«Водник»: неизвестный вездеход российской армии. Отечественное оружие и военная техника Что такое водник на кабине зила

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

ГАЗ-3937 "Водник"

ГАЗ-3937«Водник» - высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения, полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4х4, с несущим, открытым корпусом модульного типа. Автомобиль предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. По распространенному заблуждению ГАЗ-3937«Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Тем не менее, не имеет средств для передвижения в водной среде - гребного винта, водомета или перемалываемых траков. Максимальная глубина преодолеваемой водной преграды (брод) - не более 1,2 м. Длина автомобиля - 4,7 м, колесная база - 3 м, радиус поворота - 10,5 м. Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 50°С; относительной влажности воздуха до 98% при температуре при этом плюс 25°С; скорости ветра до 30 м/с; в условиях высокогорной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Впервые многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3937 (гражданский вариант) был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения-94». Презентация прошла скромно без всякой помпы, но журналисты сразу заметили необычный автомобиль, и моментально окрестили его «русским Хаммером». На протяжении года после официального показа «Водника» большинство находилось в неведении относительно истории его создания. Только в декабре 1995 года в УКЭР (Управление Конструкторских и Экспериментальных Работ) ГАЗа состоялась пресс-конференция, на которой выступил главный конструктор «серийных изделий» Александр Григорьевич Масягин. Он ясно дал понять, что хотя Hummer и "Водник" разрабатывались практически одновременно, нельзя называть отечественную конструкцию "русским Хаммером": при их создании использовались абсолютно разные технические решения и даже внешне они совершенно непохожи. Тем не менее, некоторые сравнения Hummer с "Водником" неизбежны, так как эти вездеходы вместе с японской Toyota Mega Cruiser стали родоначальниками нового класса автомобилей.

Автомобиль прошел государственные приемочные испытания на базе 21 института и в разных климатических условиях. Рекомендован для поставок в вооруженные силы. ГАЗ-3937 "Водник" прошел испытания в реальных боевых условиях. Несколько машин были отправлены в Чеченскую республику для выполнения боевых задач.

В середине 2007 бронетранспортеры уже поступали на вооружение России и в состав специальных подразделений МВД РФ. Всего на 2006-2007 было произведено около 250 бронетранспортеров, на консервацию длительного хранени МО РФ заложено 50 бронетранспортеров.

За основу шасси взят несущий корпус, что придает машине свойства водоходности, защищает трансмиссию от воздействия грунта, грязи и воды при передвижении по пересеченной местности, а экипаж - от поражения при подрыве на противопехотных минах. Ходовая часть и подвеска ГАЗ-3937 - от бронетранспортера. Дорожный просвет, равный 500 мм, обеспечивают разрезные мосты и колесные редукторы. В трансмиссии широко использованы детали автомобилей ГАЗ (ГАЗ-4301 и др.). Высокую динамику обеспечивает дизель, который дает удельную мощность не менее 22 кВт/т (30 л. с./т).

Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съемных модуля.

Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой. Модуль для ГАЗ-3937: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте. Модуль для ГАЗ-39371 трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.

Задний модуль представляет собой полезный объем автомобиля, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа специального оборудования и мобильных установок. Задний модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменен в полевых условиях. Задний модуль, предназначенный для перевозки людей, оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового заднего модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья.

Важным компоновочным решением с точки зрения чисто боевого использования, стало решение вынести колеса автомобиля за пределы несущего корпуса и предусмотреть открытую нишу. За счет этого при подрыве на мине основной удар от неподрессоренных масс и воздушная волна уходят в крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает ударную нагрузку на корпус машины. Кроме того, сиденья в модуле не имеют прямой связи с днищем машины, что практически полностью снимает опасную нагрузку на позвоночник человека.

С целью повышения скрытости движения отработавшие газы двигателя выходят под днище автомобиля.

Автомобиль имеет высокую степень унификации с автомобилями действующего производства ОАО «ГАЗ», что обеспечит сжатые сроки при поставке на серийное производство.

Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.

Автомобиль в базовой комплектации вооружен башенной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная установка оснащена дневным прицелом и шестью пусковыми установками для запуска дымовых гранат. Автомобиль оборудован средствами связи.

ГАЗ-3937 «Водник» изначально разрабатывался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках популярности не получил.

