ESP: что это такое и зачем оно нужно в автомобиле? Принцип работы системы динамической стабилизации (ESP) Что такое эсп в машине

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Управление автомобилем является непростой задачей, как может показаться на первый взгляд. С водителем может случиться такая ситуация, при которой автотранспорт может повести себя самым неожиданным образом. Особенно это может произойти в зимний период, когда сильно заметена снегом дорога.

Передвижения в таких ситуациях может привести к неминуемым заносам, в результате автомобиль становится неконтролируемым и маневрировать в таких условиях становится крайне сложно. При таких обстоятельствах водителям может помочь использование электроники. Устранить неконтролируемое поведение транспорта на дороге возможно с ESP.

Предназначение ESP

Сокращённая аббревиатура ESP - обозначает электронную систему динамичной стабилизации автомашины (Electronic Stability Program). Также известна под иным названием - система курсовой устойчивости (далее СКУ). Буквенная комбинация в сокращённом обозначении может быть другой, зависящая от производителя: DSTC, DSC, ESC и др.

Наличие на автомобиле электронной стабилизации предотвращает возникновению аварийных обстоятельств таких, как боковое движение, занос автомобиля. Это происходит благодаря контролю поперечной динамики транспорта. Электроника системы курсовой устойчивости способна поддерживать направленную устойчивость автомобиля. Во время маневрирования ESP выравнивает положение автомобиля, это ощущается при управлении машины на высокой скорости.

Устройство СКУ

Курсовая устойчивость - это высокоуровневая активная безопасность, которая состоит из:

  • системы предотвращающей блокировку колёс при торможении (ABS);
  • распределительной системы тормозных усилий (EBD);
  • электронного блокирования дифференциала (EDS);
  • противобуксовочной системы (ASR).

Под управлением системы курсовой устойчивости находятся входные измерительные средства, управляющий блок и гидроблок в качестве исполняющего механизма.

Для преобразования некоторых характеристик автомобиля в электрические сигналы используют входные измерители. С их помощью анализируется поведение водителя и движущие характеристики транспорта.

Для оценивающего поведения шофера, применяются измерители угла рулевого поворота, тормозной системы, стоп-сигнального выключателя. Также анализируются продольно-поперечное ускорение, частота вращения колёс и угловая скорость машины.

Управляющий блок системы курсовой устойчивости получает параметры от измерительных приборов и создаёт управляющее действие на исполняющий механизм, подчинённый системе активной безопасности:

  • клапанные механизмы ABS;
  • электромагнитный клапанный механизм ASR;
  • индикаторы контрольных ламп ESP, ABS, системы тормоза.

Управляющий блок ESP имеет связь с другими системными блоками управления: двигателем и АКПП. Кроме принятия от их систем параметрических сигналов, ESP имеет возможность контролировать и воздействовать на эти системы. Для работы системы курсовой устойчивости применяется гидроблок системы ABS/ASR и его составная часть.

Принцип работы СКУ

Наступление автомобильной аварии определяется в сравнительных действиях поведения водителя и желаемых характеристик движения автомобиля. Если действия расходятся с фактическими параметрами движения автомобиля, ESP определяет как «неуправляемое состояние» и подключается к работе.

Уравнивание движения транспорта при помощи СКУ можно добиться некоторыми методами:

  • с торможением некоторых колёс;
  • изменение вращения мотора;
  • изменение углового поворота управляемых колёс (при использовании активной системы рулевого управления);
  • изменение степени гашения колебаний демпфера (при адаптационной подвеске).

При нехватке угла поворота, ESP может предотвратить увод транспорта за границы линии движения поворота, путём торможения внутреннего заднего колеса и меняя вращения оборотов двигателя.

При заносе транспорта, ESP предотвращает такую ситуацию, путём торможения наружного переднего колеса и меняя вращения оборотов двигателя.

Такое затормаживание колёс происходит из-за подключения требуемых систем активной безопасности. При подключении данных систем, режим работы имеет вид повторяющегося характера: усиление давления, удерживание и сбрасывание давления в тормозной системе.

Для изменения оборотов вращения двигателя, ESP может реализовать это некоторыми методами:

  • изменение расположения клапанной заслонки;
  • изменение подачи количества горючего;
  • изменение импульса зажигания;
  • изменение углового опережения зажигания;
  • блокирование включения передачи в коробке-автомат;
  • изменение распределения оборотов меж осями (при полноприводных автомашинах).

