Траектория движения на перекрестке при повороте налево. Сложный маневр – поворот налево на перекрестке со светофором. Штрафы за нарушение правил разворота

Подписаться
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:

Садясь за руль автомобиля, необходимо четко соблюдать все правила передвижения ПДД на дорогах, предписанные на законодательном уровне. В противном случае, нарушение, водителю грозит наложением штрафных санкций. А также, несоблюдение общепринятых норм, может повлечь за собой создание аварийной ситуации, последствия которой, могут быть самыми разными.

Некоторые обстоятельства во время езды, у водителей вызывают замешательство, например, что касаемо правила поворот налево и разворот при движении на перекрестке.

Основополагающим правилом ПДД при осуществлении разворотов на перекрестках является тот момент, что ТС не должно попасть на дорогу, противоположную своему направлению.

Чтобы левый поворот осуществить по правилам, нужно доехать до места, где пересекаются проезжие части, но при этом должно оставаться расстояние до центра развилки, которое необходимо для возможности разминуться с транспортными средствами встречной полосы.

В данном случае, необходимо проявить особую внимательность, поскольку преимущества в движении имеют ТС, направляющиеся прямо, но видимость становиться ограниченной из-за машин, которые поворачивают. Лучше всего будет, дождаться момента, когда обзор станет достаточным, а затем, при отсутствии помех, совершить поворот.

Как показывает практика, нередко возникают обстоятельства, когда, поворачивая, создается помеха с другого ряда. Водители других авто, в спешке, часто начинают подрезать, причем многие, не соблюдая дистанцию, выезжают к середине развилки, создавая аварийные ситуации. Но не стоит что-то доказывать, особенно выдвигаться на противоположную полосу. Поскольку такие действия чреваты созданием ДТП. Действовать нужно, соответственно со сложившейся ситуацией, притормозить можно немного раньше, либо вообще не выезжать непосредственно к пересечению, если перемещаться на нем затруднительно. Ведь, согласно пдд поворот налево, можно будет совершить, когда движение станет рабочим, и авто не будет создавать дополнительных помех.

Разворот на трамвайных путях

При осуществлении поворота именно на пересечении, где есть трамвайные пути, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии трамвая, который движется в попутном направлении, посмотрев по зеркалам заднего вида. После этого, дождаться отсутствия трамваев со встречным движением, а также, аналогичных авто, и потом выполнить разворот.

Иногда, неопытные водители думают, что успеют проехать первыми, и встречный автомобиль либо трамвай, еще далеко. Но, к сожалению, действительность такова, что такие маневры могут приводить к необратимым последствиям.

Правила поворота налево на перекрестке

Совершая определенные маневры, необходимо знать предписанные правила ПДД, чтобы не создавать аварийных ситуаций и не нарушать закон.

В частности, поворот налево ПДД, предусматривает следующие моменты:

  1. Приготовление к поворачиванию. Требуется заранее продумать данный маневр, то есть определиться, какую полосу выбрать для дальнейшего передвижения. Собираясь повернуть налево, следует перестроиться в крайнюю левую полосу на стороне проезжей части попутного направления. При наличии разметки, разделяющей встречные потоки, следует плотнее приблизиться к линии разметки, что и будет определять левое положение авто.
  2. Непосредственно поворот. Нужно четко следовать выбранному направлению, и не срезать углы. Поскольку это будет создавать помехи движению встречных автомобилей.
  3. Выбор траектории. Полностью будет соблюдено пдд в том случае, когда траектория будет выстроена таким образом, чтобы движение проходило четко через центр перекрестка. Такое движение позволит все время находиться на своей стороне дороги.
  4. После маневра. Закончив поворот можно оказаться на дороге, имеющей как одну, так и несколько полос движения. Стоит помнить, что правила не отмечают конкретики поведения в данной ситуации. То есть, выехать можно на любую удобную, а затем перестроиться на тот ряд, который необходим.

Ситуации с единовременным поворотом

На практике довольно распространены случаи со встречным разъездом на развилке.

