Что такое психология и психотерапия? Формы и методы психологической помощи. Психолог и его функцииЭтика психологаЭтика психодиагностики. Задачи и функции психолога доу Функция психолога - повивальное искусство

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Введение

1. Психотерапевт и психолог – определение понятий и сущности терминов: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик 4

2. Работа психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь 8

3. Особенности организация работы психолога в медицинских учреждениях другого профиля 16

4. Взаимодействие психолога и врача-психотерапевта при проведении психотерапии 18

Заключение

Литература

Введение

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Следует подчеркнуть, что психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т.е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.

Актуальность темы вызвана тем, что зачимость теоретических и, прежде всего, психологических основ психотерапии также обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных методов, достаточно широко использующихся в психотерапевтической практике, но при этом далеко не всегда имеющих соответствующую теоретическую базу.

Цель: изучить особенности психотерапевтической функции психолога как один из видов его профессиональной деятельности

– дать определение понятиям: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик и раскрыть их сущность

– описать профессиональные функции психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь

– раскрыть особенности организация работы психолога в медицинских учреждениях другого профиля

– выявить взаимодействие психолога и врача-психотерапевта при проведении психотерапии

1. Психотерапевт и психотерапия – определение понятий и сущности терминов: психотерапевт, психолог, психиатр, психоаналитик.

Одной из проблем, является вопрос о том, в чем же состоит разница между психологом, психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком и чем отличаются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

Психиатр – это врач (базовое образование – медицинское), который работает с психически больными людьми и людьми, у которых имеются нарушения психики. Психиатр занимается диагностикой, профилактикой, экспертизой и лечением психических заболеваний. Лечение в психиатрии проводится в основном лекарственными препаратами. По существующему законодательству в России назначать лекарственные препараты имеет право только врач (человек с медицинским образованием).

Психоневролог – это врач-психиатр, который специализируется на лечении неврозов и других пограничных состояниях. Этот специалист имеет базовое медицинское образование, прошел интернатуру или ординатуру по психиатрии и специализацию по психоневрологии в медицинском образовательном учреждении.

Невропатолог – врач, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением органических заболеваний нервной системы (опухоли, инсульты, травмы, нарушения кровообращения), то есть тех заболеваний, при которых нарушена физическая структура нервной ткани. Психологические и психические проблемы пациента лежат вне сферы его компетентности.

Психолог – это специалист с базовым психологическим (не медицинским) образованием. Психологи могут заниматься как научной деятельностью (экспериментальным и теоретическим исследованием внимания, восприятия, памяти, мышления, интеллекта человека), так и практической – например, профессиональным отбором, психодиагностикой, разнообразными вариантами тестирования, а также психологическим консультированием и психологической коррекцией (имеется ввиду юридическое значение этих терминов, см. ниже). Чаще психолог работает с людьми без серьезных психических нарушений. Психолог не имеет права назначать лекарственные препараты.

Клинический психолог – это специалист с базовым психологическим (не медицинским) образованием и специализацией по клинической психологии. Он обладает большим опытом, чем обычный психолог, в области работы с людьми, имеющими психические нарушения различной степени тяжести. В основном клинический психолог занимается исследованием психических функций (памяти, мышления, интеллекта, восприятия и т.д.) с помощью разнообразных методов психодиагностики у людей с такими нарушениями, а также психологическим консультированием и психологической коррекцией у этой категории клиентов. Однако, клинический психолог, разумеется, может работать также и с людьми без нарушений психики.

Психотерапевт – это врач (базовое образование – медицинское), прошедший интернатуру или ординатуру по психиатрии и специализацию по психотерапии. Таким образом, по существующему в настоящий момент законодательству, в Российской Федерации называть себя психотерапевтом может только врач-психиатр, получивший специализацию по психотерапии в медицинском образовательном учреждении (медицинском университете или академии) и имеющий сертификат врача-психотерапевта. Соответственно, психотерапией имеет право заниматься только врач-психотерапевт. Врач-психотерапевт имеет право назначать лекарственные препараты, но чаще он занимается нефармакологическим лечением – лечебной беседой.

