Что такое «слепая» зона автомобиля? Куда смотреть, чтобы не влететь. Разбираемся с "мертвыми зонами" на различных автомобилях

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Давайте представим ситуацию: нас обгоняет автомобиль, двигающийся по соседей полосе, и не играет никакой роли - справа он или слева. Сначала мы его прекрасно видим в зеркале заднего вида на лобовом стекле, а после того, как он начал маневр перестроения - в боковом зеркале. Однако уже в процессе обгона этот автомобиль исчезает из нашего поля зрения и, подобно вампиру, перестает отражаться абсолютно во всех ваших зеркалах. Именно этот радиус, в котором автомобиль, обгоняющий вас, превращается в фантом, и называется «мертвой зоной».

Однако не стоит думать, что понятие «мертвой зоны» обусловлено лишь ситуацией обгона. На самом деле такие зоны могут возникать вследствие затрудненного обзора из-за деревьев, домов, других транспортных средств, особенностей рельефа и даже конструкционных особенностей транспортного средства.

Мертвую зону многие эксперты называют основной причиной ДТП

Любой мало-мальски грамотный водитель знает, что собой представляет «мертвая зона». А вот новички не имеют никакого представления об этой опасности, хотя наступает момент, когда им приходится столкнуться с ней. Сухая статистика свидетельствует о том, что мертвая зона довольно часто становится причиной ДТП.

Европейская Комиссия и представители Междуна¬родного союза автомобильного транспорта (IRU) провели уникальное исследование, в ходе которого выяснилось, что около 75%! дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых транспортных средств случаются именно из-за печально известных мертвых зон, возникающих на дорогах, словно черные дыры.

Как бы водители не старались смазать всю остроту самого понятия, называя мертвую зону слепой зоной, суть дела от этого не меняется, а тем более не умаляется ее опасность. Практически у всех водителей есть собственные рецепты того, как избегать попадания в «мертвую зону» и держать ситуацию на дороге под контролем. Увы, но ни один из существующих рецептов не может гарантировать безопасность на все сто процентов. Однако есть универсальные рекомендации, которые помогут выйти живым из любой «мертвой зоны» как новичку, так и опытному водителю.

Как правильно перестроить автомобиль в мертвой зоне?

Стандартная аварийная ситуации ситуация, связанная со слепой зоной, заключается в следующем: вы не видите автомобиля, находящегося в «мертвой зоне» и идущего на обгон. И пытаетесь сами совершить обгон, тем самым подрезая «автомобиль-невидимку». Хорошо, если водитель обгоняющего вас автомобиля успеет отреагировать и трезво оценить ситуацию.

Чаще всего инстинктивное желание в этом случае - попытка уйти от столкновения на встречку. И даже если не случится ничего страшного, то виноватым в ДТП будет именно тот автомобиль, который оказался на встречной полосе. Госавтоинспекторов не будет интересовать, что вы пытались избежать попадания в ДТП - в этом случае блюстителей правопорядка заботит лишь факт состоявшегося происшествия.


Главное - держать ситуацию под контролем

Так как же вести себя в «мертвой зоне», чтобы не только избежать аварийной ситуации, но и уйти от долгих объяснений с гаишниками?

Никто вас не просит вообще отказаться от перестроений. Нужно всего лишь раз оглянуться в ту сторону, где может возникнуть «мертвая зона», и убедиться, что в стороне вашего маневра нет никаких препятствий. Достаточно будет очень короткого поворота головы и взгляда, который не превышает по продолжительности полсекунды. Дольше лучше не оглядываться, потому как вы можете потерять контроль над ситуацией, которая складывается прямо перед вами.

Как избежать мертвой зоны на практике

Технологии не стоят на месте, потому сегодня без особых трудностей можно заказать такие зеркала, которые дают возможность обозревать практически все пространство вокруг своего автомобиля. Однако даже если у вас имеются такие зеркала, не стоит пренебрегать дополнительными мерами предосторожности.