Когда возникает такая ситуация:

  • если автодвижение разрешается и запрещается определенными сигналами светофора;
  • если передвижение происходит по главной автодороге на нерегулируемой развилке, при этом дорога, своего курса не изменяет;
  • если автодвижение происходит на второстепенной магистрали с нерегулируемым пересечением, при этом главная автодорога не занята и ее направленность изменяется;
  • при пересечении равнозначных перекрестков, когда дорога свободна.

Когда происходит единовременный поворот налево, водители придерживаются основного негласного условия: если перекресток маленький, то разъезд производят левыми сторонами авто, если большой, то правыми.

На автодорогах обстоятельства зачастую возникают непредвиденные, поэтому действовать нужно согласно ситуации, при этом соблюдая правила. Но также стоит помнить и про те ситуации, где такой маневр запрещен. В таких местах, как правило, есть дорожный знак, либо запрещающая разметка, информирующие водителей об этом.

Обратите внимание! – Правила не уточняют, где совершается поворот и, следовательно, это требование распространяется на все случаи поворотов – на перекрёстках и вне перекрёстков, на дорогах общего пользования и за пределами дорог.

И ещё обратите внимание! – в Правилах не сказано, что поворот направо необходимо выполнять только с крайней правой полосы, а поворот налево – только с крайней левой полосы. Правила и не могли так сказать, ведь есть же перекрёстки, на которых повороты разрешено выполнять с нескольких полос. Поэтому авторы Правил были вынуждены высказаться именно так:

Для поворотов необходимо использовать соответствующее крайнее положение на проезжей части данного направления!

Нам осталось только разобраться, что это такое – соответствующее крайнее положение – применительно к различным ситуациям.

Если это классический четырёхсторонний перекрёсток, тогда всё просто:

– соответствующее крайнее положение для поворота направо – правая полоса;

– соответствующее крайнее положение для поворота налево – левая полоса;

– прямо можно со всех полос.

Ситуация принципиально изменится, если на этом же перекрёстке появятся знаки, устанавливающие иной порядок движения. Например, знаками особых предписаний (как на нашем рисунке) могут разрешить поворот направо с двух полос.

Тогда у этого перекрёстка не одно, а целых два соответствующих положения для поворота направо – хотите, поворачивайте с правой полосы, хотите, поворачивайте со средней.

Обратите внимание! – теми же знаками запрещено движение прямо с правой полосы. Ну а как же иначе. В противном случае тут постоянно будут биться.

Что касается перекрёстков с круговым движением, то здесь никаких «прямо» или «налево» быть не может, въезд на круг это всегда поворот направо. А соответствующее положение для поворота направо – это правая полоса.

Поэтому для перекрёстков с круговым движением Правила сделали исключение, и полностью пункт 8.5 звучит так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение .

Как видим, на перекрёсток с круговым движением требование пункта 8.5 не распространяется!

Ученики. То есть это что же получается! – Правила разрешили въезжать на круг с любой полосы!?

Учитель. На первый взгляд это именно так и выглядит, и многие водители именно так и считают. Но на самом деле это не совсем так. На самом деле авторы Правил хотели сказать следующее:

Пункт 8.5 не запрещает въезжать на круг и с других полос (сколько бы их не было).

Но на этом Правила не кончаются. Кроме пункта 8.5 в Правилах есть и другие требования. Совсем скоро мы будем изучать Раздел 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» и узнаем много чего нового, а именно:

В населённом пункте на дороге с двумя полосами движения в данном направлении водителям разрешено занимать любую полосу из этих двух. Даже на совершенно пустой дороге всем разрешено двигаться хоть по правой, хоть по левой полосе.

Соответственно, если в вашем направлении имеется всего две полосы, и дело происходит в населённом пункте , можете въезжать на круг с любой их них.

На экзамене в ГИБДД вам предложат такую задачку:

Опять-таки в населённом пункте, на дороге с тремя и более полосами в данном направлении Правила разрешают занимать крайнюю левую только при интенсивном движении, когда все правые полосы заняты.

на пустой дороге с тремя и более полосами разрешено с любой полосы, кроме крайней левой.

Это если в населённом пункте.

А вне населённого пункта на любой дороге Правила строго предписали: Всем двигаться как можно правее!

То есть вне населённого пункта на пустой дороге водитель обязан всегда двигаться по крайней правой полосе.

Соответственно и въезжать на круг на пустой дороге будем с крайней правой полосы.

