Выбираем шлем для мотоцикла. Как выбрать мотоциклетный шлем? Обзор лучших производителей

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Для начинающего мотоциклиста покупка шлема может стать более сложным делом, чем выбор самого мотоцикла.

Если человек заранее не изучал этот предмет, если не расспрашивал многих людей и не ходил по магазинам, то часто он покупает шлем в самый последний момент, когда уже выбрал подержанный мотоцикл. Так можно купить шлем, который просто хорошо выглядит; или можно целиком положиться на рекомендации дилера.

В результате поездка на мотоцикле может принести значительно меньше удовольствия по сравнению с тем, какое удовольствие вы могли бы получить, если бы купили шлем, который бы идеально вам подошел.

Даже для опытного мотоциклиста, который хочет купить себе новый шлем, процесс выбора может быть сложным и полным сомнений. У дилера может не оказаться марки, модели или размера шлема, который вас интересует.

Друзья могут посоветовать вам что-то в плане размера и комфортабельности, но эти советы могут вам не подойти, потому что у каждого разная форма головы. Вы можете запутаться в море различных сертификатов и особенностей шлемов. Возможно, у вас собственное представление о том, какая графика должна быть нанесена на шлем. И, наконец, вы не знаете, какой из шлемов будет лучше защищать голову.

Стоит ли ломать голову?

Давайте остановимся на том, что происходит, когда вы попадаете в ДТП, но на вас надет шлем. Исследования этого вопроса в США и в других странах показывают, что мотоциклисты, которые пользуются шлемами, реже попадают в аварии, а если все же попадают в аварии, то получают менее серьезные травмы и реже погибают.

Они реже получают длительные или необратимые травмы головы или шеи. Если вы падаете на мотоцикле, шлем, который сертифицирован Министерством Транспорта США (D.O.T.), обеспечивает достаточную степень защиты. Снижая шум ветра, шлем, на самом деле, помогает вам лучше различать другие звуки на дороге. Снижая чувство усталости, которое вызывает ветер, шлем позволяет вам сохранять внимание и концентрацию. Защищая глаза от ветра, шлем позволяет вам лучше видеть.

Полный, интегрированный шлем (интеграл) позволяет вам не отвлекаться, когда на лицо попадает крупное насекомое. И если у вас броский, яркий шлем, другим участникам движения будет проще вас заметить и маневрировать на дороге соответствующим образом.

Чтобы помочь вам выбрать лучший шлем, мы подготовили следующее руководство, которое содержит 10 разделов, начиная с самых важных моментов и заканчивая менее существенными аспектами.

Если вы хотите купить модуляр с поднимающимся стеклом, предлагаем ознакомиться со сравнением семи таких шлемов в разделе Accessories and Gear на сайте MotorcycleCruiser.com.

1. Сертификат Министерства Транспорта - DOT

Если шлем не защищает вашу голову, он бесполезен. Стикер (наклейка) D.O.T. (Министерства Транспорта США) на тыльной части шлема будет гарантией, что шлем вас не подведет, когда вам понадобится его защита. Стандарт D.O.T. (который официально называется Federal Motor Vehicle Safety Standard № 218) требует, чтобы, помимо прочего, шлем поглощал достаточное количество энергии удара, не допускал проникновение внутрь посторонних предметов и комплектовался системой крепления, которая выдерживает воздействие существенной силы.

Стандарт D.O.T. применяется следующим образом. Если производитель гарантирует, что его шлем соответствует стандарту D.O.T., он имеет право выпускать и продавать его со стикером D.O.T. Один из отделов, который отвечает за такие вопросы, периодически закупает шлемы и отправляет их в независимые лаборатории для проведения тестирования на предмет соответствия стандарту.

Министерство Транспорта публикует результаты тестирования на своем веб-сайте, сообщая, соответствует ли конкретный шлем требованиям стандарта или нет. Шлем, который не соответствует стандарту, может не обладать необходимой защитой (например, при испытании на удар шлем не смог рассеять достаточное количество энергии, или не выдержал ремешок).

Покупатель должен обращать внимание на такую информацию (потому что наклейка – не самое важное). Результаты тестирования можно найти на сайте NHTSA. Возможно, стоит обратить внимание на шлемы, которые соответствуют требованиям других стандартов, в частности, Snell Foundation. С одной стороны, когда производитель существенно превзошел стандарты и D.O.T., и Snell, он предлагает вам шлем, который обладает рядом дополнительных особенностей и преимуществ. Однако в том случае, если «элитарный» шлем не отвечает стандарту D.O.T., то разница в степени защиты будет огромна – как разница между жизнью и смертью.

Напротив, разница между стандартами D.O.T. и Snell относительно небольшая. Мемориальный Фонд Снелла (Snell Memorial Foundation) содержит много полезной информации для покупателей шлемов на своем сайте.

Между липовыми шлемами и шлемами, которые действительно соответствуют стандарту D.O.T., существует много различий, но один из наиболее важных моментов – применение внутри настоящего шлема пенополистирола (EPS). Именно пенополистирол поглощает энергию удара. Во время поглощения этой энергии материал разрушается и, в отличие от комфортабельной прокладки из пенорезины, он не восстанавливает свою форму.

После аварии материал теряет свою способность поглощать энергию - вот почему следует заменять шлем после удара. Если вы сомневаетесь, действительно ли шлем соответствует стандарту D.O.T., убедитесь, что у него есть прокладка из пенополистирола.

2. Шлем не должен сваливаться с головы

От шлема также будет мало толку, если он сваливается с головы, когда вы неожиданно падайте. Когда вы выбирайте шлем, можно провести простой тест, чтобы проверить, не свалится ли он с головы. Плотно закрепите ремешок (вы должны чувствовать подбородком его натяжение). Затем возьмитесь за тыльную часть шлема и попытайтесь поднять шлем и стянуть его с головы вперед.

Даже если вам больно, шлем не должен сниматься. Так можно снять модуляр или половину орешка, но нам приходилось видеть, как люди стаскивали с головы во время такого простого теста и полноценные шлемы, закрывающие подбородок (интегралы). У нашего сотрудника журнала Motorcycle Cruiser Энди Черни (Andy Cherney) голова такой формы, что многие шлемы легко сваливаются, поэтому он всегда проверяет их таким тестом каждый раз, когда покупает новый шлем.

У большинства шлемов ремешок затягивается, когда его пропускают через два D-образных кольца. Хотя за последние годы придумали много быстро закрывающихся пряжек и других креплений, нам кажется, что традиционная система крепления по-прежнему остается наиболее эффективной, удобной и комфортабельной. Федеральные организации пересматривают стандарты и хотят включить требование, которое удерживало бы шлем на голове.

Но в данном случае важен только один стандарт – затянутый шлем не должен сниматься с головы.

3. Размер и форма

Отчасти, шлем не сваливается благодаря тому, как он сидит. Большинство шлемов продаются с рекомендациями относительно того, как подобрать форму и размер. Кроме того, у большинства дилеров, которые продают аксессуары, есть специально подготовленные люди, которые помогают подобрать шлем по размеру.

В основном, шлем должен плотно сидеть на голове и оставаться на месте, когда вы трясете головой из стороны в сторону, вперед-назад или верх и вниз. Интеграл должен плотно прилегать к щекам, челюсти, а также к макушке и бокам головы. Шлем, который сидит слишком свободно, может свалиться с головы во время аварии, а шлем, который сидит слишком туго, будет неудобен (подробнее об этом смотрите следующий пункт). Если шлем касается только макушки головы, мотоциклист быстро начнет чувствовать дискомфорт.

Если шлем подходит по размеру, то ваша кожа движется вместе со шлемом, когда вы двигаете его на голове.

Если вы носите шлем размера Medium (средний) одной марки и модели, это еще не означает, что вам подойдет другая модель такого же размера – Medium. Хотя размер моего любимого шлема – L, мне нужно покупать другую модель размера XL того же производителя, а иногда мне подходит шлем размера Medium.