Психоаналитик – это специалист (психиатр, психоневролог, психолог, клинический психолог, врач-психотерапевт), владеющий методом психоанализа, одного из направлений психотерапии. Обучиться методу психоанализу специалист мог как в медицинском образовательном учреждении (если он является врачом-психиатром), пройдя соответствующую специализацию, так и в государственном или негосударственном гуманитарном образовательном учреждении, которое специализируется на обучении психоанализу.

Самая большая путаница возникает с терминами психологическое консультирование, психологическая коррекция и собственно психотерапия

Есть юридическая и смысловая разница в этих терминах. Вначале попробуем разобраться с разницей в смысловом значении этих слов.

Психологическое консультирование – это предоставление клиенту информации об интересующем его вопросе в психологической сфере, в самых разнообразных ее аспектах – начиная от какой-то конфликтной ситуации в жизни клиента и заканчивая рекомендациями по организации процесса обучения ребенка клиента. Психотерапевт (психолог-консультант) в этом случае выступает как эксперт, который высказывает свое мнение о психологическом состоянии, в котором сейчас находится клиент, о возможных причинах этого состояния и возможных способах изменения этого состояния. Она может проходить в виде 1-5 встреч, либо являться начальным этапом собственно психотерапии. Это в большей степени техническая процедура.

Психологическая коррекция – это приведение к нормативу какой-либо психической функции или психического процесса, формирование адекватных форм поведения. В процессе психокоррекции важное значение приобретает выбор определенной программы обучения, упражнений или игр. Часто целью психологической коррекции является достижение определенного уровня какой-либо психической функции, который можно проверить с помощью тестов или другими психодиагностическими методами. Это в большей мере педагогический процесс.

Собственно психотерапия – это процесс психологического взаимодействия клиента и психотерапевта, исследование переживаний и опыта клиента, результатом которого является личностный рост клиента – расширение зоны его осознанности, открытие в себе новых черт, изменение взгляда на существующие психологические трудности, приобретение нового опыта, новых личностных качеств, что позволяет клиенту решить свои психологические проблемы и достигнуть более комфортного психологического состояния. Это процесс творчества, свободы и постоянного развития.

Конечно, эти термины тесно связаны, и нередко перетекают друг в друга, но все же некоторые отличия существуют. У нас в стране под словом «психотерапия» могут скрываться все три значения. Поэтому когда кто-то произносит «психотерапия» хорошо бы понимать, какое значение этого слова он имеет ввиду.

Разница в юридическом значении этих терминов связана с особенностями российского законодательства в данной сфере, Дело в том, что психотерапия в РФ относится к медицинскому виду деятельности. Это значит, что заниматься психотерапией может только врач-психотерапевт, имеющий соответствующий сертификат. Однако в действительности в процессе получения психологического образования психологи обучаются тем же самым психотерапевтическим методикам, что и врачи-психотерапевты. Но по существующему законодательству называть психотерапией свою деятельность юридически они не могут. В итоге складывается парадоксальная ситуация – специалисты, владеющие одинаковыми методами, называют свою деятельность по-разному. Врачи-психотерапевты называют свою деятельность психотерапией, а практикующие психологи, занимаясь, по сути, тем же самым, уже называют свою деятельность психологическим консультированием или психологической коррекцией. При этом совершенно непонятно иногда бывает, какое смысловое значение вкладывается в предлагаемую услугу. Это нужно каждый раз выяснять у того специалиста, к которому Вы обращаетесь. Конечно, у психологов и психотерапевтов, как правило, существует разница в опыте клинической работы с психически больными людьми, кроме того, психологи не занимаются медикаментозной терапией больных. Однако, несмотря на это, психолог может владеть теми же самыми психотерапевтическими методами, что и врач-психотерапевт. Может ли психолог заниматься психотерапией? Юридически – нет, а по факту (если обратиться к смысловому значению слова) – да. Таким образом, психотерапевтами по смысловому содержанию их деятельности могут называть себя не только врачи, но и психологи, однако юридически, разумеется, психотерапией могут заниматься только врачи-психотерапевты.

2. Работа психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, в психиатрических учреждениях и учреждениях оказывающих психотерапевтическую помощь

Структура психиатрической помощи в Российской Федерации включает в себя амбулаторную сеть, главным звеном которой являются психоневрологические диспансеры, сеть психиатрических стационаров, полустационарные подразделения, а также профильные научно-исследовательские учреждения (НИИ).

Основными направлениями работы психолога являются психодиагностика, психокоррекция и участие в психотерапевтическом процессе.

