Теория терапевтических механизмов клиент центрированной терапии. Клиент центрированная терапия.

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Клиент-центрированная терапия: Карл Роджерс

Подход к терапии, изначально называвшийся «недирективным», а затем получивший название «клиент-центрированного», был создан Карлом Рэнсомом Роджерсом (1902-1987).

Днем публичного рождения теории Роджерса явилась его встреча с американскими психологами в 1940 г. В раннем варианте психотерапии, названном «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии - словесном отражении терапевтом чувств клиента (терапевтическое зеркало). Посредством такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям.

Подход, ориентированный на человека, был выражением, используемым Карлом Роджерсом для обозначения конкретного способа соотнесения с другим, неявно положительным способом концептуализации человеческой личности. Это выражение представляет собой эволюцию мышления Карла Роджерса и разработанных им теоретических рамок, которое было формализовано в публикации его книги «О личной силе», где он объясняет применение своих концептуальных основ в самых разных областях.

Постепенно эта философия находила профессиональные горизонты в различных областях работы, в группах, в организациях, в образовании, со временем превращаясь в движение, которое сегодня известно как подход, ориентированный на человека. Таким образом, он характеризуется как феноменологический подход, который дает привилегию субъективный опыт человека.

В 1951 г. Роджерс изменил название терапии - она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client - centered ). Этим подчеркивалось, что психотерапия не ориентирована ни на теорию (когда имеется концептуальный аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему - это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и говорить то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он - ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Одна из гипотез клиент-центрированной терапии состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии отразился иной фокус психотерапии - факторы, определяющие рост клиента. Акцент был сделан на процессе изменения личности в психотерапевтическом контакте, на условиях, которые способствуют такому изменению.

Обновление тренда и ненаправленность

Таким образом, два понятия были созданы Роджерсом и считаются фундаментальными моментами для понимания его терапевтической модели и являются: Обновление Тенденции и Неприступности. Понятие «вверх-вниз» - это Роджерс, основополагающий постулат «Ориентированный на человека» подход, поскольку он ведет не только к удовлетворению основных потребностей организма, но и к более сложным. Обновляющая тенденция позволяет, с одной стороны, подтвердить Я и, с другой стороны, сохранение организма, что позволяет созвучие между пережитым опытом и его символикой.

Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, отражает важность уважения к человеку, который приходит за помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект диагностики и лечения.

В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов к обеспечению личностного роста и улучшению качества человеческих контактов в различных областях. И, таким образом, в 1960-1970-х гг. данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» подходом, или подходом, «ориентированным на человека» (person - centered approach ). Психотерапия же стала именоваться «человек-центрированной», или «ориентированной на человека»; другое название - «человек-центрированный подход к терапии» (последнее более точно). Это отражает исследовательские ценности Роджерса и его сотрудников: создание метаподхода, в рамках которого психотерапия является частным вариантом его приложения.

В этой перспективе, когда это созвучие не происходит, человек может вступить в своеобразное несоответствие с самим собой, создавая дезорганизацию между реальным и символическим опытом, что приводит к неуправленному поведению, которое, в свою очередь, влияет на личность.

Восходящая тенденция является краеугольным камнем теории Роджера, учитывая, что его предложение отдает предпочтение способности клиента самостоятельно актуализировать свои возможности и быть аутентичным с его собственными выборами и решениями. Что касается концепции ненаправленности, то можно считать это первым постулатом теории Роджерса, который вскоре превратился в подход, ориентированный на человека. По определению Роджерса, определение ненаправленности проходит, полагая, что «у человека есть в нем достаточные ресурсы для самопонимания, изменения его самооценки, его взглядов и его самонадеянности».

Роджерс и Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты человеко-центрированой терапии:

1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;

2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);

Безусловная положительная акцептация и соответствие

Таким образом, безусловное признание характеризуется как способ принять человека таким, какой он есть, без оценочных суждений или критики. В этих условиях безусловное положительное рассмотрение - «теплое принятие каждого аспекта опыта работы с клиентами». Нет никаких чувств, которые нельзя выразить, и «это означает, что уход с клиентом, но не в собственном смысле, подразумевает способ оценить клиента как отдельного человека».