Если движение интенсивное, и все полосы заняты, то уже и неважно населённый это пункт или нет и сколько здесь полос.

В такой ситуации разрешено въезжать на круг со всех полос.

В этом месте на занятиях в автошколе ученики обязательно задают вопрос: «По какой траектории надо заезжать на круг с первой полосы, по какой траектории – со второй полосы, и какие указатели поворота включать»?

Что касается указателей поворота, то правые и только правые! С какой бы полосы вы не въезжали на круг, вы всегда поворачиваете направо!

Что же касается траектории прохождения правого поворота, то обратимся к Правилам:

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Другими словами, при повороте направо, водители обязаны двигаться как можно правее! Точнее так: перед входом в поворот водители сначала обязаны занять соответствующее крайнее положение (в соответствие с пунктом 8.5), а уже потом, в соответствие с пунктом 8.6, должны вести своё транспортное средство как можно правее.

Если вы подъезжаете к кругу по крайней правой полосе, то и, поворачивая на круг, вы должны заезжать только на крайнюю правую полосу! Это в данном случае и будет «как можно правее».

Если вы заезжаете на круг со второй полосы , тогда возможны два варианта развития событий.

Если справа всё свободно, тогда «как можно правее» будет тоже заезд на крайнюю правую полосу.

Если справа занято, тогда «как можно правее» будет заезд на вторую полосу на круге.

В экзаменационном сборнике ГИБДД на эту тему есть задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь по невнимательности:

Итак, при въезде на круг Правила не обязывают водителей занимать крайнее правое положения на проезжей части.

Что же касается съезда с круга, то об этом Правила ничего специального не сказали. И, следовательно, покидая круг, водители обязаны руководствоваться общим принципом:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

И об этом на экзамене тоже спрашивают, причём спрашивают мудрёно:


В каком направлении разрешено продолжить движение водителю легкового автомобиля?

1. Только по кругу.

2. Только направо.

3. В любом направлении из перечисленных.

Комментарий к задаче

В показанной ситуации водитель легкового автомобиля, намереваясь покинуть круг, обязан был заблаговременно перестроиться на крайнюю правую полосу. Он этого не сделал и теперь, чтобы не нарушать Правила, придётся проехаться по кругу ещё раз.

Отметим, что это требование Правил (покидать круг обязательно с крайней правой полосы) абсолютно логично. Ведь грузовик может и прямо поехать, а вы со второй полосы поворачиваете направо – вот вам и ДТП.

Правда грузовик может повернуть и направо, но для водителя легковушки это не имеет никакого значения:

Перед поворотом направо водитель обязан занять соответствующее крайнее положение!

И ещё одна показательная задачка из экзаменационного сборника ГИБДД на эту же тему:


Разрешается ли Вам выполнить поворот направо по указанной траектории в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Запрещается.

Комментарий к задаче

Особенность данной ситуации заключается в том, что правая полоса на пересекаемой дороге занята припаркованным автомобилем. Ну, что ж, такое бывает. И Правила в данной ситуации ни в коем случае не запрещают поворот, они только по-прежнему требуют:

Поворачивая направо, необходимо держаться как можно правее!

В данной ситуации «как можно правее» как раз и будет поворот по указанной траектории.

Если говорить про поворот направо, то, собственно, и всё. Никаких других требований к этому манёвру Правила не предъявили. Ну, разве что в какой-то мере к повороту направо можно отнести ещё и первую часть пункта 8.6:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения.

Чтобы при повороте направо выехать на полосу встречного движения, нужно очень постараться. А вот при повороте налево водители частенько совершают это нарушение, даже будучи абсолютно трезвыми.

Область пересечения проезжих частей выделена на рисунке бежевым цветом, и по Правилам, выезжая из этого прямоугольника, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения.

Такое нарушение квалифицируется как выезд на встречку и наказывается лишением прав сроком от 4-х до 6-ти месяцев (на первый раз могут пожалеть – штраф 5000 рублей).

И больше про траекторию поворота налево в Правилах ничего нет! То есть если про поворот направо сказано чётко: «нужно держаться как можно правее», то про траекторию поворота налево вообще ничего не сказано. Единственное условие – не оказаться на встречной полосе.

