Принцип работы esp на автомобиле. Что такое ESP и как это работает. Принцип работы ESP

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Система курсовой стабилизации в Вашем автомобиле может сыграть роль ключевого фактора, сохранившего Вам жизнь в случае возникновения аварийной ситуации. Система курсовой устойчивости или как её ещё называют система динамической стабилизации сохраняет управляемость и устойчивость машины, заблаговременно просчитывая возможность критической ситуации и устраняя её.

История создания ESP

Годом создания системыESP была можно считать 1995-ый, пусть только через два года она заявила о себе более громко, в момент дебюта первого компактного микровена от компании Mercedes-Benz под названием A-class.Во время проектирования данной модели был допущен ряд очень серьёзных ошибок, которые сильно повлияли на склонность автомобиля к опрокидыванию при выполнении манёвров, даже на небольшой скорости.

В Европе, где педантичный народ давно «повёрнут» (в хорошем смысле) на безопасности, вспыхнул серьёзный скандал. Выпуск автомобилей Mercedes-Benz А-класса был временно приостановлен, а машины, которые уже были проданы, отозвали для устранения неполадок. - отозваны для устранения недостатков. Инженеры компании Daimler-Benz серьёзно «взялись за голову» и начали решать эту непростую задачу.

Как же в этом, полюбившемся потребителю, автомобиле решить проблему с его устойчивостью, да при этом ещё не перепроектируя его. И, вуаля! Начало 1998-ого года ознаменовалось решением этой проблемы. Автомобили А-класса от компании -Benz оснастили соответственно настроенной системой ESP.


Кроме моделей А-класса, система ESPв качестве стандартной комплектации оснащаются MercedesS-класс, E-класс и другие. На данных автомобилях используются ESP и сключительно от безусловного лидера и фаворита в данной области - Bosch. Системы ESP от Bosch устанавливаются также на таких гигантах, как , Porsche, Volkswagen и многих других.

Принцип действия

Основная задача системы электронной стабилизации ESP лежит в выравнивании транспортного средства в сторону направления передних колёс. Автомобиль оснащённый ESP содержит:

Датчики, определяющие его положение в пространстве;

Датчики вращения колес;

Датчик, определяющий угол поворота руля;

Насос, управляющий тормозными магистралями колес;

ЭБУ – электронный блок управления. Он «опрашивает» каждый из колёсных датчиков с поразительной частотой до 30 раз в секунду. Так же ЭБУ обращается к датчикам поворота руля и оси - Yaw Sensor.


ЭБУ обрабатывает данные со всех датчиков управления. В случае их не схождения ESP принудительно берёт под контроль подачу топлива и тормозную систему, выравнивая автомобиль в направлении передних колёс. Важно то, что электроника не настолько умна , чтобы знать, где находится безопасная часть дороги далее, поэтому Вам придётся направлять колёса самостоятельно, тем самым помогая ESP делать остальную работу.

На первый взгляд может показаться, что опытным водителям ни к чему пользоваться помощью данной системы, ведь в экстренной ситуации они могут полагаться на свои умения, уверенность и опыт. Но это большое заблуждение! В экстренной ситуации ESP правильно регулирует подачу топлива и выбирает именно те колёса , чтобы оттормозить, которые нужны для стабилизации автомобиля.


Если сложилась ситуация, что передние колёса идут в снос, потому что вход в поворот определил излишнюю управляемость автомобиля, система ESP задействует задние тормоза, путём притормаживания того колеса, которое лежит на внутреннем радиусе поворота. Это действие выровняет «передок» автомобиля, уходящий в снос.

Может возникнуть и обратный случай, когда автомобиль плохо управляем и возникает скольжение в повороте с заносом задней части автомобиля. В данной ситуации система ESP подключает передние тормоза, притормаживая колесо, идущеена внешнем радиусе поворота.