Наконец, конгруэнтность предназначена для обозначения состояния согласованности или внутреннего согласия и подлинности человека, что приводит к их способности воспринимать чувства, отношения, переживания, быть подлинными и интегрированными во взаимоотношениях с другими.

3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;

4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуре;

5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены - к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям;

В этом процессе сопоставления человек входит в процесс самопринятия, становясь тем человеком, который хочет быть более гибким, чтобы он мог приспособить для себя более реалистичные цели и, одновременно, принять другие. Обсуждения в этой статье направлены на то, чтобы установить теоретическую модель, постулированную Карлом Роджерсом. Ориентированный на человека подход находится в гуманистической области психологии и направлен на то, чтобы быть областью, которая видит человека с естественным потенциалом роста и здоровья из опыта, который называется современной тенденцией.

6) интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Теория человека .

Люди по сути своей рациональны, социализированы, устремлены вперед и реалистичны. Антисоциальные эмоции - ревность, враждебность и т. п. - существуют, но это не спонтанные импульсы, которые следует контролировать. Напротив, они являются реакциями на фрустрацию базовых влечений к любви, принадлежности, безопасности и т. д.

Эта теоретическая модель утверждает, что построение эмпатических отношений позволяет личному развитию личности и стимулирует более конгруэнтную жизнь. Таким образом, это исследование имеет отношение к воспитанию контекста гуманистической психологии, а также способствует разъяснению этого видения человека.

Алекс Барбоса Собрайра де Миранда - факультет психологии. Факультет медицинских наук. Государственный университет Пьяуи. Обучение, ориентированное на человека: вклад в понимание образовательной модели, предложенной Карлом Роджерсом. Издание, Лиссабон, редакторы Мора.

Следовательно, нет необходимости контролировать эти импульсы - потребности саморегулируются, уравновешивая друг друга. Потребность в любви или дружеском общении уравновесит агрессию или выраженную сексуальную потребность, а также любые потребности, способные помешать другим людям.

Люди обладают способностью к переживанию путем осознавания факторов психологической дезадаптации, а также способностью и склонностью перемещаться от этого состояния к психологической адаптации. Эти способности и эта склонность будут реализованы в терапевтических отношениях.

Пауло, Мартинс Фонтес Издатель. Карл Роджерс, американский психолог, является предшественником гуманистической психологии. В отличие от других психологов, основанных на предположении о базовом неврозе, Роджерс выступал за позитивистскую идею о том, что ядро ​​человеческой личности имеет тенденцию к здоровью и благополучию. Этот вывод не был, однако, предвзятой идеей, а завершением тщательного процесса научного исследования на протяжении всей его профессиональной деятельности.

Для Роджерса личность - это постоянное состояние, постоянно мутирующее. Поэтому здоровая личность - это тот, кто может полагаться на свой собственный опыт и соглашаться с тем, что другие люди разные. Существует врожденная тенденция к самоактуализации, но субъекты находятся под влиянием социальной среды.

Тенденция к адаптации = тенденция к самоактуализации. Терапия, таким образом, служит высвобождению уже существующих у индивида способностей. Если человеку предоставлены разумные условия для роста, он станет конструктивно развивать свой потенциал, подобно тому как из семян вырастают плоды.

Базовые конструкты КЦПТ

Тенденция к актуализации - врожденная тенденция организма к развитию всех способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования.

Когда люди действуют свободно, они открыты для экспериментирования и реализации нашей основной природы как позитивных социальных животных. Однако в некоторых случаях люди могут вести себя иррационально, антиобщественно, уничтожая собственное я и я других. Таким образом, они невротичны и не действуют как полностью развитые люди.

Также называется «Феноменальное поле», оно охватывает все, что происходит в организме в любое время и потенциально доступно для сознания. Область опыта уникальна для каждого человека, это особый и индивидуальный мир, который может или не может соответствовать объективной реальности.

Тенденция к самоактуализации - проявление общей тенденции к актуализации в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я».

Опыт - все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу.

Чувство, переживание чувства - эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом.