Диагностическое направление работы психолога определяется задачами и спецификой лечебно-профилактической деятельности психиатрического учреждения.

Одной из важных задач является проведение психодиагностики и дифференциальной клинической диагностики. В общем виде задачи психодиагностической деятельности состоят в участии клинического психолога в установлении многомерного диагноза пациентам, получающим психиатрическую помощь. В реальной ситуации вследствие недостаточного числа клинических психологов углубленное психодиагностическое обследование проводится пациентам при возникновении затруднений в установлении врачебного диагноза. Разработаны схемы, по которым проводится клинический патопсихологический эксперимент. Очевидно, что с развитием и проникновением психологических технологий во все стороны лечебно-диагностического процесса совершенствуются и алгоритмы патопсихологического исследования. Важным требованием к обеспечению качества этой стороны деятельности психолога является его сотрудничество с врачом-психиатром, когда последний ставит перед психологом задачу психологической дифференциальной диагностики. Наиболее частыми вариантами задач, которые ставятся перед психологом, являются вопросы дифференциальной психологической диагностики при непсихотических, личностных, эндогенных шизотипических и депрессивных расстройствах; уточнение роли органического фактора при установлении механизмов возникновения и развития заболевания.

Практический психолог по отношению к организации может занимать две позиции:

  • «Внешняя» – это приходящий психолог, который обычно привлекается для выполнения пакета работ в области бизнес-психологии;
  • «Внутренняя» – это практикующий психолог, работающий в организации непосредственно.

Такое деление разделяет работу и подход к ней, как по содержанию, и по роду деятельности. Обычно «приходящий» психолог в организации, более нейтрален при решении многих задач, однако при этом минусом является тот факт, что он недостаточно хорошо знает компании изнутри, не может моментально вникнуть в ее организационные и управленческие процессы. На это требуется время. Практический психолог же, работающий в штате, хотя и избавлен от этих недостатков, но имеет и свои значительные минусы – постоянная работа в организации делает его членом коллектива, а это, в свою очередь, часто не позволяет объективно взглянуть, дать оценку многим вещам, просто умолчать о чем то, руководствуясь личной выгодой - это значительно снижает эффективность его работы.

Функции психолога в организации

Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.

Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.

Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.

Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

Функции организационного психолога практика можно разделить на три основные группы.

  1. Работа с персоналом:
  2. Психологическое консультирование и психологическая помощь, которую оказывает психолог практик

    • Работа в области организации деятельности компании:
    • Аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;
    • Выявление недостатков в организации рабочих мест;
    • Мониторинг удовлетворенности персонала , повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда .
    • Участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.
  3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие практический психолог:

    • Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;
    • Формирование организационной культуры компании ;
    • Управление конфликтами , участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;
    • Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе , его оздоровление;
    • Культивирование групповой сплоченности в организации ;
    • Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.

Разумеется это неполный список задач, которые приходится решать практическому психологу в организации – мы коснулись только основных. Но даже, если вы и не нашли ту проблему, которая беспокоит вас и мешает нормальному функционированию вашей компании – обращайтесь , мы выслушаем вас и постараемся помочь! Все услуги, оказываемые нами компаниям и организациям, вы можете найти на

Специальному психологу в ходе трудового обучения необходимо корректировать работу педагогов, родителей, а также тщательно наблюдать за самим ребенком, чтобы в случае необходимости вовремя оказать ему квалифицированную помощь. На каждом этапе трудового обучения специальный психолог имеет ряд задач, направленных на повышение эффективности процесса трудового обучения и воспитания.

Первый этап охватывает обучение в 1 -3 классах, когда у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. Психологу необходимо изучить индивидуальные трудовые возможности школьников и сформировать у них готовность к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Для решения этой задачи он может использовать различные диагностические методики: скрытое наблюдение, беседы с родителями, учителями и ребенком. В процессе изучения определяется динамика формирования индивидуальных трудовых способностей и делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской определенного профиля.

Одновременно психолог составляет психологический портрет образовательного пространства: профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой психологической помощи. В школе проводится комплекс диагностических исследований, лекционно-практи-ческие занятия для педагогов, консультации для родителей. Затем психолог составляет психологические портреты учебных групп и подбирает коррекционные программы.