4. Комфорт и удобство

Шлем, наряду с седлом мотоцикла, является одним из факторов, которые могут сделать долгую поездку приятной или превратить ее в мучение. Если вы потратите время и силы на поиски наиболее удобного для вас шлема, ваши усилия окупятся сторицей, так как длительные путешествия будут для вас приятными и комфортабельными (вы будете себя чувствовать даже более комфортно, чем при поездке без шлема).

Порою комфорт сложно оценить и определить, но именно комфорт определяет, будете ли вы любить свой шлем или возненавидите его, поэтому мы остановимся на комфортабельности подробнее. Покупатель должен потратить определенное время, чтобы убедиться, что его новый шлем комфортабелен.

Некоторые люди считают, что такого понятия, как комфортабельный шлем, не существует.

Однажды мы провели один эксперимент с участием такого мотоциклиста и заставили его изменить свое убеждение: мы предоставили ему на выбор много моделей (40 штук), и он мог примерять столько шлемов, сколько хотел. Хотя те шлемы, которые он мерил сначала, подтвердили его убеждение, вскоре он нашел несколько шлемов, которые оказались удобными и комфортабельными. Он с недовольством был вынужден признаться, что один из самых дорогих шлемов со вставкой на подбородке, который оказался маркой Arai (что никого не удивило), был вполне комфортабельным.

Мы порекомендовали ему поездить в этом шлеме пару недель, и, хотя сначала он считал, что в этом шлеме чувствуется клаустрофобия, в итоге он стал верить, что комфортабельный шлем существует. Вскоре после этого он купил один из таких шлемов (выбрав цвет на свой вкус), и с тех пор этот мотоциклист всегда оставался верен этой марке и стилю.

Опыт этого мотоциклиста подтверждает несколько вещей. Прежде всего, данный случай, в очередной раз, показывает, что практически любой человек может найти действительно комфортабельный шлем, если он потратит немного времени и примерит не один или пару шлемов, но часто устраивающий его шлем не будет дешевым.

Это подтверждает, что интегралы обычно более комфортабельны, хотя для некоторых мотоциклистов удобнее кажутся шлемы с открытым лицом. (Мы не знаем ни одного мотоциклиста, который бы подошел к этому вопросу без всяких предубеждений и мог бы протестировать большое количество шлемов, чтобы мог сказать, что открытый шлем более удобен во время длительной поездки.)

Наш эксперимент подтвердил, что многие мотоциклисты, даже включая опытных, просто никогда не имели возможности примерить достаточное количество шлемов, чтобы выбрать наиболее подходящий. Эту информацию могут взять на заметку и дилеры, которые предлагают размер, марку и модель шлема, который подходит для вашей головы. Также мы убедились, что хорошо известные марки/брэнды зачастую оказываются наиболее комфортабельными.

Судя по моему собственному опыту проведения тестов-сравнений шлемов для дочернего журнала Motorcyclist, маркой интеграла, которая подходит большинству людей, является Arai. Эта компания выпускает несколько моделей различной формы, которые подходят для разной формы головы.

Также фирма предлагает взаимозаменяемые вставки-накладки на щеки, которые учитывают индивидуальную форму щек. Почти такой же популярностью пользуется марка Shoei (которая лично мне подходит больше, чем Arai или другие брэнды). Среди других марок, которыми считают комфортабельными другие наши мотожурналисты - AGV, Nolan, FM, HJC и Bieffe. Впрочем, рынок шлемов не пребывает в стагнации. Модели постоянно переделываются и модифицируют.

Новая версия шлема, которая раньше не казалась вам комфортабельной, после модификации может подойти идеально. Не исключен и обратный вариант. Например, меня вполне устраивал шлем Shoei RF-200, но модель RF-700 стала чуть менее комфортабельной. Последнее поколение, модель RF-900, подходит мне больше остальных шлемов.

Другие производители, которые когда-то выпускали только дешевые, низкобюджетные шлемы, набираются опыта и теперь начинают делать очень хорошие шлемы, которые стоят в одном ряду с наиболее лучшими моделями.

Рынок находится в движении, изменяется, и марки, которые были наиболее комфортабельны для вас в последний раз, когда вы покупали шлем, теперь уже могут оказаться не самым лучшим выбором. С другой стороны, брэнды, на которые пять лет назад никто не обращал внимания, добиваются огромного прогресса.

Основными факторами, которые влияют на комфортабельность, могут быть большое количество/объем комфортабельной прокладки (мягкой подушки из пенорезины, которая касается головы), хорошая прокладка вокруг уха (но не самом ухе), валик на шее, который упирается в тыльную часть головы, и шея, а также отсутствие внутри выступающих частей (обычно это – части механизма стекла или крепления ремешка).

Шлем, который хорошо сидит, может оказаться тугим, когда вы его натягиваете, потому что части пеноматериала, которые изолируют шум ветра, должны быть меньше, чем внутренняя поверхность шлема. Если шлем надевается слишком свободно, без сопротивления этих прокладок, возможно, он окажется слишком шумным.

Лучше, чтобы шлем немного давил, а не был бы слишком свободным, так как внутренняя подкладка будет притираться и немного сжиматься, подстраиваясь под форму вашей головы.

Когда вы меряете шлем, не надо его натягивать и сразу же снимать. Наденьте шлем и выберите соответствующее положение на голове.

Шлем должен оставаться в таком же положении даже тогда, когда он не застегнут. Застегните ремешок и побудьте какое-то время в шлеме. Хорошим тестом будет промежуток времени в 15-20 минут. Пусть шлем нормально сядет на голову. Шлем не должен нигде давить. Обычно давление возникает на макушке или в области лба. Шлем должен обеспечивать равномерное давление везде, но не давить слишком сильно в некоторых местах.

Шлем не должен давить на уши, но если уши закрыты, и звуки вокруг вас становятся приглушенными, это хорошо. Это поможет блокировать шум ветра, что будет защищать ваш слух и фактически помогать различать более важные звуки на дороге.

Одним из плюсов, возникающим тогда, когда у вас завязываются дружеские отношения с дилером, является то, что он может позволить вам прокатиться на мотоцикле в шлеме, который вы собираетесь покупать. Если у вас есть такая возможность, воспользуетесь ей. Как вариант, спросите, можете ли оплатить и вернуть шлем назад, скажем, минут через 30 и получить назад деньги.

Во время тест-райда вы можете выяснить много моментов: оценить шум ветра, выяснить степень давления на скорости, узнать, насколько хорошо вы слышите шум двигателя и т.д. Некоторые шлемы становятся более шумными, когда вы группируйтесь за ветровым стеклом, кроме того, некоторые моменты можно выяснить только тогда, когда вы едете на мотоцикле.

Модель Arai Renegade, один из наиболее популярных шлемов среди персонала журнала Motorcycle Cruiser, подошел мне очень хорошо, когда я его мерил, и мне казалось, что этот шлем станет моим любимым. Но когда я проехал в нем, я почувствовал движение воздуха внутри и услышал шум ветра, что меня немного беспокоило. У других журналистов таких проблем не возникало, поэтому дело в форме моей головы. Но поездка в шлеме позволила выявить существенную информацию, которую я принимал бы во внимание, если бы хотел покупать этот шлем.

Будет ли важен вес?

У тяжелого шлема не должно возникать каких-то проблем с защитой (у такого шлема будет даже преимущество, если вес связан с дополнительным количеством пенополистирола, поглощающим энергию).

Возможно, из-за того, что я начинал пользоваться шлемами еще тогда, когда они все были тяжелыми, я никогда не замечал вес. Даже громоздкие шлемы Simpson, которые мы тестировали несколько лет назад, не казались мне тяжелыми (но, возможно, я не ощущал вес из-за того, что эти шлемы обладали многими другими отвлекающими чертами). Я заметил, что тяжелые шлемы обычны стабильнее на мотоциклах, у которых ветровое стекло направляет на водителя сильный ветер.

Для тех, кто хочет купить легкий шлем, продаются, на удивление легковесные шлемы, даже с полной защитой. Но мне кажется, что вес не следует считать более важным фактором по сравнению со всеми остальными.