Для Роджерса Я - это самооценка себя, основанная на прошлом опыте, настоящем стимуле и будущих ожиданиях. Роджерс решительно подчеркивает возможности перемен и гибкости, которые представляют собой концепции, лежащие в основе его теории, и его убеждение в том, что люди способны к росту, изменению и личностному развитию. Идея «оптимального функционирования», которую пропагандирует Роджерс, является синонимом понятий идеальной психологической адаптации, зрелости и полной открытости к опыту.

Все эти характеристики имеют характер динамического процесса. Человек со встроенным функционированием имеет несколько характеристик, среди которых. Это подразумевает плохое использование предупреждающих знаков, которые ограничивают сознательное восприятие настоящего момента. Таким образом, человек становится более открытым к чувствам, становясь все более способным полностью испытать опыт своего организма, а не препятствовать достижению сознания. Он состоит в постоянно возрастающей уверенности в способности принимать решения.

  • Жизнь в настоящем.
  • Это стремление к исполнению в каждый момент.
  • Доверяйте внутренним требованиям и интуитивным суждениям.
Идеальное я может быть концептуализировано как набор характеристик, которые человек хотел бы иметь, то есть идеальное видение себя.

Осознание, символизация, сознание - репрезентация части переживаний.

Воспринимать, восприятие - гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов. Восприятие есть осознавание стимулов.

Переживание себя - любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как Я, «меня», «сам» или имеющее отношение к Я.

Степень разницы между Я и «Идеальным Я» является показателем дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей, поэтому идеальное я может стать препятствием для личного развития. Принятие себя так, как вы есть на самом деле, а не как вы хотите быть, является признаком психического здоровья. Это принятие себя не означает отставки, а скорее как средство приблизиться к реальности, потому что только благодаря признанию его реальных характеристик можно найти эффективные средства для развития.

Конгруэнтность определяется как степень точности между опытом общения и осознания. Это связано с расхождениями между переживанием и осознанием. Высокая степень соответствия означает, что общение, опыт и осознание одинаковы. Наши наблюдения и наблюдения за внешним наблюдателем были бы последовательными.

Я, Я-концепция, Я-структура - организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик Я и взаимоотношений Я с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями.

Психологическая дезадаптация - состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между Я и переживанием; неконгруэнтность.

Несоответствие происходит, когда есть различия между осознанием, опытом и сообщением об этом. Он определяется не только как неспособность воспринимать точно, но и как неспособность или неспособность общаться точно. Когда несоответствие между осознанием и опытом, это называется репрессией. Один просто не знает, что делает. Большинство психотерапий работают над этим симптомом несоответствия, помогая людям лучше осознавать свои действия, мысли и отношения, поскольку они затрагивают их и других.

Когда несоответствие - это несоответствие между осознанием и общением, человек не выражает то, что он действительно чувствует, думает или переживает. Такая несоответствие часто воспринимается как ложь, неаутентичная или нечестная, но опыт показывает, что этот вывод не всегда правдоподобен, ссылаясь даже на неспособность к выражению или даже осознанию.

Конгруэнтность, конгруэнтность Я и переживания - состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции, - интегрированное, целостное, подлинное.

Открытость опыту - отсутствие угрозы; противоположность защитам.

Позитивное самоуважение - позитивная установка к Я, прямо не зависящая от установок других.

Несоответствие может ощущаться как напряжение, беспокойство или, в более экстремальных обстоятельствах, внутренняя путаница. Пациент в психиатрической больнице, который заявляет, что не знает, где он, в какой больнице, какое время суток или даже кто он, проявляет высокую степень несоответствия. Расхождение между внешней реальностью и субъективным переживанием стало настолько большим, что он не способен действовать. Большинство симптомов, описанных в психиатрической литературе, можно рассматривать как формы несоответствия.

Для Роджерса особая форма нарушения менее критична, чем признание того, что существует несоответствие, требующее решения. Психотерапия работает над этим симптомом несоответствия, поскольку они помогают людям лучше осознавать свои действия, мысли и отношения.

Локус оценки - источник доказательства ценности, внутренний / внешний.

