Установка генератора 90а на газ 53. Увеличенный осевой люфт якоря

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

По цепи течет постоянный ток. Минусовым выводом питания является масса кузова и рамы. Генератор переменного тока грузовика представляется как синхронный трехфазный двигатель, вырабатывающий ток для питания электрической цепи автомобиля и подзарядки автомобильного аккумулятора.

Пассажирский автомобиль ГАЗ 53

Оснащен генератором модели Г-250 с максимально вырабатываемым током 40 Ампер и состоит из следующих элементов:


Схема подключения генератора очень проста – на задней крышке устройства находится клемма, на которое подается питание от аккумулятора (+12 Вольт). К корпусу подсоединяется минусовой провод, на щеточный узел подается напряжение для возбуждения ротора.

Технические данные

Генератор Г250 имеет следующие технические характеристики:


Читайте также

Схема электрооборудования ГАЗ 53

Типичные неисправности

Как и любое другой устройство, генератор имеет свойство рано или поздно ломаться. При его отказе пропадает зарядка, и двигатель продолжает работать только за счет аккумулятора.

Но через некоторое время аккумулятор «садится», и много проехать без исправного генератора не получится – автомобиль заглохнет и потом уже не заведется.

Для генератора ГАЗ 53 характерны следующие неисправности:


Еще нередко щетки имеют плохой контакт с коллектором якоря. Контакт может замаслиться, щетки плохо прижимаются из-за ослабленных пружин щеточного узла, изнашивается сам коллектор.

Пружины можно попробовать подтянуть, замасленный контакт протирают чистой тряпкой, смоченной растворителем. Изношенный коллектор протачивают на токарном станке, если он еще подлежит ремонту.

Так выглядит генератор установленный на ГАЗ 53

Причиной отсутствия зарядки также может быть неисправное реле регулятора напряжения генератора.

На автомобиле ГАЗ-5ЗА установлен двухполюсный двухщеточный генератор Г130-Г (рис. 1), а на автомобиле ГАЗ-66 - Г130-В

Генераторы постоянного тока, открытого типа, рассчитанные на максимальную отдачу тока силой 28 а при напряжении 12-15 в.

На части автомобилей применяют генераторы Г 130-Э, которые имеют экранированные клеммы.

Техническое обслуживание генератора

Для удобства осмотра генератора снять защитную ленту. Осмотр начинать с коллектора, щеток и щеткодержателей. При этом надо убедиться в том, что щетки целы, не зависают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором.

Проверить натяжение пружин щеток. По мере износа щеток натяжение пружин может снизиться.

Регулировать натяжение пружины можно при помощи подгибки упора пружины. Давление щеток измерять пружинным динамометром.

Генератор со стороны коллектора продуть сжатым воздухом; незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя).

У генератора со значительно изношенным или подгоревшим коллектором проточить коллектор. Рабочую поверхность щеток очищать тканью, слегка смоченной в бензине.

При неполном соприкосновении с коллектором щетки притереть.

Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедание, заменить.

Неисправности генератора и способы их устранения

Причины неисправности

Способы устранения

Нет зарядки аккумуляторной батареи

Зависание щетки

Очистить щеткодержатели от грязи, проверить усилие щеточных пружин

Подгорание коллектора

Зачистить или при необходимости проточить коллектор

Обрыв цепи возбуждения

Припаять вывод или заменить катушку

Обрыв цепи якоря

Заменить или отремонтировать якорь

Межвитковое замыкание якоря

Заменить дефектный якорь.

Задевание якоря за полюсы

Проверить подшипники и их посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

Ненадежный контакт в экранированных разъемах генератора Г13О-Э

Устранить неисправности путем замены пружинных колец, сжимающих гнезда разъемов

Быстрый износ щеток:

Увеличение биения коллектора

Проточить и отшлифовать коллектор

Писк в генераторе или ненормальный шум:

Плохо притерты щетки

Притереть щетки

Отсутствие смазки в подшипниках

Заменить подшипники

Задевание якоря за полюсы

Проверить подшипники, посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить

Износ подшипников

Заменить подшипники

Заедание в подшипнике

Заменить подшипники

Выработка посадочного места под подшипник

Заменить крышки или якорь

Увеличенный осевой люфт якоря:

Износ подшипников

Заменить подшипники

Поломка кронштейна и его лап крепления. Частое ослабление крепления генератора:

