Техническая характеристика автомобиля зил 138. Мелкосерийные и опытные

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Разработка самосвала, который должен был прийти на замену недостаточно удачной модели ЗИС-150, началась в 1953 году. Получившийся в результате ЗИЛ-130 мог перевозить до 4 т груза.

Расчет разработчиков был на то, что машина вберет в себя все лучшее, что было накоплено в опыте автомобилестроения за все годы работы. Все инженерные решения были достаточно технологичны для осуществления поставленных задач.

В итоге получилось целое семейство модификаций, для которых предусматривалась возможность монтажа разнообразных надстроек.

Двигатель ЗИЛа-130 и его технические характеристики

Изначально для автомобиля-сельхозника был предусмотрен экспериментальный двигатель карбюраторного типа. Шесть цилиндров, входящих в конструкцию, были расположены буквой «V».

Рабочий объем такого агрегата составлял 5 200 куб. см, а проектная мощность – 135 л. с. при 3 200 оборотах в минуту.

Развал блоков цилиндров составлял 90 градусов. Но на ближайших испытаниях выяснилось, что таких технических характеристик недостаточно, и возможность развивать необходимые динамические качества у машины отсутствует.

Следующим этапом разработки стало использование восьми цилиндров, расположенных по тому же принципу. Такая модернизация дала мощность в 150 л. с.

Производство предыдущей модели двигателя было свернуто по причине значительных конструктивных недостатков.

Новый двигатель давал машине возможность развить до 90 км/ч. Клапаны на этом четырехтактном моторе находятся сверху.

При максимальной мощности обороты составляют 3 000 в минуту при уровне сжатия в 6,5. Рабочий объем цилиндров такого двигателя — 5 996 куб. см.

Карбюратор К-88 характеризуется двухкамерным строением, верхним расположением и падающим потоком.

В конструкции используются экономайзерное устройство и насос для ускорения, работающий механически. Он снабжен пневматическим центробежным регулятором количества оборотов коленвала.

Смазка мотора происходит в комбинированном режиме по принципу разбрызгивания и с использованием давления. На начальных этапах в этот механизм было включено устройство глубокой фильтрации. Выглядело оно как набор тонких пластин из стали.

Для высокой очистки применялась центрифуга с реактивным приводом.

Топливный насос обеспечивает принудительное питание двигателя. Он создан по диафрагменному типу Б-9 с одним выпускным и двумя впускными клапанами. Для работы модель использует бензин А-76.

Принудительная система обдува картера имеет закрытый тип. Двухступенчатая очистка воздуха происходит посредством фильтра ВМ-16.

Закрытая система охлаждения имеет жидкостную специфику, заключающуюся в принудительной циркуляции охлаждающего состава с применением водяного насоса.

Технические характеристики компрессора и КПП ЗИЛа-130

В составе этого механизма имеются два поршня, которые крутит коленвал. Ему же вращение передает шкив, который, в свою очередь, объединен с другим фрикционным колесом вала вентилятора.

Соединительным элементом этой конструкции является клиновидный ремень.

Комбинированная смазочная система заключается в подаче масла в мотор, который охлаждается с помощью специальной жидкости. Вся эта конструкция связана с общим устройством понижения температуры двигателя.

Компрессор ЗИЛа 130-й модели является важной составляющей тормозной системы машины. Его функция в этой конструкции заключается в нагнетании воздуха в пневматическую систему.

Располагается компрессор на головке блока с его справой стороны. Рабочий объем такого устройства составляет 215 куб. см. Он способен показывать производительность 210 л в минуту. При этом потребляет всего 2,1 кВт мощности. Заявленная частота вращения находится на уровне 2 000 оборотов в минуту.

В тот момент, когда в системе, работающей по пневматическому принципу, давление составит 700 кПа, сработает контроллер давления. После этого воздух перестанет поступать в баллоны. В таком случае деятельность компрессора теряет смысл.

Мотор тратит мощность на поддержание работы этой системы, а напор воздуха при этом не нужен.

Среди типичных поломок этого узла можно выделить:

  • износ поршневых колец ;
  • истирание уплотнителей коленвала ;
  • засорение трубки удаления масла;
  • повреждение головок шатунов , расположенных снизу.

