ПАЗ: -
РАРЗ: -
КАвЗ: -
карбюратор
механическая
С 1957 года в серию пошла цельнометаллическая версия ПАЗ-651А. На базе ГЗА-651 конструкторами ПАЗа было создано целое семейство спецавтобусов:
- ПАЗ-651В (санитарный),
- ПАЗ-657 (хлебный фургон),
- ПАЗ-659 (автолавка),
- ПАЗ-659Б (эпидемлаборатория),
- ПАЗ-661 (фургон для одежды),
- ПАЗ-661Б (грузовой фургон),
- ПАЗ-654 (штабной),
- ПАЗ-655 (инкассаторский).
Напишите отзыв о статье "ГЗА-651"
Литература
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. - М .: Транспорт, 1979. - 464 с.
- Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. - М .: ИЛБИ, 1994. - Т. 2. - С. 76. - ISBN 5-87483-006-5 .
- Лапшин Ф. // Авторевю. - 2008. - № 15 (408) .
- Марков Н., Дементьев Д. «Коробочки» всея Руси // Коммерческий транспорт. - 2008. - № 5, 6, 7 .
Примечания
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий ГЗА-651
Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.
Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Серийный автобус КАвЗ-651 (ГЗА: 1949-1950, ПАЗ: 1950-1958, КАвЗ: 1958-1973 г.г.)
Автобус выпускался на Горьковском заводе автобусов ГЗА (ныне ГЗСА) с 1949 года. В 1950 году его производство было передано на Павловский автобусный завод, где он выпускался под наименованием ПАЗ-651. В 1958 году, после модернизации, автобус получил индекс ПАЗ-651А и вскоре был передан для производства на КАвЗ, где выпускался под индексом КАвЗ-651А.
Следует отметить, что ГЗА-651 собирали не только на этих заводах. Технология изготовления автобусного кузова с деревянным каркасом была настолько проста, что её могли освоить и небольшие авторемонтные заводы. Чем и воспользовались с десяток АРЗ. Непосредственно копии ГЗА-651 выпускали Рижский автобусный завод (Латвия) и Тартуский авторемонтный завод № 3 (Эстония). Очень похожие на ГЗА-651 автобусы делали авторемонтные заводы в Донском (Тульская область), Киеве (Украина), Семёнове (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунасе (Литва) и Апшеронске (Краснодарский край). Кто-то из этих АРЗов почти копировал кузов автобуса по образцу и подобию ГЗА, кто-то творил совершенно самостоятельно, а кто-то воспользовался уже готовой документацией московского авторемонтного завода "Аремкуз". Просто Аремкуз специально переработал и упростил 651-ю модель для изготовления её на небольших авторемонтных заводах. Так, например, в конструкции Аремкуза отказались от дефицитных гнутых угловых стёкол лобового остекления. Кстати, до этого момента столичный завод уже выпускал оригинальные укороченные капотные автобусы собственной конструкции на шасси ГАЗ-51. В Москве эти "коротышки" использовались, например, как инкассаторский транспорт .
Кузов автобуса - трехдверный с деревянным каркасом боковин и стальной наружной обшивкой - смонтирован на специальном автомобильном шасси ГАЗ-51И.
ГЗА-651, ПАЗ-651 и первые серии КАвЗ-651А заметно отличались от большей части автобусов КАвЗ и непосредственно от ГАЗ-51А закругленной обтекаемой решеткой радиатора и "носатым" капотом. Характерным отличием этих машин было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом. Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар. Такой вариант автобуса представлен на рисунке слева.
Вскоре КАвЗ-651А модернизировали, несколько упростив конструкцию. Модернизированные КАвЗы получили от ГАЗ-51А капот и облицовку радиатора стандартной конструкции. Передний и задний бампера стали окрашивать в цвет кузова, указатели поворота под ветровым стеклом упразднили.
В 1971 году одновременно с техническим перевооружением завода была проведена и текущая модификация модели 651А. Новый автобус получил индекс 651Б, он имел цельнометаллический кузов, усиленные узлы шасси, модернизированные агрегаты трансмиссии и детали подвески. Внешне от своего предшественника этот автобус не отличался.