Увеличенный дисбаланс шкива

Проверить дисбаланс шкива, если он превышает 25 Гсм, произвести балансировку

Наличие вмятин на шкиве водяного насоса

Заменить поврежденный шкив

Сильный нагрев генератора:

Нарушение регулировки и спекание контактов у регулятора напряжения или ограничителя тока

Проверить реле-регулятор и устранить неисправность

12.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Генератор. Техническое обслуживание и неисправности

На автомобиле ГАЗ-53А установлен двухполюсный двухщёточный генератор Г130-Г (рис. 125), а на автомобиле ГАЗ-66 - Г130-В. Генераторы постоянного тока, открытого типа, рассчитанные на максимальную отдачу тока силой 28 А при напряжении 12 — 15 В. На части автомобилей применяют генераторы Г130-Э, которые имеют экранированные клеммы.

Основные технические данные генераторов
Направление вращения (со стороны шкива) Правое
Максимальная сила тока, А 28
Скорость вращения якоря генератора, при которой достигается напряжение на клеммах 12,5В при температуре окружающего воздуха и генератора +20°С, об/мин: при силе тока нагрузки, равной нулю 1450
при силе нагрузки 28А 2400
Максимальная сила това при работе генератора в режиме электродвигателя (не более), А 6
Количество полюсов 2
Количество пазов в якоре 20
Количество пластин в коллекторе 40
Количество витков в секции 3
Количество проводов в пазу 12
Шаг по пазам 1-10
Шаг по коллектору 1-2
Обмотка якоря Провод ПЭН-2
диаметром 1,35-1,44
Катушка обмотки возбуждения Провод ПЭЛ диаметром 0,77-0,83 (без изоляции)
Количество витков в катушке 360
Сопротивление обмотки возбуждения (двух катушек), Ом 7,6 - 3,4
Тип щёток ЭГ-13 или ЭГ-13П
Сила нажатия пружин на щётки, г 800 - 1300
Шариковые подшипники № 180603 со стороны провода и № 180502 со стороны коллектора

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГЕНЕРАТОРА

Для удобства осмотра генератора снять защитную ленту.
Осмотр начинать с коллектора, щёток и щеткодержателей. При этом надо убедиться в том, что щётки целы, не зависают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором. Проверить натяжение пружин щёток. По мере износа щёток натяжение пружин может снизиться. Регулировать натяжение пружины можно при помощи подгибки упора пружины. Давление щёток измерять пружинным динамометром.
Генератор со стороны коллектора продуть сжатым воздухом; незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя).
У генератора со значительно изношенным или подгоревшим коллектором проточить коллектор. Рабочую поверхность щёток очищать тканью, слегка смоченной в бензине. При неполном соприкосновении с коллектором щётки притереть. Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедание, заменить.

НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности Способы устранения
Нет зарядки аккумуляторной батареи
Зависание щётки Очистить щёткодержателя от грязи, проверить усилие щёточных пружин
Подгорание коллектора Зачистить или при необходимости проточить коллектор
Обрыв цепи возбуждения Припаять вывод или заменить катушку
Обрыв цепи якоря Заменить или отремонтировать якорь
Межвитковое замыкание якоря Заменить дефектный якорь
Задевание якоря за полюсы Проверить подшипники и их посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить
Ненадежный контакт в экранированных разъёмах генератора Г130-Э Устранить неисправности путём замены пружинных колец, сжимающих гнёзда разъёмов
Быстрый износ щёток
Увеличение биения коллектора Проточить и отшлифовать коллектор
Писк в генераторе или ненормальный шум
Плохо притёрты щётки Притереть щётки
Отсутствие смазки в подшипниках Заменить подшипники
Задевание якоря за полюсы Проверить подшипники, посадочные места, детали, имеющие повреждения, заменить
Износ подшипников Заменить подшипники
Заедание в подшипнике Заменить подшипники
Выработка посадочного места под подшипник Заменить крышки или якорь
Увеличенный осевой люфт якоря
Износ подшипников Заменить подшипники
Поломка кронштейна и его лап крепленая. Частое ослабление крепления генератора
Увеличенный дисбаланс шкива Проверить дисбаланс шкива. Если он превышает 25 Гсм, произвести балансировку
Наличие вмятин на шкиве водяного насоса Заменить поврежденный шкив
Сильный нагрев генератора
Нарушение регулировки и спекание контактов у регулятора напряжения или ограничителя тока Проверить реле-регулятор и устранить неисправность

В машине ГАЗ-53 был поставлен генератор Г250-Г1. Его место было спереди мотора и закреплялось с помощью кронштейна, а также там участвовала распорная планка. Ремень имеет форму трапеции, он приводит ротор в работу, который начинает вращаться.

