В рамках цушлаг-калькуляции в качестве основы для определения нормы причисления накладных расходов в области изготовления принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством калькулируемого продукта. Такой подход предполагает, что между зарплатами этих работников и накладными расходами существует прямая связь. Чем выше зарплаты работников, тем большее количество накладных расходов причисляется к этому продукту. Рассмотрим простой пример:
Издержки на зарплату работникам основных профессий, занятых изготовлением продукта A, составляют 100 €, а продукта B – 200 €. При норме причисления накладных расходов 250% в области изготовления получаются следующие издержки производства обоих продуктов:
Из-за принятой зависимости накладных расходов от зарплаты работников основных профессий, накладные расходы в области изготовления растут пропорционально зарплатам. Однако у других накладных расходов, не менее важных в промышленном производстве, такая связь отсутствует. К ним относятся:
- расчётная (калькуляционная) амортизация
- расчётные (калькуляционные) проценты на инвестированный капитал
- издержки на электроэнергию
- расходы на планово-предупредительные ремонты
- издержки техобслуживания
В пользу применения заработной платы в качестве основы для расчёта норм причисления накладных расходов в области изготовления говорит лишь простота употребления. Тем не менее, этому преимуществу противостоят серьезные изъяны:
- Расходы на зарплату могут изменяться под влиянием тарифных соглашений, которые не обусловлены производственной деятельностью предприятия. Заключение нового тарифного соглашения не должно влечь за собой изменение накладных расходов на изготовление.
- Возрастающая механизация и автоматизация всегда ведёт к увеличению доли накладных расходов на изготовление в производственных издержках и сокращению доли зарплат работников основных профессий. Норма причисления накладных расходов к заработной плате также увеличивается. В результате, даже незначительные ошибки в оценке зарплат работников основных профессий ведут к значительным последствиям при определении накладных расходов в области изготовления.
- Установленный в рамках счёта издержек размер надбавки накладных расходов в области изготовления принимается в калькуляцию всех изделий, которые учитывают издержки этой области. Однако, такой расчет ведёт к неточному причислению накладных расходов к изделиям, если машины, применяемые в области изготовления, загружены неравномерно и вызывают издержки разного уровня. Например, накладные расходы на изготовление единицы продукции устанавливаются слишком высокими, если работы выполнятся на машине, которая вызывает более низкие издержки. Либо, напротив, в калькуляции устанавливаются заниженные издержки, если изготовление происходит на машине, которая вызывает более высокие издержки.
Калькуляция накладных расходов, в основу исчисления которых берётся не заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством какой-либо продукции, а машино-часы эксплуатируемого оборудования, позволяет устранить вышеназванные недостатки. Калькуляция издержек с помощью машинно-часовых норм отличается от расчёта норм причисления накладных расходов, принятого в цушлаг-калькуляции, только при определении издержек в области изготовления.
Под полезным машинным временем понимают время, в течение которого машина функционирует фактически.
Машинное время – это время, в течение которого машина могла бы функционировать теоретически, если бы она постоянно находилась в эксплуатации, т.е. без простоев.
Расчёт машинного времени:
365,25 ? 24 час. = 8.766 час./год
Простои включают:
- Выходные и праздничные дни
- Время суток, в течение которого машина не работает (напр., при работе предприятия в одну смену)
- Обусловленные производством простои, которые известны по опыту (время технического обслуживания, общие собрания трудового коллектива, болезнь обслуживающего персонала)
- Обусловленные производственной необходимостью технологические перерывы
В промышленном предприятии рабочее время машин планируется по возможности с минимальным количеством часов простоя оборудования.
При 40-часовой рабочей неделе машина работает планомерно 37,5 ч. Остальные 2,5 ч требуются, чтобы её переоборудовать, наладить и почистить. 4 недели в году машина не используется из-за праздников и выходных. Ежегодное полезное машинное время составит:
37,5 ч? 48 недель = 1.800 ч/год.
1.800 / 12 = 150 ч/мес.
При расчёте норм причисления накладных издержек с помощью машино-часов, блок накладных издержек в области изготовления разделяют на машинно-зависимые и машинно-независимые накладные издержки. К первым относятся расходы, которые обусловлены механизацией и зависят от полезного машинного времени. Вторые зависят от зарплаты работников основных профессий и обозначаются как остаточные накладные издержки в области изготовления.
