В рамках цушлаг-калькуляции в качестве основы для определения нормы причисления накладных расходов в области изготовления принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством калькулируемого продукта. Такой подход предполагает, что между зарплатами этих работников и накладными расходами существует прямая связь. Чем выше зарплаты работников, тем большее количество накладных расходов причисляется к этому продукту. Рассмотрим простой пример:
Издержки на зарплату работникам основных профессий, занятых изготовлением продукта A, составляют 100 €, а продукта B – 200 €. При норме причисления накладных расходов 250% в области изготовления получаются следующие издержки производства обоих продуктов:
Из-за принятой зависимости накладных расходов от зарплаты работников основных профессий, накладные расходы в области изготовления растут пропорционально зарплатам. Однако у других накладных расходов, не менее важных в промышленном производстве, такая связь отсутствует. К ним относятся:
- расчётная (калькуляционная) амортизация
- расчётные (калькуляционные) проценты на инвестированный капитал
- издержки на электроэнергию
- расходы на планово-предупредительные ремонты
- издержки техобслуживания
В пользу применения заработной платы в качестве основы для расчёта норм причисления накладных расходов в области изготовления говорит лишь простота употребления. Тем не менее, этому преимуществу противостоят серьезные изъяны:
- Расходы на зарплату могут изменяться под влиянием тарифных соглашений, которые не обусловлены производственной деятельностью предприятия. Заключение нового тарифного соглашения не должно влечь за собой изменение накладных расходов на изготовление.
- Возрастающая механизация и автоматизация всегда ведёт к увеличению доли накладных расходов на изготовление в производственных издержках и сокращению доли зарплат работников основных профессий. Норма причисления накладных расходов к заработной плате также увеличивается. В результате, даже незначительные ошибки в оценке зарплат работников основных профессий ведут к значительным последствиям при определении накладных расходов в области изготовления.
- Установленный в рамках счёта издержек размер надбавки накладных расходов в области изготовления принимается в калькуляцию всех изделий, которые учитывают издержки этой области. Однако, такой расчет ведёт к неточному причислению накладных расходов к изделиям, если машины, применяемые в области изготовления, загружены неравномерно и вызывают издержки разного уровня. Например, накладные расходы на изготовление единицы продукции устанавливаются слишком высокими, если работы выполнятся на машине, которая вызывает более низкие издержки. Либо, напротив, в калькуляции устанавливаются заниженные издержки, если изготовление происходит на машине, которая вызывает более высокие издержки.
Калькуляция накладных расходов, в основу исчисления которых берётся не заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством какой-либо продукции, а машино-часы эксплуатируемого оборудования, позволяет устранить вышеназванные недостатки. Калькуляция издержек с помощью машинно-часовых норм отличается от расчёта норм причисления накладных расходов, принятого в цушлаг-калькуляции, только при определении издержек в области изготовления.
Под полезным машинным временем понимают время, в течение которого машина функционирует фактически.
Машинное время – это время, в течение которого машина могла бы функционировать теоретически, если бы она постоянно находилась в эксплуатации, т.е. без простоев.
Расчёт машинного времени:
365,25 ? 24 час. = 8.766 час./год
Простои включают:
- Выходные и праздничные дни
- Время суток, в течение которого машина не работает (напр., при работе предприятия в одну смену)
- Обусловленные производством простои, которые известны по опыту (время технического обслуживания, общие собрания трудового коллектива, болезнь обслуживающего персонала)
- Обусловленные производственной необходимостью технологические перерывы
В промышленном предприятии рабочее время машин планируется по возможности с минимальным количеством часов простоя оборудования.
При 40-часовой рабочей неделе машина работает планомерно 37,5 ч. Остальные 2,5 ч требуются, чтобы её переоборудовать, наладить и почистить. 4 недели в году машина не используется из-за праздников и выходных. Ежегодное полезное машинное время составит:
37,5 ч? 48 недель = 1.800 ч/год.
1.800 / 12 = 150 ч/мес.
При расчёте норм причисления накладных издержек с помощью машино-часов, блок накладных издержек в области изготовления разделяют на машинно-зависимые и машинно-независимые накладные издержки. К первым относятся расходы, которые обусловлены механизацией и зависят от полезного машинного времени. Вторые зависят от зарплаты работников основных профессий и обозначаются как остаточные накладные издержки в области изготовления.
Машинно-зависимые накладные издержки отчётного периода соотносят к полезному машинному времени.
Издержки, приходящиеся на один час полезного машинного времени, или норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М), рассчитываются по формуле:
При определении себестоимости единицы изделий с помощью цушлаг-калькуляции, машинно-зависимые накладные расходы в области изготовления учитывают в издержках производства и/или издержках оборота.
Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНР О) рассчитывается на основе зарплаты работников основных профессий:
Рис. 1. Машинно-зависимые и машинно-независимые накладные расходы
Предприятие имеет следующие данные об эксплуатируемой машине:
Машинно-независимые накладные издержки включают:
- Рассчитайте норму причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М),
- Определите норму причисления остаточных накладных расходов (НПНР О),
- Составьте калькуляцию для заказа, который изготавливается на машине, с учётом следующих данных:
1. Сначала определяют машинно-зависимые накладные издержки в области изготовления за год:
a) Расчётная амортизация:
Машина является изнашиваемым основным средством с ограниченным сроком эксплуатации. Для расчета калькуляционных процентов на инвестированный капитал по её приобретению применяется метод средней величины, т.е. в расчёт берётся половина стоимости приобретения:
Калькуляционные (расчётные) проценты: 8 % от 80.000 € = 6.400 €/год.
c) Расходы на техобслуживание:
По условию задачи = 6.000 €/год.
d) Издержки на эл. энергию:
Издержки одного машино-часа = 40 кВ/ч? 0,20 € = 8 €
Издержки 2.000 часов полезного времени машины = 8 € ? 2.000 ч = 16.000 €/год.
Годовой тариф на заявленную мощность = 15 € ? 12 мес. = 180 €/год.
Годовые издержки на эл. энергию, всего = 16.180 €/год.
e) Арендная плата:
Годовая арендная плата = 240 € ? 12 мес. = 2.880 €/год.
f) Расходы на оснастку:
Годовые расходы на оснастку = 400 € ? 4 = 1.600 €/год.
g) Расходы на горюче-смазочные материалы:
Годовые расходы на горюче-смазочные материалы = 50 € ? 4 = 200 €/год.
Сумма машинно-зависимых накладных расходов в области изготовления составляет 51.260 евро в год. Из соотношения машинно-зависимых накладных расходов и полезного машинного времени получается норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М):
2. Остаточные накладные расходы в области изготовления получаются из сложения возникших издержек по социальному страхованию, зарплат работников вспомогательные профессий и общих эксплуатационных расходов (водоснабжение, канализация, земельный налог и т.п.). В качестве основы для определения норм причисления накладных расходов принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых изготовлением калькулируемого продукта.
Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНР О):
3. Калькуляция себестоимости:
Литература:
- Mirja Mumm, Kosten- und Leistungsrechnung, Leipzig 2008, ISBN 978-3-7908-1959-5.
- Gunther Friedl, Christian Hofmann, Burkhard Pedell: Kostenrechnung. Eine entscheidungsorientierte Einfuhrung. Munchen 2010, ISBN 978-3-8006-3595-5.
- Andreas Schmidt, Kostenrechnung: Grundlagen der Vollkosten-, Deckungsbeitrags- und Planungskostenrechnung sowie des Kostenmanagements. Stuttgart 2008, ISBN 978-3-17-020417-1.
- Liane Buchholz, Ralf Gerhards: Internes Rechnungswesen: Kosten- und Leistungsrechnung, Betriebsstatistik und Planungsrechnung. Heidelberg 2009, ISBN 3790823422, 9783790823424.
Машино-час
Машино-час
Машино-час - единица рабочего времени оборудования, которая используется при расчете затрат на производство конкретного продукта. Машино-часы в расчете на единицу производимой продукции являются одним из ограничивающих факторов при увеличении объемов производства.
По-английски: Machine-hour
Финансовый словарь Финам .
Смотреть что такое "Машино-час" в других словарях:
машино-час - Единица рабочего времени оборудования, которая используется при расчете затрат на производство конкретного продукта, например, при расчете услуг вспомогательных цехов. Машино часы в расчете на единицу производимой продукции являются одним из… … Справочник технического переводчика
Сущ., кол во синонимов: 1 единица (830) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Машино час, машино часы, машино часа, машино часов, машино часу, машино часам, машино час, машино часы, машино часом, машино часами, машино часе, машино часах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
машино-час - маш ино ч ас, а, мн. ч. ы, ов … Русский орфографический словарь
машино-час - (2 м); мн. маши/но часы/, Р. маши/но часо/в … Орфографический словарь русского языка
машино-час - , а, м. Единица измерения количества работы машины. Букчина, 64 … Толковый словарь языка Совдепии
машино-час - машин/о/ час/ … Морфемно-орфографический словарь
МАШИНО... и МАШИНО... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к машине, машинам (в 1 знач.), напр. машиносчётный, машиноснабжение, машино час; 2) относящийся к машине, машинам (в 3 знач.), напр. машиновладелец, машинопрокатный.… … Толковый словарь Ожегова
Машино... и МАШИНО... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к машине, машинам (в 1 знач.), напр. машиносчётный, машиноснабжение, машино час; 2) относящийся к машине, машинам (в 3 знач.), напр. машиновладелец, машинопрокатный.… … Толковый словарь Ожегова
ГОСТ 4.474-87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей - Терминология ГОСТ 4.474 87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей оригинал документа: 1.1.3. Вылет (СТ СЭВ 723 77), м: l3 Определения термина из разных документов: Вылет 1.1.4. Высота… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Машино-часы в j-м расчетном периоде Тij, маш.·ч
где фi j - значение j-го расчетного периода работы подвижного состава на i-м маршруте, ч;
Количество машин для j-го расчетного периода на i-м маршруте, ед.;
Среднесуточная продолжительность работы подвижной единицы на линии tcc, ч.