Процесс терапии

Терапевтический процесс - это фасилитация у клиента личностного роста, особенности взаимоотношений помощи или необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений, создаваемые терапевтом.

Фокусы терапевтического процесса

Эта тенденция обновления является одним из основных предположений теории Роджерса, которая предполагает, что внутри каждого человека существует врожденный импульс, направленный на полное развитие его возможностей. Именно этот импульс побуждает весь организм развиваться, становиться автономным, созревать склонность к самовыражению и отвечать за активизацию всех способностей организма, поскольку такая активация влияет на организм или на себя.

Роджерс понимает стремление к здоровью как движущую силу человека, который функционирует свободно, а не парализуется прошлыми событиями или современными убеждениями, которые содержат несоответствие. Как уже говорилось, Роджерс верит в существование естественных сил, присущих организму, которые положительно влияют на здоровье и рост. Люди могут испытывать и осознавать свои несоответствия, экспериментируя с несоответствиями между их реальным опытом и их самооценкой. Да, речь идет о тенденции и естественном движении за разрешение конфликта перед лицом конфликта.

    ослабление чувствования;

    изменение стиля переживания;

    переход от неконгруэнтности к конгруэнтности;

    изменение манеры и степени, в которой индивид желает и способен выразить себя в благоприятной обстановке;

    ослабление когнитивных схем переживания;

    изменение отношения человека к своим проблемам;

    изменение манеры общения.

Условия терапевтического процесса

1. Два человека находятся в контакте.

2. Клиент - в состоянии неконгруэнтности, ранимости и тревожности.

3. Терапевт конгруэнтен в отношениях.

4. Терапевт испытывает безусловное позитивное отношение к клиенту.

5. Терапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента.

6. Клиент воспринимает, хотя бы минимально, условия 4 и 5.

Наличие этих условий приводит к следующим личностным изменениям клиента :

1. Клиент все более свободно начинает выражать свои чувства через вербальные и/или моторные каналы.

2. Выражаемые им чувства имеют отношение скорее к Я, чем к не-Я.

3. Он все лучше различает объекты своих чувств и восприятий. Его переживания точнее представляются в символах.

4. Выражаемые им чувства все чаще указывают на неконгруэнтность между некоторыми его переживаниями и Я-концепцией.

5. Он приходит к осознанию угрозы неконгруэнтности.

6. Он полностью осознает чувства, которые в прошлом искажались или не осознавались.

7. Его Я-концепция реорганизуется, чтобы ассимилировать и включить эти переживания, которые ранее искажались или не осознавались.

8. По мере продолжения реорганизации Я-структуры Я-концепция становится все более конгруэнтной переживаниям, ослабляется защита.

9. Он все более способен к переживанию безусловного позитивного отношения со стороны терапевта без ощущения угрозы.

10. Он все сильнее ощущает безусловное позитивное самоуважение.

11. Он все сильнее чувствует себя как локус оценки.

12. Он реагирует на переживание в меньшей степени с учетом условий ценности, а в большей степени основываясь на организмическом оценивающем процессе.

Если в начале становления КЦПТ делался акцент на техниках, позже главное внимание стало уделяться философии и установкам психотерапевта, терапевтическим отношениям.

Техники служат способами выражения и коммуникации принятия, уважения, понимания, способами сообщить клиенту, что психотерапевт пытается создать внутреннюю систему координат за счет совместного с клиентом мышления, чувствования и исследования.

Существует ряд способов установления и поддержания терапевтических отношений. Но техники не могут использоваться осознанно, поскольку это означало бы неискренность, неистинность терапевта.

Сам процесс терапии рассматривается с точки зрения клиента, с учетом его восприятия и происходящих в нем изменений.

Терапевтические отношения основаны не на интеллектуальных построениях. Разъяснение клиенту особенностей его личности и поведения, предписание тех или иных действий не дают стойких эффектов. Терапевтические отношения должны обладать рядом характеристик: принятие, конгруэнтность, понимание, сообщение принятия, конгруэнтности и понимания.

