Параметр | Ед. изм | Тип контроллера и типовые значения |
||||
Январь4 | Январь 4 .1 | M1 .5 .4 | M1 .5 .4 N | MP7 .0 | ||
UACC | В | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 |
TWAT | град. С | 90 – 104 | 90 – 104 | 90 – 104 | 90 – 104 | 90 – 104 |
THR | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
FREQ | об/мин | 840 – 880 | 750 – 850 | 840 – 880 | 760 – 840 | 760 – 840 |
INJ | мсек | 2 – 2 ,8 | 1 – 1 ,4 | 1 ,9 – 2 ,3 | 2 – 3 | 1 ,4 – 2 ,2 |
RCOD | 0 ,1 – 2 | 0 ,1 – 2 | +/- 0 ,24 | |||
AIR | кг/час | 7 – 8 | 7 – 8 | 9 ,4 – 9 ,9 | 7 ,5 – 9 ,5 | 6 ,5 – 11 ,5 |
UOZ | гр. П.К.В | 13 – 17 | 13 – 17 | 13 – 20 | 10 – 20 | 8 – 15 |
FSM | шаг | 25 – 35 | 25 – 35 | 32 – 50 | 30 – 50 | 20 – 55 |
QT | л/час | 0 ,5 – 0 ,6 | 0 ,5 – 0 ,6 | 0 ,6 – 0 ,9 | 0 ,7 – 1 | |
ALAM1 | В | 0 ,05 – 0 ,9 | 0 ,05 – 0 ,9 |
ГАЗ и УАЗ с контроллерами Микас 5
.4
и Микас 7
.х
Параметр | Ед. изм | Тип двигателя и типовые значения |
||||
ЗМЗ – 4062 | ЗМЗ – 4063 | ЗМЗ – 409 | УМЗ – 4213 | УМЗ – 4216 | ||
UACC | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | |
TWAT | 80 – 95 | 80 – 95 | 80 – 95 | 75 – 95 | 75 – 95 | |
THR | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | ||
FREQ | 750 ‑850 | 750 – 850 | 750 – 850 | 700 – 750 | 700 – 750 | |
INJ | 3 ,7 – 4 ,4 | 4 ,4 – 5 ,2 | 4 ,6 – 5 ,4 | 4 ,6 – 5 ,4 | ||
RCOD | +/- 0 ,05 | +/- 0 ,05 | +/- 0 ,05 | +/- 0 ,05 | ||
AIR | 13 – 15 | 14 – 18 | 13 – 17 ,5 | 13 – 17 ,5 | ||
UOZ | 11 – 17 | 13 – 16 | 8 – 12 | 12 – 16 | 12 – 16 | |
UOZOC | +/- 5 | +/- 5 | +/- 5 | +/- 5 | +/- 5 | |
FCM | 23 – 36 | 22 – 34 | 28 – 36 | 28 – 36 | ||
PABS | 440 – 480 |
Двигатель должен быть прогрет до температуры TWAT, указанной в таблице.
Типовые значения основных параметров для автомобилей
Шеви-Нива ВАЗ21214
с контроллером Bosch MP7
.0
Н
Режим холостого хода (все потребители выключены) |
||
Частота вращения коленвала об./мин. | 840 – 850 | |
Жел. обороты ХХ об./мин | 850 | |
Время впрыска, мс | 2 ,1 – 2 ,2 | |
УОЗ гр.пкв. | 9 ,8 – 10 ,5 – 12 ,1 | |
11 ,5 – 12 ,1 | ||
Положение РХХ, шаг | 43 | |
Интегральная составляющая поз. шагового двигателя, шаг | 127 | |
Коррекция времени впрыска по ДК | 127 –130 | |
Каналы АЦП | ДТОЖ | 0 ,449 В/93 ,8 грд. С |
ДМРВ | 1 ,484 В/11 ,5 кг/ч | |
ДПДЗ | 0 ,508 В /0 % | |
Д 02 | 0 ,124 – 0 ,708 В | |
Д дет | 0 ,098 – 0 ,235 В | |
Режим 3000 об/мин. |
||
Массовый расход воздуха кг/час. | 32 ,5 | |
ДПДЗ | 5 ,1 % | |
Время впрыска, мс | 1 ,5 | |
Положение РХХ, шаг | 66 | |
U ДМРВ | 1 ,91 | |
УОЗ гр.пкв. | 32 ,3 |
Типовые значения основных параметров для автомобилей
ВАЗ-21102
8
V с контроллером Bosch M7
.9
.7
Обороты ХХ, об/мин | 760 – 800 |
Желаемые обороты ХХ, об/мин | 800 |
Время впрыска, мс | 4 ,1 – 4 ,4 |
УОЗ, грд.пкв | 11 – 14 |
Массовый расход воздуха, кг/час | 8 ,5 – 9 |
Желаемый расход воздуха кг/час | 7 ,5 |
Коррекция времени впрыска от лямбда-зонда | 1 ,007 – 1 ,027 |
Положение РХХ, шаг | 32 – 35 |
Интегральная составляющая поз. шаг. двигателя, шаг | 127 |
Коррекция времени впрыска по О2 | 127 – 130 |
Расход топлива | 0 ,7 – 0 ,9 |
Контрольные параметры исправной системы впрыска
СУД «Рено F3
R» (Святогор, князь Владимир)
Обороты холостого хода | 770 –870 |
Давление топлива | 2 ,8 – 3 ,2 атм. |
Минимальное давление развиваемое топливным насосом | 3 атм. |