Второй этап - общетехническое трудовое обучение в 4 классе на базе профессиональных учебных мастерских. На этом этапе формируются некоторые новые организационные умения и навыки, связанные с профессиональной мастерской. Так, учащиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования станков, инструментов. Дисциплинарные требования должны быть разумными и не действовать угнетающе. На этом этапе возможно проведение тренингов, упражнений, направленных на выработку и формирование необходимых трудовых умений.

Психолог должен сделать окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося 4 класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.

Третий этап - переход к профессиональному обучению. С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии. Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем учебных упражнений. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения, а также по развитию качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).



На четвертом этапе осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, характерными для работников определенного предприятия (учреждения).

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из практической контрольной и устного экзамена по специальности.

Пятый этап - завершение на первоначальном уровне профессионального образования (9 или 10 классы). Задачей психолога является адаптация учащихся к рабо-

те в производственном коллективе, помощь в овладении установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда.

Психологическое сопровождение включает диагностическую и психокоррекционную работу и консультирование.

Диагностическая работа предполагает углубленную динамическую психодиагностику, т.е. изучение познавательных возможностей, личностных особенностей, внутрисемейных отношений, профессиональных возможностей и возможности адаптации ребенка в социуме.

Психокоррекционная работа проводится в процессе сказ-котерапии в начальной школе и на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию психических функций.

Консультирование охватывает учащихся, родителей, педагогов.

Постоянная работа с учащимися, семьей и педагогическим коллективом, осуществление диспетчерских, воспитательских функций позволяют специальному психологу создавать индивидуальные программы развития, включающие медицинские, педагогические, психологические, профессиональные рекомендации.

Работа с учащимися включает анкетирование (отношение ребенка к школе, личностное самоопределение, выбор профессии), беседы, арттсрапию; работа с семьями и педагогами - анкетирование, консультирование, проведение родительских собраний, посещение учащихся на дому, индивидуальные беседы.

Усилия специального психолога, как видим, направлены на преодоление профессионального разрыва между педагогами и родителями. Их совместная деятельность позволяет создать адекватные условия для трудового обучения ребенка, а в последующем и для его самостоятельной жизни в социуме. Специальный психолог на каждом этапе обучения лиц с ограниченными возможностями обеспечивает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания и обучения, профориентацию с целью последующей социальной интеграции в период взрослой жизни.

Сегодня слово «психолог» у всех на слуху, оно стало даже модным. В то же время роль и функции психолога для многих наших соотечественников остаются тайной «за семью печатями». И это естественно, так как психологи в нашей жизни появились совсем недавно. Кто же такой психолог? Психолог - это специалист, не связанный с медициной, с лечением. Психолог работает со здоровыми людьми. Его задача помочь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Настоящий психолог - это человек, разговаривая с которым, вы никогда не заподозрите его профессию.
Авессалом Подводный

Роль психолога - посредничество

Приходит посетитель к психологу.
- У меня так все плохо, так тошно, жить не хочется....
- Сейчас мы постараемся эту ситуацию исправить. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слушайте меня внимательно и повторяйте: «У меня все хорошо. Я самый счастливый человек. Я себя отлично чувствую»...
Посетитель открывает глаза и говорит:
- Я рад за вас...

Роль психолога заключается не в воспитании (это роль педагога), не в принятии исповеди (это роль священнослужителя) и даже не в эмоциональной поддержке (это роль друга), а в том, чтобы помочь человеку испытывающему трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. Психолог - это, в первую очередь, помощник. Роль помощника, как и суть помощи - это, говоря строгим языком, посредничество. Психолог - это посредник между конкретной психологической проблемой конкретного человека и теорией и практикой решения сходных проблем. Психологическая консультация - это акт посредничества, это совместное действие, это сотворчество. Ведущим в таком сотворчестве является психолог - непосредственный носитель знаний и опыта в сфере психологии. Именно в сотворчестве, в совместном действии, в посредническом акте заключена тайна оказания психологической помощи.

Психика человека, согласно работам Л. С. Выготского, находится одновременно в двух состояниях — застывшем и подвижном. Образно выражаясь, что-то в ней уже оформилось, устоялось, отвердело. А другая часть, напротив, только еще ищет свою форму отливки, еще «течет и меняется». Устоявшееся состояние называется актуальным, подвижное состояние представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих психических процессов. Эта зона характеризуется содержанием таких задач, которые человек самостоятельно еще не может решить, но может решить с помощью психолога (в совместной деятельности). В результате такой совместной деятельности человек в дальнейшем способен самостоятельно решать аналогичные задачи.