Так выглядит генератор ГАЗ-53

Генератор на ГАЗ-53 имеет главные составные:

  1. Статор состоит из пластин, которые изготовлены из стали для электропроводимости. Они имеют пазы – 18 штук. В них помещены 18 катушек с медной обмоткой. Это все образует 3 фазы, соединяющиеся при помощи звезды. Статор держит 3 шпильки, расположенные в проеме между задней и передней стенкой генератора. Стенки сделаны из алюминия.
  2. Ротор. В него входит вал, на котором находятся катушки и 2 специальных колпачка, всё это составляет сердечник. К двум кольцам подсоединённые края обмотки.

  1. «Когти» колпачков с отрицательным полем размещены между «когтями» с положительной полярностью. Это образует чередование полюсов (плюс-минус-плюс).
  2. Вал установлен в закрытые подшипники. Они находятся в гнездах крышки самого генератора. Смазать подшипники, возможно только при разборе генератора.
  3. Вентилятор, который подает холодный воздух для понижения температуры во время работы.

Если обобщить описание работы генератора, то:

  1. Включается зажигание.
  2. Выключателем через катушки подается ток от аккумулятора.
  3. В сердечнике появляется магнитное поле.
  4. Оно вовлекало в работу катушки статора.
  5. Появляется электродвижущая сила (ЭДС)
  6. Чем больше показатель частоты оборотности вала, тем выше ЭДС.

Электрическая схема:

Поломки генератора

При любой поломке прекращается подача электроэнергии в узлы автомашины.

  • Частые поломки связаны с:
  1. Ослаблен ремень.
  2. Загрязненность колец и грязные щетки.
  3. Обрыв обмотки и подключения контактов.
  4. Подгоревшие контакты.
  5. Сгоревшие диоды.

Генератор – это главный источник подачи электроэнергии в механизмы машины. А также он обеспечивает зарядку аккумулятора при работе механизмов автомобиля.

Читайте также

Кузов для ГАЗ-53

Характеристика генератора Газ проста. Он идет на 3 фазы. Синхронный. У него электромагнитное возбуждение. Частота ротора прямо пропорциональна ЭДС.

Внешний вид установленного генератора на ГАЗ 53

  • Требования к генератору ГАЗ:
  1. Простая конструкция;
  2. Он долгоиграющий в режиме своей работы (редко ломается).
  3. По свои размерам не занимает много места, не тяжелый;
  4. По ценовой политике он дешевый;
  5. У него довольно большая мощность;
  6. При включённой «нейтралки» он способен заряжать аккумулятор.

  • Схема выпрямления тока генератора ГАЗ 53:
  1. связь обмотки катушки с преобразователем;
  2. синусоида и косинусоида, показывающие перемену в момент силы тока за определенный отрезок времени;
  3. изогнутые линии в момент образования электротока после выпрямителя;

I, II, III — обмотки фазы.

График напряжения и схема зависимости перемены силы электрического импульса.

По графику видно, что интенсивность растет при росте оборотности ротора. А точка пересечения прямых — это ноль. Точки n0 и nN это константы.

Характеристика

Генератор переменного электричества (ГПЭ) значительно лучше, чем с постоянным электротоком. Мощность остается такой же при том, что ГПЭ весит меньше. Он практически не ломается. Точки сплава окисляются намного реже, а также лучше проводимостью из-за сплавного материала. Показатель передачи от силового агрегата до генератора равен 3.0, это в 2.5 раза больше, чем работа генератора постоянного электротока. При работе на «холостых» электрогенератор доходит до 50-ти оборотов, что служит лучшей зарядкой аккумуляторной батарее.

Полная схема электрооборудывания генератора

Тело статора сделано из электростальных пластин, применяемых в электрике. Обмотка толчка сделана как катушка, она надета на втулку из стали, которая стоит внутри крючкообразных полюсов. Штуцер, электрополюса, кольца зафиксированы очень крепко на валу (принцип пресс-посадки). Магнитное электрополе продвигается через крючки полюсов и преобразует плюс и минус.