Объединение СКУ, подвески и рулевого управления образовывает интегрированное управление динамикой автомашины.

Вспомогательные функции СКУ

Конструкцию курсовой устойчивости, можно выполнить с помощью вспомогательных подсистем и функций: гидравлическое усиление тормозов, предупреждения переворачивания, предупреждения столкновения, выравнивание движения автопоездов, повышение результативности тормозов при нагреве, удаление влажности с тормозных дисков. Приведённые подсистемы не считаются конструкциями, а существуют как дополнительное программное расширение к системе курсовой устойчивости.

Предупреждение переворачивания (Roll Over Prevention) уравнивает автомобиль во время движения при условиях опрокидывания. Предупреждение переворачивания реализовано методом торможения передних колёс и уменьшение вращающего момента двигателя. Вспомогательное торможение происходит за счёт активного усилителя тормозной системы.

Предупреждение столкновения (Braking Guard) реализуется при установленном Adaptive Cruise Control. При угрозе столкновения, подсистема оповещает при помощи зрительно-звуковых сигналов. При аварийных обстоятельствах происходит автоматическое включение насоса обратной подачи в тормозной системе.

Выравнивание движения автопоездов реализуется при оснащении устройством для буксировки. Подсистема предупреждает виляние автоприцепа при поездке, путём притормаживания колеса или уменьшения вращающего момента.

Повышение результативности тормозов при нагреве (Over Boost) предотвращает момент неудовлетворительного соприкосновения тормозных колодок с дисками тормозов, которое появляется при перегреве. Происходит это посредством вспомогательного повышения силы давления в тормозном приводе.

Удаление влажности с тормозных дисков приводится в действие при движении больше 50 км/ч с работающими стеклоочистителями. Схема работы подсистемы состоит в недолгом увеличении давления в контуре передних колёс, в результате чего тормозные колодки, прижимаясь к дискам, удаляют влажность путём её испарения.

Чем отличается ESP от ESC

ESP - Electronic Stability Program, означает электронная стабилизирующая программа. ESC - Electronic Stability Control, означает электронный контроль стабилизации. Эти две системы предназначены для одной цели - стабильно-устойчивое и безопасное движение автомобиля в процессе маневрирования. Основной разницей между ними заключается в том, что ESP устанавливают на все популярные марки автомобилей, а ESC только на Kia, Honda, Hyundai.

Доставляет ли неудобство система ESP водителю?

Профессиональные водители, которые при поездках хотят выжать все свои возможности (обычно гонщики), курсовая устойчивость будет доставлять некоторые неудобства. Если при заносе автомобиля, водителю необходимо выбраться из него, как правило, он добавляет газ. В этом случае электронная стабилизирующая программа не даёт это сделать, так как она запрограммирована в таком случае, уменьшать вращающий момент двигателя, а также не даёт возможности подачи топлива в большом количестве.

Для таких автолюбителей во многих автомобилях с оснащённой системой курсовой устойчивостью, предусмотрена кнопка для её отключения. Бывает так, что вместо кнопки необходимо выполнить последовательность нескольких действий для её отключения. Установленные ESP системы имеют возможность не мгновенного включения, а с задержкой по времени. Это даёт возможность водителю самостоятельно принять решение в нестандартных ситуациях на дороге.

Если вы не являетесь профессиональным гонщиком или ваш опыт вождения автомобилем не слишком велик, то систему курсовой устойчивости не рекомендуется отключать. Так как безопасность в вашем случае имеет более высокий приоритет. Если ваш автомобиль оснащён системой ESP, вы можете чувствовать себя на дорогах уверенным водителем. Но не стоит играть с законами физики. ESP предназначена для максимального уменьшения аварийных ситуаций, а не полностью их устранение и не стоит лишний раз подвергать себя опасности.

Насколько важна ESP, рассказала компания BOSCH:

Такой вопрос, как безопасность, волновал еще первых автоконструкторов на заре автомобилестроения. С тех пор системы безопасности постоянно усовершенствуются, помогая современным автовладельцам выходить из трудных ситуаций в критический момент. Рассмотрим одну из таких новых систем и узнаем, что такое ESP в автомобилях современной комплектации.