Некоторые водители полагают, что ESP мешает езде. Мы хоти это опровергнуть и доказать, что это 100% не так. Во-первых, в любом случае человек при всех своих контролируемых физических возможностях (сейчас идёт речь об обычных людях без каких-либо феноменальных способностей: облучение, укус радиоактивного паука и т.д.) не может действовать так, как это делает электроника ESP. Во-вторых, элементарная проверка своих сил на ледяном полигоне Вас сразу же разубедит в обратном.

На высокой скорости движения шансов не вылететь за пределы трассы гораздо больше у автомобилей, оснащённых ESP, чем без неё. В-третьих, люди, считающие, что система стабилизации излишня в автомобиле, просто попирают элементарные физические законы , не зная принцип работы ESP. Просто достаточно уяснить главный принцип ESP, чтобы на практике поменять своё мнение на обратное.

Разработчики заявляют о том, что не может возникнуть таких ситуаций на дороге, где ESP может навредить, могут случиться только безвыходные.

Устройство ESP

Конструктивно ESP состоит из системы датчиков, расположенных на осях и рулевом механизме, контролирующих положение автомобиля на дороге.Кроме датчиков ESP состоит из:

Акселерометра, который определяет положение автомобиля в движении;

Главного контроллера, состоящего из пары микропроцессоров в 56 Кбайт памяти каждый.

Эффективность ESP состоит в её использовании вместе с ABS, EBR и ASRсистемами, обеспечивающими активную безопасность автомобиля.


Bosch – лидер на мировом рынке по производству ESP, добавила ей новых полезных свойств, которые призваны повысить безопасность и комфорт автомобиля. Итак ESPпо её желанию можно укомплектовать следующими последующими функциями:

1. Электронаполнение гидросистемы. В случае резкого снятия ноги с акселератора, система сделает вывод о возможности аварийной ситуации. В данном случае дабы уменьшить время срабатывания тормозов, электрогидравлика сама решает подвести колодки к дискам.

2. «Самоочищающиеся» диски тормозов. В дождливое время рабочая поверхность дисков может покрываться тонким слоем воды. Дабы это не стало помехой в момент экстренного торможения, к диску будут прислоняться колодки, снимающие слой воды, в определённый период времени.

3. «Мягкая» остановка. Эта функция призвана сделать остановку более плавной. Достигается это за счёт систематического уменьшения давления жидкости в гидравлических контурах по мере остановки автомобиля.

4. Регулирование движения на неровных дорожных поверхностях. Исключает скатывание автомобиля на склонах при движении назад.

5. «Стоп-вперед». Эта функция расширяет возможности круиз контроля, регулируя дистанцию до автомобиля, что движется впереди. Руководствуясь полученной от датчиков информацией, система может останавливать автомобиль в пробках и анализировать его дальнейшее движение без участия водителя.

6. Торможение автоматическиво время парковки. Это электронный аналог «ручника», который не использует отдельные тормозные механизмы колёс. Чтобы его активировать, достаточно выжать тормоз в пол, нажав соответствующую кнопку электрогидравлического модуля. Это даст действие даст некую команду держать нужное давление в контурах пока не поступило новое распоряжение от водителя.


Что еще могут в будущем предложить умельцы-инженеры, создающие автомобильные системы, предположить сложно, остаётся лишь теряться в догадках и покорно ожидать новых «улучшайзеров» безопасности и комфорта.

Производители

Системы, осуществляющие электронный контроль устойчивости производятся такими крупными производителями:

Robert Bosch GmbH- является крупнейшим производителем систем ESP. Выпуск их налажен под одноимённой маркой ESP.

Bendix Corporation

Continental Automotive Systems

Mando Corporation

Другие названия

Система электронного контроля устойчивости ESP у различных автомобильных производителей имеет разное название. Вот некоторые примеры:

ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE) – Mitsubishi.

ESC (Electronic Stability Control) – Chevrolet, Kia,Hyundai.

ESP (Elektronisches Stability Program) – Chery, Chrysler, Fiat,Dodge, Mercedes-Benz, Opel, Daimler,Peugeot, Renault, Citroën,Volkswagen, Audi.

VSA (Vehicle Stability Assist) – Acura, Honda.