А это означает, что при повороте налево Правила разрешили водителям заезжать на любую свободную полосу!

Вот как об этом вас спросят на экзамене в ГИБДД:


Вам можно продолжить движение при повороте налево:

1. Только по траектории А.

2. Только по траектории В.

3.

Комментарий к задаче

Правильный ответ третий – «По любой». Хотя вопрос к авторам этой задачки всё же остаётся: «Как же так? Ведь Правила запрещают на трёхполосной дороге занимать крайнюю левую полосу при свободных правых»!

Человека, хорошо знающего Правила, эта задачка может ввести в ступор! Правильный ответ должен быть «По траекториям А или Б», но его нам не предложили!?

Авторы этой задачи просто хотят выяснить, знаете ли вы Раздел 8 Правил (без учёта других требований). И ждут от вас такого ответа: «Да, я знаю, что к самой траектории поворота налево Правила не предъявили никаких особых требований (единственное требование – не оказаться на встречке)».

И ещё одна задачка про левый поворот, на которую следует обратить ваше внимание.


По какой траектории Вам разрешается выполнить поворот налево?

1. Только по А.

2. Только по Б.

3. По любой из указанных.

Комментарий к задаче

Посмотрите внимательно на рисунок. Дорога, по которой вы едете, только после перекрёстка станет дорогой с двусторонним движением. А до перекрёстка это дорога с односторонним движением!

А какое соответствующее крайнее положение для поворота налево может быть на дороге с односторонним движением? Только на крайней левой полосе!

Так что, как это не покажется диковатым, поворачивать налево в данной ситуации водители обязаны именно с крайней левой полосы.

И это логично – правая полоса освободится для тех, кто намерен двигаться прямо или собирается поворачивать направо.

Особый случай поворота налево – поворот с трамвайных путей.

Выезд на трамвайные пути встречного направления Правилами категорически запрещён (по Правилам это выезд на встречку), но не использовать трамвайные пути попутного направления было бы нерационально. Ведь это ещё одна полоса движения – можно существенно увеличить пропускную способность дороги.

И Правила разрешили это, но с соблюдением определённых условий:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления. При этом не должно создаваться помех трамваю.

На рисунке водитель белого автомобиля ничего не нарушает – обе полосы данного направления заняты, трамвайные пути попутного направления расположены на одном уровне с проезжей частью, трамвая нет и, следовательно, можно двигаться по этим самым трамвайным путям.

А ещё в Правилах есть пункт 8.5:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них.

О как! Прямое движение по трамвайным путям Правила разрешают (но не обязывают вас это делать), а поворот налево или разворот водители именно обязаны совершать с трамвайных путей! И про эту ситуацию в сборнике ГИБДД есть задачка:


Вам можно выполнить поворот налево:

1. Только по траектории А.

2. Только по траектории Б.

3. По любой траектории из указанных.

В данной, первой части темы, посвященной поворотам налево на перекрестке, будут рассмотрены случаи поворотов налево с крайней левой полосы в том смысле, как следует выполнять данный маневр (левый поворот) в соответствии с ПДД, и какие опасные моменты могут подстерегать водителей в этих ситуациях. Разумеется, все опасные случаи охватить невозможно, но наиболее часто встречающиеся, так сказать, базовые, рассмотрим.

Некоторые возможные конфликты между участниками движения на перекрестке, связанные с поворотом налево, были уже рассмотрены ранее, в статье . Те конфликтные ситуации, большей частью связаны либо со встречными участниками, либо с теми, кто движется в поперечном направлении.

Здесь же будет представлено взаимодействие участников, которые движется попутно, осуществляя левый поворот с крайней левой полосы.

Начнем с того, что установленные перед перекрестком знаки действуют на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем (чаще всего над проезжей частью перекрестка) не указывают другое направление. Вышеупомянутые знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Какую полосу дороги можно занять, поворачивая налево с крайней левой полосы?

Прямых указаний, как должен выполняться левый поворот, в Правилах нет. В говорится, что поворот (как левый поворот, так и правый) должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство НЕ оказалось на встречной полосе. Совершая же правый поворот, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Более подробно о выполнении правого поворота изложено в статье .

