В школе меня учили, что при коммунизме всяческие запоры и ключи станут ненужными по определению. Хомо сапиенс будет настолько сознательным, что ему и в голову не придет пользоваться тем, что предназначено другому. И хотя строительство коммунизма прекращено (или временно приостановлено), ключи потихоньку начинают уходить в историю. Но не рано ли?
Первыми серийную систему бесключевого доступа к автомобилю еще в прошлом веке обрели Мерседесы, сегодня подобное решение применяют почти все. Названия систем и конкретная схемотехника могут различаться - Hands Free, KeyCard, Comfort Access… Но главное в том, что производители уже приучили нас к этой удобной и простой системе доступа: подошел к машине, открыл дверь, сел, нажал кнопку пуска - и вперед. Единственное требование - иметь при себе бесконтактный ключ, так называемую метку. Без нее - никак. Или есть варианты?
Прокат без спроса
К сожалению, варианты есть. Напомним, что метка - это такая микросхема с антенной. Автомобиль излучает модулированный высокочастотный сигнал высокой скважности, а метка его улавливает на расстоянии не более пары-тройки метров. Опознав свою машину, она посылает бортовой противоугонной системе сигнал разблокировать доступ в салон и разрешить пуск двигателя. Обмен информацией обычно идет на частотах от 125 кГц до 2,4 ГГц. Замок зажигания, естественно, отсутствует: для пуска двигателя достаточно нажать кнопку Start. Покидая автомобиль, хозяин просто захлопывает дверцу, после чего касается пальцем кнопки на дверной ручке. Всё, машина заперта и поставлена на охрану! Теперь вспоминаем, что такое ретранслятор: это приемопередающее радиотехническое устройство, располагающееся на промежуточных пунктах линий радиосвязи, которое усиливает принимаемые сигналы и передает их дальше. Например - телесигнал, несущий просвещение в далекий горный аул. Если ретранслятор усилит сигнал от метки, то машина начнет слушаться не только ее обладателя, но и… владельца ретранслятора!
Уловили идею? Нет? Тогда вот вам сценарий преступления.
Они написали преступление
Сделать ретранслятор компактным, чтобы спрятать его в небольшой сумке или портфеле, сегодня несложно. И пусть метка лежит себе в хозяйском кармане, воровать ее никто не собирается. Преступнику с ретранслятором достаточно просто побыть пару десятков секунд рядом с владельцем автомобиля. Остальное сделает его помощник.
Идеальное место для преступления - площадки возле крупных супермаркетов и развлекательных центров. Машин - море, народу - океан. Хозяин закрывает машину и отправляется за покупками, а за ним в паре метров следует угонщик с ретранслятором в сумке. Как только они удаляются на почтительное расстояние от машины, преступник подает сигнал своему коллеге - например, звонит ему по мобильнику. Тот в одно движение открывает машину с помощью второго блока ретранслятора, закамуфлированного, например, под обычную рацию, пускает мотор и уезжает. Связь с настоящей меткой больше не нужна - машина, потеряв ее, уже не заглохнет.
А то, что осталось в кармане настоящего владельца, фактически превращается для него в черную метку, на которой написано: «Приговорен к изъятию транспорта».
Всем привет.Эта тема носить исключительно информационный смысл. Просто что бы Вы понимали, как может быть угнан авто с бесключевой системой доступа при помощи прибора "Волна".
Помните буржуи за 60 секунд машины в фильме угоняли? С тех пор все стало проще. В век айфонов инстаграмма и твиттера угонщикам уже не нужно вырывать провода из под рулевой колонки, соединять их по цветам и замыкать их с летящими искрами, ломать блокиратор руля. На помощь пришла электроника.
Она конечно сначала пришла к владельцам автомобилей с комфортным доступом и с бесключевым запуском двигателя. Удобно не вынимая ключа из кармана сначала открыть автомобиль потрогав ручку двери, а потом и завести мотор просто нажав кнопку на торпедо.
Какой радиус действия у ключа? Не больше метра. Достаточно от машины один шаг отойти и пассажир уже мотор завести не сможет. При этом система обмена кодами между ключом и автомобилем очень крутая. Нельзя просто так взять и подменить ключ или взломать его.
Но, можно удлинить радиоканал. Представьте, что радиус действия ключа не 1 метр, а 500 метров или километр даже. Вы по Ашану с тележкой бродите, а любой может подойти к машине вашей, открыть дверь и завести ее. Так как будто у него ключ в кармане. Ну не совсем любой конечно. А только тот у кого есть "Волна".
Талантливые разработали. Для угонщиков "особых отделов полиции и прочих спецслужб".