Функция психолога - повивальное искусство

У мудреца спросили, что на свете самое трудное? - «Познать самого себя». Что самое легкое? - «Советовать другому»

Основное свойство зоны ближайшего развития - совместная деятельность, ее «диалогичность»: посетитель и психолог включены в процесс сотрудничества, который предполагает совместное решение возникшей проблемы. Таким образом, проблема решается в ситуации сотрудничества, в процессе диалога. Одним из методов ведения такого диалога является майевтика. Майевтика - метод Сократа (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство) позволяющий, с помощью искусных наводящих вопросов, извлекать скрытое в человеке знание. За таким диалогом всегда стоит серьезная цель — добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. Такое потрясение является квинтэссенцией работы психолога, поворотной точкой, началом решения возникшей проблемы. Человек счастлив тогда, когда его психика упорядочена и добродетельна. Если кто-то испытывает жизненные трудности, то это значит, что он просто не знает того, как следует поступать правильно. Точно так же, нельзя и любить по-настоящему, не осознавая, что же такое любовь и что должно выступать истинным мотивом влечения.

В работе психолога функция «выдачи советов» не предусмотрена. Ее не должно быть ни в коем случае. Главная цель работы психолога - помочь посетителю научиться принимать решения самостоятельно. Главное для психолога - объективно выслушать рассказ посетителя, помочь ему, с помощью вопросов, увидеть и другие всевозможные стороны решаемой проблемы. Далее - необходимо помочь посетителю разобраться в причинах, которые породили обсуждаемую проблему, и затем - выявить те закономерности, которые дадут возможность посетителю взглянуть на себя по-новому, что и поможет ему справиться с возникшими затруднениями. Совместная деятельность с психологом, в процессе консультации, дает посетителю начальный импульс для самостоятельной работы по преодолению возникших затруднений.

Психодиагностика - ключ к психологическому портрету личности

На вечеринке девочка лет шести подходит ко всем гостям с листком бумаги, на котором нарисована какая-то каляка-маляка:
- Что это такое?
Первый гость:
- Ну, это, наверное, лошадка, да? Вот грива, вот хвостик.
К следующему:
- Что это такое?
Второй гость:
- Это цветочек. Вот лепесточки, а вот и стебелек, да?
Тот же вопрос третьему.
- Да это же бабочка. Ах, какая красивая. Только вот у нее одно крылышко немножко кривое получилось...
Девочка всех обошла, потом поворачивается и громко:
- Да нет же. Это - тест Роршаха!

Психодиагностика — отрасль психологии, позволяющая оценить и измерить индивидуально-психологические особенности личности. Главная цель современной психодиагностики - определение того, как эффективнее всего использовать грани человеческого характера. В каждом человеке обнаруживается сложнейшее переплетение множества черт характера, врожденных и приобретенных способностей. Построение психологического портрета личности является одним из самых важных и самых сложных вопросов в работе психолога. От его успешного решения зависит качество психологического консультирования.

В результате проведенной психодиагностики составляется психологический портрет личности, включающий следующие показатели:

Тип темперамента;
- характер;
- основные способности;
- направленность личности;
- интеллектуальный потенциал;
- уровень эмоциональности;
- уровень волевых качеств;
- умение общаться;
- уровень самооценки;
- уровень самоконтроля;
- способность к построению отношений.

Психодиагностика позволяет определить слабые и сильные стороны характера человека. Знание слабых и сильных сторон характера человека совершенно необходимо как для работы психолога, так и для самого человека. Сильные стороны характера дают возможность человеку уверенно стоять на ногах, принимать такой жизнь, как она есть, на инстинктивном, интуитивном, уровне. Знание слабых сторон характера дает возможность избежать неоправданных шагов, осложнений на работе и в семье, при построении отношений и воспитании детей. В то же время слабые стороны характера служат стимулом для развития человека. «Слабые» черты характера - это точки роста.

Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни. Обязанность психолога - помочь ему в этом. Но помощь не может инициироваться «помощником», а только «носителем потребности» о необходимой помощи. Ответ не может быть раньше вопроса.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
Сократ

Задачи и функции дошкольного практического психолога.