Мертвая зона часто становитяс причиной трагедий

К примеру, вам не помогут никакие волшебные зеркала в борьбе против мертвой зоны, существующей сзади автомобиля. За то время, пока водитель сел за руль и начал движение, ситуация сзади может поменяться - позади оказался ребенок или случайный пешеход. В этом случае не нужно лениться и лучше еще раз убедиться, что за автомобилем никого нет.

Автомобильное зазеркалье: настраиваем зеркала правильно

Сразу стоит оговорить один момент - даже правильно настроенные зеркала не могут служить стопроцентной гарантией безопасности, но все же это великолепная заявка на то, чтобы остаться в клубе автомобилистов без аварий. Несмотря на новейшие научные исследования, которые позволяют автомобильным зеркалам быть максимально эффективными, они в состоянии обеспечить угол обзора, не превышающий 14°. Можно, конечно, установить специальные сферические зеркала, но все дело в том, что они в значительной степени искажают перспективу, что может также привести к неверной трактовке возникшей аварийной ситуации.

  • Придерживайтесь плавного стиля езды и попытайтесь отказаться от резких телодвижений. Всегда нужно оставаться предсказуемым для других участников движения и уметь соблюдать ту скорость, с которой двигается общий поток транспорта.
  • Возможно, это не всем по душе, но езда с приоткрытым стеклом может быть полезной с той позиции, что так водитель лучше слышит то, что происходит снаружи. Это даст возможность быть всегда готовым к неожиданностям.

На оценку дорожной ситуации больше всего влияет обзор. Необходимо видеть дорожную ситуацию, а также анализировать, насколько хорошо ваш автомобиль виден другим участникам дорожного движения .

Обзор может быть затруднен другими автомобилями (особенно крупными), деревьями, домами, рельефом местности и конструктивными особенностями автомобиля («мертвые зоны»).

В таблице приведены наиболее часто встречающие случаи ограниченной видимости.

Номер Картинка Описание
1 Начну с самой распространенной ситуации – «мертвой зоны» (если данное явление непонятно - посмотрите этот ). Многие знают про нее, и у каждого свои способы для ее проверки при перестроениях. Чаще всего ставят дополнительные зеркала или панорамное зеркало заднего вида. Я проверяю эту зону быстрым кивком головы вправо при перестроении (делаю это не всегда, более подробно читайте в статье «Маневрирование »). Левую зону я практически никогда не проверяю, т.к. стараюсь ее всегда контролировать через зеркала заднего вида. Например, сзади ехала машина, которая вдруг исчезла из зеркал, в таком случае, она либо справа, либо слева и если учитывать, что движение у нас правостороннее, вправо посмотреть проще: если ее там нет - она слева.
2 Вы подъезжаете к остановке общественного транспорта, на которой стоит автобус, троллейбус или трамвай. Далеко не все пешеходы знают, что переходить дорогу нужно сзади от автобуса (). И не забывайте про трамваи, необходимо остановиться и пропустить людей на их остановках.
Аналогичная ситуация возникает, когда на обочине или правой полосе стоит фура, спереди от нее могут выбежать пешеходы. Проанализировать ситуацию в данном случае поможет взгляд под бампер стоящего автомобиля. И если там видны ноги, понятно, что там кто-то притаился.
3 На дороге с двумя и более полосами стоит машина, пропускающая пешеходов, которые нам не видны ().

Следующий случай встречается реже, но также возможен.
В обоих случаях водитель синего автомобиля может не видеть пешехода.

4 У торгового центра много припаркованных автомобилей. Здесь может быть опасность открытия левых дверей () или движение припаркованных автомобилей задним ходом. Особенно нужно быть осторожным, если видите внутри припаркованных автомобилей водителя. И быть очень внимательным, если глушитель этого автомобиля дымит и передние колеса повернуты. Автомобиль может внезапно начать движение прямо, повернуть налево или развернуться. Также нужно быть более внимательным рядом со школами, стадионами, рынками и в любых подобных местах.
5 При движении не следует близко приближаться к другому автомобилю, особенно к крупногабаритному.
В этом случае слишком короткая дистанция ухудшает обзор. На втором рисунке видимость намного лучше.