Техобслуживание и ремонт генератора автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

На автомобиле ГАЗ-5ЗА установлен двухполюсный двухщеточный генератор Г130-Г (рис. 1), а на автомобиле ГАЗ-66 — Г130-В. Генераторы постоянного тока, открытого типа, рассчитанные на максимальную отдачу тока силой 28 а при напряжении 12—15 в. На части автомобилей применяют генераторы Г 130-Э, которые имеют экранированные клеммы.

Техническое обслуживание генератора

Для удобства осмотра генератора снять защитную ленту. Осмотр начинать с коллектора, щеток и щеткодержателей. При этом надо убедиться в том, что щетки целы, не зависают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с коллектором. Проверить натяжение пружин щеток. По мере износа щеток натяжение пружин может снизиться. Регулировать натяжение пружины можно при помощи подгибки упора пружины. Давление щеток измерять пружинным динамометром.

Генератор со стороны коллектора продуть сжатым воздухом; незначительно загрязненный коллектор протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Сильно загрязненный коллектор с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки (применять наждачную шкурку нельзя).

У генератора со значительно изношенным или подгоревшим коллектором проточить коллектор. Рабочую поверхность щеток очищать тканью, слегка смоченной в бензине. При неполном соприкосновении с коллектором щетки притереть. Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедание, заменить.


Ремонт генератора


Генератор, подлежащий ремонту, разбирать в следующем порядке.

Снять защитную ленту и щетки.

Сиять крышку подшипника я отвернуть гайку крепления заднего конца вала якоря.

Отвернуть стяжные винты генератора и снять крышку со стороны коллектора при помощи съемника (рис. 2).

Вынуть якорь с крышкой со стороны шкива из корпуса.

Съемником снять с якоря шкив, а затем отвернуть винты пластин крепления подшипника и снять крышку.

При необходимости в приспособлении отвернуть винты крепления полюсов и снять катушки возбуждения (рис. 3).

Осмотр и проверка корпуса. При помощи прибора 533 или контрольной лампы, включенной в сеть переменного тока, проверить на отсутствие замыкания катушек возбуждения и клемм на корпус. При проверке контрольной лампой соединить ее с клеммой «Ш» и корпусом. Затем с клеммы «Ш» переключить контрольную лампу на клемму «Я». При этом наконечники, отсоединенные от щеткодержателей, не должны касаться корпуса. В обоих случаях лампа гореть не должна. Если лампа горит, то это указывает на замыкание обмотки возбуждения или клеммы на корпус. В этом случае снять обмотки возбуждения и устранить повреждение.

Поврежденные изоляционные прокладки и втулки клемм заменить. Затем проверить целость обмотки возбуждения при помощи контрольной лампы. Для этого контрольную лампу подключить к клемме «Ш» и наконечнику провода от обмотки возбуждения. При исправной обмотке лампа должна гореть.

Обмотки возбуждения проверить на отсутствие межвитковых замыканий. Эту проверку выполнять на приборе 533. Катушки возбуждения можно проверить при помощи омметра. Сопротивление обеих катушек должно быть 7,6 — 8,4 Ом. Катушки возбуждения, имеющие межвитковые замыкания, подлежат замене.

На полюсах не должно наблюдаться следов задевания за них якоря. При наличии задеваний проверить крышки и подшипники и при необходимости заменить.


Осмотр и проверка крышек.
Проверить при помощи прибора 533 или контрольной лампы отсутствие замыкания изолированного щеткодержателя на крышку со стороны коллектора. При исправной изоляции лампа гореть не должна. Подшипник в крышку со стороны коллектора должен входить свободно, но без заметной слабины. Диаметр отверстия под подшипник должен быть 35 +0,03мм. Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного или изолированный щеткодержатель замыкает, то крышка подлежит замене.

Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно (прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть 47 +0,0З мм. Осмотр и проверка якоря. Якорь генератора проверить на отсутствие междувитковых замыканий (рис. 4), а также замыканий обмотки на пакет железа на приборе 533.

При наличии повреждений якорь подлежит замене.

Если при осмотре коллектора якоря обнаружено, что он загрязнен и имеет следы подгорания и неравномерного износа по длине, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Для зачистки коллектора закрепить якорь за переднюю крышку в тисках и, плавно поворачивая якорь, зачистить коллектор шкуркой.

Если коллектор имеет сильный износ и биение поверхности, проточить его на специальном станке ГАРО или на токарном станке.

После проточки проверить индикатором биение коллектора.