DSC (Dynamic Stability Control) – BMW, Jaguar, MINI, Mazda, Land Rover.

DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) – Volvo.

Установленная в автомобиле система стабилизации движения часто сохраняет жизнь и здоровье водителю в аварийной ситуации. Каков же принцип работы этой системы?

Система стабилизации (она же система поддержания курсовой устойчивости или ESP) образует вместе с ABS, антипробуксовочной системой двигателя и блоком его управления систему предотвращения аварийных ситуаций. Конкретно система курсовой устойчивости имеет блок-котроллер для обработки поступающих сигналов и множество датчиков, анализирующих положение руля, скорость движения колеса, давление тормозной системы и многое другое.

Точная работа системы стабилизации движения осуществляется за счет двух датчиков:

  • датчик поперечного ускорения (он же G-сенсор);
  • датчик измерения угловой скорости от вертикальной оси.

Благодаря работе этих элементов измеряется боковое скольжение, его степень и опасность. Полученные сигналы принимает блок-контроллер и анализирует, соответствуют ли они заданным в программе изначально.

Датчики ESP сообщают системе всю необходимую информацию:

  • скорость автомобиля;
  • боковое скольжение;
  • количество оборотов двигателя в режиме реального времени;
  • угол поворота руля;
  • прочие характеристики движения.

Как только полученные данные расходятся с программными, блок-контроллер вмешивается в работу автомобиля, чтобы не допустить аварийную ситуацию.

Как контроллер действует:

  1. Выбирает, на каком колесе или группе колес запустить частичную систему торможения.
  2. Запускает саму систему, в зависимости от ситуации, с помощью гидромодулятора ABS.
  3. Подает сигнал к блоку управления двигателем.
  4. Сокращается подача топлива.
  5. Уменьшается крутящий момент колес.

Таким образом, система работает комплексно, воздействуя на все возможные рычаги управления автомобилем, чтобы выровнять ситуацию на дороге. Невзирая на то, разгоняется автомобиль, тормозит или плавно движется по дороге, система ESP работает. При этом, в зависимости от привода автомобиля, ситуации на дороге и состояния транспортного средства, реакция может быть разной. Так, к примеру, когда датчик углового ускорения фиксирует занос задней оси, блок-котроллер в первую очередь уменьшает подачу топлива через блок управления двигателем. Потом, если ничего не происходит, запускается система ABS, притормаживая одно из передних колес, и т. д.

Насколько удобно автомобилистам использовать систему ESP?

Для профессиональных гонщиков, любителей экстремальной езды система курсовой устойчивости будет только мешать и не принесет ничего полезного. Ведь когда автомобиль заносит, а водителю нужно с этим справиться, он давит на газ. А система стабилизации движения просто не будет давать это сделать, постоянно ограничивая скорость в данном случае. Ведь при заносе крутящий момент снижается, а также сокращается подача топлива в двигатель, в то время как водителю-гонщику нужно наоборот увеличение его количества.

Чтобы таким водителям было комфортно руководить современными автомобилями, во многих из них предусмотрели функцию отключения системы курсовой устойчивости. Это либо специальная кнопка, либо определенный порядок действий, при выполнении которых функция отключится. Кроме того, чтобы водителю во время экстренной ситуации хоть немного предпринять самостоятельные действия (ведь компьютер оценивает не все риски на дороге), система ESP запускается не сразу во время угрозы, а на миг позже, позволяя человеку вмешаться в ход событий.

Тем же, кто не обладает профессиональными навыками вождения и не использует экстремальную езду в повседневной жизни, лучше все же не отключать систему стабилизации движения. Ведь при малом опыте вождения или слабых навыках безопасность должна быть выше временных неудобств во время вождения. Автомобиль с ESP придает водителю больше уверенности в себе, но не следует думать, что эта система способна на чудо. Система позволяет лишь максимально сгладить последствия аварийной ситуации, но не устраняет их полностью, поэтому не стоит рисковать без надобности, думая о возможностях автоматики.

