Технология кузовных работ на легковом автомобили. Ремонт и восстановление кузова автомобиля: пошаговая инструкция и устройство. Восстанавливаем сильные деформации

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Использование машины по прямому назначению, а не в качестве выставочного экспоната, предполагает постоянный износ ЛКП (появление царапин, сколы), а исправление формы металла может потребоваться и без участия в ДТП. Технология ремонта кузова – целая наука, в которой мастерство и инструмент находятся на равных позициях. Пытаться описать все виды восстановительных и ремонтных работ в одной статье невозможно. Однако некоторые операции производятся чаще, чем другие, благодаря чему можно выделить общий алгоритм действий и список инструментов.

В первую очередь проводится очистка места повреждения (а желательно и всего кузова) от грязи. Следующая за этим диагностика определяет характер износа, деформации и способ ремонта автомобиля. Выделяется три вида повреждений:

  • Механические деформации (искривление кузовного металла, вмятины и пр.);
  • Разрушение защитного покрытия (краски, лака, грунтовки);
  • Коррозия.

Простые механические повреждения

По силе и характеру этот вид повреждений можно разделить на сильные и слабые, требующие и не требующие сварочных работ, покраски и т.д. При выборе материалов и инструментов стоит обратить внимание и на площадь ремонта, ведь нет смысла покупать дорогостоящее оборудование ради небольшой вмятины или прибегать к покраске для ликвидации нескольких царапин. Ремонтные работы, проводимые без покраски, относится скорее к эстетическим процедурам, поскольку ЛКП автомобиля в таком случае способно выполнять функции защиты без восстановления.

Незначительные вмятины и искривления восстанавливаются рихтовочными инструментами, предназначенными для ограниченного воздействия на металл: легкие резиновые молотки, стапеля, зажимы и пр. Профессиональное оборудование в таком случае не требуется, а царапины заделываются восковыми карандашами. В продаже имеются готовые наборы для подобных процедур (карандаши, клеи, вытяжки для деформаций и присоски) – единственная трудность ремонта заключается в дозированном и точном применении силы.

Ремонт, производимый вытяжками и присосками, не требует получения квалификации – все инструкции обычно поставляются вместе с самим инструментом. Избежать покраски авто можно полировкой: с помощью этой процедуры нивелируются допущенные в работе небольшие погрешности. Сдавать в сервис автомобиль с такими повреждениями не рекомендуется, ведь мастерские с неохотой берутся исправлять небольшие царапины, но всегда настаивают на необходимости обширной покраски.

Исправление значительных повреждений

В обязательном порядке обновления ЛКП может потребовать автомобиль, кузов которого деформирован настолько, что без сварочных работ или использования шпатлевки не обойтись. Первый этап подобных работ – очистка металла от старых красок, ржавчины и шпатлевки. Зачистка производится максимально тщательно, ведь никакая сварка невозможна без полной очистки и обезжиривания металла. Помимо собственно сварки, потребоваться могут следующие инструменты:

  • Молотки, зубила, рихтовочные наковальни;
  • Пневматический молоток;
  • Инверсионный молоток;
  • Набор для удаления вмятин;
  • Гидравлические инструменты;
  • Гидронасос;
  • Цепи и ремни натяжки;
  • Шпатлевка.
  • Измерительный инструмент.

Удаление ржавчины с автомобиля возможно не только механической очисткой, но и травлением. В некоторых случаях получается обойтись наносимыми с помощью сварки металлическими заплатками, в других требуется преобразователь ржавчины или смесь стеклоткани с эпоксидной смолой. Значительные, общие деформации кузова невозможно исправить без наличия заводских стендов или их аналогов. Однако стендовое оборудование предназначено для восстановления формы кузова целиком, а локальный ремонт автомобиля можно произвести собственными силами. Технология строится на следовании от грубых работ к точным, к малым формам от общих.