В наши дни большое распространение получила система ESP (Electronic Stability Program) . У нас ее называют системой курсовой устойчивости . Она предназначена для контроля устойчивости автомобиля в критических ситуациях, не позволяя транспортному средству уходить в занос и предотвращая боковое скольжение. В том числе система помогает удерживать автомобиль при выполнении резких маневров на большой скорости или плохом дорожном покрытии.

Такие устройства безопасности впервые пытались использовать в середине прошлого века, но по-настоящему рабочую версию удалось внедрить на серийные машины лишь в 1995 года. На сегодняшний день она используется практически на всех автомашинах, не зависимо от их класса и стоимости.

Давайте разберемся, как работает это устройство.

Так что такое ESP в автомобиле и как эта система работает

Система ESP работает в комплексе с ABS. Все датчики в антипробуксовочной системе задействованы в работе ESР, но также она имеет и собственные. Электронный блок обрабатывает поступающие сигналы со всех датчиков ABS и двух датчиков ESР. Один из которых замеряет угловую скорость, а другой поперечное ускорение.

При помощи этих датчиков фиксируется боковое скольжение. Они определяют его параметры и передают сигнал на электронный блок. Это устройство постоянно находится в курсе всех показаний автомобиля, таких как: скорость, угол поворота руля, обороты двигателя или насколько машину занесло.

Электронный блок при обработке сигналов, поступающих с датчиков, сравнивает информацию с поведением автомобиля, и как только поступает информация об отклонениях от заданных параметров, электроника пытается исправить положение.

Выровнять автомобиль в случае заноса система может подавая различные команды на разные колеса, которые в этот момент необходимо притормозить, по ее мнению, а какие – нет. Притормаживание осуществляется через модулятор ABS, который создает давление в тормозной системе. В этот момент команда также подается на управление двигателем. Для снижения числа оборотов автоматически уменьшается подача и происходит замедление вращения колес.

На автомобилях , имеющих блок электронного управление, ESP может вносить изменения в работу трансмиссии, переключая передачи в критической ситуации по собственному усмотрению.

Многие водители полагают, что такое устройство, как ESP в автомобиле, мешает при выполнении резких маневров или агрессивном стиле езды. Кстати, на многих автомобилях предусмотрено отключение ESP по своему желанию. Но отключать ее рекомендуется только для хороших дорожных условий и если водитель имеет большой опыт вождения.

Система ESP представляет одну из самых важных частей безопасности управления автомобиля, исправляя допущенные ошибки и часто помогая выйти из сложной ситуации как опытному так и не имеющему опыта водителю.

Одно из главных достоинств в том, что такое устройство не требует от водителя специальных навыков в экстренной ситуации. Достаточно просто поворачивать руль, и машина будет самостоятельно продумывать, как ей пройти поворот.

Но не надо забывать, что полагаться на ESP целиком не стоит. Все-таки иногда водитель должен сам думать о собственной безопасности, а также безопасности пассажиров.

Система курсовой стабилизации автомобиля в движении имеет 20-летнюю историю развития, в течение которой она получила всеобщее признание, и применяется в настоящее время практически на всех моделях современных автомашин. Она предназначена для автоматической корректировки курсового положения автомобиля в условиях заноса.

ESP стабилизирует положение автомобиля в условиях заноса

Каждый производитель автомобильной техники систему курсовой устойчивости на своих моделях называл по-разному. Поэтому она имеет много разных сокращённых наименований, способных ввести в заблуждение неискушённых автолюбителей. Первые автоматы курсовой стабилизации немецких автомобилей Mercedes Benz и BMW получили название Elektronisches Stabilitatsprogramm.

ESP и его синонимы

Аббревиатура этого наименования ESP получила самое большое распространение и применяется практически европейских и американских производителей авто. На других моделях можно встретить такие сокращения и названия системы курсовой устойчивости:

  • на моделях Hyundai, Kia, Honda её принято называть Electronic Stability Control ESC;
  • на моделях Rover, Jaguar, BMW устанавливается динамический стабилизатор управления Dynamic Stability Control – DSC;
  • на Volvo она носит название Dynamic Stability Traction Control – DTSC;
  • на японских марках Acura и Honda она получила название Vehicle Stability Assist – VSA;
  • на «Тойотах» применяется наименование Vehicle Stability Control — VSC;
  • такое же оборудование под именем Vehicle Dynamic Control (VDC) используется на авто марки Subaru, Nissan и Infiniti.