Возможно, вы слышали, как некоторые говорят, что тяжелые шлемы (или даже вообще все шлемы) травмируют шею. Это не так. Фактически, все совсем наоборот. Мотоциклисты, которые пользуются шлемами, реже получают травмы шеи. Прежде чем выбрать определенный шлем, померяйте много различных марок и моделей. Если какая-либо марка кажется комфортабельной, посмотрите другие модели похожей формы, которые немного отличаются изнутри.

5. Защищенные части головы

В данном аспекте, определенно, чем больше защита, тем лучше. Полностью закрытый шлем с открытым лицом лучше защищает, чем половина орешка, а интеграл (т.е. шлем, у которого защищен подбородок) обладает большей защитой, чем шлем с открытым лицом.

По данным последнего исследования (журнал «Annals of Emergency Medicine», январь 2003), у мотоциклистов с травмами лица в 3,5 раза чаще травмируется мозг, а при переломах лицевых костей такие травмы возникают чаще в 6,5 раза по сравнению с теми мотоциклистами, которые не травмируют лицо. Исследование проводилось в UCLA School of Public Health в Лос-Анджелесе, Калифорния, ведущий автор – доктор Джесс Краус (Jess Kraus). Были проанализированы травмы 5790 мотоциклистов, которые попали в ДТП. У каждого из четырех водителей было повреждено лицо, а в 411 случаях кости лица были сломаны. Это серьезное основание для того, чтобы постараться пользоваться шлемом с максимальной защитой.

Выбирайте шлем, у которого не только больше площадь оболочки, но у которого также лучше внутренняя защита из жесткого пенополистирола (EPS), так как именно EPS поглощает энергию удара. У некоторых шлемов пенополистирол расположен только в обязательных местах, и им закрыта минимальная площадь. В других шлемах этим материалом покрыта вся внутренняя поверхность. Если у шлема защищен подбородок, то прокладка из EPS должна доходить и до подбородка.

Примерно посередине между интегралами и шлемами с открытым лицом находятся шлемы с поднимающимся стеклом, которые называются «модулярами», или «системными» шлемами, которые сочетают в себе преимущества обоих типов шлемов. Мы тестировали 7 модуляров в апрельском номере журнала Motorcycle Cruiser за 2003 год.

Насколько важна защита лица? Подумайте, что будет, если вы ударитесь челюстью о заднюю часть автомобиля, и представьте, где окажется ваша челюсть после того, как ее вдавит в голову.

6. Стекло шлема

Если вы покупаете шлем со стеклом, закрывающим лицо, вероятно, на стекле будет проставлена сертификационная отметка, как в случае всех качественных шлемов, которые мы видели. Соответствующими стандартами будут VESC-8 и ANSI Z-87. Шлемы, получившие сертификат Snell, также отвечают требованиям Фонда Снелла в отношении стекол.

Стекло должно плотно прилегать ко всем кромкам шлема, оно должно с легкостью двигаться и оставаться на месте в поднятом положении. Когда вы примеряете шлем, закройте стекло и проверьте его на оптические искажения (например, прямые линии могут искривляться). Если вы заметите искажения в области обычного обзора, возможно, вам следует выбрать другой шлем.

В настоящее время оптические искажения встречаются крайне редко, но они могут сильно раздражать и утомлять во время длительных путешествий. К сожалению, высококачественные стекла стоят достаточно дорого, но хорошая новость – они не царапаются и гораздо более долговечные, поэтому их стоимость будет оправдана несколькими годами эксплуатации, поэтому в итоге они будут стоить примерно столько же или даже меньше, чем стекла низкого качества.

В любом случае, стекло должно быть устойчивым к появлению царапин. Большинство стекол обладают защитой от ультрафиолета. Лучшие конструкции крепления стекол не позволяют стеклу трескаться, предотвращают затуманивание, и их можно заменить без помощи какого-либо инструмента. Я могу быстро поменять стекло на моем любимом шлеме Shoei RF900, не снимая его с головы.

Простое винтовое соединение, которое когда-то было стандартным, теперь считается весьма устаревшим и неудобным; такое крепление может быстро сломаться. Неплохо иметь дополнительное/запасное стекло (например, тонированное на смену совершенно прозрачному). Не исключено, что вы захотите купить второе стекло, если оно не входит в комплект шлема. Не забудьте также спросить о том, насколько просто купить запасное стекло к той или модели шлема.

7. Практичность и удобство

Дополнительное стекло и механизм, позволяющий быстро заменить стекло, являются лучшими чертами практичности/удобства.

Полезной будет сумка для хранения, а в ряде случаев такой сумкой можно пользоваться для перевозки дополнительного шлема на мотоцикле. Впрочем, подобные сумки можно купить и отдельно от шлема. У некоторых шлемов могут быть специальные застежки, помогающие застегивать ремешок или фиксировать кончик ремешка, чтобы он не развивался на ветру (когда он свободно болтается, он может оказывать достаточно раздражающее воздействие).

Если в вашем штате требуется, чтобы на шлеме был световозвращающий элемент, он должен продаваться в комплекте со шлемом. Удобнее шлем делают и другие черты, например, маска-вставка для дыхания.

А в том случае, если кому-то такой встроенный дефлектор покажется неудобным, он должен легко сниматься. Неплохо, когда у шлема можно снять подкладку и постирать, что особенно актуально для тех, кто живет в районах с влажным климатом. Мы выяснили еще одно свойство шлема, о котором не сразу вспоминаешь – устойчивое к царапинам покрытие шлемов марки Nolan.

Мы видели, как шлемы Nolan падали на дорогу с высоты 4,5 метра, и на поверхностной оболочке не оставалось ни царапины. Недавно мы тестировали шлем Nolan в лаборатории на испытание многочисленными ударами, и после нескольких падений на оболочке осталась только небольшая царапинка.

По другим шлемам было видно, что их роняли (смотрите Motorcyle Cruiser, апрель 2003), но марка Nolan сохраняла свой внешний вид.

8. Черты комфортабельности

Здесь на первое место выступает вентиляция. Другие мотоциклисты могут поставить эту черту шлема выше в данном перечне факторов, но я не чувствую большой разницы между шлемами с вентиляционными отверстиями и без них.

В большинстве случаев я даже не чувствую разницы независимо от того, открыты отверстия или закрыты. Мне представляется, что основным преимуществом шлемов с вентиляционными отверстиями является то, что они будут меньше запотевать. Тем не менее, для тех мотоциклистов, которые чувствуют разницу, этот фактор может быть важным во время жаркой погоды.

У вентиляционных отверстий есть ряд недостатков.

В частности, места вытянутых вентиляционных отверстий наиболее подвержены повреждениям, когда вы роняете шлем или случайно задевайте за что-либо, когда несете шлем в руке. Так как отверстия всасывают воздух, они также могут создавать шум ветра. У некоторых шлемов с верхними вентиляционными отверстиями их воздухозаборники выставлены достаточно далеко для того, чтобы захватывать часть турбулентного воздуха, направляемого ветровым стеклом круизера поверх головы мотоциклиста.

Я не замечал этой турбулентности, когда ехал в шлеме без верхнего вентиляционного отверстия, но с таким же шлемом, у которого был верхний воздухозаборник, эта турбулентность стала заметна.

Можно обратить внимание и на некоторые другие черты комфортабельности, например, ремешки с мягкими вставками-подушками и взаимозаменяемые внутренние вставки разной формы, которые подходят для определенной формы головы.

9. Внешний вид

Сейчас продаются высококачественные шлемы с самой поразительной и невообразимой графикой, но за нее приходится очень много платить. И чем сложнее рисунок на шлеме, тем, как правило, выше будет его цена. Если дилер показывает вам шлем, который вам понравился, но у него сложная графика, и он дорого стоит, спросите, сколько стоит такой же шлем, но однотонный. Обычно разница в цене будет существенной.