Следует также отметить, что выпускалась и грузопассажирская модификация КАвЗ-651Г с откидными боковыми сиденьями на 14 мест. Груз размещался в средней части салона и закреплялся ремнями.
Автобус КАвЗ-651
Ретро-кар
Владелец:
Евгений Михайлович Красюков
Год выпуска автомобиля:
1949
Город:
Краснодар
История автомобиля
Автобус был куплен в состоянии «металлолом». Полностью восстановлен.
Список доработок
ГЗА-651 - автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на «Горьковском автобусном заводе» (ГЗА) с 1949 года.
В 1952 году его производство было передано на «Павловский автобусный завод», где он выпускался под наименованием ПАЗ-651. Первые 5 автобусов собраны 5 августа 1952 года.
С 1953 года к производству ГЗА-651 под маркой РАРЗ-651 также подключился Рижский авторемонтный завод №2 (РАРЗ, будущий РАФ). Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГАЗ-651 (иногда отличающихся от горьковской версии) из грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А
С 1957 года в серию пошла цельнометаллическая версия ПАЗ-651А. На базе ГЗА-651 конструкторами ПАЗа было создано целое семейство спецавтобусов:
ПАЗ-651В (санитарный),
ПАЗ-657 (хлебный фургон),
ПАЗ-659 (автолавка),
ПАЗ-659Б (эпидемлаборатория),
ПАЗ-661 (фургон для одежды),
ПАЗ-661Б (грузовой фургон),
ПАЗ-654 (штабной),
ПАЗ-655 (инкассаторский).
С января 1958 года производство автобуса ПАЗ-651А параллельно началось на «Курганском автобусном заводе» под индексом КАвЗ-651А. Производство на ПАЗе продолжалось до 1961 года. С 1971 года по 1973 год в Кургане выпускалась модификация КАвЗ-651Б, единственным отличием которой было наличие отопителя в салоне.
На базе автомобиля ГАЗ-63 выпускался автобус повышенной проходимости КАвЗ-663.
ГЗА-651 отличались от большей части автобусов КАвЗ и непосредственно от грузовика ГАЗ-51 закругленной обтекаемой решеткой радиатора и «носатым» капотом.
Характерным отличием машин выпуска до 1956 года (базировавшихся на шасси ГАЗ-51) было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на «Победе»), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом.
Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар.
Заводы-изготовители: ГЗА, ПАЗ, КАвЗ, РАРЗ. Также и многие авторемонтные заводы: в Тарту (Эстония), Москве, Щекино (Тульская область), Скуратово (Тульская область), Киеве (Украина), Семенове (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунасе (Литва), Апшеронске (Краснодарский край).
Выпускался, гг. - ГЗА: 1949-1951, ПАЗ: 1952-1961, РАРЗ: 1953-1955, КАвЗ: 1958-1973.
Снаряженная масса, т - 3,75.
Макс. скорость, км/ч - 70.
Вместимость, чел.
Мест для сидения - 19.
Номинальная вместимость (5 чел/кв. м.) - 23.
Полная вместимость (8 чел/кв. м) - 23.
Габариты
Колея передних/задних колес, мм -1589/1650.
Длина/ширина/высота, мм - 6170/2360/2625.
База, мм - 3300.
Просвет, мм - 245.
Салон
Напряжение бортовой низковольтной сети, В -12.
Двигатель
Модель двигателя - ГАЗ-51.
Система питания - карбюратор.
Тип топлива - бензин.
Количество цилиндров - 6.
Расположение цилиндров - рядное.
Мощность, л.с. - 70.
Крутящий момент, Н·м - 205.
Объем, куб. см. - 3485.
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км - 22
Трансмиссия
Модель коробки передач - ГАЗ-51.
Тип коробки передач - механическая.
Количество передач - 4.
История модели
После Великой Отечественной войны в СССР катастрофически не хватало автобусов, особенно в небольших городах и в сельской местности, где автобусное движение не было развито и до войны. Основным требованием к машине в данной ситуации были отнюдь не высокий комфорт и надежность, а простота конструкции и ремонтопригодность. Стране был необходим автобус, серийное производство которого в больших объемах можно было бы наладить в кратчайшие сроки. Таким автобусом стал ГЗА-651.