Несмотря на большое количество имён, всё это оборудование используется для достижения одной цели – помочь водителю справиться с управлением на скользкой, мокрой или покрытой гравием дороге, где маневрирование автомашины приводит к заносам и потере курса.

Система курсовой устойчивости глазами экспертов

Основная цель этой системы состоит в предотвращении срыва автомобиля в занос и бокового скольжения за счёт изменения передаваемого момента вращения на одно из колёс ведущей пары.При этом происходит предотвращение дальнейшего развития начавшегося заноса и стабилизируется положение машины на траектории перемещения во время выполняемого манёвра на скользкой дороге. В отдельных технических источниках она называется противозаносной системой, потому что такая ESP в автомобиле устраняет заносы и обеспечивает этим устойчивость удержания курса.

Эта картинка хорошо иллюстрирует работу системы ESP, которая удерживает автомобиль в крутом повороте

Действенность использования оборудования автоматической курсовой стабилизации подтверждается научными изысканиями, проведёнными экспертами американского института IIHS. По результатам проведённых исследований было выявлено, что использование ESP в автомашинах, попавших в дорожное происшествие, сократило смертность ДТП от 43 до 56%. Случаи переворачивания авто со смертельным исходом снизились на 77-80%. Автомобиль, оборудованный ESC, имеет значительно меньшую вероятность опрокидывания по сравнению с необорудованным автомобилем.

Данные германских страховых компаний свидетельствуют о том, что 35-40% всех смертельных ДТП могли бы быть предотвращены либо иметь более благоприятный исход, если бы на авто их участников была установлена система курсовой устойчивости. По мнению экспертов, данное оборудование однозначно оказывает помощь автолюбителю в экстремальных ситуациях. Оно во многих случаях является палочкой-выручалочкой малоопытных автолюбителей.

Устройство и работа оборудования ESP

Современное оборудование контроля курсовой стабильности работает в комплексе с системой антиблокировки колёс ABS, заодно используя её механизмы. Единый комплекс этих двух систем работает согласованно, выполняя одновременно несколько процедур по обеспечению безопасного движения автомобиля. Структура системы курсовой устойчивости состоит из:

  • управляющего блока, представляющего собой контроллер, непрерывно сканирующий состояние различных сигнализаторов и считывающий их сигналы;
  • датчики АБС, определяющие скорость вращения колёс;
  • датчики разворота рулевого колеса;
  • датчики давления в цилиндрах тормозов;
  • G-сенсор, прибор чувствительный к боковой скорости и ускорению автомобиля и фиксирующий появление скольжения в боковом направлении.

Таким образом, на входах контроллера постоянно имеется информация о скорости движения, об угле разворота руля, оборотах двигателя, давления в цилиндрах тормоза, об угловой скорости поперечного скольжения и её градиенте. Информация с датчиков непрерывно сравнивается с расчётными данными, запрограммированными в контроллере. При наличии отклонений контроллер вырабатывает корректирующие управляющие сигналы, поступающие на исполнительные механизмы тормозных цилиндров, подтормаживающие соответствующие колёса для возвращения траектории движения автомобиля к расчётной кривой.

Выбор подтормаживающих колёс и степень их торможения определяется системой автоматически и индивидуально, в зависимости от возникающей ситуации. Для автоматического торможения колёс применяется гидравлический модулятор ABS, который создаёт дополнительное давление в тормозных цилиндрах. В то же время в систему подачи топлива на двигатель поступает опережающий сигнал, уменьшающий поступление горючей смеси. В результате одновременно с торможением осуществляется уменьшение вращающего момента, подаваемого на колесо.

Примеры и особенности работы системы ESP

Чтобы наглядно представить, что такое ESP в автомобиле, обратите внимание на рисунки.

На этой иллюстрации все прекрасно видно и понятно

На данной картинке показаны линии вероятного движения автомобиля при превышении максимально допустимой скорости вхождения в крутой вираж на трассе. При повороте руля начинается занос машины. На левом рисунке красным пунктиром показана линия движения автомобиля без ESC при торможении водителем (машину разворачивает поперёк с выездом на встречную полосу). На правом рисунке красным пунктиром обозначена траектория движения без торможения, когда машину выносит в кювет. Зелёной линией и факелами на обеих картинках обозначены траектория движения автомобиля, оборудованного системой ESC, и колёса, которые автоматически подтормаживаются системой при появлении заноса.