Прежде чем вы решите купить шлем традиционного черного цвета, подумайте, не купить ли более светлый и яркий шлем. Шлем Shoei RF900, который я ношу, покрашен в ярко-оранжевый цвет. Когда я впервые стал пользоваться шлемом такой расцветки, меня поразило, насколько быстро меня стали замечать другие водители на дороге. На протяжении нескольких лет я пробовал пользоваться световозвращающими элементами, оптическими модуляторами света, яркими комбинезонами и куртками.

Но ни что не производило такого эффекта, который создавал на дороге мой оранжевый шар. Если вы находите оранжевый цвет слишком, эээ… индивидуальным, возможно, подобный же эффект будут создавать шлемы других ярких цветов.

Флуоресцентные цвета – хорошо, но и обычные желтые, красные или белые цвета будут днем также заметнее, чем шлем черного или темного цвета. Хотя я не могу подтвердить свое мнение никакими научными данными, я также убежден, что однотонный шлем более заметен, чем шлем с какой-либо графикой или рисунком. В то время как рисунок в клетку более привлекает внимание, когда нанесен на большую площадь, мне кажется, что шлем слишком мал на дороге, чтобы такой рисунок сделал его заметнее.

Если вы хотите, чтобы шлем был согласован по цвету с цветом вашего мотоцикла, у вас есть несколько вариантов. В некоторых случаях производитель мотоцикла может предложить серию шлемов, которая сочетается по цвету с конкретной моделью мотоцикла. Посмотрите сайт своего производителя или полистайте каталог аксессуаров, чтобы понять, какой у вас выбор.

Часто такие шлемы можно купить только на протяжении года или двух лет после того, как появилась новая цветовая схема мотоцикла. Некоторые производители шлемов ежегодно сознательно выбирают цвета, которые сочетаются с наиболее популярными мотоциклами. Если вы планируете нанести на шлем кастомизированную окраску/графику, лучшим выбором будет однотонный шлем, преимущественно, обычного белого цвета.

Не исключено, что шлем, который лучше сидит у вас на голове, обладает наиболее полезными чертами, в котором вам удобно и т.д., будет стоить существенно дороже, чем дешевые модели, которые вы мерили. Если самый дешевый шлем, который вы видели, сидит у вас на голове так же или даже лучше, чем дорогостоящая модель, и при этом на нем есть стикер (D.O.T.), покупайте его без колебаний. Защита будет примерно одинаковой, сопоставимой.

Тем не менее, если вы шокированы ценой шлема, который устраивает вас больше всего, есть пара вещей, которая может снизить стоимость. Во-первых, перечитайте заметки о стоимости графики. Во-вторых, в продаже может оказаться похожая модель, но не такая навороченная. Например, модель с упрощенными вентиляционными отверстиями может стоить существенно меньше.

Да, вы можете заказать выбранный шлем по почте, но если дилер затратил на вас свое время и приложил определенные усилия, чтобы подобрать вам шлем, у вас возникает негласное соглашение купить шлем именно у дилера, если модель есть в продаже или дилер может заказать то, что вам нужно. Дилерское представительство оплатило хранение шлема и время, которое затрачено на то, чтобы помочь вам выбрать шлем. Если цена слишком высока для вас, попробуйте договориться и немного снизить ее. Не надо думать, что дилер не заметит, когда вы придете мерить шлемы, а потом появитесь у него через неделю в новом шлеме выбранного вами типа, но купленном в другом месте.

Должно быть, это претензия номер один, которую я слышу от дилеров в адрес клиентов. Подозреваю, что покупателям, которые наплевали на негласное соглашение и купили шлем в другом месте, позже придется об этом пожалеть и заплатить за что-нибудь вдвойне.

Чтобы подыскать хороший шлем иногда требуется больше времени, чем при покупке мотоцикла, но затраченное время того стоит.

Мотошлем — это необходимый атрибут мотоэкипировки для каждого мотоциклиста. Сегодня на рынке представлено большое множество шлемов. Выбрать правильный мотоциклетный шлем, ввиду очень большого ассортимента, задача не из простых. Выбирая «свою» модель, нужно понимать, что шлем – это не просто красивый аксессуар, это, прежде всего предмет, обеспечивающий вашу защиту во время езды. Поэтому, во время выбора шлема, ориентируйтесь на два основных критерия: качество и удобство. Посмотрим, каких видов бывают мотошлемы.

Шлем-интеграл (Full face, фулл-фейс) - наиболее защищающий тип шлема. Имеет интегрированную защиту подбородка, полностью закрывает голову мотоциклиста. Интегральный мотошлем имееет визор, который можно откинуть при необходимости. Подходит для любой езды: городской, спортивной, туринга.

Шлем-модуляр (Flip-up, флип-ап) - мотошлем с хорошей защитой головы и подбородка. Такой шлем позволяет откинуть не только визор, но и полностью подбородочную дугу. Шлем очень удобный: его не надо снимать, чтобы, например попить кофе на стоянке. Стоит он дороже, чем интеграл и вес его зачастую выше. Также подходит для езды по городу и путешествий.

Открытый мотошлем (Open-face). Открытый шлем (или шлем 3/4) — это шлем, не имеющий подбородочной дуги, а, следовательно, с наименьшей защитой мотоциклиста. Плюсы — дешевый, легкий, хорошо вентилируемый. Подходит для езды на невысоких скоростях, например, на скутерах или чопперах.

Шлем для мотокроса. Такой шлем имеет хорошую защиту в условиях кроссовых гонок. Особенность шлема — длинный козырек, защищающий от камней, и выдающаяся вперед подбородочная дуга. Вместо визора с этим шлемом используются специальные кроссовые очки.

Если вы определились с видом шлема и производителем, самое время приступать к примерке.

Помните! Некачественные шлема могут спасти от сотрудников ГАИ, но не защитят во время аварии,- они разлетаются на мелкие кусочки при малейших ударах. Шлем для мотоциклиста, как мы уже отмечали, не просто красивое украшение, это залог безопасности на дороге, защитник в экстремальных обстоятельствах. Не экономьте, подвергая себя риску, очень рекомендуем купить мотошлем от зарекомендовавших себя производителей-профессионалов.

Если хотите выбрать мотошлем, и делаете это первый раз, то перед примеркой желательно определить ваш размер. Для этого мягким метром меряется окружность головы по линии бровей, над ушами. Этот показатель сможет вас сориентировать в магазине на нужные вам размеры мотоциклетного шлема.

Выбранный по размеру шлем не должен вызывать ощущения дискомфорта, чрезмерной сдавленности, но в тоже время, сидеть плотно, не болтаясь. Дело в том, что новый мото шлем разнашивается так же, как, ну как например, новая обувь. Со временем мягкие подушки внутренней части шлема приминаются, и внутренний объем увеличивается.

1. Перед примеркой очень желательно вынуть из мочек серьги и снять другие украшения, которые могут помешать нормальной примерке. Будьте осторожнее, если у вас есть на лице пирсинг. Как правило, во время первых примерок многие боятся с усилием натягивать шлем, если ощущают хоть малейшее сопротивление. Не переживайте, это нормальное явление, шлем должен сидеть на голове плотно.

И, да, если смогли одеть, вы сможете его потом безболезненно снять. Полумеры в выборе мотоциклетного шлема не годятся. Только полностью надев шлем и застегнув все застежки, вы сможете оценить – комфортно вам или нет.

Надев мотоциклетный шлем, сделайте несколько резких движений головой вперед-назад и в стороны. Шлем должен туго сидеть, без скольжения.

Как определить, что шлем вам велик

Поделимся небольшими профессиональными секретами. Если надетый шлем при резких движениях скользит по голове, то вам нужен меньший размер. Если после примерки можете снять шлем одной рукой, то он вам однозначно велик. Верхняя часть головы не касается внутренней части шлема. Просите показать на размер меньше. Мотошлемы одинаковых размеров, но разных производителей могут отличаться между собой внутренним объемом. Если размер оболочки определенного производителя вам кажутся великоватыми, попробуйте тот же размер, но другого бренда.