Машинно-зависимые накладные издержки отчётного периода соотносят к полезному машинному времени.
Издержки, приходящиеся на один час полезного машинного времени, или норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М), рассчитываются по формуле:
При определении себестоимости единицы изделий с помощью цушлаг-калькуляции, машинно-зависимые накладные расходы в области изготовления учитывают в издержках производства и/или издержках оборота.
Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНР О) рассчитывается на основе зарплаты работников основных профессий:
Рис. 1. Машинно-зависимые и машинно-независимые накладные расходы
Предприятие имеет следующие данные об эксплуатируемой машине:
Машинно-независимые накладные издержки включают:
- Рассчитайте норму причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М),
- Определите норму причисления остаточных накладных расходов (НПНР О),
- Составьте калькуляцию для заказа, который изготавливается на машине, с учётом следующих данных:
1. Сначала определяют машинно-зависимые накладные издержки в области изготовления за год:
a) Расчётная амортизация:
Машина является изнашиваемым основным средством с ограниченным сроком эксплуатации. Для расчета калькуляционных процентов на инвестированный капитал по её приобретению применяется метод средней величины, т.е. в расчёт берётся половина стоимости приобретения:
Калькуляционные (расчётные) проценты: 8 % от 80.000 € = 6.400 €/год.
c) Расходы на техобслуживание:
По условию задачи = 6.000 €/год.
d) Издержки на эл. энергию:
Издержки одного машино-часа = 40 кВ/ч? 0,20 € = 8 €
Издержки 2.000 часов полезного времени машины = 8 € ? 2.000 ч = 16.000 €/год.
Годовой тариф на заявленную мощность = 15 € ? 12 мес. = 180 €/год.
Годовые издержки на эл. энергию, всего = 16.180 €/год.
e) Арендная плата:
Годовая арендная плата = 240 € ? 12 мес. = 2.880 €/год.
f) Расходы на оснастку:
Годовые расходы на оснастку = 400 € ? 4 = 1.600 €/год.
g) Расходы на горюче-смазочные материалы:
Годовые расходы на горюче-смазочные материалы = 50 € ? 4 = 200 €/год.
Сумма машинно-зависимых накладных расходов в области изготовления составляет 51.260 евро в год. Из соотношения машинно-зависимых накладных расходов и полезного машинного времени получается норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М):
2. Остаточные накладные расходы в области изготовления получаются из сложения возникших издержек по социальному страхованию, зарплат работников вспомогательные профессий и общих эксплуатационных расходов (водоснабжение, канализация, земельный налог и т.п.). В качестве основы для определения норм причисления накладных расходов принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых изготовлением калькулируемого продукта.
Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНР О):
3. Калькуляция себестоимости:
Литература:
- Mirja Mumm, Kosten- und Leistungsrechnung, Leipzig 2008, ISBN 978-3-7908-1959-5.
- Gunther Friedl, Christian Hofmann, Burkhard Pedell: Kostenrechnung. Eine entscheidungsorientierte Einfuhrung. Munchen 2010, ISBN 978-3-8006-3595-5.
- Andreas Schmidt, Kostenrechnung: Grundlagen der Vollkosten-, Deckungsbeitrags- und Planungskostenrechnung sowie des Kostenmanagements. Stuttgart 2008, ISBN 978-3-17-020417-1.
- Liane Buchholz, Ralf Gerhards: Internes Rechnungswesen: Kosten- und Leistungsrechnung, Betriebsstatistik und Planungsrechnung. Heidelberg 2009, ISBN 3790823422, 9783790823424.
Контроль работоспособности двигателя трактора важен, так как от этого зависит продолжительность и эффективность его использования. Одним из самых первых устройств, которое позволяет узнать предварительное состояние силового агрегата – это датчик моточасов. Он отображает такую важную характеристику как моточас, при помощи которой можно контролировать время полноценной службы двигателя.
Что такое моточасы на тракторе – достаточно просто представить, если понять, как происходит фиксация данного параметра. В момент запуска двигателя включается также механический или электронный счетчик, который начинает фиксировать и запоминать частоту вращения вала при помощи специального индикатора. Этот прибор для определения моточасов тракторов позволяет установить продолжительность его работы за любой период времени. Но в то же время утверждение, что 1 моточас трактора равен одному часу реального времени работы – ошибочно.