Благодаря выборочному торможению системы ESP происходит стабилизация направления движения автомобиля

Система контроля срабатывает и действует в любых ситуациях, будь то разгон, накат или торможение. Алгоритм работы схемы контроля определяется возникающей ситуацией и системой привода колёс. Например, если при повороте машины влево срабатывает датчик заноса заднего моста, то ESC сокращает подачу топлива в двигатель и замедляет скорость. Если данная мера не устраняет занос, то происходит частичное торможение переднего правого колеса. За этой операцией следует дальнейшее действие по установленной программе, пока не будет устранено возникшее боковое скольжение задних колёс.

В ESP предусмотрена возможность регулирования трансмиссии в автомобилях с электронным . В таких автомобилях происходит автоматическое переключение на низшую передачу при появлении скольжения по аналогии с зимним способом вождения. Опытные водители, которые привыкли ездить на предельных скоростях и возможностях, отмечают, что система стабилизации курса мешает водить автомашину в таком режиме.

Система стабилизации машины ESP. Принципы управления

Такие ситуации могут возникать в определённые моменты, когда требуется увеличить тягу двигателя, а система контроля наоборот уменьшает её, устраняя скольжение автомобиля. Для таких случаев конструкторы устанавливают выключатели, с помощью которых можно принудительно отключить контрольную систему и осуществлять полностью ручное управление автомашиной.

Оборудование автоматической стабилизации курса входит в бортовой комплекс активной безопасности машины. Основное достоинство системы в том, что оборудованный ею автомобиль становится более послушным и нетребовательным к квалификации водителя. От него требуется только поворачивать руль, а система уже дальше самостоятельно выполняет все необходимые действия для правильного выполнения манёвра.

Однако всегда нужно помнить, что эта система также имеет пределы своих возможностей. При слишком большой скорости или слишком маленьком радиусе поворота даже самая совершенная система контроля устойчивости не сможет спасти машину от неконтролируемого заноса и переворота

20 декабря 2017

Умение предотвратить занос и удержать на дороге скользящее боком авто всегда считалось признаком мастерства водителя. Чтобы освоить данный навык, рядовому автолюбителю надо проехать не одну сотню километров. Благодаря внедрению новой системы курсовой устойчивости (общепринятое название – аббревиатура ESP) многие автомобили «умеют» выходить из подобных ситуаций самостоятельно. Чтобы разобраться, как функция действует на практике, нужно понимать общее устройство и принцип работы ESP.

Как устроена система?

Указанная аббревиатура расшифровывается как Electronic Stability Program, что в переводе на русский язык означает «электронная система стабилизации». Следует отметить, что для бюджетных автомобилей данная функция недоступна, а в машины средней ценовой категории устанавливается опционально. Только дорогие авто оснащаются ESP в базовой комплектации, позже вы поймете почему.

Главный элемент схемы – отдельный электронный блок управления (он же – контроллер, ЭБУ), взаимодействующий со следующими датчиками:

  • измеритель вращения передних колес;
  • то же, для задних колес;
  • определитель положения рулевого колеса;
  • датчик динамических боковых нагрузок (другое распространенное название – G-сенсор, измеритель углового ускорения).

Кому доводилось разбираться в принципе действия антиблокировочной системы (ABS), наверняка увидит в приведенном списке знакомые детали – измерители вращения колес, передающие информацию контроллеру ABS.

Электронный блок ESP также управляет клапанами гидроцилиндров передних и задних тормозов плюс соединяется с основными «мозгами» автомобиля, ведающими подачей топлива в цилиндры двигателя. В автомобиле с подобным набором электроники отдельный контроллер противоблокировочной системе попросту не нужен, поскольку ABS входит в состав ESP и получает команды от главного ЭБУ.

Для поддержания курсовой устойчивости легковой машины ESP должна взаимодействовать с другими электронными «помощниками» водителя:

  • система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес (ASR);
  • устройства автоматической блокировки свободного дифференциала (EDS);
  • система, распределяющая тормозные усилия в зависимости от условий движения (EBD).

Справка. В автомобилях премиум – класса ESP тесно связана еще с одним «помощником» – адаптивным круиз – контролем, способным полностью управлять движением авто по трассе и в городских условиях.

Нетрудно догадаться, что в бюджетных авто вышеуказанная электронная «начинка» отсутствует, а в машинысредней ценовой категории производители ставят антиблокировку колес и парочку других систем (зависит от марки и комплектации транспортного средства). Вот почему ESP доступна далеко не для каждого нового автомобиля.