Если надевая шлем вы не чувствуете ни какого сопротивления, этот аксессуар слишком большого размера. Шлем не должен сидеть слишком свободно. Убедитесь, что он вам не велик, простым испытанием. Наденьте выбранный мотошлем, плотно застегните ремешки и взявшись руками за его нижнюю часть попытайтесь двигать в стороны, в верх и вниз. В случае, если шлем свободно ходит из стороны в сторону, то он вам не подходит. Если во время движения шлем тянет с собой кожу, то вы выбрали свой размер.

Если все нормально, приступайте к следующей проверке. Плотно застегните крепление на подбородке. Руками возьмитесь за затылочную кромку шлема и пытайтесь снять его по направлению к груди. Потом проделайте тоже самое, но в противоположном направлении. Если вам кажется, что еще немного и у вас получится стащить застегнутый шлем с головы, то возможно что:

Мотошлем большого размера, и во время удара может запросто слететь с головы.

Вы не слишком плотно застегнули крепления. Проверьте правильно ли застегнут ремешок и повторите тестирование еще раз. Вы должны быть уверены, что в экстренной ситуации шлем выполнит свою защитную функцию и останется у вас на голове.

Проверку желательно повторить несколько раз – надеть и снять шлем – так вы проверите его посадку и удобство.

2. Во время примерки ваша задача не только избежать покупки большого шлема, но и не выбрать слишком маленький. Мотошлем не должен быть слишком тугим.

Надевая шлем, вы должны почувствовать, что он обязательно касается верхней части головы. Приподнимите шлем и снова плотно наденьте, внутренняя часть шлема касается макушки? Тогда это ваш размер.

Как определить, что мото шлем вам мал

Во время примерки, вы понимаете, что выбранный шлем через чур туго сидит на голове, параллельно с этим вы испытываете дискомфорт и даже болезненные ощущения. Снимайте, этот размер для вас слишком мал. Если во время примерки мотоциклетный шлем слишком «цепляется» за уши и не надевается на голову нормально, но в целом вас устраивает, возможно, имеет смысл попробовать шлем такого же размера, но с другой формой оболочки.

Вопрос комфорта

Перед окончательным выбором шлема для мотоциклетной езды, даже если вы уверены, что найденная модель вашего размера, не спешите с покупкой. Походите в выбранном шлеме хотя бы 10-15 минут. За это время может измениться ощущение комфорта. Например, может появиться зуд или неприятные ощущения сдавленности в определенной части головы. Вы же понимаете, что если за такое короткое время вам уже не комфортно, то как вы себя будете чувствовать через несколько часов езды.

После примерки обратите внимание на очень важный момент – не появились ли у вас признаки раздражения кожи головы или лица. При обнаружении красных пятен на коже, зуда или сыпи, вполне возможно, что это реакция кожи на материалы, из которых изготовлена внутренняя часть шлема.

Вопрос функциональности

Если вы выбрали шлем, который вам по размеру, и в котором вы чувствуете себя комфортно, переходите к проверке на функциональность. Проверьте, какой у вас угол обзора. Обзор должен быть симметричным, влево и вправо по горизонтальной линии. Обратите внимание, нет ли ограничения периферийного зрения.

Особое внимание уделите стеклу. Желательно, чтобы стекло можно было бы легко заменить. Это сэкономит вам массу времени и денег при его повреждении.

Стекло на шлеме должно быть абсолютно прозрачным, не иметь пятен, царапин и повреждений. Оно не должно искажать видение и вид предметов. Зазоры между шлемом и стеклом также должны быть минимальны. Некоторые модели мотошлемов позволяют регулировать такие зазоры вручную.

Как правильно выбрать мотошлем обновлено: Апрель 27, 2016 автором: admin



1. Тип вашего будущего шлема.

Тип шлема напрямую зависит от вашего стиля езды или выбранной дисциплины мотоспорта. Краткое соответствие типов шлемов выглядит следующим образом:

  • Мотокросс – классический фуллфэйс (шлем, полностью закрывающий голову и лицо) для кросса с длинной «челюстью» и козырьком, без визора, максимально легкий и прочный шлем, надежно защищающий голову райдера.

  • Эндуро – в большинстве случаев отлично подойдет шлем для мотокросса, однако для любителей «смешанного стиля» езды по пересеченной местности и по дорогам – стоит рассмотреть фуллфэйсы типа «мотард» или «эндуро/туризм».

  • Супермото, кольцевые гонки или стант – однозначным выбором станет классический фуллфэйс типа «интеграл».

  • Скоростная езда по дорогам или в городе (например, на спортбайке) – в данном случае стоит рассмотреть шлем типа «модуляр» с откидным «забралом», которое совмещает визор и «челюсть» шлема. Данный вариант будет более комфортным решением, нежели ориентированный на спортивную эксплуатацию «интеграл».

  • Неспешная езда по дорогам или в городе (например, на чоппере, крузере или скутере) – можно рассмотреть шлем полуоткрытого типа, без «челюсти», как с визором, так и без. Например, в данном случае отлично подойдут шлемы типа «орех» или «каска».



2. После выбора типа шлема необходимо определить подходящий размер.

Подробная инструкция представлена на нашем сайте . А если говорить кратко, то потребуется измерить сантиметром обхват головы, который берется на 2-3 см выше линии бровей и ушей. После этого находим полученную длину окружности в таблице размеров и смотрим соответствующий ей размер мотошлема. Шлем должен сидеть максимально плотно, но при этом не должен сдавливать голову, поэтому, если выбор встал между двумя размерами, лучше взять шлем меньшего размера.

Размер определен? Отлично! Самое время определиться с вашими требованиями к параметрам шлема и, пожалуй, данный пункт требует наибольшего внимания, т.к. ассортимент мотошлемов различных видов и спецификаций - просто огромен. К тому же от таких параметров как материалы, вес, степень защиты, дополнительный функционал, даже дизайн и цвет – будет зависеть итоговая стоимость конкретной модели.

3. Любительское решение или модель для профессионалов?


Это актуальный вопрос для многих, в целом для выбора стоит руководствоваться следующими правилами:

– Если вы занимаетесь экстремальным направлением мотоспорта, вне зависимости от дисциплины, будь то кросс, эндуро, фристайл, супермото или стант, выбор модели будет зависеть от ваших текущих навыков управления техникой и стиля езды. Если вы новичок в мотоспорте и «делаете первые шаги» на этом поприще – для вас оптимальным выбором станут бюджетные модели мотошлемов. Такие шлемы обеспечат вас необходимой защитой и достаточным уровнем комфорта для уверенного старта спортивной карьеры. Если же вы профессиональный спортсмен или опытный любитель – вам стоит рассмотреть более дорогие модели с повышенной степенью защиты, низким весом, улучшенной эргономикой и т.д. Подобные модели мотошлемов придадут вам уверенности в собственных силах и возможностях при прохождении сложных трасс, трамплинов или скоростных треков, обеспечив вас надежной защитой и высоким комфортом.

– Аналогичное правило справедливо для езды по дорогам или в городских условиях, но в данном случае выбор шлема в большей степени зависит от вашей «средней» скорости на дорогах и стиля езды. Предпочитаете аккуратную и неспешную езду? Тогда можно рассмотреть бюджетные модели дорожных мотошлемов, даже полуоткрытого типа. Если же вы наоборот любитель высоких скоростей и агрессивного стиля езды – не стоит экономить на собственной безопасности, отличным вариантом для вас станет выбор максимально защищенного шлема, таких типов, как интеграл и модуляр.

4. Взять шлем с визором или без?

Это сугубо индивидуальный вопрос, за исключением таких дисциплин, как мотокросс, эндуро и фристайл - в данных случаях выбор очевиден, это классический кроссовый шлем, который требует обязательного использования отдельных мотоочков. Если же речь идет о смешанных стилях езды или о езде по дорогам и в городских условиях – в данном случае как раз могут сказаться личные предпочтения, однако для любителей высоких скоростей приобретение шлема со встроенным визором будет наиболее практичным и комфортным решением.


5. Композитные материалы корпуса или карбон?