Насколько популярна система ESP сегодня?

ESP - сравнительно молодая технология. И если ранее она была доступна только на единичных автомобилях, то сейчас в ее установке нет проблем. Правда, некоторые производители до сих пор предлагают ее как опцию, за которую нужно доплатить, что выглядит странно. Большинство покупателей, которые все же поставили ESP, уверены в ее необходимости.

А как дело обстоит в Европе? Насколько водители этих стран лояльны к ESP? Ведь Европа - центр технологий и цивилизованности, поэтому там активно внедряются системы и приборы, улучшающие комфорт и безопасность. Но как оказалось, европейским водителям лучше лишнюю копейку потратить на повышение собственного комфорта, чем на систему безопасности, какой бы она ни была.

Так, согласно исследованиям британской группы The Society of Motor Manufacturers and Traders относительно системы стабилизации движения, сообщается, что только каждый десятый европеец знает, что такое ESP, и в чем принцип ее действия. Для остальных же этот вопрос не играет никакой роли. Им попросту неинтересна ни сама технология, ни те преимущества, которые она дает. Что тогда думать о жителях постсоветского пространства...

Грубо говоря, заказывая очередную модель автомобиля, житель Европы оставит в пренебрежении систему безопасности ради наличия кожаного салона, аудиосистемы, климат-контроля, ксеноновой подсветки и т. д. Наш рынок ничем не отличается по своим запросам от европейского - ситуация та же.

Важность наличия ESP в автомобилях свидетельствует хотя бы следующая статистика: американцы доказали, что если бы систему установили на все автомобили, количество ДТП снизилось бы в два раза. Компания Honda, в свою очередь, сообщает, что ее модели с ESP на 35% реже попадают в аварии.

Но эти данные, увы, не убеждают многих заказывать систему стабилизации движения. Так, в Великобритании только 35% покупателей желают дополнительно приобрести ESP, а в Германии показатель составляет 60%. Но если покупать модель авто от дорогого бренда, наверняка эта возможность будет уже предустановленной. Ниже список компаний, которые ставят ESP практически на все свои модели:

Исследования о ESP

Как говорилось выше, многие автолюбители Европы либо не знают о системе ESP, либо не видят в ней смысла. Поэтому британская ассоциация, упомянутая в статье, решила популяризовать эту систему, давая возможность водителям протестировать ее.

Так, сначала участников опросили, что они знают о системе курсовой устойчивости и готовы ли за нее платить. Более 30% признались, что не знают о ней, остальные же имели недостаточные знания.

Затем водителей просили ответить, что наиболее важно для них при выборе автомобиля:

  • марка;
  • имидж модели;
  • класс;
  • дизайн;
  • экономичность;
  • объем багажника и т. д.

Как правило, система стабилизации занимала у всех одно из последних мест в списке. Затем был проведен собственно заезд на авто с системой курсовой устойчивости. Его помогли организовать сотрудники Bosch. Водителям нужно было выполнить "лосиный тест" (объезд внезапно возникнувшего препятствия). В первом случае была активирована возможность работы системы ESP, во втором автомобиль двигался без нее. При этом скорость составляла около 80 км/ч. Эксперимент показал, что все водители не справились с управлением без системы безопасности. А в реальных условиях это означало бы аварию. Когда же система стабилизации работала, практически все водители справлялись с ситуацией, удерживали автомобиль и могли продолжать двигаться дальше.

Хоть эксперимент и показал ценность системы стабилизации движения, она остается непопулярной. В нашей стране также водители не отдают предпочтение этому необходимому элементу безопасности. Но с каждым годом автолюбители проявляют большую ответственность и заботу о безопасности себя и окружающих.

Нужна ли ESP в автомобиле?

Система стабилизации движения по-прежнему остается недооцененной. Клиенты предпочитают тратить лишние деньги на собственный комфорт, а не безопасность. Чтобы менять сознание людей и доносить до них важность использования ESP, нужно, чтобы они все больше узнавали о преимуществах этой системы.