Серийный выпуск капотного автобуса ГЗА-651 был освоен в 1949 году на Горьковском автозаводе. Но уже в начале 50-х стало ясно, что завод не может одновременно выпускать легковые и грузовые автомобили, а также автобусы в больших количествах. Поэтому автобусное производство было решено перенести в город Павлово-на-Оке, расположенный в Горьковской области. Так появился всем известный ныне Павловский автобусный завод. Первые 5 автобусов 651-ой модели сошли с конвейера завода 5 августа 1952 года. С этого момента автобус стали выпускать только в Павлово-на-Оке, а сама модель сменила индекс на ПАЗ-651. Поскольку автобус по-прежнему продолжал монтироваться на ГАЗовском шасси, то последнее доставляли с Горьковского автозавода своим ходом, преодолевая 76 километров. Такая доставка шасси практиковалась даже в 30-градусные морозы. С 1955 года Горьковский автозавод стал производить модернизированные грузовые автомобили ГАЗ-51А с центральным тормозом барабанного типа. Это изменение коснулось также и автобусного шасси. В то же 1955 годуна Павловском автозаводе был произведен первый опытный автобус ПАЗ-651А, основным отличием которого было наличие металлического каркаса кузова, вместо деревянного. На протяжении 1956-1957 годов было выпущено небольшое количество этих автобусов, в дальнейшем документация на них была передана на Курганский автобусный завод, где они стали выпускаться под индексом КАвЗ-651А.
В 1956 году ПАЗ разработал первый автобус собственной конструкции вагонной компоновки - ПАЗ-652. Вскоре было принято решение полностью переключится на выпуск новых автобусов. Но стране по-прежнему требовались автобусы капотной компоновки для сельской местности, поэтому производство решили перенести в город Курган на Урале, где как раз заканчивалось строительство нового автобусного завода. Курганские конструкторы разработали модернизированный вариант автобуса ПАЗ-651А с остекленными скатами крыши и боковыми окнами со сдвижными форточками, более долговечными по сравнению с полностью подъемными окнами павловского автобуса. Однако приказом свыше было предписано поставить на поток павловскую машину. Первый автобус КАвЗ-651А был выпущен Курганским автозаводом 14 января 1958 года.
ГЗА-651, ПАЗ-651, ПАЗ-651А и первые серии КАвЗ-651А заметно отличались от более поздних автобусов курганской сборки и непосредственно от ГАЗ-51 закругленной обтекаемой решеткой радиатора и "носатым" капотом. Характерным отличием павловских машин пассажирских модификаций было наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом. Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар. В конце 50-х конструкцию автобуса несколько упростили - он получил от ГАЗ-51А капот и облицовку радиатора стандартной конструкции. Передний и задний бампера стали окрашивать в цвет кузова, указатели поворота под ветровым стеклом упразднили.
Несмотря на начало производства капотных автобусов в Кургане, Павловский автозавод также продолжал их выпуск. Вплоть до 1961 года производились одновременно автобусы КАвЗ-651А и ПАЗ-651. Более того, на ПАЗе была создан опытный автобус капотной компоновки на шасси ГАЗ-52, который внешне во многом походил на КАвЗ-685, запущенный в производство спустя десятилетие, но эта павловская модель так и осталась опытной.
КАвЗ-651А продолжали выпускать в огромных количествах на протяжении 60-х годов. В 1971 году индекс машины был изменен на КАвЗ-651Б, впрочем, единственным отличием этой модификации от предыдущей было наличие отопителя в салоне. В то же время с середины 60-х годов КАвЗ стал готовиться к производству новой модели на шасси ГАЗ-53 - КАвЗ-685. Ее удалось запустить в серийное производство только в 1973 году, и одновременно с этим был окончательно прекращен выпуск 651-ой модели.