К тому же, слишком короткая дистанция опасна по причине возможного резкого торможения впереди идущего автомобиля или ситуации, когда впереди идущий автомобиль делает маневр, к которому вы можете быть не готовы.
Например, впереди стоит машина с аварийкой. Водитель автомобиля, за которым вы двигаетесь, готов к объезду и для него это не будет неожиданным, в отличие от вас, поэтому успеть среагировать будет очень сложно.
6 При многополосном движении большие автомобили не дают возможности полного обзора ситуации. В данном примере возможно столкновение, т.к. водители синего и красного автомобилей не видят друг друга.
Избежать такой ситуации поможет полный автоматизм контроля за всеми участниками дорожного движения. В расмотренном случае водитель синего автомобиля должен перед опережением автобуса оценить ситуацию.
Для этого необходимо проанализировать месторасположение и скорость всех участников (здесь важным является разница скоростей синего, черного автомобиля и автобуса).
И если маневр возможен, планировать перестроение после опережения автобуса сразу после красного автомобиля.
7 Если загорелся зеленый сигнал светофора, а автомобиль впереди вас не трогается с места, не нужно объезжать его на высокой скорости. Скорее всего есть причина, по которой он это не делает. За ним может быть пешеход или другая опасность.
Подобным образом нужно относиться к автомобилю, остановившемуся на проезжей части. Во-первых, ситуация может быть аналогична случаю с пешеходом на светофоре. Во-вторых, если у него техническая неисправность (включена «аварийка» и/или выставлен знак аварийной остановки), водитель может не обращать внимания на проезжающие вблизи автомобили.
Во всех этих случаях лучше притормозить и быть особенно внимательным.
8 При движении за крупногабаритным транспортом (автобус, фура и т.д.) не перестраивайтесь «вслепую». В этом случае перестроение опасно, т.к. ситуация впереди не видна (аналогично ситуации 5 по обгону), сначала нужно увеличить дистанцию.

На перекрестках помните, что проезжающие автомобили также могут создать «невидимые» зоны. Основные примеры приведены на рисунках.

Номер Картинка Описание
1 На перекрестке стоят машины, но одна полоса свободна. Вы знаете, что сейчас загорится зеленый сигнал, и начинаете ускорение в этой полосе. Если перекресток большой и просматривается плохо, может быть серьезная опасность, что в этот момент на мигающий зеленый или желтый в этом месте будут заканчивать свои маневры другие автомобили.
2 При обгоне может возникнуть ситуация, когда водитель начал маневр в полной уверенности в его безопасности, хотя одновременно с ним с пересекающей дороги выехал другой автомобиль, водитель которого думал, что успевает проехать перед машиной, которую вы обгоняете и ваш автомобиль не видел. Похожая ситуация возможна и на дороге с многополосным движением. Обратите внимание на второй рисунок ().
Данные ситуации очень сложно прогнозируется и могут привести к самым тяжелым последствиям. Они осложнены тем, что водители и синего и красного автомобилей не видят друг друга.
Чтобы такого не происходило, водителю синего автомобиля необходимо быть особенно внимательным при обгоне или опережении перед любым перекрестком, даже если он находится на главной дороге. Будет лучше произвести маневр сразу после перекрестка.
Водителю красного автомобиля лучше воздержаться от выезда, даже если крупногабаритный автомобиль движется крайне медленно, но нет уверенности, что в «слепой зоне» нет синего автомобиля.
3 Дома, большие автомобили, деревья и кусты создают «зоны невидимости» при подъезду к перекрестку. В данном случае необходимо снизить скорость непосредственно перед пересечением дороги и быть особенно внимательным.
Исходя из рисунка, лучше при подъезде к данному перекрестку сместить автомобиль вправо, обзор для вас будет лучше. Другие водители также смогут заметить вас раньше. Если на перекрестке затруднена видимость справа, то лучше держаться левее.
Особенно нужно быть внимательным при выезде по узкой дороге (например, при выезде из двора). В данном случае, чтобы все увидеть, капот машины будет выдвинут вперед на проезжую часть, что может создать сложную ситуацию на дороге.
4 При повороте налево не нужно выворачивать руль влево, особенно если сзади никто не поворачивает. В случае удара ваш автомобиль может вынести на полосу встречного движения (это касается не только перекрестков, но и разворотов).
Однако при повороте налево большого количества встречных машин, сложно увидеть ситуацию в других полосах. В этом случае, два варианта действий: либо подождать, пока загорится красный, и закончить маневр, либо под небольшим углом осторожно выехать вперед (колеса прямо). Если впереди близко нет приближающихся машин (при данной позиции хороший обзор, причем все видно только через лобовое стекло), резко нажать газ, повернуть руль и проехать с