Все эти детали можно при необходимости легко заменить на новые. Выявить неисправность позволяют различные шумы и повышенное количество масла в конденсате.

Для долгой работы этого узла необходимо проверить, хорошо ли прикреплен компрессор к двигателю, крепко ли затянуты гайки на шпильках, вращающих головку, прочно ли зафиксирован шкив. Ежедневно необходимо проверять степень натяжения ремня.

Каждые 50 000 км предполагают проведение технического обслуживания, во время которого очищаются все поршневые клапаны, каналы воздухоотводов, пружины и седла.

Коробка передач, используемая в конструкции ЗИЛа-130, появилась среди разработок завода в 1961 г. Технические характеристики модели предполагают трехходовое строение. Главное передаточное число — 6,23. Этот узел характеризуется пятью скоростями.

Все шестерни конструкции находятся в постоянном сцеплении, кроме первой ступени и заднего хода.

В устройстве КПП используются два синхронизатора, выполненных по инерционному типу. Они используются для включения от второй до пятой передач. Ручной тормоз барабанного вида – это еще одна составляющая коробки передач на ЗИЛе-130.

В 1967 г. конструкция КПП претерпела некоторые изменения: в ней появился передний подшипник для ведомого вала, шейка вала изменила свою конструкцию. Вместо игольчатого подшипника появился сепаратор.

В новом варианте отсутствовало стопорное кольцо. Чтобы вода не попадала в КПП в момент преодоления брода или интенсивных осадков, ручка переключения скоростей изолирована с помощью резинового уплотнителя в виде чехла с хомутом.

С помощью специальной пасты производитель защитил крышку коробки и люков, поверхность картера КПП и другие элементы конструкции. Внутреннее пространство проветривается через вентиляционную трубку.

На верхней бобышке узла выбит заводской номер для простоты его идентификации. Картер такой коробки изготовлен из чугуна высокого качества, что позволяет значительно продлить срок его эксплуатации.

Ведущий, промежуточный и ведомый валы отлиты из прочнейшей стали, как и блок шестерен с его осью. Все это направлено на обеспечение максимального срока эксплуатации данного узла.

Автокран на базе ЗИЛ-130 и его технические характеристики

В сочетании с рассматриваемой моделью, как пишут во многих книгах, может быть использован автокран КС-2561Е, грузоподъемность которого составляет 6,3 т. Такое устройство оснащено механическим приводом.

Шасси снабжено стабилизатором и торсионным валом.

Важно! Откидные выносные опоры оснащены пружинными балансирами, которые можно смонтировать, используя автомобильные домкраты. Для вращения опорно-поворотного устройства используют роликовую конструкцию.

В качестве главного стрелового оборудования применяется невыдвижной решетчатый элемент . Основная стрела имеет базовую длину 8 м, при этом вылет варьируется от 3,3 до 7 м.

Если использовать выносные опоры, то грузоподъемность составит 6,3 т, без таких дополнений – лишь 1,1 т. В движении модель может поднять до 1,6 т, при этом скорость поднимания составит от 0,97 до 13,1 м/мин.

Грузоподъемность ЗИЛа-130

Показатели грузоподъемности модели варьировались в процессе модернизации автомобиля. Изначально машина могла поднять лишь 4 т, но вскоре эта цифра увеличилась до 5 т благодаря большому запасу прочности механизма.

После 1977 г. ЗИЛ-130 менялся еще больше: кроме внешнего вида модель стала справляться с грузом массой до 6 т.

Бортовой автомобиль с колесной базой 4х2 имеет полную массу 10 425 кг. Автопоезд может достигать по весу 18 525 кг. При этом максимально возможная нагрузка на переднюю ось составляет порядка 2 625 кг.

Задняя ось выдерживает 7 900 кг. В бак такой машины помещается до 170 л топлива.

Модификации грузовика ЗИЛ-130

Обилие выпущенных и запланированных к выпуску модификаций показывает всесторонние возможности модели:

  • 130А выполняет функции бортового тягача. В сумме с прицепом он весит 8 т;
  • 130Г – это бортовой длиннобазный грузовой автомобиль с платформой;
  • 130В – тягач седельной системы, характеризующийся укороченной колесной базой;
  • 130ВТ – в этой разновидности основным преимуществом является усиленный задний мост;
  • 130Б – это самосвал для сельхоздеятельности.