Принцип действия электронной стабилизации

Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.

Алгоритм работы ESP стоит показать на примере бокового сноса машины в левом повороте:

  1. Факт заноса отмечает датчик углового ускорения (G-сенсор) и передает информацию контроллеру.
  2. Дополнительные данные ЭБУ получает от датчиков вращения колес и положения баранки.
  3. По совокупности полученных сигналов электронный блок «понимает» скорость бокового смещения и его направление. В результате электромагнитным клапанам гидроблока отдается команда притормаживать левое заднее колесо с определенным усилием.
  4. Одновременно подается сигнал основному контроллеру автомобиля уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры, дабы снизить передачу крутящего момента на ведущую ось.
  5. Результат: независимо от действий водителя автомобиль замедляется и выравнивается в повороте.

При взаимодействии ESP с другими электронными «помощниками» курсовая устойчивость автомобиля может обеспечиваться дополнительными средствами – временной блокировкой свободного дифференциала (межосевого и межколесного), включением антипробуксовочной системы и точным распределением тормозных усилий. В машине, оборудованной автоматической коробкой передач с электронным управлением (робот, вариатор), ESP может переключиться на пониженную скорость либо ввести в действие зимний режим.

Примечание. Если проблемы с нарушением курсовой устойчивости возникнут под управлением адаптивного круиз – контроля, последний станет действовать синхронно с остальными системами – подруливать передние колеса в нужном направлении.

По сути, активная система стабилизации избавляет автолюбителя от необходимости обучаться экстремальной езде. Входя в поворот, водитель просто вращает баранку, возлагая остальные действия на ESP. Но следует помнить, что возможности электроники не безграничны и не все аварийные ситуации она способна предотвратить.

Преимущества и недостатки ESP

Электронная система стабилизации автомобиля изобретена с единственной целью – повысить безопасность езды независимо от уровня подготовки водителя. Как говорилось выше, она всегда находится настороже и в любой момент готова подкорректировать действия автолюбителя в правильную сторону.

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что скорость реакции электроники на изменения условий движения гораздо выше, чем у любого человека . Датчики фиксируют занос на начальном этапе, а срабатывание распределенных тормозов занимает долю секунды. Дополнительный бонус – повышение комфорта в управлении при езде на длинные дистанции, когда усталость водителя играет большую роль.

Недостатки системы стабилизации автомобиля в процессе движения выглядят так:

  1. На данный момент контроллер курсовой устойчивости не умеет «вытаскивать» переднеприводный автомобиль из заноса путем повышения крутящего момента на передних колесах. Это очень действенный прием, практикуемый опытными водителями.
  2. То же касается внедорожников и легковых авто, оснащенных полным приводом на 4 колеса. В определенных условиях (например, гололед), разумное нажатие педали акселератора может дать лучший результат, чем торможение и снижение мощности на ведущей оси.
  3. ESP не слишком уверенно ведет себя в специфических условиях – при движении по рыхлому снегу либо по скользкой грунтовой дороге.
  4. Многие производители в инструкции по эксплуатации транспортного средства предупреждают, что стабилизационная электроника станет действовать некорректно, если на авто установлены шины другой размерности или баллоны не накачаны должным образом.

Для подавляющего большинства автомобилистов (особенно новичков) система курсовой устойчивости весьма полезна. Но некоторым категориям водителей ESP доставляет неудобства, например, поклонникам «месить грязь» за пределами асфальта или просто опытным автолюбителям, привыкшим ездить без вмешательства компьютера. На этот случай производители авто предусматривают отключение системы специальной кнопкой либо отдельный режим, активируемый селектором АКПП.

Современные автомобили оснащены различными системами, которые помогаю водителям сделать управление намного комфортнее и безопаснее. Но в огромном разнообразии их достаточно просто потеряться. Например, даже в авто, которые далеко не новые, часто присутствует функция ESP, которая знакома не каждому российскому водителю. Попробуем разобраться зачем ESP, и что это такое в машине.

ESP - довольно ходовая аббревиатура, особенно в последнее время. Electronic Stability Program - это динамическая система стабилизации. Производители автомобилей обозначают и называют её по-разному. Можно встретить такие обозначения данной системы, как:

На самом деле различия есть только в обозначении. Суть системы заключается в помощи водителю при экстренных ситуациях на дороге.