Дурная слава о данном автомобиле пошла не случайно. Первое что удивляло в машине в базовой модификации (39371 отсек десанта + башенная установка) - это деление на отсеки. Между отсеками десанта и командирским находится двигатель и герметичная перегородка. Таким образом, это сразу ограничивало возможности использования техники в бою. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая защищённой бронёй машины, невозможно.

На машине также установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает связь в шумах с общим уровнем до 133 дБ. Тем не менее, шум двигателя и ходовой части делает связь практически невозможной. Объясняется это тем, что двигатель на ГАЗ-3937 не имеет глушителя, а выхлоп направлен вниз. В результате такого решения громкий звук выхлопа, отражаясь от твёрдого дорожного покрытия, возвращается на плоское днище, что только усиливает воздействие. Кроме того, при подключении переднего моста добавляется его чётко слышимое жужжание.

Плоское днище также значительно понизило живучесть машины, так как целиком принимает на себя воздействие ударной волны при взрыве мин и фугасов. Тот же минус характерен и для корпуса. В отличие от большинства современных боевых машин на колёсном ходу (БТР-80, БТР-90, БРДМ-2), корпус которых имеет схожую с бриллиантом гранёную форму, корпус «Водника» напоминает по форме прямоугольный параллелепипед, то есть кирпич, фактически полностью исключающий возможность рикошета при огневом воздействии на автомобиль с фланга.

К тому же, изначально заложенный в конструкцию расчёт на модульность и замену заднего отсека не позволил реализовать плавучесть автомобиля таким образом, чтобы он смог независимо от модификации преодолевать водные преграды на плаву.

Выше перечисленные недостатки не были бы критичны, если бы в войска «Водник» поставлялся как замена легковых автомобилей или автомобиля ГАЗ-66, но на текущий момент ГАЗ-3937 позиционируется именно как замена БТР различных версий и модификаций, что в итоге и вызывает нарекания и недовольство при действии подразделений на данных машинах.

Для гражданского рынка был налажен выпуск модификации с японским силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Однако его производство прекращено и на смену ему пришел дизель ГАЗ-560, выпускаемый по лицензии фирмы Steyr. А самая российская комплектация (для армии) комплектуется дизелем ГАЗ-5423.

У гражданских водителей ГАЗ-3937 «Водник» пользуется популярностью. Именно модульная схема конструкции позволила заводу быстро сориентировать «Водник» на гражданский рынок в сложных экономических условиях. Совместно с одесским АОЗТ «Полакс» АрМЗ начал выпуск штучных гражданских вариантов «ГАЗ-39371 «Водник» по индивидуальным заказам. Задний модуль прошел модернизацию в дизайнерской фирме «Куширца». Разработано несколько вариантов шикарной отделки интерьера, повышен комфорт и улучшена шумоизоляция. Салон оснащен системами отопления, вентиляции, кондиционером, переговорным устройством и первоклассной аудиосистемой. По заказу предусмотрена установка водооткачивающего оборудования и электрической лебедки с усилием 5400 кг. В качестве базовой силовой установки используется 4-цилиндровый дизель «Катерпиллер-3114» с турбонаддувом объемом 4,4 л мощностью 148 л.с., но предусмотрена возможность установки других двигателей мощностью от 170 до 275 л.с. Покупателю на выбор предлагаются КПП от 5-ступенчатых механических до «автомата» и переключение передач: жесткое, тросовое и модный «Типтроник». На «ГАЗ-39371» можно установить два механических водомета, которые позволят развивать скорость на воде до 12 км/час. При весе 6200 кг «Водник» развивает максимальную скорость по шоссе 100 км/час, а запас хода на одной заправке достигает 1000 км.

Модификации ГАЗ-3973


Технические характеристики ГАЗ-3973

Характеристики

Длина по корпусу, мм

Ширина по корпусу, мм

Макимальная высота, мм

Клиренс, мм

Колесная база, мм

Колея передних и задних колес, мм

Снаряженная масса шасси автомобиля, кг

Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг

Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг

Полная масса, кг

Экипаж, чел

Полная масса буксируемого прицепа, кг

Максимальная скорость, км/ч

Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км

Запас хода, км

Радиус поворота, м

Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град

Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град

Максимальная глубина преодолеваемого брода, м

Двигатель

рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом

рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C

Рабочий объем, л

Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин

Крутящий момент, Нм/об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад
Раздаточная коробка механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности
Колесные редукторы одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями
Шины пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины
Рулевое управление Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя

Тормозные системы

Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом

«Водник»:

неизвестный вездеход российской армии

Долгое время этот уникальный автомобиль, созданный горьковским автозаводом по заказу военных, был засекречен. А когда гриф «совершенно секретно» разрешили снять, выяснилось, что «Водник» уже никому не нужен...