Ни один терапевт не обладает полным их набором в их максимальной выраженности. Таким образом, это скорее желательные цели или идеальные характеристики.

Роджерс в статье «Процессуальное уравнение психотерапии» (1961b) дает представление о терапии как о работе с теплыми живыми людьми теплых живых консультантов. Анализ процесса проводится в двух системах координат:

Феноменологической - системе координат клиента;

Внешней - системе координат наблюдателя.

«Итак, что же представляет собой процесс консультирования и терапии?

Для психотерапевта это новое путешествие в неизведанное. Его чувства: «Это другой человек, мой клиент. Я немного его побаиваюсь, опасаюсь таящихся в нем глубин так же, как боюсь своих собственных. Когда он говорит, я начинаю чувствовать к нему уважение, дружеское расположение. Я ощущаю, как его пугает собственный мир, как отчаянно он пытается удержать его на месте. Я хотел бы чувствовать его чувствами, и мне бы хотелось дать ему знать, что я стою рядом с ним в его тесном, ограниченном маленьком мире и что я гляжу на него без страха. Вероятно, я могу сделать этот мир для него более безопасным. Мне бы хотелось, чтобы мои чувства в отношениях с ним, моим клиентом, были бы максимально прозрачными и ясными, чтобы они стали для него заметной реальностью, в которую он может возвращаться вновь и вновь. Мне бы хотелось отправиться вместе с ним в пугающее путешествие в глубины его "я", в глубоко погребенный страх, ненависть и любовь, которым он никогда не давал проявиться в себе. Я признаю, что это путешествие непредсказуемо для меня так же, как и для него, и что я могу, даже не успев осознать собственного страха, уйти в себя от некоторых чувств, обнаруженных в глубинах моего клиента. Мне известно, что в некоторой степени я буду ограничен в своей способности оказать ему помощь. Я признаю, что иногда собственные страхи клиента будут заставлять его воспринимать меня как равнодушного, отвергающего, вторгающегося на чужую территорию, непонятного. Я искренне желаю принять эти его чувства, вместе с тем я надеюсь, что мои собственные реальные чувства проявятся так ясно, так что со временем он не сможет их не воспринять. Более всего мне хотелось бы, чтобы он видел во мне реального человека. У меня нет необходимости быть неестественным, чтобы мои собственные чувства были "терапевтическими". То, что я собой представляю и что чувствую, - вполне достаточная основа для терапии, если мне удастся быть самим собой в отношениях с ним. В этом случае, вероятно, он сможет быть самим собой открыто и без страха».

Клиент , со своей стороны, проходит гораздо более сложные перипетии, о которых можно лишь догадываться. Все же схематично его чувства меняются в некоторых из перечисленных ниже направлений. «Я его боюсь. Я хочу получить помощь, однако я не уверен, что ему можно доверять. Он может увидеть то, чего я сам в себе не замечаю - пугающие и дурные элементы. Он, по-видимому, не собирается меня осуждать, однако мне кажется, что это обманчивое впечатление. Я не могу сообщить ему своих настоящих проблемах, однако вполне могу рассказать о некоторых своих прошлых переживаниях, которые связаны с этими проблемами. Он вроде бы меня понимает, так что можно рассказать ему о себе кое-что еще».

«Теперь, когда я показал ему некоторые свои дурные стороны, он меня презирает. Я в этом уверен, хотя, как ни странно, не вижу ни малейшего тому подтверждения. Следует ли считать, что рассказанное мной вовсе не так уж плохо? Возможно ли, что мне вовсе не надо стыдиться этой своей части? Мне уже не кажется, будто он меня презирает. Напротив, я чувствую, что хочу двигаться дальше, исследуя себя ,вероятно, больше себя выражая. Он кажется мне надежным компаньоном; видимо, он действительно меня понимает».