Сопротивление обмотки форсунки | 14 – 15 ом |
Сопротивление ДПДЗ (выводы А и В) | 4 кОм |
Напряжение между выводом В датчика давления воздуха и массой | 0 ,2 – 5 ,0 В (в разн. реж.) |
Напряжение на выводе С датчика давления воздуха | 5 ,0 В |
Сопротивление датчика температуры воздуха | при 0 гр.С – 7 ,5 /12 кОм |
при 20 гр.С – 3 ,1 /4 ,0 кОм | |
при 40 гр.С – 1 ,3 /1 ,6 кОм | |
Сопротивление обмотки клапана РХХ | 8 ,5 – 10 ,5 Ом |
Сопротивление обмоток катушек зажигания, выводы 1
- 3 | 1 ,0 Ом |
Сопротивление вторичной обмотки КЗ | 8 – 10 кОм |
Сопротивление ДТОЖ | 20 гр.С – 3 ,1 /4 ,1 кОм |
90 гр.С – 210 /270 Ом | |
Сопротивление Датчика КВ | 150 – 250 Ом |
Токсичность выхлопа при разных соотношениях воздух/топливо (ALF)
Показания снимались 5 компонентным газоанализатором только с 1 .5 ‑литровых двигателей. В принципе, каждый двигатель отличался в показаниях, поэтому учитывались только показания тех машин, у которых на 1 % СО было 14 .7 ALF по газоанализатору. Даже у таких машин показания немного разнятся, поэтому пришлось усреднить некоторые данные.,93
©WIND
Оптимальная работа автомобильного двигателя зависит от многих параметров и устройств. Для обеспечения нормальной работоспособности моторы ВАЗ оснащаются различными датчиками, предназначенными для выполнения разных функций. Что нужно знать о диагностики и замене контроллеров и каковы параметры ВАЗ таблица представлена в этой статье.
[ Скрыть ]
Типовые параметры работы инжекторных моторов ВАЗ
Проверка датчиков ВАЗ, как правило, осуществляется при обнаружении тех или иных проблем в работе контроллеров. Для диагностики желательно знать о том, какие неисправности датчиков ВАЗ могут произойти, это позволит быстро и правильно проверить устройство и своевременно заменить его. Итак, как проверить основные датчики ВАЗ и как их после этого заменить — читайте ниже.
Особенности, диагностика и замена элементов систем впрыска на ВАЗовских авто
Ниже рассмотрим основные контроллеры!
Холла
Есть несколько вариантов, как можно проверить датчик Холла ВАЗ:
- Использовать заведомо рабочее устройство для диагностики и установить его вместо штатного. Если после замены проблемы в работе двигателя прекратились, это говорит о неисправности регулятора.
- С помощью тестера произвести диагностику напряжения контроллера на его выводах. При нормальной работоспособности устройства напряжение должно составить от 0.4 до 11 вольт.
Процедура замены выполняется следующим образом (процесс описан на примере модели 2107):
- Сначала производится демонтаж распределительного устройства, выкручивается его крышка.
- Затем осуществляется демонтаж бегунка, для этого его надо потянуть немного вверх.
- Демонтируйте крышка и выкручивается болт, который фиксирует штекер.
- Также надо будет выкрутить болты, которые фиксируют пластину контроллера. После этого откручиваются винты, которые крепят вакуум-корректор.
- Далее, осуществляется демонтаж стопорного кольца, извлекается тяга вместе с самим корректором.
- Для отсоединения проводов необходимо будет раздвинуть зажимы.
- Вытаскивается опорная пластина, после чего откручиваются несколько болтов и производителя демонтаж контроллера. Производится монтаж нового контроллера, сборка осуществляется в обратной последовательности (автор видео — Андрей Грязнов).