Модели с усиленным задним мостом показали повышение общего веса, что могло негативно повлиять на показатель общей производительности. При этом тягово-динамические характеристики улучшились. Более простые модели укомплектовывались односкоростным мостом.

Модификация 130Г вышла с конвейера в 1972 г. и работала с прицепом. Основное различие между машинами проявлялось в конструкции мостов, а также в оснащении.

Некоторые модели получили возможность работать на сжиженном нефтяном газе (ЗИЛ-138В1, ЗИЛ-138Д2) . На базе этой машины даже создавались серийные пожарные автомобили:

  • АЦ-30(130)-63,
  • АЦ-40(130)-63Б,
  • АН-30(130)-64,
  • АЦ-40(130Е)-126,
  • АН-40(130Е)-127,
  • АГ-24(130)-198 и другие.

Универсальность ЗИЛа 130-й модели позволяет использовать его для разнообразных целей. Благодаря этому фактору такой автомобиль станет хорошим вложением денег.

Высококачественная сборка и большой запас прочности обеспечат длительную работу в любых погодных и дорожных условиях.

А историю создания автомобиля ЗИЛ-130 можно посмотреть прямо сейчас:

ЧАСТЬ I. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации
Введение
Предупреждения и общие указания
Правила техники безопасности и противопожарные мероприятия
Эксплуатация нового автомобиля
Техническая характеристика автомобилей
Органы управления и контрольно-измерительные приборы
Двигатель
Механизмы двигателя
Смазочная система
Система питания
Система выпуска газов
Система охлаждения
Пусковой подогреватель двигателя
Агрегаты шасси
Сцепление
Коробка передач
Карданная передача
Задний мост
Рама
Передний мост
Подвеска автомобиля
Колеса и шины
Рулевое управление
Тормозные системы
Электрооборудование
Генератор
Регулятор напряжения
Аккумуляторная батарея
Система зажигания
Стартер
Система освещения и световой сигнализации
Звуковой сигнал
Кабина, капот, платформа и седельно-сцепное устройство
Кабина
Капот
Платформа
Седельно-сцепное устройство
Эксплуатация автомобиля
Пуск и останов двигателя
Вождение автомобиля
Техническое обслуживание автомобиля
Смазывание автомобиля
Карта смазывания
Автомобиль ЗИЛ-130 с новыми тормозными системами и усовершенствованной системой питания
Введение
Предупреждения
Техническое описание
Система питания
Тормозные системы
Обслуживание тормозных систем
Система электрооборудования
Инструмент и принадлежности, прилагаемые к автомобилю
Транспортирование автомобилей
Хранение и консервация автомобилей
Приложения
ЧАСТЬ II. Автомобиль ЗИЛ-138 и его модификации
Введение
Предупреждения
Техническая характеристика
Газовая топливная система
Баллон для сжиженного газа
Испаритель для сжиженного газа
Газовый редуктор низкого давления
Газовый смеситель
Газопроводы
Бензиновая резервная топливная система
Пуск двигателя на газовом топливе
Пуск холодного двигателя
Пуск прогретого двигателя
Пуск двигателя при низкой температуре окружающего воздуха
Пуск двигателя на бензине
Перевод двигателя с одного вида топлива на другой
Возможные неисправности двигателя при работе на газовом топливе
Возможные неисправности двигателя при работе на бензине
Порядок наполнения баллона сжиженным газом
Дополнительные работы по техническому обслуживанию автомобиля ЗИЛ-138
Переоборудование автомобилей семейства ЗИЛ-130 для работы на газовом топливе
Переоборудование двигателя
Установка топливного бака
Монтаж трубок системы питания
Установка газового оборудования на двигатель ЗИЛ-138
Монтаж кронштейнов штуцеров и трубопроводов газовой системы
Контроль качества установки газовых баллонов
Проверка герметичности газовой системы
Проверка и испытания автомобиля после переоборудования
Приложение 1. Комплект сборочных единиц и деталей для переоборудования автомобилей ЗИЛ-130 для работы на газовом топливе (комплект 138-4498001; 138В1-4498001, 138Д2-4498001)
Приложение 2. Маркировка и расцветка проводов
Приложение 3. Механизм управления подачей топлива