И вновь выбор в большей степени будет зависеть от ваших навыков управления техникой. Модели для профессиональных райдеров частенько изготавливаются из композитных материалов, как и бюджетные варианты для любителей. Однако карбоновые модели – почти в 100% случаев рассчитаны на эксплуатацию профессиональными спортсменами и райдерами с большим опытом. Как следствие - такие модели стоят дороже в силу особых свойств материала, а именно ультранизкого веса при высокой прочности конструкции. С другой стороны – карбон менее долговечен, нежели композит, особенно в случае жесткой эксплуатации и падений.

6. Какой цвет и дизайн выбрать? Глянцевый шлем или матовый?

Понятно, что это вопрос эстетических предпочтений. Но есть несколько пунктов, которые стоит учитывать. Например, шлем ярких оттенков будет лучше заметен на дороге. Шлем, покрашенный светлой краской меньше нагревается на солнце. Глянцевое покрытие лучше противостоит налипанию грязи и т.д. С другой стороны, на темной поверхности меньше заметны грязь и подтеки, матовое покрытие «не собирает» отпечатки пальцев и более устойчиво к появлению царапин, темные оттенки и «спокойный» графический дизайн хорошо сочетаются практически с любой экипировкой и мотоциклом. Руководствуясь вышеперечисленными пунктами, вы можете определить для себя наиболее важные преимущества конкретного цвета и дизайна, что облегчит процесс выбора конкретной модели.

7. Цена.

Какой же вариант выбрать, подешевле или более дорогой? Если вы будете следовать нашей небольшой инструкции по выбору шлема, переходя от пункта к пункту – ответ должен стать очевидным. Вы начинающий спортсмен, любитель или предпочитаете спокойную езду, а также хотите сэкономить? Бюджетные модели и модели среднего ценового сегмента станут для вас наиболее оптимальным выбором.

Если же вы профессиональный спортсмен, опытный райдер и любитель высоких скоростей, то и советы вам не нужны:) Вы знаете, что не стоит экономить на собственной безопасности и комфорте, к тому же вы наверняка уже сталкивались с бюджетными решениями и хотите получить «нечто большее» от вашего нового шлема. Поэтому профессиональные решения от различных производителей ждут вас!


Для любого мотоциклиста шлем – это не просто средство защиты, но еще и предмет гардероба, фетиш, средство самовыражения и коммуникации с миром. Он давно перестал быть просто «скорлупой», защищающей голову от возможных ударов. Поговорим о том, что же такое шлем сегодня.

Современный мотошлем – штука настолько же сложная и высокотехнологичная, как и сегодняшний мотоцикл. Материалы, из которых их «пекут», порой приходят из аэрокосмической и военной областей, ведь скорости растут, а требования к обеспечению безопасности не становятся мягче. Шлемы можно разделять по огромному количеству характеристик и признаков: по типу, материалу изготовления, области применения и так далее, однако главным критерием выбора всегда должно быть наличие на нем маркировки о прохождении сертификации. В принципе, если у уважаемого читателя нет желания разбираться во всех хитростях «одежды для головы мотоциклиста», достаточно прочесть следующий раздел и на этом остановиться.

Предъявите документы!

Каждый мотошлем может носить это гордое звание лишь в том случае, если он прошел сертификацию в одной из уполномоченных организаций. В противном случае это не более чем декоративный горшок, в котором можно выращивать герань, например, ибо никакой гарантии того, что он способен хоть как-то обезопасить своего носителя, нет. На данный момент чаще всего на шлемах можно (и нужно) найти маркировку сертификации по стандартам Европейской экономической комиссии ООН, которая обозначается буквой Е с какой-либо цифрой в круге или надписью ECE 22.05. Другой вариант – сертификация Министерства транспорта США, обозначаемая символом DOT.

Существуют свои обязательные сертификаты и в Великобритании, Австралии, Японии и даже в России есть ГОСТ, однако на практике их встретить довольно сложно. Есть и такое явление, как добровольные тестирования шлемов, на основании которых производители получают своего рода «баллы» и «звезды», как на краш-тестах NCAP, однако все это вторично. На любом фирменном шлеме всегда будет сертификат DOT, ECE или они оба.


Стоит отметить, что стандарты имеют несколько разные требования. Так, например, одна и та же модель шлема одного и того же производителя, но выполненная для рынка Европы и Америки, может иметь серьезные различия по конструкции. Американский стандарт чуть мягче (это касается не столько безопасности, сколько второстепенных нюансов), и зачастую на рынке можно встретить предложения о продаже шлемов «из Штатов» значительно дешевле, чем в наших салонах. Это обусловлено не жадностью продавцов, а именно различиями в конструкции. Например, несколько лет назад, купив американский Shoei XR1000, мы обнаружили, что он неразборный. То есть из него невозможно извлечь все элементы внутренней отделки, что заметно осложняет стирку. Хотя тут, конечно, все зависит от производителя. Так, японская компания Arai всегда создает свои шлемы максимально безопасными и не делает разницы для рынков разных стран.

Итак, главное правило при выборе шлема – найти на нем маркировку Е в кружочке или DOT. Первая, как правило, прячется на лейбле, пришитом к подбородочному ремешку, вторая – на наклейке на затылке.

Из чего же, из чего же…


Вторым важнейшим критерием при выборе шлема должен стать материал изготовления «скорлупы» – внешней оболочки шлема. Вариантов может быть всего три: клееный композитный, литой и из «глины и соплей». К сожалению, я вынужден снова возвращаться к теме «ноунейма». В магазинах, торгующих дешевым китайским мотоширпотребом, в обязательном порядке представлены столь же поганые «горшки» по цене от полутора тысяч рублей. Их зачастую покупают своим отпрыскам родители в комплекте с китайским мопедом или квадроциклом с лозунгом «Ну а чо, дешево же!».


Естественно, никаких сертификатов у таких «шапок» нет, и скорее всего, защитить они смогут разве что от мух, летящих в лицо. Зачастую визоры таких изделий приходят в полную негодность уже через пару недель катания, так как выполнены из чрезвычайно мягкого плексигласа, и в дальнейшем юные мотоциклисты катаются вовсе без визоров, собирая камни, песок и мух на свои белоснежные зубы и в глазки. Словом, покупать и тем более носить такие поделки категорически не рекомендуется. А вот о двух других типах поговорим подробнее.


Самыми безопасными, технологичными и легкими считаются шлемы, изготовленные по технологии склеивания. Скорлупу такого шлема выклеивают из множества слоев различных материалов: минеральных тканей, кевлара, карбона и т. п. Именно карбон-кевларовые шлемы считаются самыми лучшими – в таких ездят звезды MotoGP, WSBK и вообще все быстрые парни. Разумеется, за класс надо платить, и шлемы с применением карбона и кевлара будут стоить на порядок дороже аналогичной модели, но склеенной из стеклоткани. Кстати, не бывает полностью карбоновых шлемов: углепластик хоть и обладает отличной твердостью и малым весом, но исключительно ломок. Поэтому его всегда дополняют кевларовыми слоями, обеспечивающими упругость всей конструкции. Карбон же лишь позволяет чуть снизить массу шлема и придать ему «премиальный» облик. Цены на композитные шлемы начинаются от 10 000 российских рублей. За карбон придется выложить не меньше 30 000.


На фото: шлем буквально вылепливают из карбона, кевлара и композитных смол. Справа – шлем Arai RX-7 RC, пожалуй, самый дорогой на рынке. Карбон, ручная работа, автограф мастера и почти двести тысяч рублей

Литые шлемы – это эконом-сегмент. Литой шлем может быть даже легче клееного, однако его сопротивляемость ударам и особенно истиранию может оказаться заметно ниже, чем у композитного собрата. Без сомнения, если на таком бюджетном шлеме будут стоять маркировки сертификатов соответствия, он будет обеспечивать должный уровень безопасности, но потягаться с композитами, которые, как правило, значительно превосходят требования сертификационных испытаний, не сможет. Так что брать этот шлем для ежедневной езды по деревне вполне можно, но вот выезжать в таком «горшке» на гоночную трассу я бы не советовал.