Скорости
О выходе из строя данного регулятора могут сообщить такие симптомы:
- на холостом ходу обороты силового агрегата плавают, если водитель не жмет на газ, это может привесит к произвольному отключению мотора;
- показания стрелки спидометра плавают, устройство может в целом не работать;
- увеличился расход горючего;
- мощность силового агрегата снизилась.
Сам контроллер расположен на коробке передач . Для его замены нужно будет только поднять колесо на домкрат, отсоединить провода питания и демонтировать регулятор.
Уровня топлива
Датчик уровня топлива ВАЗ или ДУТ используется для обозначения оставшегося объема бензина в топливном баке. Причем сам датчик уровня топлива установлен в одном корпусе с бензонасосом. При его неисправности показания на приборной панели могут быть неточными.
Замена делается так (на примере модели 2110):
- Отключается аккумулятор, снимается заднее сиденье автомобиля. С помощью крестообразной отвертки выкручиваются болты, которые фиксируют люк бензонасоса, снимается крышка.
- После этого от разъема отсоединяются все подводящие к нему провода. Также необходимо отсоединить и все патрубки, которые подводятся к топливному насосу.
- Затем откручиваются гайки, фиксирующие прижимное кольцо. Если гайки заржавели, перед откручиванием обработайте их жидкостью WD-40.
- Сделав это, выкрутите болты, которые фиксируют непосредственно сам датчик уровня топлива. Из кожуха насоса вытаскиваются направляющие, а крепления при этом нужно отогнуть отверткой.
- На завершающем этапе производится демонтаж крышки, после этого вы сможете получить доступ к ДУТ. Контроллер меняется, сборка насоса и остальных элементов осуществляется в обратном снятию порядке.
Фотогалерея «Меняем ДУТ своими руками»
Холостого хода
Если датчик холостого хода на ВАЗ выходит из строя, это чревато такими проблемами:
- плавающие обороты, в частности, при включении дополнительных потребителей напряжения — оптики, отопителя, аудиосистемы и т.д.;
- двигатель начнет троить;
- при активации центральной передачи мотор может заглохнуть;
- в некоторых случаях выход из строя РХХ может привести к вибрациям кузова;
- появление на приборной панели индикатора Check, однако загорается он не во всех случаях.
Чтобы решить проблему неработоспособности устройства, датчик холостого хода ВАЗ можно либо почистить, либо заменить. Само устройство расположено напротив троса, который идет к педали газа, в частности, на дроссельной заслонке.
Датчик холостого хода ВАЗ фиксируется с помощью нескольких болтов:
- Для замены сначала следует выключить зажигание, а также АКБ.
- Затем необходимо извлечь разъем, для этого отключаются провода, подсоединенные к нему.
- Далее, с помощью отвертки выкручиваются болты и извлекается РХХ. Если же контроллер приклеен, то нужно будет демонтировать дроссельный узел и отключить устройство, при этом действуйте аккуратно (автор видео — канал Ovsiuk).
Коленвала
- Для выполнения первого способа понадобится омметр, в данном случае сопротивление на обмотке должно варьироваться в районе 550-750 Ом. Если полученные в ходе проверки показатели немного отличаются, это не страшно, менять ДПКВ нужно в том случае, если отклонения значительные.
- Для выполнения второго метода диагностики вам понадобится вольтметр, трансформаторное устройство, а также измеритель индуктивности. Процедура замера сопротивления в данном случае должна осуществляться при комнатной температуре. При замере индуктивности оптимальные параметры должны составлять от 200 до 4000 миллигенри. С помощью мегаомметра производится замер сопротивления питания обмотки устройства в 500 вольт. Если ДПКВ исправный, то полученные значения должны быть не больше 20 Мом.
Чтобы заменить ДПКВ, делайте следующее:
- Сначала отключите зажигание и извлеките разъем девайса.
- Далее, с помощью гаечного ключа на 10 необходимо будет выкрутить фиксаторы анализатора и произвести демонтаж самого регулятора.
- После этого производится монтаж работоспособного устройства.
- Если регулятор меняется, то вам нужно будет повторить его первоначальное положение (автор видео о замене ДПКВ — канал В гараже у Сандро).
Лямбда-зонд
Лямбда-зонд ВАЗ представляет собой устройство, предназначение которого заключается в определении объема кислорода, присутствующего в выхлопных газах. Эти данные позволяют блоку управления правильно составить пропорции воздуха и топлива для образования горючей смеси. Само устройство расположено на приемной трубе глушителя, снизу.
Замена регулятора осуществляется так:
- Сначала отключите аккумулятор.
- После этого найдите контакт жгута с проводкой, эта цепь идет от лямбда-зонда и подключается к колодке. Штекер необходимо отключить.
- Когда второй контакт будет отсоединен, перейдите к первому, расположенному в приемной трубе. Используя гаечный ключ соответствующего размера, открутите гайку, фиксирующую регулятор.