Как радиоудлинитель работает, принципы работы на картинке:Вкратце: в ашане рядом с вами человек с рюкзачком, в нем одна половина комплекса читающая ключ и имитирующая для ключа машину, а рядом с машиной его подельник со второй половиной, которая из себя ключ имитирует для машины стоящей на парковке.
Вот так сумка выглядит изъятая у угонщиков:Вот они отдельно:
Чтобы не перепутать заботливо подписаны "КЛ" - ключ, эта коробка с вами в магазин пойдет.
И "М" - машина. Эта будет на улице заводить мотор.
Вот именно этот комплект проверяли на моей машине и он работает. То особенное чувство, когда ты снаружи смотришь как кто-то заводит твой автомобиль, а ключ при этом у тебя в кармане.
После того как мотор заведен, наличие ключа более не требуется. Двигатель будет работать пока его не заглушат.
Видео про то как это в реальной жизни выглядит:
Обратите внимание на персонажа с рюкзачком, у него коробочка с буквами "КЛ".
Самое забавное, что коробочки эти в свободной продаже находятся. Да да, после 10 вечера банку пива купить нельзя, а комплекс позволяющий угнать свежую BMW - можно. Но подороже конечно.
Вот актуальный прайс, заботливо поделенный на группы по маркам:
Кто в группе риска?
В первую очередь автомобили оснащенные системой комфортного доступа. Там где не надо жать на кнопки на ключе, чтобы открыть дверь. Впрочем, сломать личинку замка в автомобиле без этой системы для угонщика тоже не великая проблема. Также больший риск у владельцев БМВ Х3 5 и 7 серии (в F кузовах) - блок CAS позволяет без особых трудностей изготавливать для них новые ключи, т.е. автомобиль буквально через пару часов может иметь комплект новых ключей и нового владельца. Блоки FEM (F20 F30) и BDC (F15) насколько мне известно, пока не взломаны и с привязкой ключей все сложнее, т.е. после того как угонщики двигатель такого автомобиля заглушат, для нового запуска понадобится гораздо больше телодвижений, чем с пятерками семерками. Но прогресс на месте не стоит.
Что делать?
Можно ничего не делать. По статистике, если у вас не лексус и не солярис, вероятность угона все равно гораздо ниже вероятности попасть в аварию. И скорее всего эта беда обойдет стороной.
Можно застраховать автомобиль от угона - отличный вариант отбить часть потерь в случае его утраты.
Всяческий внешний тюнинг и стайлинг, меняющий вид автомобиля и делающий его не похожим на собратьев, снижает вероятность угона. Никто не будет связываться с розовым хаммером в сердечках с портретом любимой чихуахуа на капоте.
Еще как вариант можно усложнить процесс угона настолько, что он станет нецелесообразным. Да, это правда, что если захотят угнать - все равно гонят. Завести не смогут, так не эвакуатор погрузят и утащат.
Два человека в лесу наткнулись на медведя. Один из них становится на колени и начинает молиться, второй же начинает перешнуровывать свои ботинки. Первый спрашивает второго:
- Что ты делаешь?! Тебе не обогнать медведя!
- А мне и не нужно, мне всего лишь надо обогнать тебя.
Зачем угонщикам возиться со сложным автомобилем, когда недалеко стоит такой же, но ничем не охраняемый?
В видео про красавца W222 процесс угона занимает минуту. Через три минуты уже можно посмотреть на потерянного владельца. Если бы в мерседесе была элементарная секретка на бензонасос, простейший тумблер в сидении. Да хоть замок на руль - машина бы не уехала. Не будет угонщик на стоянке разбираться что там за блокировка сработала. Да и господин с рюкзачком с буквами "КЛ", тоже не может час за вами таскаться пока машину завести пытаются.
Вариантов охранных систем сейчас великое множество. И большинство из них обеспечат уровень угоноустойчивости достаточный для того, чтобы машину не дернули вот так нагло прямо со стоянки возле магазина.
Расскажем: что такое система бесключевого доступа автомобиля, как она работает и как защить машину с данной системой от угона.
Что это такое?
Система бесключевого доступа - это бесконтактная авторизация владельца машины по ключу или дополнительной метке иммобилайзера охранной системы. Т.е. подошли к автомобилю, он Вас узнал и разблокировал двери, сели и просто нажали кнопку для запуска двигателя. Данная система (Keyless Entry, Smart Key, Keyless Go и т.д.) присутствует на автомобилях премиум класса или в дополнительных опциях машин среднего или бюджетного классов.Как работает?