Зачастую именно городские шлемы «три четверти» выполняются по технологии литья. Однако встречаются и интегралы начального уровня

Три четверти – это целый шлем, а не ¾

Следующий этап – выбор модели шлема. В последнее время классификация модельного ряда заметно расширилась. Инженеры придумывают все новые и новые комбинации старых моделей, комбинируют их, создают гибриды, вспоминают прошлое и экспериментируют. Мотоциклисты все эти новшества воспринимают с энтузиазмом, так что процесс идет бодро. Попробуем ознакомиться с наиболее популярными типами мотошлемов.


Интеграл или фулл-фейс – гоночный или туристический шлем, закрывающий все лицо. В таком комфортнее всего в ненастную погоду, он лучше всего бережет от мух, сквозняков и дождя. Разумеется, именно интеграл – вариант, обеспечивающий максимальную безопасность. Поэтому в таких шлемах гоняют на треке спортсмены и их предпочитает большинство мотоциклистов. Есть у интегралов и минусы – большой вес, не самые лучшие обзорность и вентиляция, что негативно сказывается не столько на микроклимате внутри шлема (у дорогих моделей с этим все в полном порядке), сколько с невозможностью обеспечить достаточный приток кислорода при активном вождении. По этой причине (в частности) в интегралах не ездят по бездорожью – просто нечем дышать.


Интеграл – самый безопасный и комфортный тип шлема

Флип-ап или модуляр – это, по сути, тот же интеграл, но здесь «челюсть» – подбородочная дуга шлема – выполнена не заодно со скорлупой, а на шарнире. Плюсы такой конструкции очевидны: не нужно каждый раз снимать шлем, чтобы попить, покурить или поговорить с заправщиком на АЗС – достаточно поднять «челюсть». В городе, где приходится много общаться и останавливаться, эта функция бывает востребована.


Модуляр не нужно снимать, чтобы поговорить или выпить воды – достаточно открыть «челюсть»

Минусы также вполне очевидны: больший, чем у интеграла вес, меньшая жесткость конструкции, меньшая надежность в эксплуатации, повышенный уровень шума из-за щелей. Однако зачастую в городе или, наоборот, в дальней дороге, удобства модуляра перевешивают недостатки, и у этого типа шлемов очень много поклонников. Кстати, сейчас многие фирмы выпускают гибридные модуляры, у которых «челюсть» можно или вообще отстегнуть и получить шлем типа ¾, или закинуть ее на затылок. Вариантов масса.


Shark EvoLine – один из ярких примеров современного дизайна. Подбородочную дугу можно убрать на затылок, получив открытый шлем. Никаких инструментов не требуется

Три четверти – это классический дизайн, знакомый нам еще по дедушкиному гаражу: шлем, закрывающий череп примерно по границе роста волос. Наиболее простая конструкция из всех. Вариантов шлемов «три четверти», пожалуй, больше всего на свете. Производство не требует особо сложных технологий, большинство мотоциклистов в мире предпочитает этот вариант за простоту, дешевизну и легкость. Под большинством я понимаю не суровых байкеров на «харлеях» и затянутых в кожу спортсменов, а физическое большинство – китайцев, индусов и прочих жителей Юго-Восточной Азии, передвигающихся на 50-150-кубовых агрегатах. Да и просвещенная Европа тоже не гнушается таких «шапок». Летом персонаж в Риме или Милане в интеграле, да на каком-нибудь столь ими любимом 150-кубовом скутере будет выглядеть, мягко говоря, комично.


Современное прочтение шлема ¾


Старая добрая классика


Последний писк моды – три четверти с визором типа пузырь

Разумеется, подавляющая масса таких шлемов изготовлена по литьевой технологии, но есть и композитные модели. В продаже можно найти бесчисленное множество раскрасок, дизайнов и стилей, от современных мотивов до действительно олдскульных, вроде тех, что были в моде лет 50 назад. Словом, раздолье для модников.

Цены на «три четверти» начинаются от полутора-двух тысяч российских рублей.

Половинка и даже меньше…

Не сказать что подобные «шапки» занимают сколько-то значительное место в рейтинге. Скорее, это дань традиции и эрзац-шлемы для тех, кто уперто их игнорирует, но не хочет оказаться за гранью закона. Спасательный эффект от таких «скорлупок» стремится к нулю, так что остается эффект чисто художественный и законный – чтобы гаишники не придирались. Но если в штате Аризона использование шлема обязательно, и такой «как-бы-шлем» – это повод для дорожной полиции проверить хотя бы сертификат шлема, то в России, хоть ГОСТ на шлемы и присутствует, ПДД никак не объясняет, что такое «мотошлем». Поэтому у нас чисто теоретически можно ездить в чем угодно – хоть в хоккейной каске, хоть в солдатской. Главное, чтобы был застегнут на подбородке соответствующим ремешком. Но я вам ничего не говорил.


Шлем «мечта Моргунова» до сих пор в почете у байкеров


Еще одна «половинка» – уши не спасет, зато жуть как брутально!

Ценник на такие шапки тоже стремится к нулю. Американский «горшок» обойдется в две-три тысячи российских рублей.



Оффроуд

Отдельно в рейтинге стоят кроссовые шлемы. Конечно, используют их и в эндуро, и просто в оффроуде, и даже на квадроциклах, но традиционно их называют кроссовыми. По степени защиты эти шлемы мало уступают интегралам, но поскольку выполняют совсем иные функции, имеют совсем другую форму и содержание.


Так, кроссовый шлем не рассчитан на контакт с асфальтом, зато учтены возможные контакты с твердым мотоциклом, камнями и прочими препятствиями. Кроссовые шлемы имеют отвратительную по асфальтовым меркам аэродинамику, потому что на оффроуде редко кто разгоняется быстрее 80-100 км/ч. Так что ездить в таком по дорогам будет не очень комфортно, особенно если ехать далеко и пытаться делать это быстро.

Кроссовые «шапки» бывают как клееными, так и литыми. Цены примерно соответствуют интегралам, но нужно учитывать то, что маска в комплект никогда не входит.

Гибрид грязи и асфальта

Последние веяния моды – гибридные шлемы для эндуристов-путешественников, которые появились на фоне растущей популярности собственно эндуро для путешествий. Подобный шлем сейчас есть в линейке практически каждого производителя из первой двадцатки. Гибридность заключается в том, что к якобы кроссовому шлему с «мордой» и козырьком добавлен вполне асфальтовый визор как на интеграле, плюс зачастую имеется солнечная выдвижная шторка. На асфальте в таком можно ехать в относительном шумовом и «сквозняковом» комфорте, благодаря визору, а на оффроуде, подняв (или вообще демонтировав) визор и надев маску, катать как в кроссовом шлеме. На мой скромный взгляд, конструкция проигрывает интегралам на асфальте и «кроссачам» – вне его, как и любая, претендующая на универсальность. Не более чем модный тренд.


Цены на подобные гибриды сильно варьируются, как и качество изготовления. Прайс начинается примерно от 6 000 российских рублей.

Думай голова, шапку куплю!

Собственно, вот и вся наука! Конечно, есть и более экзотичные варианты одежды для мотоголовы вроде реплик шлема Дарта Вейдера или Хищника из голливудских блокбастеров, есть разработки со встроенной навигацией, изображения которой проецируются прямо на сетчатку глаза, не говоря уж о том, что мало кто сейчас ездит без Bluetooth-гарнитуры в шлеме. Однако все это повод для отдельного разговора.

В заключение же этого монолога хочу напомнить о том, что каким бы огромным ни был ваш мотоциклетный опыт, сколь бы уверены вы ни были в себе или манере езды «да ладно, я тихонечко», шлем – самая необходимая часть экипировки, без которой лучше вообще не садиться на байк. Большинство аварий происходит в самых безобидных поездках «до булочной и назад». Думайте за дураков, берегите голову и да пребудет с вами мотоциклетный бог Гончуба!