В этих случаях возможны различные опасности. Например, можно ожидать, что кто-то из водителей, не включив сигнал поворота или не посмотрев в зеркало заднего вида (первый рисунок), захочет перестроиться в вашу (свободную) полосу.

Но самая распространенная проблема в том, что эти автомобили могут затруднить вам и другим участникам дорожного движения обзор. Достаточно часто встречается ситуация изображенная на втором рисунке. Также следует помнить, что некоторые водители и пешеходы порой не соблюдают ПДД (примеры с третьего по шестой сделаны таким образом). Но в случае ДТП для вас это будет слабым утешением.

Поэтому, когда едете в свободном ряду, не набирайте высокую скорость по отношению к автомобилям, находящимся в соседних рядах.

Самым главным из всех перечисленных примеров следует то, что все действия за рулем необходимо осуществлять только при условии полного контроля ситуации. Крайне рискованно осуществлять подобные маневры, надеясь на то, что такое бывает только на вышерассмотренных примерах.

Не забывайте также, что другие водители могут не знать данных примеров, поэтому думайте за них. Например, если вы всегда проверяете «мертвую зону» - это не значит, что все другие водители это делают. Исходя из этого, проводите максимально короткое время в этой зоне у других машин, никогда не ездите там долго. Лично я всегда проезжаю этот участок с ускорением. То же самое применимо к другим перечисленным выше ситуациям.

И в заключении, когда едете на подъем или закрытый поворот, вы еще не знаете, что за ним. Там может быть авария, обгон, конец дороги, . Поэтому необходимо снизить скорость и принять несколько вправо (на подъеме), чтобы быть готовым к любой ситуации (). Кому интересно, могут ознакомиться с исследованием психологов по этому поводу.

Слепой зоной автомобиля называют пространство вокруг транспортного средства, которое недоступно взгляду водителя, когда он находится на своем месте. При этом слепые зоны могут быть не только сзади и сбоку авто, но и впереди него. Это очень опасное пространство, так как автомобиль, который едет сзади, может быть невиден в то время, когда он будет обгонять вашу машину.

Определение слепой зоны авто

Эти места каждый автомобилист должен знать хорошо. Определить мертвую зону довольно просто. Для этого следует занять кресло водителя и попросить другого человека, чтобы он обошел транспортное средство по кругу. При этом нужно внимательно смотреть в зеркала заднего вида. В определенный момент участник эксперимента исчезнет из виду. Это и будет слепая зона вашей машины.

Избавляемся от зон с ограниченной видимостью

Специалисты крайне не рекомендуют стопроцентно полагаться на ту картинку, которую дает зеркало заднего вида. Опытные автомобилисты зачастую меняют стандартные зеркала на сферические, способные увеличить обзорность. При этом мертвая зона транспортного средства становится гораздо меньше. Однако у этого приспособления имеется существенный недостаток, а именно искажение реального расстояния до другого объекта.