Основной принцип механического восстановления кузова автомобиля – сведение к минимуму слоя шпатлевки. Шпатлевочные растворы применяются для устранения небольших деформаций, однако они значительно ухудшают механические показатели металла, а шпатлевки, устойчивые к вибрациям, стоят немало. Предпочтительнее поэтому работа молотками и наковальнями: отсутствие на ремонтируемом автомобиле шпатлевки говорит о мастерстве «жестянщика».

Вытягивание кузова и крыши

Значительные деформации кузова требуют работы со специальными, роботизированными стендами. Главная их особенность – наличие в конструкции электронной системы измерения, для контроля над процессом непосредственно во время ремонта. Простейший стапель можно изготовить в собственном гараже, благо схем на просторах интернета предостаточно, однако технология исправления таких повреждений отлична для каждого авто. Кузов машины имеет контрольные точки замера, различные для каждой модели. Промер по ним может быть осуществлен автомобильными линейками, но точную информацию может дать только электронная система измерения.

Разумеется, проще производить измерения и сам ремонт на платформенном стапеле, но большинству энтузиастов приходится обходиться стапелями рамными. Главное, чтобы рама имела надежные точки крепления, находящиеся в местах, необходимых для работы с этим автомобилем. После определения характера искривления, вычисляют направление, в котором требуется приложение силы. Автомобиль прочно закрепляется на стапельных рамах и в нужном месте обматывается цепью, соединенной с создающим натяжение инструментом. Генерируемое домкратами усилие должно быть направлено строго в обратную сторону от направления искривления.

Промеры делаются непосредственно во время вытягивания – в соответствии с ними в процесс вносятся изменения. С помощью обычного гидравлического инструмента и платформенного стапеля трудно получить нужную форму кузова с первого раза. Однако количество попыток, при соблюдении осторожности, неограниченно.

Технология восстановления геометрии крыши сложнее, и перед началом самостоятельных работ необходимо проконсультироваться со специалистами. Неправильно восстановленная крыша может стать действительно большой проблемой. В отличие от прочих деталей кузова, крыша имеет большую площадь, а потому требует одновременного контроля над десятком параметров.

Современные инструменты позволяют работать без демонтажа нужной детали, однако перед мастером встает проблема сохранения в целости других элементов автомобиля. Поэтому основной принцип кузовных работ – не навредить другим деталям. В равной степени относится это и непосредственно к технологии исправления механических повреждений, и к завершающему этапу ремонта – покраске.

Кузов легкового автомобиля - это по сути его несущая конструкция. Он постоянно подвергается нагрузкам. Причем это не только механические факторы в виде ударов и вибраций. Каждый день покрытие кузова подвергается отрицательным воздействиям внешних факторов. Эмаль пескоструится, выгорает. К тому же на месте образования глубоких царапин появляются следы ржавчины. Разумеется, все это существенно портит внешний вид автомобиля. Но что же делать? В таком случае спасает кузовной ремонт и покраска кузова автомобиля. Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.

Ремонт кузова

Если имеются серьезные повреждения, их не скрыть путем нанесения новой эмали. Поэтому ремонт и покраска кузова автомобиля производятся в комплексе. Различают несколько видов кузовных работ, в каждой из которых используются свои технологии. Ниже мы их рассмотрим более подробно.

Устранение ржавчины

Со временем на кузове появляются очаги коррозии. Происходит это из-за отслаивания краски, которая ранее была нанесена на поверхность. Как правило, на иномарках первая ржавчина наступает спустя 10 лет эксплуатации, на отечественных авто - уже через 5. Особенно страдают места пескоструя - колесные арки и края порогов. Также ржавеют отверстия для дренажа. Технология восстановления может отличаться в зависимости от масштаба проблемы.

Если это сквозные дыры, они ремонтируются путем вырезания части металла и наваривания новых листов. При наличии лишь поверхностной ржавчины работа ограничивается использованием цинкового преобразователя и частичной шпаклевкой. Последний этап такого ремонта кузова - покраска. Цена на нее может быть высокой (до 100 евро за локальный окрас). Поэтому в статье также рассмотрим, как наносить эмаль самостоятельно.

Ремонт пластика

Это могут быть:

  • Бамперы.
  • Спойлеры.
  • Расширители арок.
  • Накладки на пороги и прочие кузовные детали.

В отличие от предыдущего метода здесь не используется сварка. Восстановление элементов производится при помощи стекловолокна с эпоксидным клеем. Данный материал придает жесткость, в то же время выравнивает элемент. Получается эдакая заплатка. Но для достижения максимально заводского вида технология требует использования шпаклёвки.

Ремонт без покраски

Если вмятина не задела ЛКП, то восстановить прежний вид машине можно и без вмешательства краскопульта. Проще всего дело обстоит с бамперами. Они выравниваются путем разогрева пластика строительным феном. Далее поверхность выгибается с обратной стороны. Элемент принимает нужную, заводскую форму.

Но с металлом так сделать не получился. Для этого используют специальные PDR-наборы. Технология заключается в восстановлении вмятины под вакуумом. Иногда используется специальный клей, который наносится на вмятину, и в него же устанавливаем оправка. В таком случае требуется задействовать отбойник. Как он выглядит, читатель может увидеть на фото ниже.

Стоимость комплекта может составлять от 10 до 100 евро, в зависимости от производителя и величины набора.

Покраска

Кузовной ремонт и покраска кузова могут быть произведены своими руками. Но в обеих случаях нужен специализированный инструмент. И если в предыдущем случае это преобразователь, болгарка и сварочный аппарат, то здесь понадобится пульверизатор. Если работа будет произведена единоразово, лучше взять его в аренду. Сама покраска производится в несколько этапов:


Производя покраску кузова, предварительно потренируйтесь на старых деталях. Понять тонкости нанесения эмали можно лишь на практике. Опробование навыков на старых кузовных элементах поможет избежать множество ошибок. Производя покраску кузова, старайтесь не приближать пульт близко к поверхности, иначе моментально образуются потеки.

В процессе эксплуатации транспортного средства поверхность кузова претерпевает серьёзные повреждения. Они выражаются мелкими или глубокими царапинами, вмятинами, прочими изменениями, требующие ремонта, который можно выполнить в том числе без покраски.

Восстановление автомобиля после деформации кузова представляет многоступенчатый технический процесс. Для этого требуется несколько факторов:

  • специалисты соответствующей квалификации;
  • проверенная технология;
  • оборудование и материалы.

Осуществить работы с учётом всех требований способны мастера на станциях технического обслуживания. В компетенции организации несколько мероприятий, относящихся к ремонту кузова.

Как осуществляется ремонт без покраски?

Полностью восстановить кузов с незначительными повреждениями быстро возможно.

Качественный ремонт авто без применения покраски (PDR) проводится в случае, если:

На сервисе используют современные технологии, которые позволяют устранить:

  • вмятины малых размеров;
  • перекосы;
  • заводские дефекты.

На специализированных СТО практикуют два метода ремонта авто:

  • традиционным (воздействуя инструментами изнутри);
  • клеевым (инструментарий используется только снаружи).

Второй способ имеет преимущество при повреждениях близ труднодоступных мест, где проникнуть инструментами классическим вариантом нет возможности.

При работах полностью либо частично используется набор инструментов:

  • сверло-фреза;
  • набор свёрл;
  • подкапотный амортизатор на стойке-телескопе;
  • устройство для удаления клипс обшивки;
  • приспособление для фиксации дверей в полуоткрытом виде;
  • лампа на вакуумном держателе;
  • ножик для удаления герметика;
  • мини-лифтёр для выравнивания дефектов кузова;
  • опора (для крыши);
  • фторопластовый отбойник (для наружных дефектов);
  • защитное приспособление (при ремонте дверей).

Положительные и отрицательные стороны технологии

Преимущества:

  • лакокрасочное покрытие остаётся неизмененным;
  • технология занимает до 60 минут времени;
  • доступная стоимость при достойном качестве;
  • нет надобности покупки и подбора краски нужного тона, абразивных материалов.

Недостатки:

  • невозможность выполнения работ самостоятельно;
  • не подходит для советских авто, по причине недостаточной плотности металла.