Автомобильный двигатель, работающий на газовом топливе, — не новинка. В свое время и у нас были разработаны такие конструкции. Но вопрос о производстве газобаллонных автомобилей приобрел особую актуальность сегодня. Прежде всего, его выхлопные газы менее токсичны. Немаловажно и то, что газовое топливо дешевле, а современное газовое хозяйство делает вполне реальным достаточно широкое использование таких автомобилей в современных крупных городах. В Москве и Ленинграде уже работают большие партии грузовиков ЗИЛ-138. Постоянно растет их парк в автохозяйствах, обслуживающих газовые коммуникации. Серьезный интерес к ЗИЛ-138 проявляют автохозяйства нефте- и газопромыслов.
Что же представляет собой ЗИЛ-138? Он создан на базе известного грузовика ЗИЛ-130 и внешне отличается от него баллоном красного цвета со сжиженным газом. Под капотом у него специальный двигатель, работающий на газовом топливе, комплект газовой аппаратуры и система резервного питания двигателя с использованием бензина. Конструкция двигателя и особенность системы питания обусловили и некоторые изменения в технической характеристике автомобиля в целом. Так, его масса в снаряженном состоянии стала 4415 кг (против 4300 кг у ЗИЛ-130), а полная масса — 9640 кг (против 9525 кг).
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-138, который работает на газе марки «Технический пропан» (ГОСТ 10196-62 ) и приспособлен для кратковременной работы на бензине А-76. Его мощность при 3200 об/мин составляет 150 л. с., а степень сжатия равна 8 (против 6,5 у ЗИЛ-130).
Процесс приготовления горючей смеси для двигателя ЗИЛ-138 несколько сложнее, чем у его бензинового прообраза.
В баллоне газ находится в двух фазах — жидкой (занимает 90% объема баллона) и паровой (10%). Через расходные вентили топливо в паровой и жидкой фазах поступает в трубопроводы и далее к магистральному вентилю. Затем оно идет в испаритель, где окончательно принимает газообразное состояние. Через шланг высокого давления газ следует в фильтры для очистки от смолистых веществ и механических примесей и затем поступает в первую ступень редуктора.
Этот узел представляет собой двухступенчатый автоматический диафрагменный регулятор давления с рычажной передачей давления от диафрагмы к клапанам. Первая и вторая его ступени — высокого и низкого давления — имеют по диафрагме из специальной прорезиненной ткани, пружине и рычагу, соединяющему диафрагму с регулирующим клапаном. Главная обязанность редуктора — снижение давления газа на пути от баллона к смесителю. Одновременно редуктор автоматически регулирует количество топлива в зависимости от режима работы двигателя. Для этой цели служит дозирующе-экономайзерное устройство.
Избыточное давление на выходе второй (то есть низкого давления) ступени редуктора и перекрытие газовой магистрали при неработающем двигателе обеспечивается разгрузочным устройством.
После дозирующее-экономайзерног о устройства, объединенного со второй ступенью редуктора, газ идет к смесителю. Здесь происходит образование газо-воздушной рабочей смеси, которая и поступает в цилиндры двигателя. Газовый смеситель объединен с приводом пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала, датчик которого установлен так же, как и на двигателе ЗИЛ-130, и имеет подогрев от системы охлаждения.
Смеситель установлен на впускном коллекторе двигателя через переходник, на котором спереди смонтирован карбюратор системы резервного питания с двумя сетчатыми пламегасителями. На случай кратковременной работы на бензине ЗИЛ-138оснащен карбюратором, бензонасосом и 10-литровым топливным баком.
Учитывая растущую потребность народного хозяйства в модификациях автомобиляЗИЛ-138, автозавод имени И. А. Лихачева в 1976 году разработал конструкцию шасси ЗИЛ-138В1 (седельный тягач) и ЗИЛ-138Д2 (самосвал). От ЗИЛ-138 они отличаются размерами базы (она на 500 мм короче), количеством и размерами баллонов для сжиженного газа (их два и они меньше, чем на ЗИЛ-138).
Опыт эксплуатации первых партий автомобилей ЗИЛ-138 дал положительные результаты. Многие автохозяйства даже самостоятельно переоборудуют серийные ЗИЛ-130 под газовое топливо, используя для этого разработанные заводом комплект деталей и инструкцию по переоборудованию.
Н. РАЗИНЧЕВ, инженер-конструктор (За рулем №1, 1978)