- Демонтируйте лямбда-зонд и поменяйте его на новый.
Добро пожаловать!
Диагностика двигателя ВАЗ
В этом разделе вы сможите найти информацию о заводских прошивках и наиболее распрастранённых проблемах с ними. Методы поиска неисправностей в ряде возникающих случаев. Коды неисправностей и наиболее распространённые их причины возникновения.
Таблицы типовых параметров и моменты затяжки резьбовых соединений
Январь 4
Таблица типовых параметров, для двигателя 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
COEFFF
| Коэффицинт коррекции топливоподачи
|
| 0,9-1
| 1-1,1
|
EFREQ
| Рассогласование по частоте для холостого хода
| об/мин
|
| ±30
|
FAZ
| Фаза впрыска топлива
| град.по к.в.
| 162
| 312
|
FREQ
| Частота вращения коленчатого вала
| об/мин
| 0
| 840-880(800±50)**
|
FREQX
| Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу
| об/мин
| 0
| 840-880(800±50)**
|
FSM
| Положение регулятора холостого хода
| щаг
| 120
| 25-35
|
INJ
| Длительность импульса впрыска
| мс
| 0
| 2,0-2,8(1,0-1,4)**
|
INPLAM*
| Признак работы датчика кислорода
| Есть/Нет
| БОГАТ
| БОГАТ
|
JADET
| Напряжение в канале обработки сигнала детонации
| мВ
| 0
| 0
|
JAIR
| Расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7-8
|
JALAM*
| Приведенный ко входу фильтрованный сигнал датчика кислорода
| мВ
| 1230,5
| 1230,5
|
JARCO
| Напряжение с СО-потенциометра
| мВ
| по токсичности
| по токсичности
|
JATAIR*
| Напряжение с датчика температуры воздуха
| мВ
| -
| -
|
JATHR
| Напряжение с датчика положения дроссельной заслонки
| мВ
| 400-600
| 400-600
|
JATWAT
| Напряжение с датчика температуры охлаждающей жидкости
| мВ
| 1600-1900
| 1600-1900
|
JAUACC
| Напряжение в бортовой сети автомобиля
| В
| 12,0-13,0
| 13,0-14,0
|
JDKGTC
| Коэффицент динамической коррекции циклового наполнения топливом
|
| 0,118
| 0,118
|
JGBC
| Фильтрованное цикловое наполнение воздухом
| мг/такт
| 0
| 60-70
|
JGBCD
| Нефильтрованное цикловое наполнение воздухом по сигналу ДМРВ
| мг/такт
| 0
| 65-80
|
JGBCG
| Ожидаемое цикловое наполнение воздухом при некорректных показаниях датчика массового расхода воздуха
| мг/такт
| 10922
| 10922
|
JGBCIN
| Цикловое наполнение воздухом после динамической коррекции
| мг/такт
| 0
| 65-75
|
JGTC
| Цикловое наполнение топливом
| мг/такт
| 0
| 3,9-5
|
JGTCA
| Асинхронная цикловая подача топлива
| мг
| 0
| 0
|
JKGBC*
| Коэффициент барометрической коррекции
|
| 0
| 1-1,2
|
JQT
| Расход топлива
| мг/такт
| 0
| 0,5-0,6
|
JSPEED
| Текущее значение скорости автомобиля
| км/ч
| 0
| 0
|
JURFXX
| Табличная установка частоты на холостом ходу.Дискретность 10 об/мин
| об/мин
| 850(800)**
| 850(800)**
|
NUACC
| Квантованное напряжение бортовой сети
| В
| 11,5-12,8
| 12,5-14,6
|
RCO
| Коэффициент коррекции топливоподачи с СО-потенциометра
|
| 0,1-2
| 0,1-2
|
RXX
| Признак холостого хода
| Есть/Нет
| НЕТ
| ЕСТЬ
|
SSM
| Установка регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 25-35
|
TAIR*
| Температура воздуха во впускном коллекторе
| град.С
| -
| -
|
THR
| Текущее значение положения дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
TWAT
|
| град.С
| 95-105
| 95-105
|
UGB
| Установка расхода воздуха для регулятора холостого хода
| кг/час
| 0
| 9,8
|
UOZ
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 10
| 13-17
|
UOZOC
| Угол опережения зажигания для октан-корректора
| град.по к.в.
| 0
| 0
|
UOZXX
| Угол опережения зажигания для холостого хода
| град.по к.в.
| 0
| 16
|
VALF
| Состав смеси, определяющий топливоподачу в двигателе
|
| 0,9
| 1-1,1
|
|
---|
* Эти параметры не используются для диагностики данной системы управления двигателем.