Специалист с большим опытом осуществления кузовных работ без покраски выполнит задачу быстро, чётко и качественно. К данной категории относят замену комплектующих кузова. Установленная деталь отличается по цвету, потому полная покраска автомобиля неизбежна.

Комплексный ремонт и окраска

Описанный в первом разделе процесс становится начальным. Затем выполняется дальнейший ремонт и покраска автомобилей с применением других технологий.

После того как кузовные дефекты были устранены, слесарь осуществляет такие действия над объектом:

  • обезжиривает;
  • шлифует;
  • наносит антикоррозийный слой;
  • распыляет грунт-подкладку;
  • окрашивает;
  • сушит.

Прежде чем сдавать свой автомобиль на сервис, нужно удостовериться в оснащенности заведения оборудованием для покраски. Для полного обновления кузова обязательно наличие каламбура (специальной камеры).

Потребуются такие материалы:

  1. Краскопульт с компрессором.
  2. Шлифовальная машинка.
  3. Шпаклёвка, грунтовка.
  4. Растворитель и Уайт-спирит.
  5. Наждачная шкурка.
  6. Краска.

Поэтапное описание технологии

Специалист работает быстро, когда СТО имеет необходимую техническую базу. Качественно выполненная покраска авто не увеличит стоимость работы на нормальном сервисе. Зато результат сохранится надолго.

Работу лучше осуществлять материалами одного производителя. Подготовительный этап осуществлять лучше дрелью с насадками, наждачной бумагой разной зернистости. Обезжиривать нужно специальным раствором.

Дрелью с насадками под наждачную бумагу обрабатывается основная поверхность. Для труднодоступных участков затирка проводится вручную. Автомобильная шпатлевка позволит предотвратить образование глубоких царапин. В процессе, поверхность периодически смачивается водой. Подготовка завершается промывкой обработанного участка и сушкой.

Нужно тщательно обезжирить металл, не оставляя пропусков. Далее, на сухую поверхность наносится слой грунтовки. Распылитель-пистолет отдаляется от кузова до тридцати сантиметров. По технологии полученный слой высушивают феном либо вентилятором с обогревателем.

После завершения сушки можно приступать к шлифовке. Это необходимо для лучшего сцепления красящего вещества с металлом. Принцип действия тот же, что при предварительной обработке. После этого не должно остаться ни следа пыли. Обезжиривание в этом случае поможет добиться желанного результата.

После того как автомобиль высохнет, подготовительные работы можно считать завершёнными. В кустарных условиях можно осуществить покраску из аэрозольных баллончиков. Профессиональные СТО применяют компрессор и каламбур. Пистолет удерживается на том же расстоянии, что при грунтовке.

В первую очередь распыляют специальную краску для авто на внутренние части кузова. Одновременно можно работать в нескольких местах. Для ускорения процесса можно подсушивать вентилятором, феном. Следующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Интервал между этапами должен быть вдвое больше, чем перед самой покраской.

Частичная покраска после ремонтных работ

Полное обновление лакокрасочного слоя – весьма затратный процесс. Часто автолюбители используют упрощённый вариант покраски. Решать проблемы стоит по мере их поступления.

Во время работ используются те же действия, что при комплексной технологии. Проблемный участок нужно изолировать от остальных. Вся поверхность транспортного средства, в том числе стекла дверей, лобовое и заднее обклеиваются плёнкой либо подручными материалами, не пропускающими пыль (краску).

Иногда собственники авто применяют маскирующие наклейки, карандаши для устранения царапин. Кисточку с краской нужно применять со технологии, иначе нанесённый слой быстро сотрётся. Данные средства помогают лишь местно, однако от коррозии и разрушения металла они не спасут.

Но устранять дефект ЛКП стоит как можно быстрее, иначе железный друг быстро прогниёт и со временем стоимость ремонта большой части кузова значительно возрастёт. Кто решился самостоятельно заниматься ремонтом авто без покраски видео из мастерских помогут ничего не упустить и выполнить все правильно.