Биение коллектора выше 0,03 мм приводит к быстрому подгоранию коллектора и износу щеток, особенно при больших оборотах коленчатого вала двигателя. На проточенном коллекторе подрезать изоляцию на глубину 0,8 мм в приспособлении или ножовочным полотном, заточенным с обеих сторон до 0,8 мм. После подрезки коллектор отшлифовать мелкой стеклянной шкуркой 100.

Осмотр и проверка щеточного узла.

Для проверки щеток собрать якорь с крышкой со стороны коллектора.

Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях, а также состояние и величину износа щеток, и силу давления щеточных пружин.

При слабом давлении щеток увеличивается искрение и коллектор обгорает.

Чрезмерная сила давления щеток вызывает перегрев коллектора и сильный износ щеток. Давление пружин на щетки должно быть в пределах 800 — 1300 Г. При измерении давления положить под щетку полоску бумаги, а затем, натягивая пружину динамометра, одновременно тянуть бумажную полоску и, когда бумага начнет перемещаться, зафиксировать величину показания динамометра.

Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий и лишнего зазора.

Изношенные до высоты 14 мм, замасленные или поврежденные щетки заменить новыми щетками типа ЭГ1З или ЭГ1З-П размером 22,3Х23,5х6,3 мм.

Применять щетки другого типа нельзя.

В случае замены щеток или проточки коллектора рекомендуется притереть щетки к коллектору. Полоску шкурки кладут на коллектор абразивной стороной к щетке. Проворачивая якорь от руки в сторону, противоположную вращению якоря, добиваются притирки щетки по всей рабочей поверхности.

При проворачивании якоря в противоположном направлении щетку несколько приподнять при помощи крючка.

После окончания осмотра я замены дефектных деталей генератор собрать в порядке, обратном разборке. После сборки генератор проверить.

Контрольная проверка генератора. Исправность генератора и правильность его сборки определяются:

проверкой при работе генератора в режиме электродвигателя;

проверкой числа оборотов в минуту, при которых достигается напряжение 12,5 вольт при работе генератора вхолостую и при полной нагрузке.

Для проверки генератора, работающего вхолостую, его надо включить в цепь аккумуляторной батареи 12 в и измерить силу потребляемого тока. Корпус генератора соединить с отрицательным зажимом батареи, а зажимы «Я» и «Ш» с ее положительным зажимом (рис. 5).

Для проверки генератора Г130-Э надо иметь дополнительные клеммовые разъемы. Очень важно при подключении не перепутать провода, так как при несоблюдении полярности произойдет перемагничивание генератора.

Установка на автомобиль перемагниченного генератора может привести к спеканию контактов реле обратного тока и к отказу в работе реле-регулятора. Измерять потребляемую силу тока нужно после пятиминутной работы генератора. Исправный генератор должен потреблять силу тока не более 6 ампер при 550 — 700 об/мин. При этом якорь его должен вращаться по часовой стрелке (со стороны привода) плавно, без рывков. Рывки якоря при подходе к щеткам одних и тех же коллекторных пластин обычно являются признаком неисправности обмотки якоря генератора.

При работе генератора электродвигателем искрение под щетками генератора должно быть едва заметно. Если искрение сильное и на коллекторе остаются следы обгорания, то это означает, что обмотки генератора неисправны.

Повышенная потребляемая сила тока и одновременно пониженные обороты характеризуют неправильность сборки (перекосы крышек, задевание якоря за полюсы).

Повышенная потребляемая сила тока и одновременно повышенные обороты свидетельствуют обычно о наличии неисправностей электрической части генератора.

Пониженная потребляемая сила тока указывает на плохие контакты в цепи якоря (загрязнен коллектор или щетки, слабый нажим щеток на коллектор, плохие контакты в местах соединений).

Число оборотов, при котором генератор развивает напряжение 12,5 в, проверяют на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменять обороты якоря генератора (до 3000 об/мин), приборов (вольтметр, амперметр и тахометр) и реостата, позволяющего создать нагрузку до 30 ампер в цепи генератора.

Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на рис. 6. Без нагрузки, когда генератор холодный, вольтметр должен показать 12,5 в, при 1450 об/мин (не более) якоря генератора.

При нагрузке 28 а и напряжении 12,5 в число оборотов якоря генератора должно быть не более 2400 об/мин.

Во время испытания обороты якоря генератора изменять плавно и следить при этом за показаниями вольтметра и амперметра, не допуская чрезмерного повышения напряжения и силы тока в цепи, чтобы не повредить генератор.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»