Как только водитель подходит к автомобилю и нажимаем кнопку на рукоятке двери, машина "просыпается" и начинает диалог с ключом:Привет, я автомобиль X с идентификатором Z. А ты кто?
Этот посыл передается в эфир на чистоте 125 кГц, и если ключ брелок находится рядом и понимает язык запроса, он тут же отвечает машине, используя уже свою рабочую частоту (433 или 868 МГц). Причем отвечает хитрой цифровой комбинацией, сгенерированной по индивидуальному алгоритму шифрования:
Привет, я твой ключ! Код ответа ZXY58.G477.Q156.
Чтобы исключить электронные подтасовки, ответ от электронного ключа должен поступить в режиме реального времени (счет задержкам ведется на наносекунды), так что любые попытки открыть машину обречены на провал. Но даже такие хитроумные действия не всегда спасают от угона.
Злоумышленнику потребуется специальный ретранслятор ("удочка"), который стоит десятки тысяч евро и помощник, который должен находится рядом с ключом, т.е. рядом с Вами. Когда угонщик нажимает кнопку открытия машины, сигнал по ретранслятору передается на устройство помощника, который уже общается с брелком сигнализации. С помощью таких действий можно угнать любой автомобиль.
Приведем пример угона. Вы запарковали автомобиль около торгового центра, закрыли его и вошли. К Вашему автомобилю подходит Злоумышленник №1 с приемником, а около Вас находится Злоумышленник №2 с ретранслятором сигнала Вашего ключа. Автомобиль в этот момент идентифицирует, что Вы якобы находитесь рядом и открывается. Злоумышленник №1 садится в автомобиль и уезжает.
Как бороться? Существует прошивки, которые изменят код управления сигнализацией на другой, а значит они будет вне досягаемости ретрансляторов. Стоимость от 5 до 20 тысяч рублей. Либо прятать брелок сигнализации в металлизированный экран из фольги - простой, но действенный способ.Берется рулон бытовой фольги, отматывается на ширину погона. Получившийся квадрат складываем пополам, еще раз пополам. Четырёхслойный квадрат складываем по диагонали, вкладываем ключ и подгибаем уголки. Удобнее класть сверток в пиджак в отличие от железных коробок.
Если говорить о надежной защите от угона, то какой бы современной "сигналка" не была, нужно дополнительно устанавливать механические противоугонные средства , такие как блокираторы руля и коробки. С ними защита автомобиля будет надежнее.
С механическими системами защиты теряется смысл системы "свободные руки" - нужно время, чтобы установить и защелкнуть механический замок. К тому же, они спасают от угона машины, но не от кражи вещей в салоне. Другое дело - это дополнительная метка, которая работает в другом диапазоне и по другому алгоритму, чем штатная система бесключевого доступа. Хранить её можно рядом с документами. Установить дополнительную метку можно в профессиональном противоугонном сервисе.
Другой метод - отказаться при покупке машины от функции "бесключевого доступа". И по-старинке пользоваться обычным ключом, зато сбережете нервы, не опасаясь за угон.
Система интеллектуального доступа в автомобиль (другие названия – система доступа без ключа, умный ключ, интеллектуальный ключ) – современная электронная система комфорта , которая идентифицирует владельца автомобиля по коду ответа ключа и обеспечивает автоматическую разблокировку двери при касании ручки и запуск двигателя при нажатии специальной кнопки. При этом электронный ключ может оставаться в кармане.
Впервые система доступа без ключа была использована на автомобилях Mercedes-Benz в 1998 году. В настоящее время система интеллектуального доступа предлагается в стандартной комплектации или в качестве опции на автомобилях различных классов.
У разных производителей система имеет свое уникальное название, например:
- Advancad Key от Audi;
- Comfort Access от BMW;
- Keyless Entry (KESSY ) от Volkswagen, Volvo и др;
- Advanced Keyless & Start System от Mazda;
- Keyless Go от Mercedes-Benz;
- FastKey от Mitsubishi;
- Intelligent Key от Nissan;
- Hands Free KeyCard от Renault;
- Smart Key System от Toyota.
Конструктивно система интеллектуального доступа включает транспондер, антенны, датчики касания, кнопку запуска двигателя и электронный блок управления.
Транспондер осуществляет непосредственную идентификацию владельца автомобиля. Он представляет собой микросхему с антенной, которые могут устанавливаться в корпусе физического ключа автомобиля (ключа с металлическим лезвием) или выполняться в виде отдельной пластиковой карты. Предпочтительным является объединение транспондера с физическим ключом.