Для того, чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно – психологических знаний, в системе образования создана и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании ВУЗа по специальности «Психология» или диплом спецфакультета по специальности «Практический психолог в системе образования» (как правило, уже на базе высшего образования).

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимальное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру от высших органов управления (Мин. Обр. РФ), до низших ее звеньев (конкретное образовательное учреждение). На уровне министерства создан специальный отдел ведающий работой психологической службы. Этот отдел занимается кадровым, программным, методическим и другим обеспечением психологической службы в общегосударственном масштабе.

Органами управления психологической службой на месте являются научно – методические центры психологической службы, создаваемые в республиках, краях, областях, крупных городах, районов этих городов. Данные центры обеспечивают научно – методическое руководство психологической службой в масштабах региона, они занимаются сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также проверкой деятельности и повышением квалификации практических психологов на местах.

Государственные региональные органы управления психологической службой сами непосредственно работой с детьми не занимаются, а работают лишь с практическими психологами дошкольных и других образовательных учреждений.

Нижестоящие подразделения психологической службы занимаются уже непосредственно работой с детьми и взрослыми, включенными в образовательную систему (учителя, родители, воспитатели). Это различные государственные и негосударственные психологические центры практической психологии, работающие в образовательных учреждениях (детский сад, школа, лицей, ВУЗ и т.д.), частнопрактикующие психологи.

Психолог в ДОУ – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен ориентироваться и в психологии взрослых, так как ребенок в ДОУ постоянно взаимодействует со взрослыми людьми.

Основные функции психолога в ДОУ – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В настоящее время сложилось 4 основных направления в работе практического психолога (задачи): психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

1. Психодиагностика имеет два аспекта – теоретическая и практическая.

Теоретическая – наука, изучающая методические вопросы измерения индивидуальных психологических особенностей детей, возрастных норм развития, построения и разработки психодиагностических методов и процедур.

Практическая – включает разработку и применение методов диагностики, способы обработки и интерпретации данных.

Основное отличие психодиагностики от общей и возрастной психологии в том, что общая и возрастная психология раскрывает общие закономерности психических явлений и возрастные особенности общих закономерностей, т.е. типичные для какой-либо группы людей психические проявления. Диагностика же ставит цель – раскрыть индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей какой-либо группы, т. е. различия в психических проявлениях. Индивидуальные данные соотносятся с возрастной нормой.

Методы психодиагностики:

1) Тест (англ. испытание, проба, задание) – задание, выполнение которого свидетельствует об уровне развития какого-либо качества.

2) Наблюдение – иногда основной метод.

3) Беседа – очень часто стандартизированная, очень похожа на тест и опросник.

4) Анкетирование.

5) Анализ результатов деятельности (рисунок).

6) Эксперимент (редко, используется обучающийся).

На основе психодиагностики осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход обучения и воспитания ребенка, вырабатываются рекомендации для воспитателей и родителей.

2. Психологическое консультирование включает в себя следующие виды работ:

1) Выработку и точную формулировку психолого – педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психологического обследования, при чем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практического применения.

2) Ведение консультативных бесед с теми, кто нуждается в психологической консультации. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми необходимых им психолого – педагогических советов.

3) Психологическое просвещение персонала ДОУ и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общение детей разного возраста между собой и т. д. Психологическое просвещение не может ограничиться передачей общих сведений из детской психологии оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификаций педагогического персонала, индивидуального стиля работы каждого педагога, национальностей, традиций, контингента родителей и детей и т. п.

3. Психопрофилактика – связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступления нежелательных психологических последствий в развитии ребенка (ЗПР), появления нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели служит и психологическая подготовка (просвещение и консультирование) воспитателей и родителей, в ходе которых обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

4. Психическая коррекция предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения.

Психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально – психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами в технике гипнотического внушения, быть способным оказать внушающее воздействие на клиента.

Психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетентности медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Начиная работу в ДОУ, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения (и даже педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывая психологу функции психиатра, психотерапевта, порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому нужно объяснить, что детский практический психолог работает с «психологической нормой», обеспечивает это нормальное развитие, предотвращает и, насколько возможно, исправляет возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих ребенка взрослых.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»