«Но теперь я вновь ощущаю страх, на этот раз я сильно напуган. Я не представлял себе, что исследование глубин собственного "я" заставит меня переживать ранее неведомое. Все это весьма странно, ведь чувства эти не новы. Я всегда догадывался об их существовании. Однако они представлялись настолько дурными и волнующими, что я не допускал их в себя. А теперь я заново часами переживаю эти чувства вместе с ним, я в ужасном волнении, словно мой мир рушится. Он всегда казался мне таким прочным и надежным. Теперь он ослаблен, проницаем и уязвим. Не очень-то приятно испытывать чувства, которых всегда страшился. Это он во всем виноват. Любопытно, но я жду встреч с ним, рядом с ним я чувствую себя в большей безопасности».

«Я не знаю теперь, кто я такой, однако иногда, ощущая нечто, я на мгновение кажусь себе реальным и стабильным. Я обеспокоен противоречиями, которые во мне обнаружились: я делаю или думаю одно, а чувствую другое. Это лишено гармонии. Иногда исследование собственной сущности напоминает настоящее приключение, кружит голову. Временами я ловлю себя на мысли, что я ценен сам по себе, каким бы я ни был в действительности».

«Я начинаю привыкать, хотя это и очень болезненно, делиться своими чувствами, возникающими в данный момент, и даже нахожу это весьма полезным. Знаете, действительно полезно попытаться к себе прислушаться, чтобы заметить происходящее внутри. Я больше не боюсь того, что происходит во мне. Это заслуживает внимания и доверия. Отпущенное мне время совместной работы я использую на то, чтобы докопаться до своих глубин, узнать, что я чувствую на самом деле. Это тяжелая работа, но я хочу это знать . И я доверяю ему почти всегда, это помогает. Я ощущаю себя ранимым, но знаю, что он не хочет причинить мне боль, я даже верю в то, что он действительно обо мне заботится. Мне кажется, если я попытаюсь добраться как можно глубже, мне удастся понять, что во мне происходит, и уловить смысл происходящего, я узнаю, кто я такой, а также что мне следует делать. Во всяком случае, иногда в его присутствии у меня появляются такие чувства».

«Понимаете, я чувствую, будто плыву в потоке жизни, рискуя и попадая в водовороты, но будучи самим собой. Иногда я терплю поражения, терплю обиду, однако я учусь тому, что переживания не фатальны. Я точно не знаю, кто я такой, однако я могу ощутить свои реакции в каждый конкретный момент и они, по-видимому, служат прочной основой для моего поведения. Возможно, это как раз и значит быть собой .Но , конечно же, я могу это делать только потому, что ощущаю себя в безопасности, общаясь с психотерапевтом. Могу ли я быть собой вне этих отношений? Мне хотелось бы это знать. Очень хотелось бы. Не исключено, что могу».

Продолжительность. Сессии обычно назначаются раз в неделю, хотя они могут быть более или менее частыми. Продолжительность терапии определяет клиент. Ближе к концу терапии сессии могут проводиться реже, раз в две недели, например. Однако это не значит, что клиент-центрированная терапия не имеет конца; в действительности это сравнительно краткосрочное лечение.

Область применения. Принято считать, что КЦПТ подходит только клиентам, имеющим уровень интеллекта выше среднего, в частности студентам колледжей или людям с относительно простыми проблемами. Вместе с тем метод хорошо зарекомендовал себя при работе с разными клиентами, имеющими широкий спектр проблем, включая пациентов психиатрических больниц.

Новым словом в развитии гуманистической психологии стала теория, разработанная американским психологом и педагогом Карлом Роджерсом. Вобрав в себя основные положения гуманистического подхода, клиентоцентрированная терапия предложила совершенно новые решения психологических проблем. Сегодня это направление представляет собой постоянно совершенствующийся подход к изучению человека.

Главная гипотеза заключается в том, что индивидуальный потенциал каждой личности имеет тенденцию к развитию и открывается в системе сложных взаимоотношений, в которых человек, который оказывает помощь, испытывает по отношению к тому, кому помогает, подлинную заботу и понимание. Ее уникальность заключается в получении результатов непосредственно из данных терапевтических опытов, из записей разговоров, снятых на пленку. Теория является необычайно эффективной в любой сфере, где отмечается психологический рост личности.