текст: 5 колесо / 14.01.2015

Непонятно, кому в голову пришла мысль назвать этот вездеход «Водником». Название абсолютно не стыковалось с обликом автомобиля. За загадочным именем скрывалась рабочая аббревиатура многоцелевого армейского транспортного средства ГАЗ-3937. Как бы то ни было, «Водник» представлял собой трехкомпонентную – шасси, кабина, кузов - модульную конструкцию. При таком подходе на машину можно было оперативно установить любое навесное оборудование. Грузовая платформа, пассажирский отсек, гидравлический манипулятор? Нет проблем! Извольте хоть минометную установку. Причем кузов у «Водника» был одновременно и несущим… и водоизмещающим. Иными словами этот автомобиль умел плавать. В «стандарте», за счет вращения колес, со скоростью 4 км/ч, а для более темпераментного перемещения по водной глади «Водник» мог быть оснащен водометом. Для этого и для других целей в конструкции была предусмотрена коробка отбора мощности.

Кузов ГАЗ-3937, сродни черепашьему панцирю шириной 2,6 метра и высотой 2 метра, опирался на мощные колеса от БТРа. Компоновка машины весьма необычна. Силовой агрегат – 175-сильный, 6,0-литровый турбодизель – находился справа от водителя, вместе с коробкой передач, раздаткой и коробкой отбора мощности. Водитель и пассажир располагались «по-самолетному», друг за другом. При этом пассажир находился в привилегированном положении – он мог полностью вытянуть ноги. Процесс посадки водителя сродни проникновению в знаменитый ГАЗ-66, с той лишь разницей, что «пилоту» монстра приходилось открывать не одну дверь, а два люка. Это в гражданской версии.

В армейском, бронированном варианте пассажирский вход был определен через водителя. В заднем отсеке, рассчитанном на восемь человек, было по паре люков с каждой стороны и два сзади. В жилой зоне, оборудованной четырьмя светильниками и мощным отопителем, люди располагались либо лицом к лицу, либо спиной к спине, по четыре в ряд.

Днище вездехода было сделано ровным и плоским. На дорогах с твердым покрытием, тяжелый 6,5 тонный автомобиль демонстрировал завидную резвость, разгоняясь до максимальных 120 км/ч немногим более 20 секунд. При этом запас хода составлял 1000 км. В движении сказывалось отсутствие глушителя. Но если рев двигателя можно было «понять умом», то ужасающий вой раздатки очень сильно давил на психику. Особенно в диапазоне 80-100 км/ч. Кошмарным скрежетом, так же, сопровождалась работа дифференциала повышенного трения, призванного на скользком покрытии вращать колеса синхронно. Со своим недюжинным силовым потенциалом, внушительным клиренсом 400 мм, независимой торсионной подвеской и отменной развесовкой, «Водник» был абсолютно «всеяден» на бездорожье. Главное было задать и корректировать направление. А машина упрямо продиралась к цели, несмотря на грязь, песок, воду… Разумеется, находящихся внутри основательно трясло. Но это так сказать издержки жанра. Как и органы управления вездеходом, к которым нужно было прикладывать недюжинную силу.

Впоследствии у «Водника» появилась модификация ГАЗ-39371 с трехместной кабиной, выполненной по привычной компоновке. Однако, хотя «Водник» и представлял собой транспортное средство с широкими возможностями и низкой ценой (его стоимость была немногим больше стоимости все того же ГАЗ-66), он оказался невостребованным ни военными, ни нефтяниками, ни геологами… А позже и вовсе сошел со сцены, уступив место более современному и прогрессивному ГАЗ – 2330 «Тигр».

На нижегородской фирме «Техносервис» готовится к производству гражданский вариант автомобиля. Он будет представлять собой автомобиль с силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Выпуск такого автомобиля планируется начать в конце 1999 – начале 2000 года.