Техническое описание
В основе автобуса 651-ой модели лежало шасси грузовика ГАЗ-51, который был спроектирован еще в конце 30-х годов и пошел в серийное производство тремя годами ранее, чем ГЗА-651 - в 1946 году. Автобусное шасси, получившее обозначение ГАЗ-51И, отличалось от стандартного наличием дополнительных амортизаторов задней подвески, а также удлиненными лонжеронами рамы. Как и грузовик ГАЗ-51, автобус имел карбюраторный шестицилиндровый двигатель, гидравлический привод тормозов, полуцентробежное сцепление, гидравлические рычажные амортизаторы в подвеске передних колес.
Автобусы ГЗА-651 и ПАЗ-651 имели деревянный каркас кузова, а ПАЗ-651А, КАвЗ-651А и КАвЗ-651Б - металлический, с силовым каркасом сварной конструкции, состоявшим из фасонных стальных прессованных профилей. Кузов крепился к лонежронам рамы при помощи стремянок и был обшит стальными листами. В салон вела единственная пассажирская дверь, открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся форточки. Вплоть до 1971 года автобусы не имели автономного отопления салона, у последней же модификации, КАвЗ-651Б, отопление салона осуществлялось посредством обогревателя 0-30 установленного под основанием кузова с правой стороны. Доступ к обогревателю был через люк из салона, а щиток управления работой обогревателя располагался слева от водителя. Автобус был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 - сидячих.
Автобусы, созданные на базе ГЗА-651/ПАЗ-651/КАвЗ-651
Технология изготовления кузова 651-ой модели была настолько проста, что ее могли освоить и небольшие авторемонтные заводы. В условиях дефицита автобусов в стране этим воспользовались многие предприятия СССР. Непосредственно копии ГЗА-651 выпускали Рижский автобусный завод (Латвия) и Тартуский авторемонтный завод № 3 (Эстония). Очень похожие на ГЗА-651 автобусы делали авторемонтные заводы в Щекине и Скуратово (Тульская область), Киеве (Украина), Семёнове (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунасе (Литва) и Апшеронске (Краснодарский край). Большинство заводов занимались одновременно капремонтом автобусов ПАЗ-651 и КАвЗ-651 и производством автобусов на шасси ГАЗ-51. И в том и в другом случае на шасси монтировался кузов собственной конструкции.
Некоторые авторемонтные предприятия практически копировали кузов автобуса по образцу и подобию 651-ой модели, кто-то творил совершенно самостоятельно, а кто-то воспользовался уже готовой документацией московского авторемонтного завода "Аремкуз". Последний специально переработал и упростил 651-ю модель для изготовления её на небольших авторемонтных заводах. Так, например, в конструкции Аремкуза отказались от дефицитных гнутых угловых стёкол лобового остекления.
В курортных местностях авторемонтные предприятия создавали специальные прогулочные автобусы на шасси ГАЗ-51 с открытым кузовом. Наиболее известной моделью является "Рица" - автобус, производившийся Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления. Всего было создано около 100 экземпляров таких автобусов как на стандартном шасси на 19 посадочных мест, так и на удлиненном шасси - 23-х местные. Автобус оборудовался брезентовым тентом, который можно было раскрыть в случае дождя. Существовали также однотипные автобусы "Крым".
В то же время Павловский и Курганский завод создали несколько специализированных моделей на базе автобуса ПАЗ-651/КАвЗ-651:
ПАЗ-651Г - грузопассажирский автобус. Откидные сиденья располагались вдоль бортов, в случае необходимости они могли быть закреплены на боковых стенках; всего имелось 15 посадочных мест и одно место кондуктора. Конструкция кузова была комбинированной - основание кузова и каркас крыши выполнялись из металлического профиля, а боковины имели деревянный каркас. Автобус был предназначен для эксплуатации в сельской местности, а также для работы в качестве ритуальной машины.
ПАЗ-653 - санитарная машина, широко использовавшаяся в качестве машин Скорой Помощи в 50-х годах. Фактически эта модель имела гораздо более общего с грузовиком, чем с автобусом. Производство ее было перенесено с Горьковского автозавода на Павловский чуть позже, чем 651-ой модели - в 1953 году. До 1956 года кузов и кабина монтировались на само шасси и составляли единое целое, в их основе лежал деревянный каркас. Позже кузов стал монтироваться на шасси с готовой цельнометаллической кабиной грузовика ГАЗ-51. В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). ПАЗ-653 использовался также в качестве машины для перевозки заключенных. Существовал и армейский вариант санитарной машины на шасси ГАЗ-63, он назывался АС-1.