Антенны обеспечивают радиосвязь автомобиля с электронным ключом. Для полного охвата сигнала в радиусе до 1,5 м по периметру автомобиля в ручках дверей устанавливаются 2-4 наружных антенны. Кроме этого, устанавливаются 1-2 внутренних антенны. Датчики касания устанавливаются в наружных ручках дверей. Они распознают прикасание к ручке двери за счет изменения емкости.
Кнопка запуска двигателя (кнопка «Start») устанавливается на место традиционного замка зажигания или другое место на панели приборов. В некоторых системах вместо кнопки используется переключатель.
Электронный блок управления обеспечивает реализацию функций интеллектуального доступа в автомобиль и запуска двигателя без ключа. В работе блок взаимодействует с блоками управления центрального замка и системы управления двигателем .
Работа системы интеллектуального доступа
Работа системы интеллектуального доступа включает три этапа:
- отпирание автомобиля без ключа;
- санкционированный доступ и пуск двигателя без ключа;
- запирание автомобиля без ключа.
В некоторых системах реализован только санкционированный доступ и пуск двигателя без ключа (без отпирания и запирания).
При касании водителем ручки двери, индуктивный датчик срабатывает и передает информацию в блок управления. Блок в свою очередь через наружную антенну на стороне сработавшего датчика передает сигнал на электронный ключ (транспондер), который распознает свое положение относительно автомобиля. В данном случае ключ находится вне автомобиля. На основании данного решения передается соответствующий сигнал на приемную антенну центрального замка и противоугонной сигнализации. Сигнализация отключается, а центральный замок разблокирует нужную дверь. Водитель открывает дверь и размещается в автомобиле.
Пуск двигателя производится нажатием соответствующей кнопки. Сигнал от кнопки поступает на блок управления системы и далее через внутренние антенны на электронный ключ. Ключ распознает свое положение внутри автомобиля и передает сигнал на антенну центрального замка и противоугонной сигнализации. При этом происходит отключение противоугонных блокировок, разблокируется рулевая колонка. Далее блок управления системы производит запрос в блок управления двигателем на предмет готовности к запуску. При положительном ответе осуществляется автоматический пуск двигателя.
При покидании автомобиля водителем блокировка дверей и активизация противоугонной сигнализации может производиться разными способами в зависимости от вида системы: нажатием кнопки на дверной ручке, касанием дверной ручки или просто при уходе из автомобиля.
В некоторых продвинутых системах с помощью интеллектуального ключа производятся различные настройки систем автомобиля. При открытии автомобиля устанавливается заданное положение водительского сиденья , рулевого колеса, наружного зеркала заднего вида , температурный режим системы климат-контроля , производится настройка каналов радиоприемника.
Дальше всех в дополнительных настройках с помощью электронного ключа пошел Ford, который в системе MyKey реализовал контроль за скоростным режимом и уровнем громкости радиоприемника, что позволяет дистанционно контролировать поведение детей за рулем автомобиля.
На базе системы интеллектуального доступа в автомобиль построена другая новомодная система автоматического открывания багажника.
Современные электронные системы позволяют идентифицировать владельца транспортного средства без использования отпирающего устройства. Система бесключевого доступа впервые была использована в 1998 году. Разработчиком такого вида доступа к автомобилю стала компания Mercedes-Benz. Такую схему также называют системой интеллектуального доступа.
На сегодняшний день интеллектуальная система доступа не является редкостью. Она содержится в заводской комплектации или в качестве функциональной особенности на автомобилях различных классов. Система доступа имеет разнообразные названия в зависимости от производителя, к примеру: на автомобилях Audi – система Advancad Key, на машинах от Mercedes-Benz – система Keyless Go, на транспортных средствах Toyota – система бесключевого доступа Smart Key и т. д.
Составляющие компоненты бесключевой системы доступа
Название бесключевой системы Smart Key в настоящее время стало нарицательным. Независимо от торговой марки производителя и названия функциональные возможности и комплексный состав систем является одинаковым. Наличие такой системы предназначено для открывания двери автомобиля и запуска двигателя без использования привычного отпирающего устройства. Основными составляющими элементами бесключевой системы являются:
- Транспондер (представляет собой сочетание микросхем с антенной, расположенных внутри корпуса);
- Антенна (обеспечивает связь транспондера с автомобилем);
- Датчики касания (как правило, располагаются на дверных ручках и являются своеобразным ключом);
- Кнопка запуска мотора (переключатель);
- Блок электронного управления.
Основную роль в работе этой схемы выполняет транспондер. Он идентифицирует собственника машины. Это устройство устанавливается на место установки ключа или отдельно в виде электронной пластиковой карты. Объединение в защитную линию транспондера и стандартного отпирающего оборудования является очень эффективным и результативным.