Сейчас некоторые модели авто оборудуют парктрониками, которые частично решают проблему со слепыми зонами. Тем не менее, полностью избавить от мертвых зон они не в силах. Все дело в том, что парктроник и не всегда видят небольшие предметы. Поэтому, при движении назад, можно наткнуться, к примеру, на арматуру и испортить лакокрасочное покрытие кузова.

Более совершенным устройством является камера заднего вида , которую специалисты называют наиболее эффективным решением проблемы мертвых зон. Однако, это утверждение верно лишь в том случае, если речь идет о движении назад.

Боковые слепые зоны, так и останутся недоступными. Иногда на зеркалах заднего вида можно увидеть специальные датчики, которые подают сигнал автомобилисту в том случае, если другая машина попала в зону с ограниченной видимостью.

Мертвая зона - причина аварий!

По данным экспертов, зоны с ограниченной видимостью являются одной из наиболее частых причин возникновения ДТП. Опытные водители всеми силами пытаются бороться с ними и ведут себя более осторожно. А вот новички зачастую игнорируют слепые зоны, что приводит к неприятностям на дороге.

Нередко, когда из мертвой зоны резко выходит другое транспортное средство, водитель, пытаясь избежать столкновения, просто выруливает на другую полосу, что приводит к столкновению с ТС, идущими на встречу.

Стоит отметить, что зона ограниченной видимости может появиться не только при обгоне. Она образуется от деревьев, домов и других объектов, затрудняющих обзор. Помимо этого, зачастую мертвая зона появляется , когда на дороге оказывается транспортное средство с необычной конструкцией.

Перед тем, как отправиться в путь, необходимо тщательно настроить зеркала заднего вида. Линия горизонта должна располагаться в них строго посередине. Водитель должен частично видеть боковую часть ТС и саму дорогу. Таким образом, автомобилисту будет проще определить реальное расстояние до приближающегося объекта.

Слепая зона автомобиля — это то пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Такая зона есть сзади, сбоку и, даже перед автомобилем. Бывает так, что проезжающий мимо автомобиль уже не видно в зеркале заднего вида, но и с боку его тоже не видно. Инструкторы по вождению расскажут нам, как можно максимально застраховаться от попадания в мертвую зону.

Как обнаружить мертвую зону?

Обнаружить мертвую зону вашего автомобиля совсем не трудно.

Сев за руль автомобиля, обратитесь к помощнику и попросите его медленно пройти вокруг машины, и в какой - то момент вы потеряете его из виду.

Вот вы и обнаружили мертвую зону вашего автомобиля. Также, вы можете обнаружить мертвую зону, находясь в пробке, но при условии, что ваш ряд стоит, а другие едут. Просто посмотрите в зеркала заднего вида и, обнаружите, как какой-нибудь автомобиль исчезнет из вашего вида. Так вы будете знать местоположение слепых зон вашего автомобиля.

Как избавиться от зоны ограниченной видимости?

Всем известно, что полностью полагаться на изображение, увиденное в штатном зеркале заднего вида нельзя. Некоторые водители меняют обычные зеркала на сферические, которые увеличивают зону видимости на более дальнее расстояние, тем самым вытесняя мертвую зону. Но такое зеркало может искажать реальное расстояние до объекта.

Частично избавить от проблемы обзора при движении задним ходом может парктроник , но, по принципу своей работы, он может не увидеть небольшой предмет, например, арматуру.

По словам инструкторов по вождению , самым эффективным способом избавления от наличия мертвой зоны при движении задним ходом, станет наличие в автомобиле камеры заднего вида. Но она не спасет от боковых мертвых зон. Техническим средством для контроля за мертвыми зонами является установка датчиков на зеркалах заднего вида. При попадании в зону действия такого датчика, автомобиля , находящегося в зоне ограниченной видимости, специальный сигнализатор оповещает об этом водителя. При перестроении в другой ряд сначала взгляните в зеркала заднего вида, а потом поверните голову до уровня плеча и посмотрите, нет ли в слепой зоне другого транспортного средства.