Характеристики ГАЗ-3937 ГАЗ-39371 ГАЗ-3934 СИАМ
Длина по корпусу, мм 5380 5740 5640
Ширина по корпусу, мм 2600 2320
Макимальная высота, мм 2560 2250
Клиренс, мм 475 400
Колесная база, мм 3000 N/A
Колея передних и задних колес, мм 2230 N/A
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг 4200 4300 -
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг 4500 5100 -
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг 5100 5800 N/A
Полная масса, кг 6600 7050 7000
Экипаж, чел 10 11 3-8
Полная масса буксируемого прицепа, кг 2500 N/A
Максимальная скорость, км/ч 110 95
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км 15,4 15,5
Запас хода, км 1000 700
Радиус поворота, м 10 9,5
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град 30 N/A
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град 45 N/A
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м 1,2 N/A
Двигатель рядный, 4-х
цилиндровый дизель
ЯМЗ-460
с турбонаддувом
рядный, 5-ти
цилиндровый дизель
HINO-J07C
дизель
Рабочий объем, л 3,988 6,634 2,89
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин 160 (118)/2400 165 (121)/2900 125 (92)/N/A
Крутящий момент, Нм/об/мин 588/1200-1600 451/1500 215/N/A
N/A - нет данных

Коробка передач : 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.
Раздаточная коробка : механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности.
Ведущие мосты : с кулачковыми, дифференциалами повышенного трения.
Колесные редукторы : одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями.
Подвеска : независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Колеса : с разъемными ободами и внутренними распорными кольцами. Количество колес - 4.
Шины : пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины.
Рулевое управление : Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя.
Тормозные системы : Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом.
Электрооборудование : однопроводная система, 24В, АКБ: 6СТ110А-2 шт. или 6СТ55 - 4 шт.
Средства связи : переговорное устройство Р-174, предусмотрена установка радиостанции Р-163-50У.
Системы обеспечения микроклимата : независимый отопитель, кондиционер.
Корпус : несущий, открытого типа, имеет три отделения: моторное, управления и отделение полезной нагрузки. На верхней кромке корпуса расположен фланец с крепежными отверстиями для установки модулей.
Передний модуль для ГАЗ-3937 : двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте.
Передний модуль для ГАЗ-39371 : трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
Задний модуль : оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья. По желанию заказчика могут быть разработаны необходимые функциональные модули для установки на автомобиль.
Специальное оборудование : пулестойкие стекла и шины; система кондиционирования; предпусковой подогреватель - отопитель; средства связи: радиостанция, переговорное устройство; измеритель мощности дозы излучения.

Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.

Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.


По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде - у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра. ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С. Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.

Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей - переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.

Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира - лишь по высоте.

Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.

Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.

Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.

В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.

ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.

Первое, что удивило военных в этой бронемашине - это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.

Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.

С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.

Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) - над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?

Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.

Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней - для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».

То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового противника была решена достаточно оригинальным способом - путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.

Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» - довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина - 5830 мм, ширина - 2630 мм, высота - 2600 мм.
Полная масса - 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа - 2500 кг.
Силовая установка - дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км - 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива - 1000 км.
Наименьший радиус поворота - 10 м.
Глубина преодолеваемого брода - 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 градусов.
Пассажировместимость - 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное - пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.

Источники информации:
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-3937.htm
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/6331-broneavtomobil-gaz-3.html
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/vodnik-universalen-i-prost-no
http://bastion-opk.ru/gaz-3937-vodnik


БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
THE ARMOURED VEHICLE GAZ-3937 «VODNIK»

31.01.2017


В сирийский порт Тартус доставлено большое количество российских автомобилей «Водник», обеспечивающих защиту экипажа от стрелкового оружия. Как пишет иранское агентство Fars, техника вскоре будет передана подразделениям армии Сирии.
Снимки с данными автомобилями, на фоне которых стоит человек в военной форме, начали появляться в социальных сетях 28 января.
В начале января 2017-го на снимке, сделанном в Сирии, был замечен бронированный модульный автомобиль «Тайфун-К». Техника находится позади мирных жителей, которым российские военные полицейские раздают продукты и еду.
ГАЗ-3937 («Водник») предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Рассчитан на 10-11 пассажиров. В качестве вооружения на автомобиль можно установить пулемет. Используется российскими военными и спецподразделениями МВД.
Лента.ру



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»