Антенна обеспечивает непосредственную связь автомобиля и электронного ключа. В зависимости от модели транспортного средства дальность действия сигнала может изменяться. Стандартным расстоянием охвата сигнала является 1,5 метра. Касательные датчики устанавливаются на наружных дверных ручках. Идентификация происходит за счет изменения объема.
Система Smart Key позволяет запустить двигатель автомобиля путем нажатия кнопки «Старт». Она располагается на месте, где устанавливается замок зажигания.
В зависимости от модели транспортного средства на месте стартовой кнопки может устанавливаться переключатель. Электронный блок управления является своеобразным узлом, который непосредственно выполняет функцию бесключевого доступа. Центральный замок, блок управления и двигатель связаны между собой.
На картинке – система система Smart Key
Принципы работы бесключевой системы доступа
Система доступа Smart Key имеет установленный алгоритм работы. Он заключается в том, что водитель, касаясь ручки двери машины, запускает работу индуктивного датчика. Датчик, в свою очередь, передает сигнал и считанную информацию на блок управления. Блок управления при помощи антенны передает информацию на транспондер. Последний выполняет функцию распознавателя, поскольку по поступившему сигналу определяется положение относительно транспортного средства.
Ключ находится за пределами автомобиля. На основании принятого транспондером решения передается сигнал на центральный замок (приемную антенну) и противоугонную сигнализацию. Таким образом, без ключа обесточивается сигнализация, и центральный замок открывает дверь. Запуск двигателя производится путем нажатия специальной кнопки.
После нажатия кнопки «Старт» сигнал передается на блок управления и по антеннам на ключ Смарт Кей. Он обозначает свое расположение внутри автомобиля и передает информацию на центральный замок и противоугонную сигнализацию. После передачи сигнала происходит отключение противоугонной блокировки.
После выполнения этих действий на блок управления двигателя передается запрос о готовности запуска. При получении положительного результата запуск двигателя происходит автоматически.
На видео показан запуск автомобиля Kia Rio:
Схема доступа без ключа работает в двустороннем направлении. В случае покидания транспортного средства водителем активация противоугонной сигнализации и блокировка дверей центральным замком производится различными способами. Способ управления зависит от технических характеристик автомобиля. В зависимости от разновидностей системы выделяют следующие способы:
- Нажатие кнопки на ручке двери;
- Простое касание дверной ручки (кнопка играет роль ключа для открытия/закрытия центрального замка);
- Выход из автомобиля.
Современные технологии позволяют с помощью электронного ключа осуществлять настройки подсистем автомобиля. Например, при открытии центрального замка устанавливается запрограммированное положение водительского кресла, руля, зеркал бокового и заднего видов. Автоматически может осуществляться настройка системы климат-контроль в салоне машины. Существуют производители, которые разработали осуществление настройки частот радиоприемника, регулирование его громкости, контролирование скоростного режима.
Функциональные особенности бесключевого управления доступом
Отсутствие ключа для открытия/закрытия двери транспортного средства и запуска двигателя является величайшим достижением прогресса. Создание бесключевой системы обладает рядом функциональных возможностей:
- Наличие удобного одноэтапного интерфейса, состоящего из одной кнопки, управляющей переключением клемм и запуском двигателя;
- Управление реле для изменения положения клемм и запуска стартера без использования механизма зажигания;
- Блокирование рулевой колонки;
- Получение информации о состоянии автомобиля;
- Индикационное извещение о состоянии транспортного средства;
- Установление налаженной связи между электронным брелоком и кнопкой запуска/остановки двигателя;
- Наличие коммуникационной низкоскоростной сети;
- Управление питанием реле;
- Наличие иммобилайзера;
- Возможность управления функциями предупреждения.
Системы управления центральным замком и механизмом зажигания без ключа стали создаваться под давлением страховых компаний. Производители вынуждены были искать надежные противоугонные способы защиты автомобиля. Изначально такая система внедрялась производителями дорогих машин. На сегодняшний день это техническое достижение используется многими ведущими торговыми марками. Изначально автомобили оснащались иммобилайзерами. С изменением спроса стало меняться предложение.
В комплектации автомобиля произошли существенные изменения. Отсутствие ключа позволяет закодировать взаимосвязь электронного идентифицирующего устройства и бортового компьютера. В случае несовпадения информации в результате идентификации блокируются все важные подсистемы транспортного средства. В некоторых случаях может срабатывать противоугонная сигнализация.
На видео – Автоматический запуск двигателя Вольво S-60: