротрещин. Сразу оговоримся, что для легковых машин этот параметр не является настолько же важным, как, например, для грузовых. Обычно покрышки делаются однотипными для всех легковых авто и уже сразу имеют некоторый запас данной характеристики. Совершенно иначе дела обстоят у грузовиков и микроавтобусов. Если по каким-то причинам в паспортных данных этого числа не оказалось, то существует специальная таблица, которая поможет рассчитать индекс нагрузки при известной массе транспортного средства (берется максимум - в нагруженном состоянии). Стоит отметить, что в таблицах подобного рода индекс нагрузки указан с расчетом на 1 колесо. Поэтому полученную величину не забываем поделить на 4.
Дальше идет буква, которая показывает индекс скорости. В приведенном выше примере это V (до 240 кмч). Данный параметр обозначает максимально допустимую скорость машины, при которой гарантируется наилучшее сцепление, износоустойчивость и отсутствие лишнего перегрева. Если водитель превышает данный скоростной «лимит», то это чревато не только потерей необходимых качеств, в особенности сцепления, но и общим разрушением структуры покрышки.
Возможно так же будет присутствовать код XL - это небольшое дополнение к описанию, но его может и не быть. На отечественном рынке XL могут заменять слова Reinforced или Extra Load. Все это указывает на усиленную конструкцию покрышки, которая является более устойчивой к любым внешним воздействиям. Кроме данного кода существуют и другие схожие маркировки. Бескамерную резину обычно снабжают надписью Tubeless, TL или TUI. Камерные шины - ТТ, MIT, Tube Type - все зависит от производителя. Зимние комплекты обычно именуются Winter, M+S или M.S. «Всесезонку» принято называть Tous terrain, All Seasons. Код SUV на резине указывает на принадлежность к внедорожному типу автомобилей и подходит для эксплуатации на сложных дорогах, а универсальные модели именуются R+W или AW.
Что касается большого автотранспорта (грузовики, автобусы), их шины получают индекс С, а также PSI (индекс давления). Если у покрышки есть индикатор износа, его место расположения отмечено буквами TWI. Специальные модели шин, которые способны продолжать движение при проколе называются RF, RFT, ZP, EMT или RunFlat. Покрышки, разработанные для влажной и дождливой погоды, маркируют Rain, Water или латинским словом Aqua. Соответствие продукции стандартам можно проверить по наличию буквы Е в круге (европейские каноны). Если колёса привезли из Америки, то следует поискать глазами код DOT.
Кроме указанных выше кодов, боковые части шин в большинстве случаев снабжаются информационными надписями, которые рассказывают о дополнительных параметрах, функциях и свойствах резины. У многих колёс есть указанное направление вращения (Rotation). Обычно присутствуют соответствующие стрелки. Наружную и внутреннюю часть различают по надписям Outside/Inside. Если шина получила металлический корд, то на ней можно найти фразу Steel. Некоторые модели шин имеют обязательное место расположения. Поэтому их разделяют на левые (left) и правые (right). Предел давления - MAX Pressure показывает, сколько атмосфер выдерживает колесо. Если резину запрещено «шиповать», то на ней есть надпись Studless. Иногда на покрышках можно найти такую надпись, как Traction (сцепление). Это условный коэффициент обычно имеющий значение А, В, С. Самым высоким считается А. Производитель может снабдить свои шины также информацией по износоустойчивости протектора. В таком случае поищите надпись Treadwear или TR. Показатель, чаще всего, от 60 до 620. Чем выше цифра, тем дольше протектор будет держать идеальную форму. Честные фирмы установят на свою резину штампик DA, который обозначает, что шина получила небольшие дефекты на производстве, но они никак не отражаются на эксплуатационных характеристиках.
Кроме всего прочего, существуют также и другие виды маркировки, например, цветовые. Желтая точка или треугольник указывают на самое легкое место шины. Именно сюда необходимо подогнать наиболее тяжелое место диска для балансировки. Красная точка располагается в месте, где происходит неоднородное соединение слоев резины. Желательно совмещать её с белой меткой на диске (наиболее близкое к центру место).
Если вы найдете на своих шинах цветные полоски, то спешим вас огорчить, это ни о чем не говорит. Обычно их используют для упрощенного «ориентирования» по складу. Есть также целый ряд специальных пиктограмм, которые, в большинстве своём, дублируют надписи, маркировки и т. п. Это могут быть небольшие рисуночки «летняя резина», «для мокрой дороги», «зимняя», «экономящие топливо покрышки», «улучшенная конструкция протектора» и т. д.
Существуют и оригинальные методы графической маркировки. Ярким примером являются дорогие шины от финнов из Nokian. Самые навороченные модели покрышек имеют индикатор износа, который показывает цифрами, степень «убитости» резины. Это получается благодаря вдавливанию чисел на разную глубину. Также на подобных колёсах есть «снежинка», которая если не стирается, свидетельствует о возможности эксплуатации шины в зимний период года.
Есть также специальный цифровой код, который расскажет о дате изготовления резины. Это четырёхзначное цифровое обозначение, как правило взятое в овал (пример на фото -1612). Первые две цифры - неделя выпуска, а две другие - год.
Более старые шины имели несколько другую маркировку даты. Это было всего три цифры. Первые, как и сейчас, указывали на неделю, а третья - на год, но возникали некоторые трудности с определением. Например, если это 109, то какой год? 95 или 99? Помочь водителю должны были специальные символы, например, треугольник или кавычки, указывающие на самый последний из возможных (99).
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин