Тема транспорт в подготовительной группе. Конспект занятия по познавательному развитию "Транспорт" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Игра «Один – много». Игра проводится с мячом

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Описание материала: предлагаю вам сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Железнодорожный транспорт». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это сценарий НОД по формированию целостной картины мира, направлен на воспитание интереса к истории возникновения железнодорожного транспорта и воспитания уважения к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте.

Сценарий НОД в подготовительной к школе группе по теме «Железнодорожный транспорт»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель : Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта, его роли в жизни страны.

Задачи:

Образовательные: закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта; закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен для удобства перемещения;

Воспитательные : воспитывать любознательность; воспитывать уважение к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте;

Развивающие : развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение других детей;

Речевые : объяснение значения составных слов паро-воз, тепло-воз, электро-воз.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением разных видов железнодорожного транспорта (паровоз, тепловоз, электровоз), карта Российских железных дорог.

Методические приемы : рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, динамическая пауза, рефлексия.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, кто из вас знает, как в России перевозили грузы, когда поездов еще не было? (ответы детей)

Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и плетутся лошадки, сменяя друг друга по пыльным российским трактам, в какой нибудь другой город. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь - долгое время ни куда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают, мелеют - и опять не пройти и не проехать.

Вот такие они были - пути сообщения (дети рассматривают иллюстрацию с изображением речной переправы и гужевого транспорта).

Поэтому многие понимали, что надо как-то в России эти пути улучшать.

А, как это сделать? (ответы детей)

Дети я предлагаю подойти к карте и внимательно ее рассмотреть (дети внимательно рассматривают карту Российских железных дорог).

В 1843 году в России была построена первая большая железная дорога, соединившая Петербург и Москву.

Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением паровоза.

Почему эта машина получила название «паровоз»? (ответы детей).

Он двигался благодаря силе пара, который приводил в движение различные поршни, а они вращали колеса.

А откуда брался пар? (ответы детей)

Он получался от кипения воды в огромном котле. Вода кипела, потому что в топке постоянно горели дрова или уголь.

Закрепить словообразование паро-воз.

Давайте рассмотрим другую иллюстрацию (тепловоз)

Кто знает, как называется этот вид железнодорожного транспорта? (ответы детей)

В 1956 году кончилась эра паровозов, и им на смену пришли более экономичные тепловозы. Вместо паровых двигателей стали использовать «дизель» - двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель вырабатывает тепло, что приводит машину в движение.

Закрепить словообразование тепло-воз.

Такие двигатели во много раз увеличили способность поездов ехать, не останавливаясь для заправки горючим и водой.

Динамическая пауза.

Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Веселый поезд»

Десять вагонов - десять ребят

Мчатся вагоны и громко гудят.

Дети встают в колонну друг за другом, изображая поезд. Стоящий впереди «локомотив» начинает движение семинящим шагом. Остальные движутся за ним. Руки, согнуты в локтях, имитируют движения поршней на колесах поезда.

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

Движение продолжается. После слов «каждому хочется быть паровозом» дети меняют направление движения.

Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,

Десять вагонов в горку повез.

Десять вагонов отстать не хотят,

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Дети двигаются медленнее, изображая возросшие усилия паровоза, одновременно проговаривая «чу-чу-чу»

Каждый ногами работает ловко.

Ехали, ехали - стоп! Остановка.

Движение становится более быстрым. На слове «стоп» дети останавливаются.

Отдохнули. Давайте продолжим увлекательное знакомство с историей железнодорожного транспорта.

Иллюстрация «Электровоз»

Подумайте и скажите, что приводит в движение, эту машину? (ответы детей)

Электровозы - теперь самые главные на железнодорожных магистралях. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току, и другого топлива им не нужно. К тому же с каждым годом они учатся бегать все быстрее.

Закрепить словообразование электро-воз.

На сегодня у железнодорожников появилось новое «сверхскоростное» движение. Иллюстрация современных электропоездов «Сапсан», «Ласточка».

Именно такие поезда повезут людей на Олимпиаду в Сочи.

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Транспорт».

Цель: Закрепление материала по теме «Транспорт».

Задачи:

Образовательные:

1. Развитие навыков познавательной деятельности.

2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.

3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.

Развивающие:

1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.

2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.

3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.

3. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.

Материал для занятия:

Карточки с видами транспорта.

Набор игрушечных машин.

Ход занятия:

Часть 1 (вводная).

В. Послушайте загадки и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Читаю загадки.

1 загадка . 2 загадка.

Четыре колеса, Вот стальная птица,

Резиновые шины, В небеса стремится,

Мотор и тормоза… А ведет ее пилот.

Как это называется? (машина) Что за птица? (самолет)

3 загадка.

По волнам плывет отважно

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Что такое? (пароход)

В. Ребята, вы справились с заданием.

В . Как одним словом назвать все эти средства передвижения?

Д. Транспорт.

Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком.

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу (Стихотворение про колесо).

Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге

Но они совсем не ноги

Ни когда не расстаются

Два следа за ними вьются (Колёса)

Так появился первый транспорт

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили. Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.

Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

2. Настольная игра «Виды транспорта».

В. Мы с вами живем в селе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много машин. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения.

Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов.

Переходить дорогу можно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».

Молодцы, ребята! Вот сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.

3.Физкультминутка "Светофор"

На зеленый сигнал – прыгаем, на желтый – хлопаем, на красный – приседаем. Начали! Молодцы, ребята, практически все справились.

В . Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

4: Игра «Чего не стало? »

А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»

Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.

1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.

Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин).

Открой глаза и скажи, чего не стало.

Ответ 2 ребёнка.

1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).

В: Молодцы, все были очень внимательны.

5: Игра «Наоборот»

В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

Тропинка узкая, а дорога….

Корабль большой, а лодка… .

Поезд длинный, а трамвай… .

Самолёт быстрый, а пароход… .

Трамвай тяжёлый, а велосипед… .

Молодцы. Все правильно ответили.

Часть 3. Итог. О чём мы с вами сегодня говорили?

В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта.

Называйте, какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, водный, воздушный).

На какие группы можно разделить весь транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный).

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.

Молодцы, сегодня все хорошо занимались, играли.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание : Расширять представления детей о видах транспорта.

Задачи:

  1. Формировать умение вслушиваться в речь взрослого и своих товарищей, использовать речевые модели педагога для построения своих ответов; отвечать на вопросы полной фразой.
  2. Продолжать работать над компонентами речи: воспитывать длительный выдох, слитное произношение фразы, темпа, ритмы, интонационной выразительности, звукопроизношения.
  3. Развивать коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей (договариваться, помогать друг другу, учитывать другое мнение).
  4. Формировать личностные качества (активность, самостоятельность, творчество).
  5. Закрепить графомоторные навыки при работе над штриховкой геометрической фигуры.

Предварительная работа: Беседы о транспорте, рассматривание журналов, иллюстраций с видами транспорта, настольно-печатные игры по теме, чтение художественных произведений, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: Трафареты транспорта из папиросной бумаги по количеству детей, фуражка машиниста, проволока для выгибания разной длины, силуэты картонных корабликов по количеству детей, набор цветных карандашей каждому ребенку, образец кораблика со штриховкой.

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности.

Ритуал приветствия «Доброе утро!

(дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Ход игры: Ребята давайте возьмем, друг друга за руки и вместе скажем: «Доброе, утро!»

2 часть: основная

Игра «Море, небо, дорога»

Воспитатель: Давайте мы все вместе отправимся в путешествие!

Взрослый дает детям сигналы: «Море» - дети изображают корабль: руки вытянуты вперед, образуют треугольнику вершиной вперед, покачиваются, как на волнах. «Небо» - изображают самолет, «летают» по всему пространству, не наталкиваясь друг на друга. «Дорога» - изображают езду на машине, «едут» по направлению, указанному взрослым. «Рельсы» - встают друг, за другом изображая вагоны поезда, и передвигаются в одном направлении ритмично.

Игра-сюрприз «Что спряталось в комочке?»

(дети присаживаются на ковер)

Воспитатель: А сейчас мы сделаем остановку. У меня мешочек-сюрприз (внутри смятые в комочек трафареты транспорта из папирусной бумаги). Дети по очереди достают, не глядя, комочек бумаги.

Разворачивают. Нужно назвать изображенный транспорт и подобрать определения.

  • Машина (какая?)…
  • Самолет (какой?)...
  • Автобус (какой?)…
  • Поезд (какой?)…
  • Корабль (какой?)…
  • Лодка (какая?) т.д.

Коммуникативная игра «Поезд»

(дети строятся друг за другом)

Воспитатель просит выстроиться детей друг за другом и положить руки на плечи вперед стоящего (ребенок выполняет роль машиниста локомотива). Он с открытыми глазами, а остальные

– с закрытыми. «Машинист» ведет состав. Правила игры: «Машинист должен провести состав так, чтобы вагончики не разомкнули сцепку». По команде воспитателя начинается движение, вначале медленно, а потом быстрее.

Загадки о транспорте

Воспитатель: Ребята, наш поезд прибыл на стацию «Отгадай-ка!», нам нужно отгадать загадки.

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно
Что такое?... (пароход)

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь… (паровоз)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулем. (велосипед)

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …(ракету)

Спозоранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай)

Коллективное выкладывание на ковре «Слесарь-сборщик»

(дети садятся на ковер)

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам всем стать слесарями-сборщиками автомобиля.

Детям предлагается задание: выгибание из проволоки разной длины основных частей машины (два прямоугольника, два круга, два квадрата) и выполняется коллективная сборка (выкладывание на ковре).

Ритмическое упражнение «Стоп, машина!»

Воспитатель: - Сейчас задание на внимание.

Каждый ребенок отбивает кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, потом повторяют про себя текст. В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!»

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Конструирование из бумаги и упражнение на развитие графомоторных навыков

Воспитатель: - А сейчас, мы с вами попадаем в конструкторское бюро, которое занимается разработкой кораблей.

(задание выполняется за столами)

Детям раздаются силуэты корабликов их белого картона. Надо выполнить штриховку по образцу и прикрепить к трубе кусочек тюля («дымок»)

Воспитатель: Ребята, давайте отправим наши кораблики в плаванье!

Дыхательное упражнение «Гудок»

Дети берут плоскостные кораблики и продолжительно тянут звук – у -, чтобы дым от дыхания затрепетал.

Этот звук найдем в трубе

На военном корабле,

Что уйдет сегодня в море.

«у-у-у»- гудит он на просторе.

Речь с движением «Путешествие»

(дети выполняют задание на ковре)

До Африки нам, братцы,
Так трудно добираться! (Дети «рисуют» указательным пальцем одной руки на ладони другой руки)
На машине мы поедем
И на поезде помчимся, (Имитируют управление рулем)
В самолете полетим (Ходят друг за другом руки в стороны)
Сверху землю оглядим («Смотрят» в бинокль)
На корабле по океану
Плывем с отважным капитаном.
Вот впереди видна земля. (Приставляют руку «козырьком» ко лбу, глядя вперед )
Приплыли мы,
Ура, друзья! (Хлопают в ладоши)
Н.Г.Метельская

3 часть: заключительная

Ритуал прощания «Тепло ладоней»

(дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие, я предлагаю взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.

Литература:

  1. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Авторы-составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н.Осина Волгоград 2011 г
  2. «100 физкультминуток» . Н.Г.Метельская Москва, 2008 г.
  3. «Игры. Ребусы. Загадки для дошкольников» Автор-составитель: Т.С. Антипенко Ярославль. «Академия развития».1998 г.

ГОУ - детский сад № 1758

КОНСПЕКТ

Тема

ТРАНСПОРТ

Москва, 2011

Задачи:

1. Раскрыть значение транспорта

2. правила поведения в общественном транспорте

3. закрепить умение применять полученные знания в инсценировке

Материал: иллюстрации с разными видами транспорта

Ход занятия

Ведущая: Дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать.

  1. Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином!

/Автобус/

  1. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками.

/Троллейбус/

  1. Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма

По стальным прямым дорожкам

Ходят красные дома.

Ведущая: Дети о чем загадки?

Дети: О транспорте.

Ведущая: Что такое транспорт?

Дети: Транспорт – это машины всех видов, едущие по дорогам.

Ведущая: Для чего нужен транспорт?

Дети: Для перевозки людей и грузов.

Ведущая: Какой бывает транспорт?

Дети: Грузовой, пассажирский.

Ведущая: Загадки о каком транспорте? /пассажирском/

Рассматриваем иллюстрации с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая.

Ведущая: Почему вы думаете, что транспорт пассажирский?

Дети: Эти машины перевозят людей

Ведущая: Кто управляет транспортом?

Дети: Водитель

Ведущая: Вы знаете о правилах поведения в транспорте?

Дети: Надо пройти и сесть на свободное место. В автобусе надо сидеть тихо, нельзя громко разговаривать.

Ведущая: Надо уступать место старшим?

Дети: Старшим надо всегда уступать место.

Ведущая: Ребята, какой пассажирский транспорт еще есть / рассматриваем иллюстрации /

Дети: Воздушный, водный, железнодорожный.

Воздушный – самолеты, вертолеты…

Водный – катер, пароход…

Железнодорожный – поезда, электрички…

Ведущая: А вот сейчас послушайте загадку:

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Повезу вас под землей.

/Метро/

О каком виде транспорта загадка?

Дети: Это метро – подземный пассажирский транспорт.

Ведущая: Дети мы знаем правила поведения в транспорте, а правила дорожного движения мы должны знать?

Дети: Конечно.

Ведущая: Все мы знаем?

Дети: Да-а

Ведущая: А это мы сейчас проверим, для этого поиграем в игру «Мяч».

Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Вос.: По дороге кто идет?

Ребенок. Пешеход.

Вос.: Кто машину ведет?

2-й ребенок. Водитель.

Вос.: Сколько «глаз» у светофора?

3-й ребенок. Три глаза.

Вос.: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

4-й ребенок. Стой и жди.

Вос.: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

5-й ребенок. Подожди.

Вос.: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

6-й ребенок. Можете идти.

Вос.: Идут наши ножки по пешеходной...

7-й ребенок. Дорожке.

Вос.: Где мы автобус ждем?

8-й ребенок. На остановке.

Вос.: Где играем в прятки?

9-й ребенок. На детской площадке.

Ведущая: Дети мы поговорили о пассажирском транспорте. А какой вы транспорт еще знаете?

Дети: Грузовой.

Ведущая: А для чего нужен грузовой транспорт?

Дети: Для перевозки грузов.

Ведущая: Каких грузов?

Дети: Строительных материалов, мебели, продуктов.

Ведущая: Какие машины вы знаете?

Дети: камазы, самосвалы.

Ведущая: А как называются машины, которые перевозят груз в жидком состоянии?

Дети: Цистерны.

Чтение стихотворения «Умные машины»

Умные машины продают билеты,

Добрые машины делают конфеты.

Строгие машины площадь подметают,

Сильные машины уголь добывают.

Славные машины сеют кукурузу,

Быстрые машины перевозят грузы.

Загадки о специальном транспорте

  1. Мчусь с сиреной на пожар

Везу я воду с пеной

Потушим в миг огонь и жар

Мы быстры словно стрелы.

/ Пожарная машина/

  1. Если кто-то заболел

Срочно нас зовет на помощь

Набери скорей 03

Приедет…

/Скорая помощь/

Ведущая: А еще есть специальный транспорт? Что это за транспорт, для чего он нужен?

Дети: Это пожарная и скорая помощь.

Ведущая: Специальный транспорт нужен для ответственной работы. Эти машины вызывают при необходимости для ответственной работы.

Как можно определить машину?

Дети: Все машины имеют определенный цвет и оснащены специальным оборудованием.

Ведущая: Правильно.

Дети называют в каком случае, какую машину надо вызывать, набирая нужный номер.


Конспект занятия

в подготовительной к школе группе на тему:

«Транспорт»

Учитель-логопед первой категории

г. Орск, 2014 г.

Ф.И.О. педагога: Трапезникова Юлия Владимировна, учитель-логопед

Направление развития: познавательно-речевое.

Доминирующая образовательная область: познание.

Тема занятия: «Транспорт»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: Закрепление представлений о транспорте.

Задачи:

Расширение словарного запаса на тему: « Транспорт», закрепление навыка употребления сложных слов.

Развитие лексико- грамматической стороны речи.

Закрепление знаний о профессиях, связанных с транспортом.

Закрепление в речи обобщающих понятий.

Развитие связной речи: составление описательного рассказа о грузовике с помощью: « Будильника правильной речи».

Формирование звуко - слогового анализа и синтеза.

Закрепление навыка работы в паре (умение задавать вопросы по составу слова).

Воспитание интереса к особенностям и видам транспорта.

Воспитание умения работать в паре.

Методы и приемы:

методы формирования сознания (фронтальная беседа);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые проблемные ситуации, развитие эмоциональной сферы, работа в паре);

методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);

методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);

методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).

Интеграция образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Создание среды для проведения НОД: ноутбук, видеопроектор; презентация; видеозапись; разрезные картинки, цветные фишки для звукового анализа и фланелеграфы на каждого ребенка; предметные картинки с изображением символов и видов транспорта; «Будильник правильной речи, проектор, предметные картинки с изображением действий, которые выполняет транспорт.

Время проведения: 35 минут

Планируемое время проведения занятия: второй период обучения – 3 декада января.

Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта.

Конспект занятия

Ход работы

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.

2. Мотивация.

Ребята, к нам в детский сад пришло видеописьмо от ребят из Солнечного города. Давайте его послушаем. Презентация. СЛАЙД № 2

Письмо.

Здравствуйте ребята, я Винтик, а я Шпунтик. Мы из солнечного города. Мы конструкторы – механики. Работаем над проектом нового автомобиля, но какого мы не знаем, потому что потеряли инструкцию по его сборки. Помогите нам вспомнить виды транспорта, может быть это поможет нам в работе. А общаться с вами мы будем с помощью интернета и программы СКАЙП.

Поможем Винтику и Шпунтику?

II . Основная часть.

1.Давайте вспомним, где может двигаться транспорт? (автомагистраль, моря, железная дорога, небо)

2. Игра: « Виды транспорта»

Так какие бывают виды транспорта?

Бывает воздушный вид транспорта.

Бывает водный вид транспорта.

Бывает наземный вид транспорта.

Бывает железнодорожный вид транспорта.

3. Игра: « Соотнеси транспорт»

Какой транспорт мы можем отнести к наземному и почему?

Машина (автобус, самосвал,) едет по дороге- это наземный вид транспорта.

К железнодорожному?

Поезд (трамвай, электричка) едет по железной дороге- это железнодорожный вид транспорта.

К водному?

Корабль (лодка, катер) плывёт по воде это водный вид транспорта.

К воздушному?

Ракета (самолёт, вертолёт)) летит в небе –это воздушный вид транспорта.