** Для системы распределенного последовательного впрыска топлива.
(для двигателей 2111, 2112, 21045)
Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
|
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ЗОНА РЕГ.О2
|
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ОБУЧЕНИЕ О2
|
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
|
| Бедн/Богат
| Бедн.
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
|
| Бедн/Богат
| Бедн
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| (1)
| 94-104
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
|
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
|
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ОБ.ДВ.ХХ
|
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
|
| шаг
| 120
| 30-50
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
|
| шаг
| 120
| 30-50
|
КОР.ВР.ВП.
|
|
| 1
| 0,76-1,24
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-20
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,8-14,6
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
|
| об/мин
| 0
| 800(3)
|
НАП.Д.О2
|
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
|
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
|
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
|
| мс
| 0
| 2,0-3,0
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 82-87
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,7-1,0
|
|
---|
Примечание к таблице:
Таблца типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2112 (1,5 л 16 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ОБУЧЕНИЕ О2
| Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
| Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений
| Бедн/Богат
| Бедн.
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
| Текущее состояние сигнала датчика кислорода
| Бедн/Богат
| Бедн
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| 94-101
| 94-101
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
| Скорость вращения двигателя(дискретность 40 об/мин)
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ОБ.ДВ.ХХ
| Скорость вращения двигателя на холостом ходу(дискретность 10 об/мин)
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
| Желаемое положение регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 30-50
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 30-50
|
КОР.ВР.ВП.
| Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК
|
| 1
| 0,76-1,24
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-15
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,8-14,6
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
| Желаемые обороты холостого хода
| об/мин
| 0
| 800
|
НАП.Д.О2
| Напряжение сигнала датчика кислорода
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
| Готовность датчика кислорода к работе
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
| Наличие команды контроллера на включение нагревателя ДК
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| 0
| 2,5-4,5
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 82-87
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,7-1,0
|
|
---|
Примечание к таблице:
(1) - Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.
(2) - Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.
Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2104 (1,45 л 8 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ЗОНА РЕГ.О2
| Признак работы в зоне регулировки по датчику кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ОБУЧЕНИЕ О2
| Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
| Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
| Текущее состояние сигнала датчика кислорода
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| (1)
| 93-101
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
| Скорость вращения двигателя(дискретность 40 об/мин)
| об/мин
| 0
| 800-880
|
ОБ.ДВ.ХХ
| Скорость вращения двигателя на холостом ходу(дискретность 10 об/мин)
| об/мин
| 0
| 800-880
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
| Желаемое положение регулятора холостого хода
| шаг
| 35
| 22-32
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| 35
| 22-32
|
КОР.ВР.ВП.
| Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК
|
| 1
| 0,8-1,2
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-20
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,0-14,0
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
| Желаемые обороты холостого хода
| об/мин
| 0
| 840(3)
|
НАП.Д.О2
| Напряжение сигнала датчика кислорода
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
| Готовность датчика кислорода к работе
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
| Наличие команды контроллера на включение нагревателя ДК
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| 0
| 1,8-2,3
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 75-90
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,5-0,8
|
|
---|
Примечание к таблице:
(1) - Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.
(2) - Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.
(3) - Для контроллеров с более поздними версиями программного обеспечения желаемые обороты холостого хода составляют 850 об/мин. Соответственно меняются и табличные значения параметров ОБ.ДВ. и ОБ.ДВ.ХХ.
(для двигателей 2111, 2112, 21214)
Таблица типовых параметров, для двигателя 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,1
| 1,2-1,6
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
|
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
|
| об/мин
| (1)
| 800±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 2,5-3,8
| 2,3-2,95
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 40±15
| 70-85
|
N10
|
| об/мин
| (1)
| 800±30
| 3000
|
QADP
|
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 7-12
| 25±2
|
USVK
|
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
|
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
|
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
|
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
|
| %
| (1)
| 0-15
| 30-80
|
USHK
|
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
|
| град.С
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
BSMW
|
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
|
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
|
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
|
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
|
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
|
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
|
|
| (1)
| 6-6,5(6-7,5)***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
|
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
|
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
|
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
|
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
|
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
|
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
Таблица типовых параметров, для двигателя 2112
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,0
| 1,2-1,5
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
| Температура охлажлающей жидкости
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| об/мин
| (1)
| 800±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 2,5-3,5
| 2,3-2,65
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 40±10
| 70-80
|
N10
| Частота вращения коленвала на холостом ходу
| об/мин
| (1)
| 800±30
| 3000
|
QADP
| Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 7-10
| 23±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
| Аддитативная состовляющая коррекции самообучением
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
| Мультипликативная состовляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-15
| 30-80
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| град.С
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
BSMW
| Фильтрованное значение сигнала датчика неровной дороги
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
| Сопротивление шунта в цепи нагрева УДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
| Сопротивление шунта в цепи нагрева ДДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
| Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
| Параметр расхода воздуха регулятора холостого хода
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
| Измеренная величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
| Пороговая величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 6-6,5(6-7,5)***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
| Фактор влияния форсунок на адаптацию смеси
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по второму датчику
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
| Период сигнала датчика О2 перед катализатором
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
| Защитная функция от детонации активна
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
| Плохая дорога для диагностики пропусков зажигания
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулирования по управляющему датчику кислорода
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LUSTOP
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 1
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 3
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.
** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1="Да".
*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для двигателя 21214-36
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,0
| 1,2-1,5
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
| Температура охлажлающей жидкости
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| об/мин
| (1)
| 850±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 4,0-4,4
| 4,0-4,4
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 30±10
| 70-80
|
N10
| Частота вращения коленвала на холостом ходу
| об/мин
| (1)
| 850±30
| 3000
|
QADP
| Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 8-10
| 23±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
| Аддитативная состовляющая коррекции самообучением
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
| Мультипликативная состовляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 30-40
| 50-80
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| град.С
| (1)
| +20±10
| +20±10
|
BSMW
| Фильтрованное значение сигнала датчика неровной дороги
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
| Сопротивление шунта в цепи нагрева УДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
| Сопротивление шунта в цепи нагрева ДДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
| Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
| Параметр расхода воздуха регулятора холостого хода
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
| Измеренная величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
| Пороговая величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 10,5***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
| Фактор влияния форсунок на адаптацию смеси
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по второму датчику
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
| Период сигнала датчика О2 перед катализатором
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
| Защитная функция от детонации активна
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
| Плохая дорога для диагностики пропусков зажигания
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулирования по управляющему датчику кислорода
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LUSTOP
| Обнаружение пропусков зажигания приостановлено
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 1
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 3
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.
** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1="Да".
*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
(для двигателей 2111, 21114,21124, 21214)
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| ОС
| (1)
| -20...+50
| -20...+50
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 2-6
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 800±40
| 3000
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 7-12
| 24-30
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| 7-17
| 22-30
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 18-24
| 14-18
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03*
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 3,5-4,3
| 3,2-4,0
|
MOMPOS
|
|
| (1)
| 40±15
| 90±15
|
DMDVAD
|
| %
| (1)
| ±5
| ±5
|
USVK
| Сигнал датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,05-0,8
| 0,05-0,8
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
LUMS
|
| об/сек2
| (1)
| 0...5
| 0...10
|
FZABG
|
|
| (1)
| 0
| 0
|
TATEOUT
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-15
| 90-100
|
VSKS
| Мгновенный расход топлива
| л/час
| (1)
| (1)
| (1)
|
FRA
|
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2*
|
RKAT
|
| %
| (1)
| ±5
| ±5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21114 и 21124
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 90-98
| 90-98
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,8-14,1
| 13,8-14,1
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0-78 (82)
| 0-78 (82)
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 840±50
| 3000±50
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 7.5-10.5
|
| ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| 12±3
| 30-35
|
WKR_X
| Величина отскока угла опережения зажигания при детонации
| Оп.к.в.
| (1)
| 0
| -2.5...0
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 14-23
| 14-23
|
RLP
|
%
| (1)
| 14-23
| 14-23
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,94-1,02
| 0,94-1,02
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 2,7-4,3
| 2,7-4,3
|
NSOL
| Желаемая частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 840
| (1)
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода шаг
|
| (1)
| 24±10
| 45-75
|
DMDVAD
| Параметр адаптации регулировки холостого хода
| %
| (1)
| ±2
| ±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,06-0,8
| 0,06-0,8
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,25
| 1±0,25
|
LUMS
| Неравномерность вращения коленвала
| 1/с2
| (1)
| ±5
| ±5
|
FZABG
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0
| 0
|
FZAKTS