Мотошлем - важнейший предмет экипировки мотоциклиста. Помимо непосредственной защиты головы от различных травм головы и шеи, сотрясения мозга в случае ДТП, мотошлем обеспечивает повседневную и ежеминутную защиту от встречного ветра, холода, непогоды и разного рода неприятностей, встречающихся в воздухе – от пыли до насекомых и птиц.

Мотошлем - важнейший предмет экипировки мотоциклиста. Помимо непосредственной защиты головы от различных травм головы и шеи, сотрясения мозга в случае ДТП, мотошлем обеспечивает повседневную и ежеминутную защиту от встречного ветра, холода, непогоды и разного рода неприятностей, встречающихся в воздухе - от пыли до насекомых и птиц.

Прежде чем , необходимо определиться с тем, какой тип шлема подходит для ваших задач, какому производителю отдать предпочтение и уже непосредственно при покупке правильно подобрать размер шлема и выбрать расцветку исходя из собственных предпочтений или цвета мотоцикла.

Традиционно мотошлемы классифицируются по конструкции оболочки, которая, как правило, определяет и назначение.

Шлем-интеграл , он же Full-Face - наиболее популярный в настоящее время тип шлемов. Обеспечивает наиболее высокий уровень защиты и имеет наилучшие аэродинамические свойства. Используется как при повседневной езде в городе и за городом, так и в спортивных соревнованиях на шоссейно-кольцевых мотогонках.

Шлем-модуляр , называемый также флип-ап (Flip-up). Конструктивно схож со шлемом-интегралом, но, в отличие от него, помимо поднимающегося визора, имеет полностью откидывающуюся переднюю часть, что позволяет не снимать его целиком при необходимости пообщаться или выпить водички при кратковременных остановках - например на заправке и т.п. По этой причине весьма популярен у мотопутешественников. Уровень защиты сравним с интегралом. Вес шлема-модуляра, ввиду усложненной конструкции, несколько больше, нежели у интегралов.

Шлем открытого типа , называемый иногда «шлем ¾», имеет открытую переднюю часть. В различных моделях может быть оборудован козырьком, защитным визором или не иметь таковых вовсе. Широкое распространение получил у водителей скутеров, чопперов и круизеров. Обеспечивает достаточный уровень защиты при умеренных скоростях, и высокий уровень удобства в повседневной эксплуатации, благодаря постоянно открытому лицу. К шлемам открытого типа относятся также разного рода мотокаски (на Западе именуемые Braincap), прикрывающие лишь верхнюю полусферу головы, однако следует учесть, что большинство таких касок обычно не имеют сертификатов безопасности и их производители нередко прямо указывают о недопустимости их эксплуатации по прямому назначению.

Кроссовый мотошлем отличается развитой выделяющейся передней частью, имеет солнцегрязезащитный козырек и рассчитан на эксплуатацию со специальными кроссовыми мотоочками. Как прямо следует из названия, основное предназначение - мотокросс и эндуро. Кроме того, кроссовые шлемы популярны у водителей супермотардов, стантрайдеров и квадроциклистов. Дело в том, что конструкция кроссового шлема обеспечивает чрезвычайно эффективную вентиляцию при интенсивном дыхании, вызванном физическими нагрузками, сопровождающими указанные направления мотоспорта. Существуют также модификации кроссовых шлемов, ориентированные на более комфортную«гражданскую» езду и путешествия. К подобным относится например , имеющий визор с Pinlock и высококачественную комфортабельную внутреннюю отделку.

Снегоходные шлемы на первый взгляд похожи на обычные мотошлемы, но имеют ряд принципиальных отличий. Для защиты от запотевания они имеют визор с двойным стеклом. Для некоторых моделей можно дополнительно купить визор с подогревом стекол. Снегоходные шлемы обычно выполнены как модуляры с подъемной полностью или частично передней частью и оборудованы маской для отвода выдыхаемого воздуха наружу, во избежание запотевания стекла изнутри. А для гонок на снегоходах используют, как правило, кроссовые мотошлемы в комплекте со специальными снегоходными очками.

Самый распространенный вопрос у новичков - почему внешне, казалось бы, похожие мотоциклетные шлемы, отличаются по цене порою в несколько раз? Факторов на самом деле много и нельзя сказать, что некоторые марки, что называется «берут деньги за брэнд». Даже самая доступная модель от ведущего мирового производителя мотошлемов - Shoei XR-1100 , сравнимая по цене с топовыми моделями других фирм, изготавливается на неизменно высочайшем уровне, в то время как в шлемах начального уровня менее именитых производителей возможно встретить какие-то технологические решения, явно призванные сэкономить и удешевить конструкцию. Важно отметить, что цена шлема в большей степени указывает на его удобство и комфорт, нежели на степень защиты, требования к которой в обязательном порядке выполняют даже самые недорогие модели. Еще одна возможность немного сэкономить - покупка шлема с монотонной окраской - белого, черного, серебристого или матового цветов, которые, как правило, дешевле своих красочных разноцветных собратьев со сложным рисунком.

При прочих равных, на стоимость шлема влияют вид и качество используемых материалов оболочки и внутренней обивки. От них же прямо зависит вес шлема - а чем меньший вес, тем меньшие нагрузки оказываются на мышцы шеи, т.е. легкий шлем более комфортен при длительных поездках. В моделях начального уровня, как правило - внутренняя обивка несъемная, визор не имеет антизапотевающего покрытия или системы Pinlock . Кроме того, простые дешевые визоры более склонны к образованию царапин. А значит, практическая долговечность недорогого шлема уступает старшим моделям, обивка которых может сниматься и выдерживает неоднократные стирки, а визор более долго сохраняет прозрачность. Интерьер в более дорогих моделях имеет более сложный рельеф, досконально учитывающий анатомию головы, а иногда и возможность тонкой подгонки под конкретного человека, с помощью съемных элементов различной толщины.

Модели средней и верхней ценовой категории имеют также разветвленную систему вентиляции с многочисленными входными и выходными каналами, обеспечивающую комфорт в более широком диапазоне температур и скоростей. Форма некоторых шлемов в процессе проектирования проходит доводку в аэродинамической трубе. При этом решается две задачи - улучшение обтекаемости и стабильности на высоких скоростях и снижение уровня шума.

Кроме того, некоторые модели шлемов уже в базовой комплектации имеют различное дополнительное оборудование. К таковому относится уже вышеупомянутый Pinlock - специальная пленка, устанавливаемая на внутреннюю поверхность визора и образующая герметичную защитную воздушную прослойку, предотвращающую запотевание визора из-за разности температур снаружи и внутри шлема. Некоторые шлемы имеют встроенный подъемный солнцезащитный визор. В отдельных туристических моделях предусмотрена подготовка под фирменные системы аудиосвязи и hands-free.

Такие производители, как Shoei , Schuberth , Lazer , IXS , помимо самих шлемов выпускают широкий ассортимент сменных и запасных визоров. Как стандартные прозрачные, так и тонированные в различные дымчатые и зеркальные оттенки, с пинлоком или без. Важно учитывать, что тонированные визоры, значительно облегчающие езду днем, особенно против солнца, практически непригодны для нормальной эксплуатации в темное время суток. Поэтому если вам предстоит поездка ночью, то нужно или заранее установить прозрачный визор или ограничиться таким, у которого затонирована лишь часть поверхности по верхнему краю.

Что касается размеров. К сожалению, размерные сетки у абсолютного большинства различных марок не совпадают. Т.е. если вы сейчас используете шлем размера M, то при переходе на другого производителя, велика вероятность, что может потребоваться S или L. Без «живой» примерки, не глядя, шлем приобретать не стоит. Даже разные модели одной марки на одной и той же голове могут сидеть по-разному. В общем случае правило такое - правильно подобранный мотошлем должен достаточно плотно сидеть на голове, но без каких-либо болезненных или дискомфортных ощущений. Иногда бывает, что садится шлем замечательно, но слишком туго надевается, что и неудобно и может привести к преждевременному повреждению его обивки. Поэтому, перед тем, как отправиться в мотосалон , стоит заранее наметить себе не одну, а несколько моделей и уже среди них сделать окончательный выбор.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»