Таким образом, Правила разрешают повернуть налево на любую полосу той дороги, на которую совершается поворот, например, как на рисунке ниже. В качестве примера взят обычный стандартный перекресток.

Каким образом следует «строить» траекторию движения на перекрестке во время поворота налево, а также в случае разъезда со встречным, поворачивающим налево автомобилем, можно прочесть в статье . В общих случаях линия поворота должна проходить через условный центр перекрестка или около него, а когда на одной из дорог есть разделительная полоса, то поворот налево вдоль такой полосы должен проходить только за линией, проходящей через центр перекрестка, т.е. по ходу движения автомобиля.

Казалось бы, здесь нет ничего необычного, выбирай траекторию и поворачивай, но нужно понимать, что участников дорожного движения много, каждый едет в соответствии со своими планами, и желающих повернуть налево за один цикл светофора также может быть несколько.

На регулируемых перекрестках время движения через него ограничено «длиной» сигналов светофора, а ждать следующего цикла, обычно, никому не хочется. Поэтому всегда существует вероятность, что кто-то из участников захочет «успеть проехать» любой ценой. Это может выразиться либо в поспешных действиях, либо, в так сказать, разумном игнорировании чужого приоритета. Несколько вариантов, как такое происходит, рассмотрим ниже.

Вариант первый. Поворот «под прикрытием» т.е. поворачивающий следом «режет» угол поворота.

Один или несколько участников по зеленому сигналу выезжают к середине перекрестка друг за другом, эдаким «звеном» из нескольких машин, и останавливаются, пропуская встречных. Появляется момент для поворота, ожидающие его водители начинают движение друг за другом, но кое-кто из них может выехать из «звена» и движением слева «срезать» угол поворота. Когда такое происходит, то есть вероятность столкнуться с этим автомобилем на выезде с перекрестка, например в левой полосе. Поэтому, чтобы избежать столкновения, всегда нужно обращать внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Вариант второй. «Помеха справа».

Ситуация такого рода может произойти в следующем случае. Первый участник с левым «поворотником» выезжает не до середины перекрестка, а едва заехав на пересечение проезжих частей, останавливается. Т.е. между ним и условной серединой перекрестка остается приличное расстояние. Так делать не рекомендуется, хотя бы из солидарности к тем водителям, которые находятся сзади и также ждут поворота налево. Им, ведь, тоже нужно успеть заехать на перекресток, чтобы позже была возможность даже после включения запрещающего сигнала завершить свой маневр и выехать с перекрестка.

Но подобные поступки встречаются нередко, и они вполне могут кого-нибудь нервировать. Что происходит далее?

Ожидающий своей очереди позади того, «первого», объезжает его справа и ставит свой автомобиль впереди, т.е. теперь он на поворот первый! Такие «маневры» еще применяют в местах для разворота и на Т-перекрестках, чтобы первым стать на разворот. Если при этом не пересекается сплошная разметка, движение автомобиля обозначено включением соответствующих «поворотников» и не создается помех движению, то нарушения нет.

И после того, как появляется возможность закончить левый поворот и выехать с перекрестка, кто-то из этих «первых» захочет сделать это действительно первым, не исключено, что . Т.е. возможны «варианты» пересечения их путей, в т.ч. и столкновения. Юридическое преимущество будет у водителя, чей автомобиль находится справа.

Примерно такая же ситуация может сложиться, когда кто-то из участников будет поворачивать налево из средней или с правой полосы в случае, когда такой маневр запрещен. Т.е. никто не ожидал, а он взял и повернул налево с правого ряда, и таким образом, оказался «помехой справа».

Самое интересное, что преимущество в движении в сложившейся ситуации, у того нарушителя, поскольку он теперь находится справа. Если произойдет ДТП и станут искать виновного, то кроме помехи справа еще обратят внимание на характер столкновения, т.е. кто кого догнал или «притер». Чтобы неприятности не произошло, подобную ситуацию исключать из возможностей нельзя, и требуется постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля, а не только слева-сзади. Если кто-то упорно игнорирует ваш приоритет, то целесообразно пропустить того вперед и не портить себе нервы.