где Ti - общая сумма машино-часов работы на маршрутах, маш.·ч;
Для количества машин на маршрутах, указанных в таблице 1.2, проведен расчет машино-часов по периодам работы. Результаты представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Машино-часы в движении
Машино-часы в движении, маш. ч |
||||||
после 22:00 |
||||||
Итого за год |
Среднесуточная продолжительность работы на линии tcc р, ч
Среднегодовой показатель
Общая продолжительность работы по всему парку в год T0, маш.·ч
где Д - число дней в году, Д = 365дней,
Т0 = 1113,6 ·365 = 406 464 маш.·ч.
Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины Тcг, ч
где nи - инвентарный парк депо, ед.;
где nчп - максимальное количество машин, одновременно работающих на маршрутах;
бв - коэффициент использования подвижного состава по выпуску.
Принимается бв = 0,9 с последующим перерасчетом.
Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины, ч
Машино-километры пробега
Среднесуточный показатель
Машино-километры пробега на i-м маршруте в j-м расчетном периоде Lij, маш.·км
где vi - эксплуатационная скорость на i-ом маршруте (берется из таблицы 1.1)
Среднесуточный пробег одного троллейбуса Lсс р, км
где L - общая сумма машино-километров пробега, км·ч.
Таблица 1.4 - Машино-километры пробега
Машино-километры пробега, маш. км |
||||||
после 22:00 |
||||||
Итого за год |
По данным машино-часов работы троллейбусов на маршрутах (таблица 1.2) проведен расчет машино-километров по расчетным периодам. Результаты представлены в таблице 1.4.
Среднесуточный пробег одного троллейбуса в будние дни
Среднегодовой показатель
Общий пробег всего парка за год L0, маш.·км
L0 = 19701 ·365 = 7 190 865 маш.·км.
Среднегодовой пробег одного троллейбуса Lcг, км
Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.
Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:
- выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
- сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.
Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:
- балансовая стоимость транспортного средства;
- амортизация основного средства;
- затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
- затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
- оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
- накладные расходы.
Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.
Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.
Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:
- = (1 / n ) × 100 %,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Обратите внимание!
При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
где В с — восстановительная стоимость машины, руб.;
Н р — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;
Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.
Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).
Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).
При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.
Пример 1
Исходные данные:
- количество отработанных часов в месяц — 162;
- расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
- повышающий коэффициент — 1,3.
Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.
Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.
____________________
Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.
Пример 2
Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.
______________________________
Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.
Пример 3
Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:
- балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
- срок полезного использования — 61 месяц;
- количество отработанных часов в месяц — 166;
- годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
- тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
- норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
- стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
- стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
- норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.
Расчет представлен в таблице.
Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана |
||||
Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т |
||||
№ п/п |
Наименование затрат |
Единица измерения |
Расчет |
Итого |
Балансовая стоимость |
||||
Амортизация |
||||
Норма месячной амортизации |
1 / 61 мес. × 100 % |
|||
Месячная амортизация |
10 300 000,00 / 1,64 % × 100 % |
|||
Часовая амортизация |
168 920,00 / 166,00 |
1 017,18 |
||
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины |
||||
Годовая норма |
||||
Годовые затраты |
10 300 000,00 × 0,23 |
|||
Месячные затраты |
2 369 000 / 12,00 |
|||
Часовые затраты |
197 416,67 / 166,00 |
1 189,26 |
||
Оплата труда (зарплата машиниста) |
||||
Тарифная ставка, руб./ч |
||||
Часовая заработная плата |
||||
Затраты на топливо |
||||
Норма расхода топлива на 1 маш.-ч |
||||
Стоимость 1 л ГСМ |
||||
Часовая стоимость топлива |
||||
Затраты на смазочные материалы |
||||
Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран) |
||||
Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ |
14,30 × 2,00 / 100 |
|||
Часовые затраты на смазочные материалы |
||||
Накладные расходы |
||||
Итого себестоимость за 1 машино-час |
1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126 |