ПАЗ-654 Штабной автобус, выпускавшийся для нужд Министерства обороны на полноприводном шасси грузовика ГАЗ-63. Всего было сделано не более 10 машин этой модели. Кузов был частично остеклен, внутри салона размещались закрепленные столы и сиденья, радиоаппаратура, стойки для хранения стрелкового оружия и средств пожаротушения. На крышу сзади вела лестница, которая использовалась для быстрого развертывания антенн.
ПАЗ-657 - Фургон для перевозки хлеба на базе автобуса ПАЗ-651, выпускавшийся в 1954-1958 годах. Имел деревянный каркас грузовой части кузова, разделенного на четыре отсека, в которых помещались рядами в направляющих лотки с хлебобулочными изделиями. В кузов вели четыре двухстворчатые двери, расположенные по правому борту. Стойки каркаса в местах навески товарных дверей были укреплены металлическим профилем. Перемещение лотков с хлебом осуществлялось длинными крючьями.
ПАЗ-658 - Одноосный прицеп, предназначенный для перевозки хлебобулочных изделий. Эксплуатировался в составе автопоезда вместе с фургоном ПАЗ-657, конструкция грузового отсека была аналогична 657-ой модели.
ПАЗ-659 - Автолавка, базировавшаяся на полноприводном шасси ГАЗ-63Е. В отличие от грузовика ГАЗ-63, 659-я модель оснащалась колесами от ГАЗ-51 с двойной задней ошиновкой. Такое решение было направлено на снижение центра тяжести машины и повышение боковой устойчивости. Машина имела деревянный каркас кузова, обшитый тонким листовым металлом. Товарный отсек автолавки отделялся от кабины перегородкой с окошком; в самом товарном отсеке располагались закрытые полки-шкафчики для товара и прилавок, а у задней двери была откидная подножка. Справа автолавка был оборудован панелью-навесом, открывающейся вверх на стоянках для обозрения витрин-окошек. Автолавка комплектовалась выносной подножкой для покупателей. Во второй половине 50-х годов на Павловском автозаводе освоили выпуск автолавок с металлическим сварным каркасом кузова. В 1961 году производство автолавок ПАЗ-659 было перенесено на Курганский автобусный завод, где они выпускались вплоть до 1968 года.
ПАЗ-661 - Фургон "Одежда", по конструкции практически идентичный хлебному фургону ПАЗ-657, за исключением того, что вместо направляющих для хлебных лотков в грузовом отсеке размещались укрепленные вверху поперечные трубы для подвешивания одежды. В отличие от ПАЗ-657, 661-я модель не получила значительного распространения - всего в 1954-1956 годах было собрано 156 таких машин.
ПАЗ-663 - Автобус для монтажа геофизического оборудования на полноприводном шасси ГАЗ-63. Оснастка автобуса производилась Мытищинским приборостроительным заводом. В дальнейшем автобус выпускался Курганским автозаводом под индексом КАвЗ-663.
КАвЗ-651Г - в отличие от павловской машины, в Кургане под этим индексом выпускали учебный автобус, оборудованный дополнительным местом инструктора с дублирующими педалями.
КАвЗ-651Ж - модификация для работы на сжиженном газе. В отличие от базовой машины оснащался газовой аппаратурой и 110-литровым баллоном для газа. Двигатель развивал мощность в 62 л.с.
КАвЗ-663 - Полноприводный автобус на шасси ГАЗ-66. Широко использовался геологами, нефтедобытчиками, военными для установки специального оборудования и доставки его в малодоступные из-за бездорожья места. Как и КАвЗ-659, был оснащен колесами от ГАЗ-51, позднее - от ГАЗ-53. Выпускался в период с 1966 по 1975 годы.
Кроме того, курганский завод выпускал автобусы 651-ой модели в экспортном исполнении на специальных автобусных шасси ГАЗ-51ИУ ГАЗ-63ЕУ - для стран с умеренным климатом, и ГАЗ-51ИЮ, ГАЗ-63ЕЮ - для стран с тропическим климатом.