Это, разумеется, далеко не весь перечень спорных ситуаций, которые могут возникнуть с левым поворотом на перекрестке. Каждый случай индивидуален, а универсального «рецепта» как избежать ДТП не существует. В следующей, рассмотрен поворот налево на перекрестке, когда он разрешен Правилами и с других полос, кроме крайней левой.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей

Одни из наиболее серьезных по последствиям аварий связаны с поворотом налево. Дорожные условия часто вынуждают выполнять этот маневр с определенным риском. В результате - поломанные конечности и разбитые судьбы. Юрий Краснов взялся за сложную задачу - научить курсантку Екатерину безопасному повороту налево. Как высматривать встречную машину? Что считать выездом на перекресток? В очередном выпуске преподаватель рассказывает о хитростях, к которым прибегают опытные водители.

При повороте налево вы всегда должны уступать встречному водителю, кроме двух ситуаций, - начал с небольшого ликбеза Юрий Краснов. - Первая. Если горит стрелка налево, то есть работает дополнительная секция. Вторая. Когда главная дорога меняет направление движения.

По мнению инструктора, в опасные ситуации на перекрестке часто попадают водители-новички, рано почувствовавшие уверенность в своих силах, мол, я все могу, умею и вообще посторонитесь. Екатерине, с недавних пор владелице Volkswagen Polo Sedan, он предложил рассмотреть три ситуации с левым поворотом.

Первая ситуация. Выезд со второстепенной дороги на главную, сопряженный с этим опасным маневром. За рулем - сам преподаватель: «Для начала вспомним определение из ПДД: граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. То есть там, где начинаются изгибы бордюров. За эту черту мы не должны выезжать, если кому-то помешаем».

Но как раз в такую ситуацию мы попадаем. При развороте бус упирается прямо в наш Volkswagen. Второй водитель нам показывает: проезжайте! В ответ преподаватель демонстрирует ладонь: принято. В этот раз разобрались без конфликтов. Но как надо было действовать по ПДД?

Мы выехали на перекресток на маленькой скорости, следя за микроавтобусом. Его водитель нас видел. Кроме того, он двигался с включенной «аварийкой», и мы не знали, что он станет выполнять разворот, - объясняет Юрий Краснов. - Когда оказалось, что мы перекрыли ему путь, разворачивающийся должен был помочь нам выполнить маневр, что и произошло.

Проделываем маневр еще раз. Инструктор комментирует свои действия: «Сначала я останавливаюсь перед началом закругления бордюров. Смотрю, есть ли пешеходы, велосипедисты, роллеры, скейтбордисты. Потом высовываю переднюю часть автомобиля, чтобы меня было заметно. И жду возможности, смотрю во все стороны. Ни в коем случае не тороплюсь. Убедившись дважды, что все чисто, выполняю маневр».

Вторая ситуация. Поворот налево, когда автомобиль находится на главной дороге. Обычно водители отслеживают обстановку только впереди. Наш преподаватель советует также смотреть в зеркала заднего вида: «Не исключено, что кто-то может выполнять обгон. Это разрешено на необозначенных перекрестках, если нет сплошной линии разметки. Хотя и на обозначенных кто-то может запросто нарушать. Например, увидит ваш автомобиль в последний момент, а скорость не позволит затормозить вовремя, вот он и выскочит на встречную. Не факт, что в случае ДТП вы будете признаны потерпевшей стороной».

Еще из опасных ситуаций. Встречная машина может показывать указатель правого поворота, но при этом водитель по какой-то причине поедет прямо. В случае аварии опять-таки виноват будет поворачивавший налево. Поэтому рекомендация такая: убедиться, что автомобиль с включенным указателем притормозил и стал смещаться в сторону правого поворота.

Перекресток улиц Кнорина и Волгоградской. За рулем Volkswagen - Екатерина.

Не выворачивай колеса! Если в заднюю часть твоей машины кто-то врежется, то автомобиль не выбросит на встречную полосу, - предупреждает об очередном нюансе Юрий Краснов.

Девушка аккуратно продвигается вперед. Убедившись, что впереди никого нет, стартует и спокойно завершает маневр. «На самом деле ничего сложного. Нужно просто быть внимательной», - подытоживает курсантка.