Известный американский педагог и психолог, вошедший в историю психологической науки как основатель клиентоцентрированного направления, Карл Роджерс родился в штате Иллинойс в начале прошлого столетия. Завершив обучение в Висконсинском университете, будущий психолог решил посвятить жизнь служению Богу, для чего поступил в Объединенную теологическую семинарию Нью-Йорка. Во время обучения он увлекся психологией и в 1931 году окончил педагогический колледж при Колумбийском университете со степенью доктора.

Изначально К. Роджерса интересовали в большей степени проблемы детской психологии. Основные положения исследований этого периода были изложены психологом в работе «Клиническая работа с проблемными детьми», увидевшей свет в 1939 году. Однако на этом интересы ученого не ограничивались, и в 1942 году в свет выходит его книга «Консультирование и психотерапия». Книга содержала основные положения клиентоцентрированной психологии и стала настоящим событием научного мира, вызвав бесчисленное множество споров.

Вместо слова «пациент» К. Роджерс использовал слово «клиент», изначально полагая, что лучше самого клиента никто не может знать его трудности, а основная задача психолога – помочь клиенту самому сформулировать свою проблему, а, впоследствии, и найти и выход из ситуации. Консультант не должен направлять, давать советы, интерпретировать, выдвигать предположений, хвалить или порицать. Консультант – это своеобразное «психологическое зеркало», его роль заключается в «отражении чувств», то есть в сообщении клиенту своего понимания чувств и переживаний клиента. В основу гипотезы К. Роджерса положено глубокое понимание человеческой натуры, которая, по мнению психолога, всегда направлена на самосовершенствование и задача терапевта — лишь помочь клиенту в этих самостоятельных поисках. По мнению К. Роджерса, именно клиент ответственен за личностные изменения, ни психолог, ни терапия не способны стать «волшебной палочкой», изменяющей личность. Они могут лишь помочь человеку в сложных самостоятельных поисках самосовершенствования.

Главное в теории Роджерса

В последующих работах психолога развивались положения, высказанные в его первой книге. Основной гипотезой К. Роджерса стало понимание того, что главная задача человека, смысл его жизни – актуализация и последующее развитие тех положительных качеств, которые заложены в нас природой от рождения. Сам процесс развития и самопонимания сопровождается борьбой и страданиями, падениями и срывами. Однако, потребность «найти себя» вновь и вновь толкает нас на неустанные поиски.

Весь накопленный нами жизненный опыт помогает или мешает нам осуществлять эти поиски. Мы невольно переносим его на процесс решения сегодняшних проблем, причем, делаем это неосознанно, на подсознательном уровне. Понимание и умение правильно оценивать наши прежние ошибки, доверие к собственным ощущениям помогло бы личности осознать, в правильном ли направлении она движется.

Для того чтобы правильно оценить роджеровский подход к терапии, необходимо рассмотреть еще один термин, введенный психологом. «Я-концепция» — ориентация психолога на внутренний мир другого человека, использование субъективного опыта для понимания другого. «Я-концепция» — осознанное представление о самом себе, объективное осознание своих положительных качеств. Помимо того, как мы осознаем себя сегодня, существует и то, к чему каждый из нас стремится – «Я-идеальное». Разрыв между этими двумя гранями личности приводит к страданиям и является главной причиной неадекватного поведения личности.

Причины неадекватного поведения

С самого рождения мы нуждаемся во внимании и понимании других людей. Невольно ребенок старается стать таким, каким, по его мнению, его хотели бы видеть его близкие. С самого детства мы развиваем «Я-концепцию», постоянно вбирая в нее собственные характеристики. Однако, то, каким ребенок есть в действительности, со своими способностями, интересами, склонностями и эмоциями, не обязательно то, чего ожидают от него родители. Разрыв между «Я» и «Я идеальным» и является главной причиной внутреннего конфликта.

В то же время, невозможность поступить против нужд самого себя и негативное восприятие своих качеств окружающими приводит к искажению восприятия человеком самого себя, к дезориентации личности.

Угроза истинности собственному «Я» приводит к ощущениям страха и тревоги. В случае если подобные ощущения человек испытывает длительное время, у него могут возникнуть невротические симптомы, являющиеся символом отвергнутого опыта. В свою очередь, невротические симптомы могут являться причиной появления галлюцинаций, бреда, временного помрачения сознания. Для стороннего наблюдателя такое поведения может показаться нелогичным и безумным.