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на нейтрализатор
|
| (1)
| 0
| 0
|
DMLLRI
| Желаемое изменение момента для поддержания хол. хода (интег. часть)
| %
| (1)
| ±3
| 0
|
DMLLR
| Желаемое изменение момента для поддержания хол. хода (проп. часть)
| %
| (1)
| ±3
| 0
|
| самообучением
| (1)
| 1±0,12
| 1±0,12
|
RKAT
| Аддитивная составляющая коррекции самообучением
| %
| (1)
| ±3.5
| ±3.5
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,2-0,6
| 0,2-0,6
|
TPSVKMR
| Период сигнала управляющего датчика кислорода
| с
| (1)
|
| ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по ДДК
| мс
| (1)
| ±0.5
| ±0.5
|
AHKAT
| Фактор старения нейтрализатора
|
| (1)
|
| B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулировки по сигналу УДК
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_SBBVK
| Признак готовности УДК
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21214-11
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 85-105
| 85-105
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| ОС
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 3-5
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 800±40
| 3000
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 16-20
| 30-40
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| -5±2
| 35±5
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 30-40
| 15-25
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,6-1,2
| 0,6-1,2
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 7-8
| 3,5-4,5
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода шаг
|
| (1)
| 50±10
| 55±5
|
DMDVAD
| Параметр адаптации регулировки холостого хода
| %
| (1)
| 1±0,01
| 1±0,01
|
USVK
| Сигнал датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
LUMS
| Неравномерность вращения коленвала
| об/сек2
| (1)
| 2...6
| 10...13
|
FZABG
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0...15
| 0...15
|
TATEOUT
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-40
| 90-100
|
VSKS
| Мгновенный расход топлива
| л/час
| (1)
| 1,7±0,2
| 3,0±0,2
|
FRA
| Мультипликативная составляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2*
|
RKAT
| Аддитивная составляющая коррекции самообучением
| %
| (1)
| ±2
| ±2
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Моменты затяжки резьбовых соединений | (Н.м)
Гайки крепления дроссельного патрубка
| 14,3-23,1
|
Гайки крепления модуля электробензонасоса
| 1-1,5
|
Винты крепления регулятора холостого хода
| 3-4
|
Винты крепления датчика массового расхода воздуха
| 3-5
|
Датчик скорости автомобиля
| 1,8-4,2
|
Гайки крепления топлипроводов к топливному фильтру
| 20-34
|
Винты крепления рампы форсунок
| 9-13
|
Винты крепления регулятора давления топлива
| 8-11
|
Гайка крепления подводящего топливопровода к рампе
| 10-20
|
Гайка крепления сливного топливопровода к регулятору давления
| 10-20
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
| 9,3-15
|
Датчик кислород
| 25-45
|
Винт крепления датчика положения коленчатого вала
| 8-12
|
Болт,гайка крепления датчика детонации
| 10,4-24,2
|
Гайка крепления модуля зажигания
| 3,3-7,8
|
Свечи зажигания (двигатель ВАЗ-21114,21214,2107)
| 30,7-39
|
Свечи зажигания (двигатель ВАЗ-2112,21124)
| 20-30
|
Болты крепления катушки зажигания (двигатель ВАЗ-21114)
| 14,7-24,5
|
Болт крепления катушки зажигания (двигатель ВАЗ-21124)
| 3,5-8,2
|
|
---|
При всей привлекательности автомобильных технологий середины ХХ века отказ от них закономерен. Обязательными для России стали, наконец, требования Евро II, за ними неизбежно последуют Евро III, потом Евро IV. В сущности, каждому сознательному автомобилисту предстоит радикально изменить собственное мировоззрение, сделав его основой не «гоночные» амбиции, культивировавшиеся целое столетие, а бережное отношение к цивилизации. Количество и состав выбросов автомобильного двигателя теперь ограничивают чрезвычайно жесткими рамками - хотя бы и при некоторой потере динамических показателей.
Добиться выполнения таких требований сумеем, только подняв уровень сервиса. Конечно, автолюбителям, не утратившим любознательности, «лишние» знания тоже не повредят. Хотя бы в прикладном смысле: грамотный человек меньше рискует быть обманутым недобросовестными мастерами, а это всегда актуально.
Итак, к делу. Сегодня автомобили ВАЗ выпускаются с контроллером Bosch M7.9.7. В сочетании с дополнительным датчиком кислорода в выхлопных газах и датчиком неровной дороги это обеспечивает выполнение норм Евро III и Евро IV. Конечно, теперь увеличилось количество контролируемых параметров. Вот о них и расскажем, предполагая, что мы, вы или диагност из сервиса вооружены сканером - например, ДСТ-10 (ДСТ-2).
Начнем с датчиков температуры: их два. Первый - на отводящем патрубке системы охлаждения (фото 1). По его показаниям контроллер оценивает температуру жидкости перед пуском двигателя - TMST (°С), ее значения при прогреве - ТМОТ (°С). Второй датчик измеряет температуру воздуха, поступающего в цилиндры, - TANS (°С). Он установлен в корпусе датчика массового расхода воздуха. (Здесь и далее выделенные сокращения те же, что в официальных руководствах по ремонту.)