Третья ситуация. Многополосная дорога. Вот классическая ситуация на ней. Встречные автомобили, которые также поворачивают налево, перекрывают обзор. Как узнать, что по соседнему ряду никто не едет?

Сценария может быть два: потихоньку высовываться и вытягивать голову, высматривая из-за очереди машины, или, если есть возможность, заранее посчитать количество автомобилей, которые собираются проехать прямо. Честно признаться, второй вариант нам категорически не нравится: а вдруг подъедет кто-то еще?

Первый же не устраивает инструктора. Он считает: ты можешь оказаться в неудобном положении, если все встречные повернут, а ты окажешься на «чужой» полосе помехой для движущихся прямо.

Но если просто стоять, то ты никогда не повернешь налево, - возражаем.

На самом деле надо действовать по ситуации, - соглашается преподаватель. - Если много встречных автомобилей поворачивают налево, то нужно сунуться. Но главнейшее правило для любых ситуаций: не видишь или не понимаешь - не поворачивай!

Сунемся на сложном перекрестке ул. Карбышева и Логойского тракта. Обзор перекрыт встречным грузовиком. Девушка аккуратно выглядывает. Убедившись, что все чисто, начинает движение.

Кажется, опасный маневр позади, но вдруг резко подрезает таксист, ехавший за нами. Это было очень резко и неожиданно! Оказалось, что водителю срочно понадобилось остановиться у края проезжей части и он зачем-то решил это сделать непременно опередив Volkswagen.

Однажды на ул. Захарова я попала в неприятную ситуацию, - вспоминает через несколько минут Екатерина, несколько отойдя от стресса. - Шел плотный встречный поток. Уже загорелся красный, а машины продолжали ехать. В этот момент с перпендикулярного направления начали движение автомобили, и мне стали сигналить. Пришлось резко стартовать.

Ты имела полное право завершить маневр. А то, что тебе это не позволили да еще сигналили, свидетельствует о культуре встретившихся тебе водителей, - вывод инструктора был однозначным.

Следующая рекомендация касается как раз особенностей режима работы светофоров. Не исключена ситуация, что для встречных автомобилей будет гореть еще зеленый, а для вас - уже красный. Поэтому ориентироваться только на сигналы нельзя. Более того, некоторые водители движутся не только на «оранжевый», но и на «розовый».

Так что всегда смотрите на встречный автомобиль. Поток может замедлиться, а по крайней правой полосе - лететь нарушитель, - предупреждает Юрий Краснов. - Выполняйте маневр наверняка, чтобы не ошибиться и не доказывать потом правоту.

В конце занятия его участники традиционно подводят итоги: «При повороте налево надо всегда смотреть в зеркало заднего вида. Если обзор закрыт - дважды, трижды перепроверять обстановку. При снижении встречного потока и загорании красного сигнала светофора смотреть, чтобы никто не проскочил».

Поворот налево на многополосных дорогах кажется на первый взгляд достаточно сложным маневром.

Связано это с тем, что приходится поворачивать аккуратно и за пару приемов.

Но если действовать по правилам, то трудностей не возникает.

Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:

  • Работающий трехцветный светофор отменяет действующие знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу».
  • Двигаться можно только на зеленый (разрешающий) сигнал. Соблюдать при движении рядность, а соответствующую полосу занимать заранее.
  • При загорании разрешающего сигнала светофора, следует уступить дорогу всем ТС и пешеходам, завершающим свой маневр на перекрестке.
  • У светофора с дополнительной секцией со стрелкой движение разрешается только в направлении, указываемом стрелкой и при ее включении.
  • Зеленая стрелка включается одновременно с красным сигналом. Это означает, что проезд в этом направлении разрешается, но при этом потребуется уступить дорогу всем ТС, движущимся в других направлениях.
  • Действия регулировщика обладают самым высоким приоритетом, даже если они противоречат дорожной разметке и сигналу светофора.

Начинающие водители первое время боятся оживленных перекрестков и поворотов на нем налево. Причин этому несколько.

Поворот налево – траектория

Во-первых, при подобном маневре приходится быть особенно внимательным и пропускать не только встречный транспорт, но и пешеходов. Скорость встречного движущегося потока может быть высокой, что и создает у новичков нервозность, во время ожидания «окна» для маневра.