Условия роста и изменения личности

К. Роджерс полагал, что конструктивные личностные изменения могут осуществляться лишь при соблюдении основных шести условий. Соблюдение данных условий позволяет наглядно продемонстрировать то, что в действительности происходит во время терапевтического курса.

Прежде всего, для того, чтобы терапевтическое лечение было успешным и привело к личностным изменениям, необходим тесный контакт между терапевтом и клиентом. По мнению К. Роджерса, без доверительных взаимоотношений, наличия психологического контакта позитивные изменения личности попросту невозможны.

Не менее важным является и осознание психологом того, что клиент находится в состоянии тревоги. Он уязвим. Именно состояние тревоги, вызванное разрывом между «Я» и действительными проживаниями человека, часто служат причиной возникновения психопатологий и заставляют обратиться за психологической помощью и поддержкой.

Психолог же, наоборот, согласно мнению К. Роджерса, должен представлять собой полную противоположность. Лишь гармоничной, доброжелательно настроенной личности сможет клиент доверить свои переживания. Помимо доброжелательности, врач должен искренне сопереживать клиенту.

К. Роджерс отстаивал мысль о том, что психолог не может быть полностью интегрированным в своей личной жизни. Вне терапевтических отношений он может испытывать тревогу, враждебность или депрессию. Но во время, посвященное сеансам, ему следует отдалиться от всего прочего и предстать перед клиентом гармоничным открытым человеком.

Задача терапевта, по словам К. Роджерса, потому и является сложной, поскольку, не смотря на его личное отношение к клиенту, при терапевтических сеансах, его работа должна быть сконцентрирована исключительно на словах и чувствах клиента. Последний никоим образом не должен чувствовать неуверенности, тревожности либо других деструктивных чувств психолога.

Неотъемлемым условием терапевтического курса является «безусловное позитивное внимание». Это словосочетание обозначает, что психолог всегда с доброжелательностью относится к клиенту, одобряя положительные изменения его личности и избегая оценки его переживаний и чувств. Другими словами, терапевт принимает клиента таким, какой он есть, не пытаясь навязать последнему установленных обществом ценностей и расценивая его чувства, как неотъемлемую часть субъективного мира клиента.

Более того, терапевт должен чувствовать к своему клиенту эмпатию, другими словами, делать все возможное для того, чтобы чувствовать его субъективный мир так же, как свой собственный. Понимать и полностью принимать чувства другого – вот, что является, пожалуй, стрежнем теории К. Роджерса. Являясь «психологическим зеркалом» клиента терапевт должен высказывать всеми возможными способами свою эмпатию и «безусловное позитивное внимание».

Спокойная атмосфера

Все перечисленные выше условия направленны на создание спокойной атмосферы, в которой должны проходить сеансы клиентоцентрированной терапии. Лишь при соблюдении указанных условий терапия может быть эффективной и позволить клиенту осознать беспокоящие его переживания, не боясь угрозы или порицания, глубже погрузиться во внутренний мир и интегрировать ощущения с постоянно меняющейся «Я-концепцией», преодолевая, таким образом, разрыв.

Подход К. Роджерса пронизан оптимистическими взглядами на человеческую природу. Положив в основу своей теории понимание того, что человек всегда движется по пути самосовершенствования, психолог свел роль терапевта к роли созерцателя, своеобразного «психологического зеркала», главной задачей которого является создание условий, позволяющих клиенту самостоятельно развиваться, совершенствоваться, искать себя. Терапевт «способствует росту и развитию», а не «лечит больных», как во фрейдистском подходе. Главная задача терапии – преодолеть разрыв между переживаниями и реальным «Я», помочь принять и понять себя.

Теория К. Роджерса оказала огромное влияние на развитие психотерапевтической практики и сегодня ее основные положения успешно используются при консультировании в сфере семейных отношений, образования, политики, управленческой деятельности, расовых отношений. Клиентоцентрированная терапия постоянно совершенствуется и наполняется новым смыслом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»