Чем опасны мертвые зоны?

Мертвые зоны являются самой распространенной причиной, по которой происходят аварии на дорогах. Если опытный водитель знает о существовании таких зон, остерегается их появления, то молодой и неопытный водитель, неожиданно попав в такую зону, может неправильно повести себя. Чаще всего, пытаясь уйти от внезапно появившегося автомобиля, водитель выезжает на встречную полосу, провоцируя столкновение. Конечно, так делать нельзя, так как, выехав на встречную полосу, именно вы будете виновником ДТП . Мертвые зоны возникают не только при обгоне. Причиной возникновения могут стать деревья, затрудняющие обзор, дома или другие транспортные средства с особой конструкцией.

Полностью избавиться от мертвых зон нельзя, но можно уменьшить их опасность, настроив правильно автомобильные зеркала.

Для этого нужно линию горизонта разместить строго по центру зеркала, расположенному сбоку. Затем настроить их так, чтобы в зеркалах немного отражался борт автомобиля, а остальная часть отражала дорогу. Это необходимо для того, чтобы можно было определить расстояние до других участников движения.

Видеоматериал о мертвой зоне:

Отличной вам видимости на дороге!

В статье использовано изображение с сайта rscars.ru

Обзор на дороге – одно из условий безопасного вождения. И его обязательно должны учитывать все автомобилисты на дорогах. Ведь «мертвые» зоны и недостаточно хороший обзор часто приводят к ДТП.

«Мертвые» зоны приводят к тому, что водитель теряется в экстремальной ситуации, например, когда вдруг из-за его машины появляется другая, которую не было видно раньше. В итоге и происходит авария.

Как обнаружить «мертвую» зону

Перед тем как искать варианты избавления от «мертвой» зоны, нужно сначала определить, где она в вашем авто и насколько она большая. Сделать это можно разными способами.

Например, вы можете попросить друга или родственника обойти вашу машину на стоянке по кругу. Сами в этот момент вы должны находиться в авто. Внимательно смотрите по всем зеркалам, чтобы не пропустить тот момент, когда обходящий по кругу человек исчезнет из поля зрения.

Еще один вариант определения «мертвой» зоны – провести исследование в пробке. Когда все вокруг вас двигаются, внимательно наблюдайте, в какой момент вы перестанете их видеть по зеркалам и когда они появятся в поле видимости вновь.

Такой способ исполним только в том случае, если вы стоите, а соседние два ряда потихоньку двигаются.

Как устранить «мертвую» зону

«Мертвая» зона поддается корректировке. Так, например, многие водители меняют зеркало заднего вида н асферическое, которое существенно увеличивает зону видимости. Однако стоит учитывать, что такая оптика несколько искажает расстояние до объекта, поэтому не стоит тормозиь слишком резко, думая, что следующий за вами автомобиль еще успеет среагировать. Он может оказаться гораздо ближе, чем это кажется.

Что касается современных средств, на помощь часто приходят . Они замечают приближение опасности на достаточном для маневра расстоянии. Однако стоит понимать, что мелкие детали, например, торчащую из земли арматуру парктроники не увидят.

Избавлению от «мертвых» зон сзади поспособствует применение камеры заднего вида. Она снимает все вокруг, и риск во что-то врезаться минимален. Но есть и нюанс. Такая камера не освобождает вас от боковых «мертвых» зон.

Боковые зеркала лучше дополнить специальными датчиками, предназначенными для контроля. Как только в зону действия такого прибора попадет препятствие, об этом известит водителя.

Если же нет денег на установку технических новинок, можно воспользоваться старинным дедовским методом – выставлением зеркал заднего вида по нужному уровню. Для этого разместите линию горизонта по центру бокового зеркала. После начинайте настраивать его так, чтобы немного отражался кончик борта автомобиля, а большая часть показывала вам дорогу. Такой метод помогает адекватно оценивать расстояние до других участников движения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»