Расчет строится исходя из количества оборотов в минуту. Следовательно, он может отличаться в несколько раз при нагрузке и на холостом ходу. Получается, если посчитать моточасы – можно узнать приблизительную степень изношенности подвижных механических узлов силового агрегата. Формула их подсчета достаточно проста и строится исходя из количества оборотов:
- холостой ход позволяет приравнивать один моточас к часу реального времени;
- обычная нагрузка «ускоряет» моточас приблизительно на треть – 1Мч составляет приблизительно 40 минут;
- интенсивная нагрузка приводит к «ускорению» износа на две трети.
Такая схема позволяет приблизительно уточнить, чему равен моточас на тракторе в зависимости от степени интенсивности его использования.
Зачем нужно считать моточасы
Выяснив как считать моточасы на тракторе, теперь можно переходить к вопросу, зачем эти подсчёты нужны. В первую очередь, ответ на этот вопрос кроется в особенностях самого процесса проведения подсчетов – он строится на количестве оборотов двигателя в минуту. Учитывая, что каждое подвижное механическое сочленение имеет свой обозначенный производителем запас прочности – можно заранее рассчитать время планового технического обслуживания двигателя. При этом зная, как работает счетчик моточасов на тракторе, несложно сделать это точно, опираясь на реальный износ коленвала, поршневой системы и других узлов силовой установки.
Знание реальных рабочих характеристик двигателя можно легко перевести моточасы в километры на тракторе в каждом отдельном случае. Существует специальная усредненная таблица, которая предполагает, что 1 м/ч для колесных тракторов составляет 10 километров, для гусеничных – 5 километров. Но для точного подсчета следует учесть множество факторов, начиная от скорости движения и заканчивая нагрузкой на двигатель. Кроме этого, конструкция датчика позволяет намотать моточасы, превратив любые подсчеты в бесполезное занятие. Хотя сегодня – это достаточно редкое явление, так как решение «накрутить» счетчик больше относится к «советскому времени». В то время моточас был одним из индикаторов продолжительности работы, а сегодня – средство экономии, контроля расхода топлива и работоспособности силового агрегата.
Машино-часы в j-м расчетном периоде Тij, маш.·ч
где фi j - значение j-го расчетного периода работы подвижного состава на i-м маршруте, ч;
Количество машин для j-го расчетного периода на i-м маршруте, ед.;
Среднесуточная продолжительность работы подвижной единицы на линии tcc, ч.
где Ti - общая сумма машино-часов работы на маршрутах, маш.·ч;
Для количества машин на маршрутах, указанных в таблице 1.2, проведен расчет машино-часов по периодам работы. Результаты представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Машино-часы в движении
Машино-часы в движении, маш. ч |
||||||
после 22:00 |
||||||
Итого за год |
Среднесуточная продолжительность работы на линии tcc р, ч
Среднегодовой показатель
Общая продолжительность работы по всему парку в год T0, маш.·ч
где Д - число дней в году, Д = 365дней,
Т0 = 1113,6 ·365 = 406 464 маш.·ч.
Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины Тcг, ч
где nи - инвентарный парк депо, ед.;
где nчп - максимальное количество машин, одновременно работающих на маршрутах;
бв - коэффициент использования подвижного состава по выпуску.
Принимается бв = 0,9 с последующим перерасчетом.
Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины, ч
Машино-километры пробега
Среднесуточный показатель
Машино-километры пробега на i-м маршруте в j-м расчетном периоде Lij, маш.·км
где vi - эксплуатационная скорость на i-ом маршруте (берется из таблицы 1.1)
Среднесуточный пробег одного троллейбуса Lсс р, км
где L - общая сумма машино-километров пробега, км·ч.
Таблица 1.4 - Машино-километры пробега
Машино-километры пробега, маш. км |
||||||
после 22:00 |
||||||
Итого за год |
По данным машино-часов работы троллейбусов на маршрутах (таблица 1.2) проведен расчет машино-километров по расчетным периодам. Результаты представлены в таблице 1.4.
Среднесуточный пробег одного троллейбуса в будние дни
Среднегодовой показатель
Общий пробег всего парка за год L0, маш.·км
L0 = 19701 ·365 = 7 190 865 маш.·км.
Среднегодовой пробег одного троллейбуса Lcг, км
Машино-час
Машино-час
Машино-час - единица рабочего времени оборудования, которая используется при расчете затрат на производство конкретного продукта. Машино-часы в расчете на единицу производимой продукции являются одним из ограничивающих факторов при увеличении объемов производства.