Совет же всех, кто разбирается в безопасности движения, остается прежним: система ESP должна быть такой же необходимой частью автомобиля, как и ремень или подушка безопасности, ABS и прочее.

Электронная система стабилизации ESP (ЕСП) устанавливается на автомобили уже в течении 15 лет. В зависимости от производителя аббревиатура может быть различная: ESC, VSC, DSTC, VDC, DSC. Однако, независимо от названия, она имеет одно назначение: сохранять контроль в управлении автомобилем при осуществлении маневров на больших скоростях и на дорогах со скользким покрытием. Несмотря на сам факт существования этой системы, многие автолюбители имеют весьма слабое представление о том, как работает ЕСП (ESP). Причем одни говорят, что лишняя электроника им ни к чему, их вполне устраивает система ABS (хотя ESP рассматривается как расширенный вариант ABS), другие, наоборот, полностью доверяются системе, не вникая в принцип ее действия.

Для любознательных попробуем пролить свет на это довольно интересное электронное устройство. Систему контроля курсовой устойчивости (КСУ) массово начали внедрять в конце 1990-х годов. Толчком для этого послужил скандальный случай, который произошел в истории компании Мерседес при испытании осенью 1997 года автомобиля Mercedes-Benz A-класс, без системы стабилизации. При прохождении так называемого лосиного теста, когда на большой скорости необходимо было объехать появившееся внезапно препятствие и вернуться на прежнюю полосу движения, машина потеряла управление и перевернулась. Именно после этого случая было решено снабжать автомобили системой электронной стабилизации. Вначале планировалось применять ее в машинах представительского и бизнес-класса, но со временем ESP и ее аналоги стали доступы и для бюджетных недорогих автомобилей.
В настоящее время КСУ стала неотъемлемой частью в электронном обеспечении выпускаемых автомобилей, начиная с конца 2011 года. А в 2014 году в США, Канаде, Австралии и Европе планируется все новые автомобили снабжать ESP.



Как же все-таки работает ЕСП? Конечная цель, поставленная перед электронной системой стабилизации (ESP) – в экстремальной ситуации удержать автомобиль в направлении движения передних колес. Конструктивно устройство выполнено из нескольких датчиков, предназначенных для контроля автомобиля в пространстве, блока с электронным управлением и насоса, управляющего раздельными тормозными системами каждого колеса. Последний также задействован для функционирования системы, предотвращающей блокировку колес ABS. Датчики, которые вмонтированы в каждое колесо, считывают угловые скорости колес с частотой 25 раз в секунду. Следующий датчик, расположенный на рулевой колонке, отслеживает угол повороту рулевого колеса. И, наконец, последний датчик ЕСП установлен максимально приближено к осевому центру автомобиля (Yaw sensor), выполнен конструктивно в виде гироскопа (в современных системах применяются акселерометры) и фиксирует вращение авто вокруг вертикальной оси.
В электронном блоке сравниваются скорости вращения колес, плюс угловая скорость поворота (боковое ускорение) с углом поворота колеса, и если нет синхронности, то происходит корректировка систем подачи топлива и давления в тормозных магистралях. Здесь нужно учесть, что сама система стабилизации не предупреждает безопасную траекторию движения, ее задача направлять машину в том направлении, куда повернут руль. При этом она делает то, что невозможно сделать физически: осуществляет независимое друг от друга торможение колес машины. Также ограничивается подача топлива, прекращая ускорение автомобиля, что позволяет его мгновенно стабилизировать.

Существует два варианта, когда автомобиль отклоняется от намеченной траектории. Это занос – случай потери сцепления с дорогой с боковым скольжением задних колес и снос, когда при потере сцепления возникает боковое скольжение передних колес. Угроза заноса часто возникает при выходе из поворота на автомобилях с задним приводом при резком нажатии на педаль газа. В этом случае задние колеса начинают проскальзывать и двигаться в наружную сторону поворота. В данном положении система КСУ затормаживает внешнее переднее колесо и занос прекращается. Снос происходит при выполнении маневра на большой скорости в момент потери сцепления передних колес с дорогой, в результате чего машина не реагирует на вращение рулевого колеса и далее продолжает движение по прямой. Чтобы избежать этого, система затормаживает внутренне к повороту заднее колесо, тем самым предотвращая снос.