В материале были рассмотрены способы ремонта кузова с покраской и без. Если удалось сочетать все необходимые факторы: от соблюдения технологий и до использования соответствующего оборудования, то можно считать ремонт автомобиля завершенным.

Эксперт: Сергей Маркелов.

Многие опытные автовладельцы с неприятным осадком вспоминают о кузовном ремонте, который производился у гаражных мастеров или специалистов СТО. Даже небольшая вмятина, которая может появиться от неудачного облокачивания на капот или крыло, оборачивается серьезными потерями времени и денег. Сложность ремонта по классической технологии заключается в том, что кузовщику приходится удалять старое покрытие, наносить несколько выравнивающих слоев шпатлевки, дожидаться полного высыхания, грунтовать, красить, полировать. Даже при всей быстроте выполнения работ кузовной ремонт своими руками самого незначительного дефекта может затянуться на неделю. А если от автомобиля зависит доставка детей в сад или школу, а владельцу никак не успеть вовремя на работу без транспортного средства, то эти дни превращаются в настоящий кошмар.

Сегодня многие автолюбители отдают предпочтение технологии ремонта вмятин без покраски.

Преимущества новой технологии

Уникальная технология PDR родилась в Германии еще в 70-х годах прошлого столетия. Аббревиатура PDR расшифровывается, как ремонт вмятин без последующей покраски (Paintless Dent Repair). Российские автомобилисты познакомились с инновационным кузовным ремонтом сравнительно недавно. И сразу же стали понятны все достоинства передовой методики.

  1. В первую очередь локальный кузовной ремонт выполняется в течение 1-2 часов.
  2. После реставрации кузова можно сразу отправляться в дорогу. Никаких ограничений или предосторожностей, как в случае традиционной покраски, по эксплуатации авто нет.
  3. На выправленной вмятине остается невредимой заводское покрытие. При этом не нужно думать о подборе краски и надеяться, что она не будет выделяться на кузовном элементе.
  4. Особенно большой интерес вызывает технология PDR у тех владельцев, которые планируют в ближайшем будущем избавиться от своего железного коня.
  5. Стоимость реставрации небольшого участка кузова в случае современной методики будет ниже, чем классический покрасочный способ.

Сущность технологии PDR

Как же удается специалистам восстановить повреждение за короткое время с высоким качеством обработки? Принцип выправления вмятин в теории заключается в приложении определенного давления с обратной стороны детали автомобиля. Но не так просто сделать это на практике.

Ограничения по применению технологии PDR

К сожалению, не во всех случаях инновационная методика способна устранить поврежденные участки кузова машины. Поэтому автомобилисту следует знать о некоторых ограничениях в применении технологии PDR.

  1. Бесперспективно пытаться выправить вмятины при сильной деформации металла. В этом случае придется делать ремонт кузова автомобиля своими руками по классической схеме.
  2. Когда сильно поврежден лакокрасочный слой, то без покраски кузовного элемента опять же не обойтись.
  3. Даже небольшие по площади вмятины не всегда можно ликвидировать по методике PDR. Если произошла глубокая и перетянутая деформация стали, то добиться идеальной ровности не получится.
  4. Проблематично выправлять вмятины на таких точках кузова, как пороги, кромки дверей, багажника и капота. Это объясняется тем, что такие места проклеиваются и провариваются, и добраться к внутренней поверхности со специальным инструментом невозможно.

Применение технологии PDR в гаражных условиях

Малярно-кузовной ремонт автомобиля требует от мастера не только особых умений, но и набора дорогостоящих приборов и приспособлений. Поэтому автовладельцы пытаются освоить методику борьбы с вмятинами без последующей покраски.

Но только на первый взгляд выправление вмятины кажется простым делом. Качественно сделать такую работу в домашних условиях достаточно сложно по нескольким причинам.

  1. Во-первых, для ремонта требуется обширный арсенал приспособлений разных размеров и конфигурации.
  2. Во-вторых, необходимо вовремя почувствовать оптимальное усилие, которое требуется приложить к каждой конкретной вмятине.
  3. И, наконец, если на данном участке проводился кузовной ремонт с применением шпатлевки, то может произойти растрескивание выравнивающего слоя, что потребует традиционного восстановления элемента с покраской.