По-английски: Machine-hour
Финансовый словарь Финам .
Смотреть что такое "Машино-час" в других словарях:
машино-час - Единица рабочего времени оборудования, которая используется при расчете затрат на производство конкретного продукта, например, при расчете услуг вспомогательных цехов. Машино часы в расчете на единицу производимой продукции являются одним из… … Справочник технического переводчика
Сущ., кол во синонимов: 1 единица (830) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Машино час, машино часы, машино часа, машино часов, машино часу, машино часам, машино час, машино часы, машино часом, машино часами, машино часе, машино часах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
машино-час - маш ино ч ас, а, мн. ч. ы, ов … Русский орфографический словарь
машино-час - (2 м); мн. маши/но часы/, Р. маши/но часо/в … Орфографический словарь русского языка
машино-час - , а, м. Единица измерения количества работы машины. Букчина, 64 … Толковый словарь языка Совдепии
машино-час - машин/о/ час/ … Морфемно-орфографический словарь
МАШИНО... и МАШИНО... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к машине, машинам (в 1 знач.), напр. машиносчётный, машиноснабжение, машино час; 2) относящийся к машине, машинам (в 3 знач.), напр. машиновладелец, машинопрокатный.… … Толковый словарь Ожегова
Машино... и МАШИНО... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к машине, машинам (в 1 знач.), напр. машиносчётный, машиноснабжение, машино час; 2) относящийся к машине, машинам (в 3 знач.), напр. машиновладелец, машинопрокатный.… … Толковый словарь Ожегова
ГОСТ 4.474-87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей - Терминология ГОСТ 4.474 87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей оригинал документа: 1.1.3. Вылет (СТ СЭВ 723 77), м: l3 Определения термина из разных документов: Вылет 1.1.4. Высота… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Организация в рамках договора на выполнение текущего ремонта осуществляет ремонт оголовков вентиляционных каналов и дымоходов на скатных кровлях без проведения ремонтных работ на кровле. Было принято решение о проведении работ с применением автогидроподъемника.
Как правильно произвести расчет количества машино-часов работы автогидроподъемника для включения в локальную смету?
Сметная документация на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту разрабатывается исходя из данных, приведенных в дефектных актах , которые, в свою очередь, при необходимости формируются на основании технических заключений. Такая норма закреплена в п. 4.8 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 257, с учетом изменения № 3.
В соответствующих строках дефектного акта в произвольной форме приводятся сведения об особенностях технологии ведения работ с применением грузоподъемных механизмов, люлек электрических, автовышек и другие сведения, необходимые для определения сметной стоимости работ.
Действующими нормативами расхода ресурсов в натуральном выражении не предусмотрено применение автогидроподъемников для выполнения указанных работ. Включение их в сметную документацию возможно только в случае, если такая технология выполнения работ будет предусмотрена дефектным актом. При этом, поскольку такой способ выполнения работ удорожает стоимость работ по текущему ремонту, решение о применении автогидроподъемников следует технологически или экономически обосновать.
Ввиду отсутствия действующих нормативов, учитывающих способ выполнения работ по ремонту оголовков вентиляционных каналов и дымоходов на кровлях с применением автогидроподъемников, возможны следующие варианты учета времени эксплуатации данной машины в сметной документации:
- Разработка индивидуальных нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении одним из способов, предусмотренных Методическими рекомендациями о порядке разработки индивидуальных ресурсно-сметных норм, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 18.06.2010 № 217, в редакции от 27.02.2014 № 8.
- Включение в смету времени эксплуатации автогидроподъемника отдельной строкой, как времени эксплуатации механизма, не учтенного в нормативе, предусматривающем выполнение указанных работ. В таком случае время эксплуатации автогидроподъемника можно рассчитать исходя из трудоемкости рабочих, определенной по соответствующему нормативу, и вместительности люльки.
Например, в соответствии с нормативом Е58-37-1 «Смена колпаков на дымовых и вентиляционных трубах в один канал» на смену 10 штук колпаков трудоемкость рабочих составит 18,38 чел.-ч. Максимальное количество людей в люльке автогидроподъемника АГП-18 (подъемник выбран произвольно) - 2 человека. Время эксплуатации автогидроподъемника составит:
18,38 чел.-ч / 2 человека = 9,19 ч.
Светлана Филоненко, ведущий инженер проектно-сметной документации