В некоторых случаях возможно применение динамической стабилизации автомобиля при торможении не только одного колеса. На практике используется остановка двух и даже трех колес одновременно, кроме внешнего переднего.
Для автолюбителей, которые считают, что данная система мешает движению, наглядным примером, опровергающим такое мнение, служит простейший эксперимент, проведенный на ледовой трассе. При движении по такой дороге у среднестатистического водителя шанс вылететь с трассы без системы стабилизации увеличится, не говоря уже о том, что о лучшем времени пробега он может только мечтать. Больше всего недоверия к системе ЕСП возникает у водителей, которые не хотят понять простой истины: электронная система стабилизации пытается направить автомобиль в том направлении, куда повернуты колеса.
ESP может оказаться лишней лишь в том случае, когда у вас возникло желание с эффектом покрутиться волчком, или вы опытный гонщик, желающий установить новый рекорд на гоночной трассе. Здесь, конечно, система стабилизации будет помехой, не позволяющей использовать управляемый занос для поворота, а ограниченная подача топлива не позволит быстро набирать скорость при боковых скольжениях.
ESP также может сыграть злую шутку с владельцами кроссоверов при очередном покорении трудно проходимого участка пересеченной местности или дороги без асфальтового покрытия (в самый ответственный момент, когда необходимо вращение колес, дабы зацепиться хоть за что-нибудь, система стабилизации, наоборот, тормозит и перекрывает подачу топлива). Так что при необходимости ESP можно, а в некоторых случаях и необходимо отключать. Только не стоит этого делать неопытным водителям, или если автовладелец собирается выезжать на загородную дорогу, где планирует двигаться с высокой скоростью.
Однако чтобы в совершенстве овладеть навыками управления автомобиля на скользкой дороге, нужно учиться вождению с выключенной системой стабилизации. Только в этом случае вы правильно сможете определить момент начала заноса или сноса, и правильно выбирать скорость для выполнения маневра. Если производитель не предусмотрел отключения системы в автономном режиме, то, как вариант, можно отключить один из датчиков скорости с одного из колес или убрать предохранитель насоса ABS. Но при этом не стоит забывать, что будет отключена антиблокировочная система тормозов.

И , мы с вами уже поговорили, теперь настало время ESP. И вопрос звучит так: что же такое эта система в автомобиле? Отвечаем……..


ESP (Electronic Stability Program ) — если перевести на русский язык то (Противозаносная Система). Надо отметить, что эта система является самой совершенной на сегодняшний день, ибо ABS была изобретена в 70 — е года 20 го века, а первый раз ее установили на автомобили Mersedes Benz W116 (S-класс) и BMW 7-й серии. А вот система ESP появилась только в 1995 году, и создал ее тот же концерн Mersedes, впервые поставили на модели Mercedes-Benz А-класса. Основана полностью на электронике, поэтому с усовершенствованием электроники, усовершенствуется и сама система. Надо заметить, что появление системы у моделей Mercedes — Benz сказывалось не совершенной конструкцией, этих авто, попросту автомобили опрокидывались при резких поворотах, особенно резко эта проблема стояла на автомобилях A — класса. Также надо сказать, что Противозаносная система у разных производителей автомобилей называется по разному, например: у BMW — это ASC+T, у Lexus — это VSC, у Volvo — STC.

Принцип работы противозаносной системы

В современных системах автомобиля датчики являются как бы общими, поэтому ESP использует те же датчики что и ABS и EBD, однако система имеет ряд своих датчиков, такие как датчики угла, поворота рулевого колеса, боковых ускорений и вертикальных углов, то есть контролирует почти все.

Начинает работать, когда автомобиль уходит в развивающийся занос, то есть когда датчики выявляют несоответствие, между скоростями вращения колес, притормаживает определенное колесо или колеса (иногда используя и ABS) и машина стабилизируется не уходя с курса движения.