Однако даже опытные мастера начинали с ошибок, осваивая новую методику. И начинать процесс исправления вмятин лучше всего с выброшенных кузовных элементов. На практике удастся правильно подбирать рычаг, научиться рассчитывать прилагаемую силу, нажимать в точно выбранные точки.

Немало есть умельцев, которые пытаются устранить подобные дефекты кузова, используя сжатый воздух, промышленный фен или сухой лед. Однако эти способы достаточно проблематично контролировать, поэтому термальные перепады рекомендуется использовать, если вмятина находится на закруглении, рядом с декоративной линией или в районе усилителя. Но даже после выравнивания небольших «зайчиков» приходится дорабатывать поверхность до идеального состояния при помощи других инструментов.

Появление технологии PDR дало возможность автомобилистам выбирать способ реставрации поврежденного кузова. При устранении небольших повреждений новая методика позволит сэкономить деньги и особенно время на ремонтные работы. Но только опытные специалисты могут с точностью определить возможность выправления вмятины без последующей покраски кузовной детали.

В современном мире число счастливых обладателей транспортных средств резко увеличивается, соответственно и потребность в ремонтных работах пропорционально растет. От внезапных поломок и аварий никто не застрахован, поэтому у каждого водителя под рукой должна быть записная книжка с телефонами эвакуационных служб и сервисных центров. Как показывает статистика, наиболее часто владельцы авто пользуются услугами кузовного ремонта, так как это наиболее видимая часть автомобиля. В современных авто кузов является несущим, то есть он одновременно выполняет роль рамы, основной части, к которой крепятся остальные детали и запчасти автомобиля, а также места, где размещаются пассажиры.

Кузовной ремонт автомобилю необходим в таких случаях:

  • Повреждение верхнего слоя лакокрасочного покрытия
  • Коррозия и другие повреждения металла
  • Наличие повреждений вследствие ударов и других механических воздействий

Общая технология кузовного ремонта автомобиля, представленного на сайте http://pokraskamashin.ru/remont/tehnologiya-pochinki-kuzova/ , представляет собой локальные и полные процессы по устранению неисправностей и повреждений. Многие водители предпочитают выполнять все работы самостоятельно, однако такое решение требует от владельца транспортного средства немалых профессиональных навыков и наличия специальных инструментов. В домашних условиях вполне возможно выполнить такие процедуры, как восстановление лакокрасочного покрытия, покраска авто, рихтовка кузова, замена стекла и т.п. Несмотря на такое разнообразие ремонтных работ по восстановлению первозданного внешнего вида кузова, наиболее часто все же осуществляется его покраска.

Этапы принципы технологии кузовного ремонта авто с покраской

В процессе таких работ каждому водителю необходимо помнить о том, что ему в любом случае понадобится сварочный аппарат. Полный кузовной ремонт самостоятельно может осуществить далеко не каждый владелец авто, поэтому перед тем, как приступить к работам, необходимо ознакомиться со всей информацией, а также изучить последовательность этапов.

Этапы кузовного ремонта, направленного на восстановление геометрии авто

  • Устранение признаков коррозии. Для этого понадобится сварочный аппарат, эпоксидная смола, стеклоткань.
  • Устранение видимых повреждений на бампере. Осуществляется путем проклейки стеклотканью и эпоксидным клеем дыр и трещин.
  • Починка деталей из алюминия. Идеальным вариантом станет покупка новых деталей, однако первозданный вид алюминиевым запчастям можно придать путем аргонной сварки.
  • Рихтовка. В процессе рихтования кузова устраняются все неровности.
  • Покраска.
  • Тщательная полировка авто

Вне зависимости от типа и масштаба кузовных работ, технология их выполнения остается сложной, поэтому перед тем, как приступить к ремонту, необходимо обратиться за помощью и консультацией к специалистам, которые смогут выбрать качественные материалы и инструменты, необходимые для успешного выполнения кузовного ремонта автомобиля.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»