4. Игра: «Почему так называются?» Презентация. СЛАЙД № 3-8

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

5. Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи. Игра: « Кто чем управляет» Презентация. СЛАЙД № 9-16

Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?

Кто управляет автобусом?

Водитель управляет автобусом.

Кто управляет самолётом?

Самолётом управляет лётчик.

Кто управляет поездом?

Поездом управляет машинист.

Кто управляет вертолётом?

Вертолётом управляет вертолётчик.

Кто управляет кораблём?

Кораблём управляет капитан.

Кто управляет ракетой?

Ракетой управляет космонавт.

6. Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи

Шпунтик и Винтик не могут разобраться в действиях видов транспорта.

Назовите вид транспорта, изображённый на картинке, и его действие.

Это автобус.

Автобус заезжает в гараж.

Это автобус.

Автобус выезжает из гаража.

Это самосвал.

Самосвал подъезжает к дому.

Это самосвал.

Самосвал отъезжает от дома.

Это грузовик.

Грузовик въезжает в гору.

Это грузовик.

Грузовик съезжает с горы.

7) Физ. Минутка.

А сейчас мы с вами отдохнём и поедем на грузовике выполняя движения. Презентация. СЛАЙД № 17-20

(Логопед читает потешку, сопровождая речь анимированным мотоциклом. Дети повторяют текст за логопедом и имитируют движения мотоцикла.)

Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до моста доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.”

8. Звуковой анализ слов.

А теперь по изображённому виду транспорта, выполним звуковой анализ слов. Слова эти сложные, будьте внимательными.

Задайте вопросы по составу звуков в слове.

Назови слово. Сколько звуков гласных, согласных. Сколько слогов в слове.

Это самосвал. В этом слове 8 звуков, 3 гласных звуков «а», 4 согласных: «с, м, в, л». Согласных звуков на один больше. Три слога 3 слога са- ма- свал. Прохлопать.

Назови первый звук в этом слове?

Первый звук в этом слове «с», он согласный, глухой, твёрдый. Обозначаем чёрной фишкой.

Какой звук стоит между звуками «с» и «м»?

Между звуками «с» и «м» стоит звук гласный звук « а», обозначаем его красной фишкой.

Другие слова разбираются по аналогии.

8. Загадка. Презентация. СЛАЙД № 21

Даша загадывает загадку про транспорт.

Грузовик.

Это наземный вид транспорта, как автобус.

Он металлический, как гвоздь.

Он перевозит грузы, как самосвал.

9. Составление описательного рассказа. Презентация. СЛАЙД №21

Давайте составим рассказ – описание про Грузовик, с помощью будильника правильной речи.

Это грузовик.

Он относится к наземному виду транспорта.

Состоит из частей. У него 4 колеса, кабина, мотор, кузов, 2 фары.

Сделан он из металла.

Этот грузовик зелёного цвета.

Грузовик работает с помощью бензина.

Он перевозит грузы. (кирпичи, песок, овощи, доски)

Водитель управляет грузовиком.

Мне нравится этот вид транспорта. Мой папа работает на грузовике. И один раз мы вместе с папой ездили на заправку.

Предлагается составить рассказ 2-му ребёнку.

Будильнику понравились ваши рассказы. А к нам вновь обращаются Винтик и Шпунтик.

III . Завершение занятия, рефлексия.

Включается видео. Презентация. СЛАЙД № 23

Ребята, спасибо, вам за помощь! Вы нам помогли собрать из деталей грузовик. Он нам так необходим для перевозки овощей. В этом году мы собрали большой урожай огурцов! И за то, что вы нам помогли, мы вас угощаем.

Вот угощенье, которое передали ребята из Солнечного города.

Ребята чем мы сегодня занимались?

Мы познакомились с Винтиком и Шпунтиком и помогли им собрать грузовик, отгадали загадку, работали по картинкам, определяли виды транспорта, выполняли звуковой анализ слов, составляли рассказ о грузовике.

Что больше всего вам понравилось в нашей работе?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»