Надо ли долго объяснять роль этих датчиков? Представьте, что контроллер обманут заниженными показаниями ТМОТ, а двигатель на самом деле уже прогрет. Начнутся проблемы! Контроллер будет увеличивать время открытия форсунок, пытаясь обогатить смесь - результат тут же обнаружит датчик кислорода и «настучит» контроллеру об ошибке. Контроллер попытается ее исправить, но тут снова вмешивается неверная температура…
Величина TMST перед запуском, помимо прочего, важна для оценки работы термостата по времени прогрева двигателя. К слову сказать, если автомобилем долго не пользовались, то есть температура двигателя сравнялась с температурой воздуха (с учетом условий хранения!), очень полезно сопоставить показания обоих датчиков перед пуском. Они должны быть одинаковы (допуск ±2°С).
А что будет, если отключить оба датчика? После пуска величину ТМОТ контроллер рассчитывает согласно алгоритму, заложенному в программу. А величину TANS принимает равной 33°С для 8-клапанного двигателя 1,6 л и 20°С для 16-клапанного. Очевидно, что исправность этого датчика очень важна при холодном пуске, особенно в мороз.
Следующий важный параметр - напряжение в бортовой сети UB. В зависимости от типа генератора оно может лежать в пределах 13,0- 15,8 В. Контроллер получает питание +12 В тремя путями: от АКБ, замка зажигания и главного реле. С последнего он вычисляет напряжение в системе управления и при необходимости (в случае понижения напряжения в сети) увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания и длительность импульсов впрыска топлива.
Значение текущей скорости автомобиля выводится на дисплей сканера в виде VFZG. Оценивает ее датчик скорости (на коробке передач - фото 2) по частоте вращения корпуса дифференциала (погрешность не более ±2%) и сообщает контроллеру. Конечно, эта скорость должна практически совпасть с той, что показывает спидометр - ведь тросовый его привод остался в прошлом.
Если минимальные обороты холостого хода у прогретого двигателя выше нормы, проверим степень открытия дроссельной заслонки WDKBA, выраженную в процентах. В закрытом положении (фото 3) - ноль, у полностью открытой - от 70 до 86%. Нужно иметь в виду, что это относительная величина, связанная с датчиком положения заслонки, а не угол в градусах! (На устаревших моделях полному открытию дросселя соответствовали 100%.) На практике, если показатель WDKBA не ниже 70%, регулировать механику привода, что-то отгибать и т.п. нет необходимости.
При закрытом дросселе контроллер запоминает величину напряжения, поступающего с ДПДЗ (0,3–0,7 В), и хранит в энергозависимой памяти. Это полезно знать, если вы самостоятельно меняете датчик. В этом случае надо снять клемму с АКБ. (В сервисе для инициализации пользуются диагностическим прибором.) В противном случае измененный сигнал с нового ДПДЗ может обмануть контроллер - и обороты холостого хода не будут соответствовать норме.
Вообще же частоту вращения коленвала контроллер определяет с некоторой дискретностью. До 2500 об/мин точность измерений - 10 об/мин - NMOTLL, а весь диапазон - от минимума до срабатывания ограничителя - оценивает параметр NMOT с дискретностью 40 об/мин. Для оценки состояния двигателя более высокая точность в этом диапазоне не требуется.
Практически все параметры двигателя так или иначе связаны с расходом воздуха в его цилиндрах, контролируемым с помощью датчика массового расхода воздуха (ДМРВ - фото 4). Этот показатель, выраженный в килограммах в час (кг/ч), обозначается как ML. Пример: новый необкатанный 8-клапанный двигатель 1,6 л в прогретом состоянии на режиме холостого хода расходует 9,5- 13 кг воздуха в час. По мере приработки с уменьшением потерь на трение этот показатель существенно снижается - на 1,3- 2 кг/ч. Пропорционально меньше и расход бензина. Конечно, сопротивление вращению водяного и масляного насосов и генератора тоже сказывается, при эксплуатации несколько влияя на расход воздуха. В то же время контроллер рассчитывает и теоретическую величину расхода воздуха MSNLLSS для конкретных условий - частота вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости. Это тот поток воздуха, который должен поступать в цилиндры через канал холостого хода. В исправном двигателе ML немного больше, чем MSNLLSS, - на величину перетечек через зазоры дросселя. А у неисправного двигателя, разумеется, возможны ситуации, когда расчетный расход воздуха больше фактического.
Углом опережения зажигания, его корректировками тоже заведует контроллер. Все характеристики хранятся в его памяти. Для каждых условий работы двигателя контроллер подбирает оптимальный УОЗ, который можно проверить - ZWOUT (в градусах). Обнаружив детонацию, контроллер уменьшит УОЗ - величина такого «отскока» выводится на дисплей сканера в виде параметра WKR_X (в градусах).
…Для чего системе впрыска, в первую очередь контроллеру, знать такие подробности? Надеемся ответить на этот вопрос в следующей беседе - после того как рассмотрим и другие особенности работы современного впрыскового мотора.