Но не смотря на всю практичность системы ESP, она не способна дать 100 % защиты, особенно при большой скорости автомобиля и при плохих дорожных условиях (снег, гололед, дождь или грязь). Если вы переборщили со скоростью, то польза от такой системы сокращается в геометрической прогрессии. И помните не одна даже самая совершенная система не спасет вас при большой скорости.

А сейчас небольшое видео, оно на английском но основные моменты понятны.

На этом все искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

Современные системы безопасности в автомобиле проходят постоянный путь усовершенствования с момента их широкого внедрения в серийное использование. Большинство из них разработано и первоначально внедрено в странах Западной Европы или Северной Америке. К ним относится ESP, что это такое в машине, разберем дальше.

История начинается с патента 1959 г. Тогда еще никто не знал понятия «система курсовой устойчивости», что это такое, а модуль назывался управляющим устройством. Автором патента выступала авторитетная Daimler-Benz. После этого понадобилось почти 35 лет работы, чтобы внедрить разработку в реальные серийные автомобили. Хотя до этого были попытки внедрить на то время не такую совершенную и довольно громоздкую программу по стабилизации движения авто.

Начиная с 1995 года первыми, кто узнал, что такое ЕСП в автомобиле, стали владельцы стильного по тем временам купе Mercedes-Benz CL 600. Она в то время содержала в себе 11 разных элементов, в отличии от сегодняшней, где их число сократилось до четырех. Некоторое время спустя система стала обязательной для транспорта компании, имеющего классификацию SL и S.

До 1998 года серийная установка осуществлялась и на авто класса «А», но машины часто отзывались компанией, так как опционный модуль вызывал определенные трудности. Спустя год, вернулось все к норме, и ESP вошла в базовую комплектацию большинства модельных классов.

Европейским фаворитом в производстве систем курсовой устойчивости по праву считается компания Bosch. Она внедряет свою продукцию на изделиях таких признанных мировых лидеров, как Volkswagen, Porsche, BMW, Audi и др.

Необходимо знать, что установка на автотранспорт блоков ESP с 2011 года является необходимой процедурой при выходе с конвейера новых авто в регионе Европейского Союза, Канаде и Соединенных Штатах.

Прежде чем объяснять работу системы курсовой устойчивости ESP, что это такое в автомобиле, необходимо разобраться с терминологией. Ведь ее еще называют системой динамической стабилизации. Также в различных мировых компаниях, занимающихся выпуском автотранспорта, используют собственные наработки в данной области и применяют персональное обозначение.

Встречаются разнообразные аббревиатуры автокомпаний для описания системы, которые мы расшифруем:

  • ESP (Electronic Stability Programme);
  • VDC (Vehicle Dynamic Control);
  • VSC (Vehicle Stability Control);
  • VSA (Vehicle Stability Assist);
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control);
  • ESC (Electronic Stability Control).

Если среди функций купленного автомобиля имеется одно из этих обозначений, то это является отличным сигналом для водителя.

Что такое ESP

На скользкой дороге машина ведет себя часто непредсказуемым образом. Не всегда даже опытный водитель способен своевременно реагировать на внешние негативные факторы. Транспорт способен уйти в занос. Далее он теряет контроль и снижается уровень его маневренности. Обеспечить устойчивость на трассе в подобном случае помогает ЕСП.

Основной задачей системы является создание условий для того, чтобы авто ехало туда, куда повернут руль. Занос при этом исключается. В работе модуля используется множество датчиков. В их задачу входит отслеживание направления перемещения ТС исходя из положения руля и степени нажатия на педаль газа. Также блок управления обрабатывает полученные данные, касающиеся боковых ускорений и текущей ориентации возможного заноса.

Курсовая устойчивость помогает водителю во время случайной неординарной ситуации, так как работает ESP в автомобиле, держа под контролем динамику машины. Блокируется не только уход в занос, но и не допускаются боковые скольжения. Фактически система способствует выдерживанию установленного водителем курса, сохраняет траекторию текущего заданного маршрута и способствует стабилизации авто во время выполнения любого маневра.