Немного прошлого

Для нас кажется эта система довольно новой, но она была запатентована уже более полувека назад. Ранее она называлась - управляющим устройством. Разработчиком системы стала компания «Daimler-Benz» и именно она на протяжении 60 лет постоянно усовершенствовала систему. 5 лет назад вышла совершено новая система, которая успешно прошла испытания и была уставлена на Мерседес и Фольксваген. Через несколько лет начался серийный выпуск немецких авто с Electronic Stability Program

Задача системы стабилизации

Некоторые привыкли называть данную функцию системой устойчивости автомобиля. Она регулируется специальный управляющим блоком, куда подаются сигналы с датчиков во время управления автотранспортным средством. Датчики способны отследить:

  • направление автомобиля по рулевому колесу;
  • боковые ускорения;
  • заносы ТС.
Блок управления

ESP помогает водителю в нестандартных ситуациях на дороге при помощи контроля поперечной динамики. Она не допускает занос, скольжение боком, срыв машины во время движения. Если говорить простым языком, то система просто стабилизирует устойчивость автомобиля, и не позволяет изменить траекторию движения во время манёвра. Водители данную систему часто называют просто - противоскользящей.

Основные аспекты работы

Новые модели автотранспортных средств практически все имею данную полезную систему, но только не в базовой комплектации. Данная система является опцией, она устанавливается заводом на дорогостоящие авто или при специально заказе на обычную комплектацию. Если подходить к этим двум функциям более основательно, то можно сказать, что они зависят друг от друга. При этом основной их задачей является то, что водитель не должен знать, что они сработали.

Система ESP представляет собой особый электронный блок, который постоянно обрабатывает сигналы установленных датчиков. Они поступают от оборотов колёс, положения рулевого колеса, давления тормозной системы. Если показания приближены к критическим, то система начинает срабатывать. Основными датчиками, от которых система приходит в действие являются - датчик угловой скорости и датчик поперечного ускорения.

Данная система следит за всеми показателями агрегатов автомобиля: оборотами мотора, углом поворота руля, поворотами колёс, заносами. Именно поэтому срабатывание происходит мгновенно.

Работа системы

При аварийной ситуации система срабатывает и способствует возвращению авто в первоначальное положение. При этом для изменения курса при заносе происходит торможение одного или нескольких колёс. По ситуации она способна определить то колесо, которое необходимо замедлить в данный момент для предотвращения скольжения.

Само же торможение в выборочном варианте осуществляет АБС система. Она создаёт давление на тормозную систему, при этом водитель не задействован вообще в данной функции. Также частично прекращается подачи топлива в блок управления, что значительно влияет на крутящий момент.

Стоит знать, что система всегда активирована и осуществляет свою функцию при любом движении автотранспортного средства. Алгоритм же её работы выбирается в авторежиме и зависит от конкретной ситуации на дороге.

Кнопка выключения режима

В автомобилях, которые оснащены той системой, есть специальная кнопка «ESP OFF» при нажатии которой функция отключается. Многие водители, особенно опытные, всегда ей пользуются, объясняя это тем, что система им мешает при аварийной ситуации, и они теряют контроль над автотранспортным средством.

На самом же деле ничего угрожающего в ней нет. Система сделана специально для условий, когда водитель не может справиться с заносом. Чаще всего это происходит, когда он просто на секунду отвлёкся. Поэтому специалисты не советуют отключать функцию, особенно тем, кто не уверен, что сможет справиться с авто при заносе

Если комплектация автомобиля не предусматривает такую функцию, то всё же стоит её установить в случае, если это предлагает производитель. Система на самом деле довольно полезная, хотя установка её стоит не так уж и дёшево. Она будет полезна в первую очередь неопытным водителям, так как большинство аварий в холодное время при скольжении авто происходит именно с ними. Но стоит усчитать, что в любом случае необходимо соблюдать правила дорожного движения и соблюдать осторожность.

Что делать, если загорелся датчик есп на табло

Многие водители интересуются, почему может загораться ошибка на табло «esp». На самом деле причины тут две. Данная ошибка может загораться только тогда, когда функция выключена. Отключить её может сам водитель или программа. Всё дело в том, что эта система полностью автоматизирована и имеет множество датчиков. Также она может отключиться от низкого напряжения в сети, это бывает при разряженном автомобильном аккумуляторе.

Что такое ESP в автомобиле? обновлено: 20 июля, 2019 автором: admin



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»