Во-вторых , при левом повороте стойка автомобиля ухудшает обзор и приходится дополнительно вертеть головой для безопасного завершения маневра.

В-третьих, часто приходится завершать маневр под мигающий зеленый и проезжать перекресток вместе с уже начавшими движение машинами поперечного направления. Такая ситуация исключается, если у светофора есть дополнительная боковая секция со стрелкой.

  • Если вы приближаетесь к светофору с горящим зеленым, снизьте скорость. Возможно, в это время завершает маневр автомобиль, не успевший проехать. Особенно внимательным нужно быть на ограниченно просматриваемых перекрестках.
  • Заметив вдали красный сигнал светофора, не торопитесь и снизьте скорость. Пока вы будете приближаться, может загореться зеленый, и вы проедете без остановки.
  • Не рекомендуется проскакивать регулируемый перекресток на мигающий зеленый сигнал. Светофор мигает всего 3 секунды, а затем на нем загорается желтый, проезд на который запрещен. Продолжать движение можно только в случае, если придется воспользоваться экстренным торможением для остановки.

Поворот налево на перекрестке

Двигаясь по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора, и , водитель обязан убедиться в безопасности совершаемого действия согласно ПДД. Для этого посмотреть в зеркала заднего вида и на зебру для пешеходов впереди.

Всегда могут найтись лихачи, которые срежут угол поворота или объедут вас слева, например, с трамвайных путей.

В отсутствие встречки совершать левый поворот можно сходу, не занимая выжидательной позиции в центре перекрестка. У такого метода есть свои преимущества. Минимальное время нахождения на полосе встречного потока, не создается помеха идущим позади автомобилям.

Как не попасть в аварию на перекрестке

В остальных случаях водитель должен занять выжидательную позицию на линии перед выездом на перекресток, включить левый поворот и пропускать встречные автомашины. На середину пересечения дорог выезжать не рекомендуется по следующим причинам:

  • Пустая трата вашего времени.
  • Если загорится красный свет, а проехать вы не успеете, то можно оказаться в неприятной ситуации и перекрыть проезд для автомобилей.
  • Идущая следом машина может попытаться проехать прямо, не дожидаясь, когда полностью освободиться полоса движения, и спровоцировать ДТП.
  • Выезд на середину перекрестка оправдан, если встречная автомашина также поворачивает налево, тогда маневр можно завершить без риска для других участников движения.

При ожидании на перекрестке своей очереди повернуть налево никогда не выкручивайте руль в сторону поворота. При возможном ударе идущей следом машины есть вероятность вылететь на встречную полосу, и последствия могут быть тяжелее. Вращение рулем начинаем вместе с движением авто.

Дополнительная стрелка указателя поворота упрощает совершение подобного маневра.

Приближаясь к такому светофору, водитель должен знать следующее:

  • Сигнал основной секции светофора всегда находится в приоритете. Если зеленая стрелка совпадает с таким же на светофоре, проезжаем не задумываясь, – у нас главная дорога.
  • Зеленая стрелка с красным основным светом означает необходимость предоставить преимущество другим транспортным средствам. Например, поворачивающим направо автомашинам.
  • Свою полосу для поворота занимаем заблаговременно. Она имеет графическое обозначение на асфальте и соответствующий знак перед перекрестком. Перестроения непосредственно перед стоп-линией запрещены.
  • При совершении данного маневра нельзя использовать правило правой руки. Правильнее руководствоваться только сигналами светофора и дополнительными знаками.

Действия водителя при регулировщике ничем не отличаются. Поворот налево разрешен всего в трех случаях:

  • Регулировщик стоит боком, руки вытянуты или опущены вниз;
  • Регулировщик стоит левым боком, правая рука вытянута в сторону;
  • Регулировщик стоит к вам лицом, правая рука направлена в вашу сторону.

Вероятные аварийные ситуации и как их избежать

Внимательно следить за пешеходами и их передвижениями.

При завершении маневра водитель всегда должен их пропустить, даже если отсутствует разметка пешеходного перехода.

Двигаясь за поворачивающим налево автомобилем, будьте особенно внимательны – он закрывает обзор, и за ним может внезапно оказаться человек.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «lenruo.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «lenruo.ru»