ЕСП является актуальной для дорог с плохим покрытием, где риск ухода в неуправляемость существенно повышается. Зачастую ее именно так и называют – «противозаносная».

Как все устроено технически

Современная ESP относится к активным системам высокоуровневой безопасности. Она консолидирует в себе нескольких подсистем:

  • антиблоировочная ABS;
  • распределения тормозного усилия EBD;
  • антипробуксовочная ASR;
  • блокирование электроникой дифференциала EDS.

Исполнительным устройством является гидравлический модуль. Также обязательными атрибутами выступают синхронно настроенные датчики и блоки:

  • датчик курсовой устойчивости;
  • датчик вращения колес;
  • датчик, который мониторит угол поворота рулевого колеса;
  • гидравлический насос, через который подаются команды на магистрали колес;
  • электронный блок управления.

ЭБУ отправляет запросы и получает отзывы от датчиков около 30 раз в секунду. Данный модуль снимает дополнительные показания с датчика поворота руля и других датчиков управления. Если полученные параметры подпадают под определенные характеристики, то ЕСП переподчиняет под себя подачу бензина или дизтоплива, а также работу тормозов. Благодаря синхронности удается выровнять транспортное средство по направлению движения передних колес.

Необходимо знать, что на сегодня электроника подстраивается под действия водителя, а направляет переднюю ось человек, управляющий ТС. ESP лишь помогает ему добиться желаемого результата.

Широкий функционал

В экстремальных условиях возможность влияния на тормоза иногда является решающим фактором в стабилизации ТС. Когда передняя ось начинает скользить в сторону, происходит принудительное включение задних тормозов. Блокируется именно то колесо, которое располагается внутри радиуса поворота. Благодаря такому состоянию передняя часть авто выравнивается и не сносится.

Случаются ситуации, когда сносится с трассы задняя ось в процессе поворота. ЕСП при таком событии блокирует только переднюю ось. Особенно это касается стороны, расположенной на внешнем радиусе поворота.

Существует обывательское неправильное мнение о том, что ESP мешает многим водителям управлять ТС. Утверждение в корне неверно, так как человек не сможет с такой высокой скоростью принимать решения и воплощать их в жизнь, как это делает электроника и гидравлика.

Важно! Разработчики внедренной методики уверяют, что отсутствуют ситуации на дороге, когда ЕСП способна отрицательно повлиять на сложившееся положение.

В некоторых случаях владельцы данного модуля могут расширить его возможности. Для этого предусмотрен набор прогрессивных опций:

  1. Электронные гидросистемы. Когда происходит резкое снятие давления с педали газа, то электроникой событие воспринимается как аварийное. Чтобы ускорить процесс тормозные колодки максимально приближаются к дискам.
  2. Тормозные диски с системой самоочистки. При проезде по лужам или во время непогоды на поверхности дисков образуется небольшой влажный налет, который способен снижать коэффициент трения между накладками и дисками. Периодически колодки по команде электроники самостоятельно снимают слой влаги.
  3. Функция «мягкой» остановки. Сервис способствует плавному снижению скорости ТС. Этому способствует снижение давления в гидроконтурах во время процесса торможения.
  4. Помощь в регулировке на неровном покрытии, расположенном под углом. Блокируется самовольное скатывание назад авто на склоне во время остановки.
  5. «Стоп-вперед». Опция является дополнением к круиз-контролю. Благодаря ей мониорится удаление от впереди едущего авто. Функция является комфортной для эксплуатации в пробках и в некоторых модификациях способна работать без водителя.
  6. Автоторможение при парковке. Является электроаналогом ручного тормоза. Для активации выжимают педаль до упора, а затем нажимают специальную кнопку, активирующую гидравлику.

Инженеры не останавливаются на разработках в данной области, поэтому система будет совершенствоваться и дальше. Автолюбителей, безусловно, это только радует.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»