ГЗА-651/ПАЗ-651/КАвЗ-651 в Харькове
Автобусы 651-ой модели появились в Харькове в начале 50-х годов прошлого века. Точно неизвестно, работали они на городских маршрутах или нет, но в 50-70-е годы многие предприятия, организации и учреждения Харькова и области имели подобные служебные автобусы. Были они распространены и в колхозах и совхозах области.
К концу 80-х годов большинство автобусов ПАЗ-651 и КАвЗ-651, выпуск которых был прекращен еще в начале 70-х годов, были заменены более новыми автобусами аналогичного класса. Оставшиеся машины были уже курганского производства. Некоторые из них после списания государственными учреждениями попали в частные руки и продолжали служить как грузовые или пассажирские машины в 90-е годы. Один из таких автобусов даже работал непродолжительное время в конце 90-х годов в качестве маршрутного такси "Харьков - Белгород". Автобусы КАвЗ-651 изредка можно встретить на улицах Харькова даже сейчас, спустя 35 лет после окончания их серийного производства.2750
амортизаторы гидравлические, телескопические,
двустороннего действия
с дополнительными рессорами, амортизаторы
гидравлические, телескопические, двустороннего
действия
Дефицит автобусов в стране советской был огромен, автобусные заводы спрос не удовлетворяли и на свет стали появляться во множестве самые разнообразные конструкции. Их производили и авторемонтные заводы и ведомственные предприятия - так родились "Старт", "Кубань", "Таджикистан", "Чернигов" и многие другие, зачастую безымянные, автобусы. И один из самых массовых автобусов на грузовом шасси - ГЗА-651 породил массу вариаций: помимо заводов ПАЗ и КАвЗ автобусы по горьковской документации производили и другие предприятия, добавляя в облик кузовов специфические отличные черты. Помимо исходного разнообразия, свои варианты добавляли авторемонтники - прошедшие капитальный ремонт машины получали новые или восстановленные кузова со множеством внешних отличий от заводских модификаций. В результате по дорогам СССР ползало, надсадно воя газоновским движком, огромное количество в общем похожих, но отличных в деталях автобусов "типа КАвЗ-651".
Модель КАвЗ-651 от Classicbus появилась год назад, а её появлению предшествовали бурные обсуждения облика, деталей и соответствия оных имени модели. Надо отдать должное производителю, многие замечания были учтены и готовая модель вышла максимально приближенной к облику автобусов из Кургана. За одним исключением - ветровое стекло лишилось характерного наклона и стало практически вертикальным. Этот нюанс отвратил от модели многих коллекционеров, в их числе оказался и я. Но чуть позже сработала формула коллеги ivanoland "...берите то, что нравится, и получайте удовольствие!.. " - живьём автобус получился вполне симпатичным, потому и оказался на полке. А наклон - наклон мы спишем на безымянный авторемонтный завод.
Модель - "типичный ранний Classicbus": грубоватая отливка с глубоко проваленными стёклами, но автобусу на базе ГАЗ-51А этот способ изготовления не повредил - прототип узнать легко и на полке модель смотрится достойно, несмотря на окружение из моделей Сарлаба и DiP. Но моделям автобусов Classicbus остро не хватает отличительных черт реальных машин - маршрутных табличек, номерных знаков и прочих трафаретных надписей - рядом с именитыми соседями эти автобусы выглядят лысоватыми.
P.S. Сегодня SSM показал свою новую модель - ей стал троллейбус ЗИУ-9 неплохой проработки, но не очень типичного цвета - через пару дней обещают выставить на полки магазинов. Судя по предыдущему опыту стоит подождать более привычных расцветок в ближайший месяц-два и ни в коем случае не спешить с покупкой первого предложенного образца. Интересно, что это первый шаг костромских товарищей на территорию Classicbus - с интересом жду продолжения.
Модель автомобиля: 1958 КАвЗ-651А
Наименование модели: KAVZ-651
Производитель: Classicbus
Дата выпуска: октябрь 2011 года
Каталожный номер: 03001
Серия: -
Тираж: 3000 экз.
Краткое мнение: трудяга просёлочных дорог
Субъективная оценка: 8/10