Пару-тройку месяцев назад коллега victorpuzo уже писал о газобаллонном газовском варианте, относительно недавно выпущенном фирмой DIP: то был . Моделька узнаваемая и весьма детализированная: проработана как надо, и радости не вызывать не может. Красный баллон так и вообще смотрится кричаще на обыкновенном серовато-зеленом фоне всей машины.
Ранее, и уже довольно-таки прилично времени назад (два с кварталом года назад), был показан и сарлабовский , тоже газобаллонный. Как и все изделия от СарЛаба, он был эдаким произведением искусства в миниатюре.
Больше на моей памяти газобаллонных грузовиков в песочнице не было.
Ну что ж, третьим буду. Причем на этот раз с ЗИЛом.
Ну да, судя по кату с историей выше, это будет ЗИЛ-138. Будет он от мастерской Pegas-Models. И тут интересно следущее. Кратко передам беседу с основателем мастерской, Утицких Вадимом. По сути, модели этой мастерской - это тот же ALF, который, в свою очередь - копия ЗИЛ-130 от КВ. Так вот, насколько мне стало известно, в составе мастерской
ALF был такой мастер, Александр Говоруха (если я все правильно помню), он начал переделывать и продавать модели ALF, при этом на моделях появлялся Пегас - модель становилась моделью от Pegas-Models. Мне модель досталась как таковая от мастерской ALF.

Традиционно, начну с мордашки. Тот же ALF. Четкая надпись "ЗИЛ", поворотники - пупырышками. Решетка радиатора сквозная - зачет. Вдобавок ко всему можно видеть декаль госрегзнака, что модельку оживляет неслабо:

Вид в профиль слева по ходу движения.
И тут внимательный зритель может разглядеть, что указатели поворота на крыле - уже не просто выступы с мазком краски, а отдельные стеклянные детали, за что спасибо:



Знак качества, принадлежность к автобазе и надпись "Пассажиров не брать!" продолжают добавлять капельки радости в чашечку оживления модели:


Салон видно плохо, но он - цветной:


Бак с газом - яркое красное пятно на синем в целом грузовичке. Надпись "ОГНЕОПАСНО" декалью, заглушки-пробки - серебрянкой. У диповского еще кронштейны-держатели покрашены были:


Вид сверху:


С бензиновым братом от ALF:


Вид справа по ходу движения. Ручки снова выполнены зацело с дверью:


И снова - номера-декали. Радуют. А вот задняя светотехника в духе Элекон - не очень:


Немного попытался подглядеть в салон:


Такой вид еще есть:


Вид снизу, или донышко:


Вот он - зверь Пегас - спрятался на эмблеме на инструментаном ящичке:

Донышко - хорошее. Именно так. У ДИПа - отличное. Видно клеймо "МС". Я узнал, что означает она протсто "мастер Сергей". Это сборщик:


Вновь - рядом с мифической службой Горсвет:


Трехчетвертные сверху:


И несколько ЗИЛов одного семейства дружно вместе:


PS: Прошу модераторов добавить метку Pegas-Models.
PPS: отдельная "благодарность" - родной почте, модель пришла без кузова и баллона, с гнутыми зеркалами. За помощь в восстановлении - ОГРОМНОЕ СПАСИБО Гранину А.А.
Модель автомобиля: ЗИЛ-130 бортовой газобалонный
Период выпуска прототипа: -
Производитель: Pegas-Models
Дата выпуска: -
Краткое мнение: яркий ALF, но уже с декалями
Оценка:
Качество: 5 из 5. Косяков в сборке нет.
Детализация: 5,5 из 6. 5 вообще, минус 0,25 за донышко (хотя 0,25 и слишком много), итого 4,75. 0,25 в плюс за наличие декалей, итого 5. Мелочевка на достаточном для отличного восприятия уровне как внутри, так и снаружи, поэтому еще плюс 0,5. Итого: 5,5.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Знаю, что в кабине стоит цельный диван, что прототипу не соответствует - он достался модели от ALF соответственно. Насчет остального не знаю - нужно привлекать зиловедов. Пока пусть будет 4.
Унаваемость: 2 из 2. Есть узнаваемость.
Харизма: 5 из 5. Харизма - на высоте.
Коробочка: 2 из 7. Была от ALF. Поэтому - в соответствии с

Газобаллонные автомобили ЗИЛ-138А, их шасси и их модификации, выпускавшиеся с 1982 года, предназначались для работы на сжатом природном газе (метане) и бензине.
Автомобиль ЗИЛ-138А грузоподъёмностью 5400 кг (5200 кг при использовании баллонов из углеродистой стали) предназначался для работы на сжатом природном газе и бензине А-76 и оборудовался двигателем ЗИЛ-138А (базовый ЗИЛ-130 , конвертированный для работы на СПГ) со степенью сжатия 6,5, мощностью 120 л.с. (88,4 кВт) и максимальным крутящим моментом 30 кГм при работе на газе и, соответственно, 150 л.с. (110,3 кВт) и 41 кГм при работе на бензине.
В состав газового оборудования этих грузовиков входили:
– восемь газовых баллонов из легированной или углеродистой стали ёмкостью по 50 л (общий объём заправленного газа – 80 куб.м), устанавливавшихся поперёк рамы, на которых монтировались наполнительный вентиль ВВ-73 и три расходных вентиля ВК-74 (магистральный и два баллонных);
– подогреватель газа, задействованный от выпускной системы двигателя;
– одноступенчатый редуктор высокого давления ДКП-1-65 с керамическим фильтром;
– двухступенчатый редуктор низкого давления РЗАА 116.4404010 с дозирующе-экономайзерным устройством, сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– карбюратор-смеситель К-91;
– переключатель вида топлива П20-А2;
– манометр низкого давления УК130 на 6 кгс/см2 (ставился на панели приборов);
– манометр высокого давления МТ-1-250 на 250 кгс/см2 (ставился на втором баллоне);
– электромагнитный магистральный запорный клапан 22.3747 со сменным войлочным фильтром;
– электромагнитный клапан бензинового фильтра тонкой очистки топлива РС336;
– пусковой электромагнитный клапан 138А-4412050;
контрольная лампа падения давления газа;
– газовая арматура (трубопроводы и соединительные детали).
Газовый и бензиновый топливные фильтры снабжались электромагнитными клапанами для отключения подачи газа или бензина с места водителя при помощи переключателя вида топлива.
Для большей безопасности газовые баллоны были разделены на две секции, в каждой из которых имелся свой расходный (баллонный) вентиль. Магистральный и наполнительный вентили ввёртывались в распределительную крестовину, устанавливавшуюся на заднем кронштейне бензобака. Газовый редуктор низкого давления и запорный клапан монтировались в моторном отсеке, подогреватель и редуктор высокого давления – на левом лонжероне рамы, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, переключатель вида топлива и контрольная лампа падения давления газа – на панели приборов.
Вентили баллонов располагались с левой стороны машины, а запасное колесо переместилось под заднюю часть рамы. Передний борт ЗИЛ-138А (как и всех бортовых газобаллонных грузовиков ЗИЛ) отличался повышенной высотой - его верхняя кромка находилась на уровне крыши кабины. Это было связано с необходимостью обеспечить безопасность водителя и пассажиров заметно потяжелевшего из-за газовых баллонов автомобиля при его опрокидывании. Таким простым решением, как высокий передний борт, удалось существенно уменьшить сминаемость кабины при перевороте газобаллонных грузовиков семейства.
Автомобили ЗИЛ-138А присутствовали в производственной программе завода на протяжении всего выпуска семейства ЗИЛ-130.

Текст - Юрий Воробьёв



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»